Скачать 137.67 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» " Современная экология и глобальные экологические проблемы " МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Красноярск 2011 Разработчик: С.В. Хижняк Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерская программа 011200.68.07«Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора». Цели и задачи изучения дисциплины Обострение локальных и глобальных экологических проблем требует распространения знаний о них среди широких масс населения. Однако особенно опасно незнание данных проблем среди лиц, принимающих решения и тем самым влияющих на состояние биосферы и, следовательно, определяющих будущее человечества. Цель дисциплины: сформировать экологическое мышление для анализа и решения экологических проблем. Задачи изучения дисциплины заключаются в расширении знаний об основах общей и прикладной экологии, принципах рационального природопользования и охраны природы, получении сведений о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основы учения о биосфере; процессы, протекающие в биосфере; механизмы функционирования биосферы; пути и механизмы взаимодействия человечества с биосферой Уметь: прогнозировать экологические последствия реализации социально-значимых проектов; планировать и проводить мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией Владеть: навыками анализа и прогноза развития экосистем, а также анализа и прогноза воздействия человечества на биосферу, в том числе – с применением информационных технологий 2 Объем дисциплины и виды учебной работы 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
2. Содержание дисциплины Дисциплина «Современная экология и глобальные экологические проблемы» представляется четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает фундаментальные основы функционирования биосферы и взаимодействия между человечеством и биосферой.
3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа по курсу «Современная экология и глобальные экологические проблемы» включает написание реферата, подготовка презентации по теме реферата, подготовка к выступлению по выбранной теме. Трудоемкость написания реферата и подготовки к выступлению с докладом – 1,22 з. е. или 44 часа. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Написание и защита реферата: В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою. Задание по написанию реферата выдается лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point. Примерные темы рефератов:
Плюсы и минусы атомных электростанций (2 чел) Чернобыль: экологические последствия (3 чел) ГХК и его воздействие на окружающую среду (3 чел) Проблема ввоза и переработки отработанного ядерного топлива (2 чел)
Причины, вызывающие парниковый эффект (3 чел) Экологические последствия парникового эффекта - глобальное потепление климата ( 3 чел)
Физические и химические основы ядерной зимы (2 чел) Биологические последствия (2 чел)
Причины истощения (3 чел) Биологические результаты этого истощения (3 чел)
Общее загрязнение нефтью, включая океаны (3 чел) Загрязнение России и Сибири (Ямал, Татарстан, Чечня) (3чел)
Загрязнение воздуха (КРАЗ, автотранспорт) (3 чел) Загрязнение воды (3 чел) Загрязнение пищи – отдельно о Березовке (3 чел)
Во всем мире (2 чел) В стране (2 чел) В крае (2 чел) Возобновляемые источники энергии (3 чел)
Пояснение: в скобках справа указано максимальное количество человек на данную тему или подтему. При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20−30 страниц. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на семинарских занятиях в интерактивной форме, т.е. в том числе и с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д. 4. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
3. Печуркин Н. С. Энергетическая направленность развития жизни на планете Земля. (Энергия и жизнь на Земле) : монография/Н. С. Печуркин; Сибирский федеральный университет [СФУ]. – 2010 - 403 с. (10 экз.) 4.Экология города. / Под ред. В.В. Денисова – Ростов н/Д, М.: МарТ, 2008. - 832 с.(3 экз.) 5. Акимова, Т. А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: учебник для вузов : рекомендовано Министерством образования РФ / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с (15 экз.) Дополнительная литература
Электронные издания
Информационные ресурсы
Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы включают: 1) перечень тем рефератов; 2) перечень контрольных вопросов. Форма проведения зачета: устный ответ на вопросы. Примерный перечень контрольных вопросов: 1. Потоки энергии и циклы вещества в биосистемах различного типа. 2. Круговорот вещества и трансформация энергии в простой экосистеме. 3. Энергетический принцип экстенсивного развития. 4. Экспериментальные эволюционные машины 5. Распространение резистентности к лекарствам у патогенных организмов. 6. Энергический принцип экстенсивного развития в развитии экосистем (ЭПЭР). 7. Концепция биосферы. 8. Универсальный принцип эволюции биосферы и ее компонентов. 9. Глобальный биотический круговорот. 10. Иерархический подход к моделированию биосферы. 11. Пути к ноосфере. 12. Концепция бесприродного технического мира (БТМ). 13. Биосферика как интегральная наука о развитии биосферы, ее переходе в ноосферу 14. Концепция «Гея» - планета Земля как живой организм. 15. Об угрозе потери устойчивости биосферы как целостной системы. 16. Необходимость применения дистанционного зондирования в мониторинге. 17. Приборы для дистанционного зондирования. 18. Мониторинг лесных экосистем. 19. Мониторинг пожаров. 20. Мониторинг биотических и техногенных воздействий на лесные экосистемы. 21. Используя он-лайн калькуляторы по адресам. Предложенным преподавателем, измерить свой экологический след. 22. Используя предоставленные преподавателем снимки, измерить площадь и направление распространения лесных пожаров. 23. Написать модель круговорота углерода в замкнутой системе, включающей автотрофов и гетеротрофов. 24. Энергический принцип интенсивного развития (ЭПИР). 25. История взаимоотношений человечества и Биосферы. 26. Концепция ноосферы. |
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... |