Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю





НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю
страница1/5
Дата публикации02.01.2015
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Географический

факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________200__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

___________Экология животных____________
Направление подготовки

____________022000 Экология и природопользование ______

Профиль подготовки

_______________Общая экология_______________
Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

_____________очная_______________

(очная, заочная, очно-заочная)


Ижевск 2011

1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Характеристика профессиональной деятельности бакалавра
Область профессиональной деятельности бакалавра включает:

  • проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;

  • федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов РФ, другие природоохранные ведомства и учреждения);

  • учреждения Министерства регионального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства РФ и подведомственных им федеральных служб и агентств;

  • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности РФ;

  • органы власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

  • образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения;

  • природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;

  • средства массовой информации;

  • общественные организации и фонды;

  • представительства зарубежных фирм.


Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются:

  • природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;

  • государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности;

  • образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • В научно-исследовательской деятельности: Участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

  • проведение лабораторных исследований,

  • осуществление сбора и первичной обработки материала,

  • участие в полевых натурных исследованиях.

  • В проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду, участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы, проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня, разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

  • В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа, участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

  • В административной деятельности: участие в работе административных органов управления, обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.


Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3 – понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-5 – обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

ОК-6 – иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-7 – обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;

ОК-8 – обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

ОК-9 – быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;

ОК-10 – иметь базовые представления об основах правоведения;

ОК-11 – иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре;

ОК-12 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;

ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • общенаучными:

ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;

ПК-3 – иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;

  • общепрофессиональными:

ПК-4 – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК-5 – знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК-6 – знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

ПК-7 – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнение окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;

  • компетенциями в области «Экология»:

ПК – 8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;

ПК – 9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  • компетенциями в области «Природопользование»:

ПК – 10 – знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК – 11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой экологической информации и использовать полученные знания на практике;

  • компетенциями в области «Геоэкология»:

ПК – 12 – знать и уметь решать глобальные и региональные экологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

ПК – 13 – знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования;

ПК – 14 – владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать полученные знания в практике;:

Принципы построения курса:

Курс входит в цикл профессиональных дисциплин базовой части ООП бакалавриата.
Курс адресован студентам, обучающимся по профилю подготовки «Общая экология» 3-го года обучения.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Система живой природы», «Биология», «Общая экология», «Почвоведение», «Науки о Земле», дающие теоретическую базу основ экологии животных.

Для успешного освоения курса должны быть сформированы общепрофессиональные компетенции на повышенном уровне.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Биогеография», «Методы экологических исследований», «Экологическая эпидемиология», «Рекреационное ресурсоведение» в цикле базовой и вариативной части ООП бакалавриата.

В курсе выделено несколько разделов (модулей), способствующих последовательному знакомству с основными разделами экологии животных в систематическом и теоретическом плане, рационального использования ресурсов животного мира и их охраны:

- предмет, задачи, содержание, история становления, современное состояние и перспективы развития экологии животных;

- организм и среда: механизмы и формы адаптаций организмов к различным типам сред обитания;

- эколого-систематическая характеристика, разнообразие, методы изучения, индикационное значение, охрана и использование основных групп позвоночных и беспозвоночных животных;

Курс имеет практическую часть в виде семинарских и практических занятий.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 10.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

- механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости;

- о путях адаптаций организмов животных к факторам и условиям среды, как системе морфо-физиологических и поведенческих приспособлений, направленных на поддержание их жизненной и репродуктивной целостности;

- о совокупности факторов определяющих специфику почвенной, наземно-воздушной и водной среды обитания;
- о естественной цикличности природной среды и формах приспособлений организмов к природным ритмам различного происхождения и различной длительности;

- о типах и путях взаимоотношений организмов в различных средах и формируемых ими сообществах;

-об особенностях антропогенной среды обитания с точки зрения адаптационных возможностей освоения ёе животными и типах формируемых сообществ;

- о систематическом, экологическом и видовом разнообразии животных, их индикационных возможностях, созологическом и ресурсном значении;


  • Уметь:

- находить и устанавливать взаимосвязи между факторами среды и животным населением тех или иных местообитаний и биотопов;

- анализировать видовое и экологическое разнообразие животных с точки зрения характеристик и условий среды;

- оценивать антропогенное воздействие на население и разнообразие различных групп животных;

- применять полученные теоретические знания об организации населения, экологии и разнообразии животных в различного рода теоретических и прикладных направлениях экологии, созологии и природопользования;

- оценивать ресурсное значение животных;


  • Владеть

- способами выявления и оценки лимитирующего воздействия экологических факторов на различные группы организмов в условиях природных и антропогенно преобразованных сред;

- методами полевого и лабораторного изучения животных, с точки зрения получения частных и общих сведений по состоянию биоты, сообществ и экосистем;

3. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Экология животных» является овладение теоретическими сведениями и практическими навыками системного подхода в изучении и характеристике животной компоненты природных сообществ и экосистем, с точки зрения оценки их структурного и экологического разнообразия, устойчивости, ресурсного значения и охраны.

Задачи освоения дисциплины:

  • установление взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием животных, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем;

  • установление экологической роли различных групп животных в сообществах и экосистемах;

  • установление путей и механизмов поддержания разнообразия животных в составе сообществ и экосистем с точки зрения сохранения их устойчивости и ресурсной ценности;

  • понимание механизмов и направленности изменения животной компоненты природных сообществ под воздействием различного рода антропогенных факторов;


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.






п/п


Разделы, темы
дисциплины


Неделя

семе-стра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)


Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

1

2

3

4

N…





Семестр 5

1.

Раздел 1.




4




























1.1.

Тема 1




2




























1.2.

Тема 2




2




























2.

Раздел 2




32




























2.1.

Тема 1




2




























2.2.

Тема 2




2































Тема 3




2































Тема 4




2































Тема 5




2































Тема 6




2































Тема 7




2































Тема 8




2































Тема 9




2































Тема 10




2































Тема 11




2































Тема 12




2































Тема 13




2































Тема 14




2































Тема 15




2































Тема 16




2































Тема 17




2































Тема 18




2































Раздел 3







12




























Тема 1







4

4

























Тема 2







8

6

























Раздел 4







24




























Тема 3







4

4

























Тема 4







4

6

























Тема 5







4

4

























Тема 6







6

6

























Тема 7







6

6























форма промежуточной аттестации – зачет


5. Содержание курса лекционных занятий

Раздел 1. Предмет, задачи и содержание экологии животных.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Развитие языковой, коммуникативной и социо-культурной компетенций, достаточных для участия в академических программах
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственноебюджетное образовательное учреждение высшего...
Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Именно римское право стало международным «языком» официального и неофициального общения юристов и государственных деятелей, правовым...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью освоения дисциплины (модуля) судебно-медицинская экспертиза в уголовном и гражданском процессе является овладение студентами...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Международное частное право, применяемое при определении правового положения лица, а также применяемое к имущественным и личным неимущественным...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconУдмуртский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Географический факультет/институт утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск