Скачать 0.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Географический факультет/институт УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________200__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ___________Экология животных____________ Направление подготовки ____________022000 Экология и природопользование ______ Профиль подготовки _______________Общая экология_______________ Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения _____________очная_______________ (очная, заочная, очно-заочная) Ижевск 2011 1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Характеристика профессиональной деятельности бакалавра Область профессиональной деятельности бакалавра включает:
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются:
Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-3 – понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; ОК-5 – обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям; ОК-6 – иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; ОК-7 – обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений; ОК-8 – обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности; ОК-9 – быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации; ОК-10 – иметь базовые представления об основах правоведения; ОК-11 – иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре; ОК-12 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны; ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию; ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации; ПК-3 – иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;
ПК-4 – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды; ПК-5 – знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении; ПК-6 – знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования; ПК-7 – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнение окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;
ПК – 8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов; ПК – 9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;
ПК – 10 – знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии; ПК – 11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой экологической информации и использовать полученные знания на практике;
ПК – 12 – знать и уметь решать глобальные и региональные экологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы; ПК – 13 – знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования; ПК – 14 – владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать полученные знания в практике;: Принципы построения курса: Курс входит в цикл профессиональных дисциплин базовой части ООП бакалавриата. Курс адресован студентам, обучающимся по профилю подготовки «Общая экология» 3-го года обучения. Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Система живой природы», «Биология», «Общая экология», «Почвоведение», «Науки о Земле», дающие теоретическую базу основ экологии животных. Для успешного освоения курса должны быть сформированы общепрофессиональные компетенции на повышенном уровне. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Биогеография», «Методы экологических исследований», «Экологическая эпидемиология», «Рекреационное ресурсоведение» в цикле базовой и вариативной части ООП бакалавриата. В курсе выделено несколько разделов (модулей), способствующих последовательному знакомству с основными разделами экологии животных в систематическом и теоретическом плане, рационального использования ресурсов животного мира и их охраны: - предмет, задачи, содержание, история становления, современное состояние и перспективы развития экологии животных; - организм и среда: механизмы и формы адаптаций организмов к различным типам сред обитания; - эколого-систематическая характеристика, разнообразие, методы изучения, индикационное значение, охрана и использование основных групп позвоночных и беспозвоночных животных; Курс имеет практическую часть в виде семинарских и практических занятий. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 10. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости; - о путях адаптаций организмов животных к факторам и условиям среды, как системе морфо-физиологических и поведенческих приспособлений, направленных на поддержание их жизненной и репродуктивной целостности; - о совокупности факторов определяющих специфику почвенной, наземно-воздушной и водной среды обитания; - о естественной цикличности природной среды и формах приспособлений организмов к природным ритмам различного происхождения и различной длительности; - о типах и путях взаимоотношений организмов в различных средах и формируемых ими сообществах; -об особенностях антропогенной среды обитания с точки зрения адаптационных возможностей освоения ёе животными и типах формируемых сообществ; - о систематическом, экологическом и видовом разнообразии животных, их индикационных возможностях, созологическом и ресурсном значении;
- находить и устанавливать взаимосвязи между факторами среды и животным населением тех или иных местообитаний и биотопов; - анализировать видовое и экологическое разнообразие животных с точки зрения характеристик и условий среды; - оценивать антропогенное воздействие на население и разнообразие различных групп животных; - применять полученные теоретические знания об организации населения, экологии и разнообразии животных в различного рода теоретических и прикладных направлениях экологии, созологии и природопользования; - оценивать ресурсное значение животных;
- способами выявления и оценки лимитирующего воздействия экологических факторов на различные группы организмов в условиях природных и антропогенно преобразованных сред; - методами полевого и лабораторного изучения животных, с точки зрения получения частных и общих сведений по состоянию биоты, сообществ и экосистем; 3. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) «Экология животных» является овладение теоретическими сведениями и практическими навыками системного подхода в изучении и характеристике животной компоненты природных сообществ и экосистем, с точки зрения оценки их структурного и экологического разнообразия, устойчивости, ресурсного значения и охраны. Задачи освоения дисциплины:
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
форма промежуточной аттестации – зачет 5. Содержание курса лекционных занятий Раздел 1. Предмет, задачи и содержание экологии животных. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Развитие языковой, коммуникативной и социо-культурной компетенций, достаточных для участия в академических программах | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственноебюджетное образовательное учреждение высшего... Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Именно римское право стало международным «языком» официального и неофициального общения юристов и государственных деятелей, правовым... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью освоения дисциплины (модуля) судебно-медицинская экспертиза в уголовном и гражданском процессе является овладение студентами... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Международное частное право, применяемое при определении правового положения лица, а также применяемое к имущественным и личным неимущественным... | ||
Удмуртский государственный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |