Раздаточные материалы к стажировке «Организация проб построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности».
Индивидуальная образовательная траектория
может быть представлена формулой: содержательный компонент (ИОМ = ИУП+ИОП) +
деятельностный компонент (технологии) +
процессуальный компонент (организация УП). ИУП – ИОТ – ИОМ – ИОТ
ИУП – нормативный документ, составленный администрацией совместно с учеником и его родителями, состоящий из совокупности учебных предметов, выбранных из БУП школ РФ и УП ОУ Свердловской области.
ИОП – как документ, реализующий ИУП.
Учебный модуль должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родители и т.д.). Этот документ должен содержать в себе следующие позиции.
Учебный предмет (группа предметов, интегрированный курс).
Тип программы (базовая, углубленное изучение, авторская и т.п.).
Название модуля (тема учебной программы).
Число часов учебной программы, покрываемое модулем.
Программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю).
Способ выполнения.
Форма отчетности.
Лицензированный модуль (тема учебной программы) может допускать разнообразные способы выполнения (самостоятельное изучение, обучение в группе, практика вне школы и т.п.) и различные формы отчетности (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание и т.п.). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении учебного плана, который мы будем называть индивидуальным образовательным маршрутом. Анализ ИОП может быть представлен в виде следующей таблицы Ф. И. ученика
| Профессиональные предпочтения учащихся
| Умения учащихся
| Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения
| ставить цель
| определять задачи
| выбирать формы и методы обучения
| выбирать формы и методы контроля
| планировать свою учебную деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.
ИОМ – как процесс реализации ИОТ во времени и в определенных условиях. Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуальная образовательная траектория обладает более широким значением. ИОТ определяет персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе (А.В.Хуторской). Результаты ее реализации могут быть представлены в виде деятельностного портфолио. Он формируется в процессе прохождения учащимися индивидуальной образовательной траектории и представляет собой папку со всеми вариантами выполненных заданий обязательных и вариативных модулей.
2013-2014 учебный год
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего (полного) общего образования
_______________________________________
10 класс ( 1 полугодие)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
| Обязательные учебные предметы
| Количество часов за два года обучения
| Базовый уровень
| Профильный уровень
| Русский язык
| 70 (1/1)
| 210 (3/3)
| Литература
| 210 (3/3)
| -
| Иностранный язык
| 210 (3/3)
| -
| Математика
| 280 (4/4)
| 420 (6/6)
| История
| 140 (2/2 )
| -
| Обществознание (включая экономику и право)
| 140 (2/2)
| 210 (3/3)
| Физика
| 140 (2/2)
| 350 (5/5)
| Химия
| 70 (1/1)
| 210 (3/3)
| Биология
| 70 (1/1)
| 210 (3/3)
| Физическая культура
| 210 (3/3 )
| -
| ОБЖ
| 70 (1/1)
| -
| Учебные предметы
по выбору
| Количество часов за два года обучения
| Базовый уровень
| Профильный уровень
| Экономика
| -
| 140 (2/2)
| Право
| -
| 70 (1/1)
| География
| -
| -
| Информатика и ИКТ
| 70 (1/1)
| -
| Искусство (МХК)
| -
| -
| Технология
| -
| -
| ВСЕГО:
| ( часов в неделю)
| КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
| Элективные курсы
| Количество часов за два года обучения
| Количество групп
| «Трудные темы русского языка» (для учащихся базового уровня)
| 70 (1/1)
| 1
| «Математический практикум» (для учащихся базового уровня)
| 70 (1/1)
| 1
| «Математический практикум» (для учащихся профильного уровня)
| 70 (1/1)
| 1
| «Прикладная физика»
| 1 полугодие
| 1
| «Работа с историческими документами»
| 1 полугодие
| 1
| «Компьютерное программирование»
| 70 (1/1)
| 1
| «Самосовершенствование личности»
| 70 (0,5/0,5)
| 2
| «Разговорный английский»
| 1 полугодие
| 1
| «Актуальные вопросы химии»
| 70 (1/1)
| 1
| «Основы биологии»
| 70 (1/1)
| 1
| ВСЕГО:
| (часов в неделю)
| ИТОГО:
| (часов в неделю)
| _________________________(подпись) ______________________(дата) Согласовано:______________________(Заместитель руководителя ОУ по старшей школе) Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану
ученика ________класса________________________________
МБОУ СОШ № Профессиональная сфера (предполагаемая профессия)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ Образовательный маршрут:
Основной____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запасной________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:
в содержание образования __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________________
Подпись учащегося ________________
Подпись родителей _______________
Подпись администрации ОУ ________
АЛГОРИТМ построения индивидуальной образовательной программы (в помощь ученику)
1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
определенный срок;
успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;
способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;
по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;
уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.
6. Скорректируй ИОП
По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Варианты оформления индивидуального образовательного маршрута
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО __________________________________________
Учащегося ______ класса школы №______
на _______/_______ учебный год
№
| Название курса
| ФИО учителя
| Количество
часов
| Сроки прохождения курса
| Подпись преподавателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| Зам. директора по УВР ______________/___________ /
Учащийся ________________/____________/ Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО _________________________________________________,
ученика (цы)_____ класса школы № ____
на ______/_____ учебный год
Планы на будущее_______________________________________ _______________________________________________________
Дни недели
| Курсы по выбору
| Кол-во часов
| Сроки
прохож-
дения
| Дополнительное образование (предметы, курсы)
| Самостоятельная работа
ученика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы и рекомендации: _______________________________________________________
Модули индивидуального образовательной траектории и их содержание:
- модуль базового образования (обязательное образование, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта через УП),
- вариативный модуль (предполагающий выбор. Сюда могут входить направления образования, программы доп.образования, формы отчетности, формы обучения и т.д.),
Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала.
- модуль коррекции (созданный для учёта индивидуальных особенностей участников, это сопровождение и тьюторство, предусматривает оказание помощи обучающимся в выборе содержания из вариативной части с учётом их индивидуальных особенностей),
- модуль организационно-педагогического обеспечения (это все ресурсы, обеспечивающие ИОТ: кадры (педагогические и иные), нформационные ресурсы, технологии и т.п.), материально-технические ресурсы (оборудование, средства обучения), нормативно-правовые и документационные ресурсы, финансовые ресурсы).
модуль базового образования
обязательное образование, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
| вариативный модуль
направления образования через УП
направление личностного роста (курс Селевко),
направление знаний (двухуровневый стандарт, ИУП),
направление профессионального самоопределения («Трудный путь самоопределения», социальные практики).
(предпрофильная подготовка, ИУП), программы доп.образования (образовательные центры), формы отчетности (зачетно-модульная система оценивания, портфолио), формы обучения (очно-заочная) и т.д
| модуль коррекции
сопровождение и тьюторство
| модуль организационно-педагогического обеспечения
нормативно-правовые и документационные ресурсы, финансовые ресурсы
кадры (педагогические и иные), нформационные ресурсы, технологии,
оборудование, средства обучения
|
Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Преподаватель:
| Обучающиеся:
| 1) разбивает курс на обязательные и вариативные модули;
2) разрабатывает обязательные и вариативные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля;
3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обучающихся по индивидуальной образовательной траектории;
4) формирует деятельностное портфолио
| 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения;
2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, родителей, психологов и др.;
3) формируют деятельностное портфолио
| |