МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________Борисенкова М.Ю. Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МКОУ Городокская СОШ №2
_____________ Якушева И.Н. «____»____________2014 г.
| «Утверждено»
Директор МКОУ Городокская СОШ №2
_____________ Ганненко Е.В. Приказ № ______________ от «___»____2014 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Романовой Натальи
Владимировны
учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края»
5-8 классы
С. Городок
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённого Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в красноярском крае»
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;
применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.
Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:
Познавательной:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативной:
способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивной:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Социальной:
оценивать возможности и ограничения использования отдельных видов ресурсов с точки зрения перспективы развития края.
Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, физики, химии, биологии. В ней отражены характеристики территории, в которой имеет место изучение объектов, явлений и процессов природной среды Красноярского края, их своеобразия, экологических проблем, особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих на территории края.
Структура программы содержит одиннадцать разделов, которые распределены по классам с учётом межпредметных связей с дисциплинами федерального компонента и курсами национально-регионального компонента. Их названия определяют главную идею темы, которая раскрывается при изучении компонентов природного комплекса края и населения. Количество часов распределено по классам в соответствии с объёмом содержания и необходимостью экскурсионных выходов выполнения практических работ на местности. Каждый раздел содержит перечень видов практической деятельности и самостоятельной работы учащихся творческого характера в рубриках «Практические работы» и «Проектная деятельность».
5 класс - 18 часов Визитная карточка (2 часа) Место края на карте России. Площадь. Герб. Флаг. Численность населения. Красноярск - центр края. Административно-территориальное деление: автономные округа, районы. Природные и общественные символы края (заповедник «Столбы», река Енисей, Красноярская ГЭС, «Норильский никель», и др.). Край сурового климата, богатства недр, гидроресурсов, лесов. Красноярский край – большая земля (4 часа) Географическое положение края на карте страны, материка. Морские и сухопутные границы. Мыс. Челюскин – самая северная точка, края, страны, Евразии. Таймыр – самый большой полуостров России. Географический центр России. Енисей – собиратель земель красноярских. Северная Земля – последнее географическое открытие ХХ века. Моря, омывающие берега края.
Практические работы: 1. Нанести на контурную карту России: границы края, его «соседей», п-ов Таймыр, м. Челюскин, р. Енисей, моря Карское и Лаптевых, географический центр России, г. Красноярск и свой населённый пункт. Воздушный океан края (12 часов) Аэротерритория края. Край суровой зимы и жаркого лета. Времена года. Их характеристика: продолжительность, условия тепла, характер выпадения осадков (в том числе, роса, туман, снег, гроза), виды облаков, направление ветра. Атмосферные явления, наблюдаемые в крае: Северное сияние, заморозки, гололёд, гололедица, снежные бури, магнитные бури, хиус, метель, радуга. Полярный день и полярная ночь. Сезонные изменения в живой природе на разных территориях края.
Практические работы: 1. Проведение экспериментов «Смена дня и ночи», «Полярное сияние», «Радуга». 2. Составление бюллетеня погоды за день, неделю, месяц. 3. Ведение фенологического дневника.
6 класс - 18 часов Облик земли красноярской (4 часов) Горы и равнины Красноярского края. История природы на территории края. Явления землетрясений, выветривания, образования карстовых пещер, оврагов, многолетняя мерзлота.
Минералы и горные породы, распространённые на территории края. Полезные ископаемые. Уникальные месторождения Тунгусского каменного угля, Канско-Ачинского бурого угля, Норильских медно-никелевых руд, Ногинского графита, исландского шпата (Эвенкия), Олимпиаднинского золота.
Практические работы: 1. Нанести на контурную карту Средне-Сибирское плоскогорье, Северо-Сибирскую низменность, Западно-Сибирскую равнину (в пределах Красноярского края), горы Бырранга, Саяны, подписать их максимальные высоты. 2. Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых края. 3. Экскурсия в геологический музей или подготовить сообщения о полезных ископаемых своей местности. 4. Проведение экспериментов: «Метаморфизм», «Образование осадочных пород», «Складкообразование», «Землетрясение». 5. Работа с минералами и горными породами: определение по внешнему виду, наиболее распространённых в своей местности.
От полярных широт до Саянских вершин (7 часов) Внешний облик природных зон края (арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, подтайга - зона высокотравных лесов, лесостепь, степь). Природа гор.
Почвенный покров. Основные типы растительных сообществ природных зон края. Особенности и биологическое разнообразие животного мира природных зон.
Плодородие. Основные сельскохозяйственные культуры и их биологические особенности и агротехника возделывания на территории Красноярского края. Влияние удобрений на урожайность сельскохозяйственных растений. Виды и нормы внесения удобрений. Пестициды.
Почва – среда жизни организмов. Приспособления живых организмов к обитанию в почве. Роль живых организмов в почвообразовании: бактерий, грибов, дождевых червей. Лишайники – пионеры почвообразования. Многообразие лишайников в Красноярском крае.
Эрозия почв. Районы Красноярского края, подверженные эрозионным процессам. Причины эрозии и защитные мероприятия.
Лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы.
Промыслово-охотничьи ресурсы. Животные, опасные для человека.
Редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу Красноярского края. Практические работы: 1. Анализ почв своей местности: цвет, механический состав, кислотность, влажность. 2. Нормы и правила внесения удобрений (на примере комнатных растений). 3. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовании. 4. Определение нитратов в овощах, выращенных на разных почвах своей местности. 5. Определение растений и животных своей местности с использованием атласа-определителя.
Практические работы на местности: 1. Изучение местных видов лишайников. 2. Экскурсия на овраг. 3. Экскурсия в музей (экспозиция «Животный и растительный мир»). 4. Экскурсия в ботанический сад, зоопарк.
Проектная деятельность: 1. Составить проект «Останови овраг!». 2. Составить буклет «Лекарственные растения своей местности. Правила сбора, хранения и применения». 3. Разработать памятку грибника. 4. Разработать памятку «Правила поведения при встрече с опасными животными на местности». 5. Оформить стенд «Редкие и исчезающие виды растений и животных Красноярского края». 6. Подготовить рефераты на тему «Акклиматизированные виды животных», «Районированные сорта сельскохозяйственных растений Красноярского края».
Енисей-Батюшка и его друзья (7 часов) Главные реки края: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Ангара, Хатанга, Пясина, Таймыра, Чулым. Питание и режим северных рек и рек юга края. Понятия «торосы», «шуга». Перенос реками твердых частиц. Озера края. Характеристика озер Таймырского полуострова и плато Путорана. Лечебные озёра Назаровской и Минусинской котловин. Хантайское, Красноярское, Саяно-Шушенское водохранилища. Болота, их роль в природе, распространение. Химизм поверхностных вод. Подземные и минеральные воды. Кожановское, Тагарское месторождения месторождения минеральных вод. Покровные ледники Северной Земли, горные ледники Бырранга и плато Путорана, снежники Саян.
Вода – среда жизни организмов. Приспособленность живых организмов к обитанию в водной среде. Видовой состав рыб рек и озёр Красноярского края. Промысловые виды рыб. Охрана и возобновление рыбных богатств. Животные арктических морей.
Практические работы: 1.Обозначить на контурной карте главные реки края и реку, на которой стоит ваш населенный пункт, стрелками показать направление их течений. 2. Составить описание реки своей местности по плану: 1) название реки; 2) где берёт начало; 3) в каком направлении течёт; 4) куда впадает; 5) к бассейну какого океана принадлежит; 6) источник питания; 7) характер течения; 8) как используется в хозяйственной деятельности. 3. Провести эксперименты «Состав и свойства воды». 4. Изучить способы очистки воды.
Практическая работа на местности: Экскурсия на ближайший водоём.
Проектная деятельность: 1. Составить стенд «Портрет моей реки (озера)». 7 класс - 18 часов Нам дорога природа края (11 часов) Качество природной среды и состояние природных ресурсов. Атмосферный воздух, его качество и основные загрязнители. Поверхностные и подземные воды их состояние. Качество питьевой воды. Почвы и земельные ресурсы их структура, качество и состояние. Недра и минеральные ресурсы: добыча, использование и охрана. Леса: лесопользование, лесовосстановление и охрана. Животный мир: беспозвоночные, позвоночные наземные, рыбы их состояние и охрана. Радиационная обстановка, виды и дозы облучения.
Система охраняемых территорий и объектов, история ее формирования.
Заповедники Красноярского края (Большой Арктический, Тунгусский Таймырский, Путоранский, Центрально-Сибирский, «Столбы», Саяно-Шушенский), их характеристика. Уникальность природных охраняемых объектов. Заказники на территории края. Национальные парки («Шушенский бор»). Биологические станции. Ботанические сады. Памятники природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Музей-заповедник. Зеленые зоны.
Практические работы на местности: 1. Лабораторные исследования качества питьевой воды. 2. Лабораторные исследования качества почв. 3. Экскурсия в ближайший природно-охранный объект от места проживания (национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы). 4. Экскурсия на городские и загородные природные объекты с проведением природоохранных мероприятий.
Проектная деятельность: 1. Составить свод правил поведения в природе. 2. Составить буклеты «По заповедникам Красноярского края», «Памятники природы своей местности». 3. Разработать рекламный проспект «Лечебно-оздоровительные возможности нашей местности».
«Сюрпризы» нашей природы (7 часов) Катастрофические явления природы в крае: снежные бури, ураганы, наводнения, дождевые паводки, ледяные торосы, снегопады, град, лесные пожары, землетрясения. Причины их возникновения, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей и меры снижения их неблагоприятных последствий. Защита населения от стихийных природных явлений.
Проектная деятельность: 1. Составить каталог явлений с их кратким описанием и указанием территорий в Красноярском крае, где чаще всего они наблюдаются. 2. Разработать в виде сигналов-символов правила поведения при возникновении стихийных природных явлений, характерных для своей местности.
8 класс - 18 часов Сибиряк и его здоровье (10 часов) Здоровье населения и окружающая среда. Природные факторы и их влияние на здоровье жителей Красноярского края: йододефицит, ультрафиолетовый дефицит, продолжительность морозного периода и низких температур, природно-очаговые инфекции. Адаптация человека к экстремальным природным условиям. Профилактика заболеваний. Здоровое питание.
Влияние производственной и бытовой деятельности людей на качество атмосферного воздуха, воды, почвы и здоровье населения.
Практические работы: 1. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, солнечный удар и др. 2. Измерение уровня углекислого газа в атмосфере, при горении, в выдыхаемом воздухе. 3.
Проектная деятельность: 1. Составить карты здоровья ученика, класса, школы. 2. Составить проект «Экологический комфорт школы». 3. Разработать меню для школьной столовой с учётом потребностей организма в конкретных природных условиях на примере своей местности. Семейный альбом (8 часов) Численность и плотность населения. Транссиб – главная полоса расселения края. Изменение численности населения и его причины. Наиболее плотно заселённые и малозаселённые территории края. Соотношение мужского и женского населения. Возрастные группы людей. Национальный состав населения края. Коренные малочисленные народы.
Городское и сельское население. Города края, их роль в хозяйственной, культурной, общественной жизни края. Особенности сельских поселений.
Практические работы: 1. Составить демографический «портрет» семьи. 2. Нанести на контурную карту населённые пункты – административные центры районов края.
Практическая работа на местности: Экскурсия по городу и в местный краеведческий музей (знакомство с экспозицией «Население»).
Проектная деятельность: Составить прогноз изменения численности населения в крае, своём населённом пункте.
Планирование курса «Природа и экология Красноярского края»
по классам
Класс
| Раздел программы
| Кол-во часов
| 5
| Визитная карточка
| 2
| Красноярский край – большая земля
| 4
| Воздушный океан края
| 12
| 6
| Облик земли красноярской
| 4
| От полярных широт до Саянских вершин
| 10
| Енисей-Батюшка и его друзья
| 4
| 7
| Нам дорога природа края
| 11
| «Сюрпризы» нашей природы
| 7
| 8
| Сибиряк его здоровье
| 10
|
| Семейный портрет
| 8
| Планирование разделов курса «Природа и экология Красноярского края»
-
№ п/п
| Раздел программы
| Кол-во часов
| 1.
| Визитная карточка
| 2
| 2.
| Красноярский край – большая земля
| 4
| 3.
| Воздушный океан края
| 12
| 4.
| Облик земли красноярской
| 4
| 5.
| От полярных широт до Саянских вершин
| 7
| 6.
| Енисей-Батюшка и его друзья
| 7
| 7.
| Нам дорога природа края
| 11
| 8.
| «Сюрпризы» нашей природы
| 7
| 9.
| Сибиряк и его здоровье
| 10
| 10.
| Семейный портрет
| 8
| |