Скачать 1.64 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.12 ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103 География, Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
- профессор, д.г.н. Денисов В.В., - ст. преподаватель, к.п.н. Кожевникова Т.А. - ассистент кафедры географии и экологии Чумакова С.В. 1.2 Рецензенты: - старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А - доктор географических наук , профессор Павлова Л.Г 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. цель курса - знакомство студентов с общими вопросами этой научной дисциплины, предваряющими изучение региональных курсов экономической и социальной географии России и стран зарубежного мира. Подготовка студентов к восприятию географического пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса, сформировать целостное представление о современном мире, в окружении которого находится Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах и районах. задачами курса являются: подготовка специалиста к будущей рактической работе - преподаванию географии в старших классах. место курса в общей системе подготовки специалиста: Курс «Общая и социальная география» является одним из профилирующих в системе подготовки учителя географии. Курс включает 8 тем (теоретическое введение; историко-геогра-фическое введение; современная политическая карта мира; мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды; география населения мира с основами демографии и этнографии; научно-техническая революция и наука; мировое хозяйство; основы экономики и технологии ведущих отраслей хозяйства), которые охватывают как теоретические проблемы науки, так и географическую конкретику, связанную с характеристикой политической карты мира, мирового населения и хозяйства. В каждой теме сначала выделен материал, предназначенный для лекционного изложения. Затем дается тематика лабораторно-семинарских занятий по теме. Содержание курса позволяет показать историю формирования современной политической карты мира, населения, включая его рост, движение, структуру, материальную и духовную культуру, особенности формирования международного географического разделения труда, отраслевую структуру хозяйства, законы его развития в эпоху НТР, выявить роль отдельных регионов, а также способствует глубокому пониманию неразрывного единства природы общества-хозяйства и роли географической науки в оптимизации отношений человека и природной среды. Наряду с теоретическими знаниями будущий учитель должен овладеть практическими навыками работы с картами, статистическим материалом, должен научиться обрабатывать первичные материалы, строить диаграммы, графики, картосхемы, картодиаграммы, выступать с сообщениями, четко и кратко излагать мысли, делать выводы. Для достижения этих целей в программу курса включены практические и семинарские занятия. После окончания курса студенты должны знать: - причины изменений политической карты мира, влияния политических процессов на жизнь, деятельность людей, развития хозяйства: - основные закономерности экономической и социальной географии мира и регионов; - географо-экономические аспекты природопользования; - закономерности размещения основных видов ресурсов, проблемы их истощения; - особенности размещения населения, демографической ситуации и демографической политики, миграций и урбанизации, трудовых ресурсов, отдельных стран и регионов; - влияние НТР на мировое хозяйство, размещение основных отраслей хозяйства; - изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферой; - различие в специализации хозяйства отдельных стран и регионов мира; - причины возникновения глобальных проблем человечества. Студенты должны уметь: прогнозировать: - ресурсообеспеченность стран и регионов различными вилами ресурсов; - темпы роста народонаселения, тенденции изменения возрастного состава населения, темпы урбанизации; - тенденции изменения мирового хозяйства, географии и отраслей - изменения в территориальной структуре регионов и стран: - последствия дальнейшего изменения природной среды. - описывать географические объекты, явления, процессы. В основе содержания программы положены исследования ученых: В.П Максаковского, С.Б.Лаврова , В.В. Вольского. При разработке программы использована программа курса «Общая экономическая и социальная география», авторы Т.А. Кожевникова и В.В. Денисов, Мурманск, Изд-во МГПУ, 2005. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО Общая экономическая и социальная Предмет, содержание, методология, основные теории, концепции, понятийно-терминологический аппарат. Научные школы. Всемирный исторический процесс и его периодизация, историческая география. Современная политическая карта мира. Типология стран. Формы государственного строя. Политическая география и геополитика. География мировых природных ресурсов. География населения мира с элементами геодемографии. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства. География мирового хозяйства, его отраслевая и территориальная структура, географические модели. География основных отраслей. Глобальные проблемы человечества, глобальные изменения и география. Глобальные географические прогнозы. 1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение в предмет. История географических идей. 1.1. Становление и развитие экономической и социальной географии. Зарождение идей и становление экономической и социальной географии. Основные этапы развития, ключевые авторы и работы европейских мыслителей и исследователей-основоположников общественной ветви географии в Европе в XVI – первой половине XIX в.в. (Гвиччардини, Варениус, Пети). Развитие экономико-географических представлений в России в XVIII-XIX в.в. (Кириллов, Татищев, Ломоносов, Арсеньев, Огарев и др.). Экономическая география во второй половине XIX – начале XX в., начало дифференциации, основные научные школы и направления (страноведческое, статистическое, экологическое, антропогеографическое). Развитие экономической и социальной географии в советский период (Баранский, Колосовский, Анучин и др.). 1. 2. История географических идей. Историческая география. Древний мир. Первобытная эпоха. Цивилизации древнего Востока. Древние цивилизации Средиземноморья. Племена и цивилизации Евразии, Африки, Америки и Австралии. Средние века. Общие черты мирового развития. Развитие Европы, Ближнего и Среднего востока, Азии, Африки, Америки и Океании. Новое время. Общие черты мирового развития. Развитие Европы, Азии. Географическое разделение труда и торговые связи. Великие географические открытия. Основные причины и предпосылки Великих географических открытий. Причины заокеанской экспансии Испании. Открытие Америки. Христофор Колумб и его путешествия. Открытия Южной Америки соперниками Колумба. Открытие Бразилии португальцами. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Васка да Гама и открытие морского пути в Индию. Путешествия вокруг Африки. Исследование Восточной Африки в 16 – 17 вв. Исследователи Конго и первое пересечение Африки. Первое кругосветное путешествие. Ф.Магеллан. Первые последователи Магеллана. Последствия и историческое значение Великих географических открытий. Образование первых колониальных империй. Складывание мирового рынка. Раздел 2. Современная политическая карта мира. Государственная территория и границы. Этапы формирования политической карты мира. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Формы правления и политико–административного деления мира. Основные направления современных политико-географических исследований. Формирование политической карты мира после второй мировой войны. Распад колониальной системы империализма. Образование мировой социалистической системы. Отражение на политической карте мира политического, военного и идеологического противостояния СССР, стран Варшавского Договора, СЭВ, с одной стороны, и США, стран НАТО, Европейского сообщества – с другой, в 1946 – 1991гг. Современная геополитическая ситуация важнейших стран мира – США, Японии, Германии, Китая, России и др. Распад СССР и его последствия на политической карте мира. Раздробление политической карты в Европе и Азии в 90-х годах. Современная политическая карта мира и международные отношения. Раздел 3. География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Понятия о природных условиях и ресурсах, о ресурсообеспеченности. Проблемы ресурсообеспеченности стран мира. Классификация природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Социально-экономические аспекты использования минеральных ресурсов. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд, изменения в его структуре. Региональные различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблема деградации с-х земель, пути решения. Водные ресурсы. Неравномерность распределения речного стока. Проблема пресной воды и пути ее решения. Мировой гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы; размещение лесных ресурсов. Обеспеченность лесными ресурсами различных регионов и стран. Деградация лесов, ее масштабы и последствия. Борьба с обезлесением. Ресурсы Мирового океана. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, его масштабы и последствия. Понятие о "грязных" производствах. Обострение экологических проблем и пути их решения. Критические экологические районы мира. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды на разных уровнях. Международные организации. Раздел 4. География населения мира. Народонаселение – важнейший элемент земного шара, главная производительная сила общества. Источники сведений о народонаселении, прежде всего – переписи населения. Изученность населения в современном мире. Международные организации в области народонаселения, особенно по линии ООН. Позиции географии населения в нашей стране и зарубежных странах. Численность населения мира и его воспроизводство. Теория демографического перехода. Два типа воспроизводства мирового населения. Глобальные и международные проблемы быстрого роста населения земного шара, особенно ряда крупнейших стран. Демографическая политика, ее методы, пути и результаты в странах разных типов. Миграции населения, причины и направления. Проблемы, связанные с миграциями. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы, экономически активное население. Качество рабочей силы. Проблемы безработицы. Народонаселение и мировое развитие – перспективы на ближайшие десятилетия. Расовый и этнический состав населения. Проблемы межнациональных отношений. Религиозный состав населения мира, родоплеменные, национальные и мировые религии. Влияние религии на экономическую и социальную жизнь страны. Этнические, национальные и государственные территории и границы; сложные вопросы и противоречия из-за несовпадения их в ряде районов земного шара. Деление народонаселения на языковые семьи и группы народов. Мировые и международные языки. Религиозные конфликты. Расселение населения. Общая картина размещения населения земного шара, крайняя неравномерность. Неразрывная связь размещения населения и хозяйства. Большие различия расселения населения по материкам, регионам, странам, их внутренним районам. Важнейшие сдвиги в географии расселения населения мира после второй мировой войны, в том числе под влиянием НТР. Географические формы расселения. Сельские и городские поселения как главные формы расселения населения. Расселение и окружающая среда. Сельские поселения и сельская местность как преобладающая форма расселения населения на земном шаре. Функции сельской местности в разных странах мира. Урбанизация как глобальный, сложнейший социально – экономический процесс современности и будущего человечества. Понятие об урбанизации; большие различия понятия "город" в разных странах. Источники роста городов и численности городского населения; показатели уровня урбанизированности в разных странах. Многообразие типов городов и городского расселения. Тенденции развития городов – от "точечных" до агломераций и мегаполисов. Раздел 5. Научно-техническая революция. Наука. Основные черты НТР. Воздействие НТР на отраслевую структуру и размещении хозяйства. Взаимодействие природы и общества на современном этапе. Концепция устойчивого развития и роль географии в ее реализации. Понятие о геоэкологии как теоретической основе рационального природопользования. География науки. Наука как объект географического исследования. Роль науки в современном обществе. Пространственное развитие мировой науки, организационная структура научных исследований, основные показатели эффективности. География науки стран и регионов мира, СССР и России. Современные формы инновационного развития и его научного обеспечения (инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы). Декларация о науке и использовании научного знания. |
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая,... Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 Кольский Север на английском... На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная... Автор программы: к п н., ст преподаватель кафедры географии и геоэкологии В. М. Возница | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:... Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира | ||
Учебная программа дисциплины дпп. 05 Экономическая география основная... Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география... Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Ильин Г. В | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |