Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края»





Скачать 440.11 Kb.
НазваниеРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края»
страница1/5
Дата публикации19.02.2015
Размер440.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа №2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Борисенкова М.Ю.
Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МКОУ Городокская СОШ №2

_____________ Якушева И.Н.
«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МКОУ Городокская СОШ №2

_____________ Ганненко Е.В.
Приказ № ______________ от «___»____2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Романовой Натальи

Владимировны

учителя 1 квалификационной категории
по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края»

5-8 классы



С. Городок

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённого Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в красноярском крае»

Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.

Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:

Познавательной:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативной:

способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивной:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Социальной:

оценивать возможности и ограничения использования отдельных видов ресурсов с точки зрения перспективы развития края.

Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, физики, химии, биологии. В ней отражены характеристики территории, в которой имеет место изучение объектов, явлений и процессов природной среды Красноярского края, их своеобразия, экологических проблем, особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих на территории края.

Структура программы содержит одиннадцать разделов, которые распределены по классам с учётом межпредметных связей с дисциплинами федерального компонента и курсами национально-регионального компонента. Их названия определяют главную идею темы, которая раскрывается при изучении компонентов природного комплекса края и населения. Количество часов распределено по классам в соответствии с объёмом содержания и необходимостью экскурсионных выходов выполнения практических работ на местности. Каждый раздел содержит перечень видов практической деятельности и самостоятельной работы учащихся творческого характера в рубриках «Практические работы» и «Проектная деятельность».

5 класс - 18 часов
Визитная карточка (2 часа)
Место края на карте России. Площадь. Герб. Флаг. Численность населения. Красноярск - центр края. Административно-территориальное деление: автономные округа, районы. Природные и общественные символы края (заповедник «Столбы», река Енисей, Красноярская ГЭС, «Норильский никель», и др.). Край сурового климата, богатства недр, гидроресурсов, лесов.
Красноярский край – большая земля (4 часа)
Географическое положение края на карте страны, материка. Морские и сухопутные границы. Мыс. Челюскин – самая северная точка, края, страны, Евразии. Таймыр – самый большой полуостров России. Географический центр России. Енисей – собиратель земель красноярских. Северная Земля – последнее географическое открытие ХХ века. Моря, омывающие берега края.

Практические работы: 1. Нанести на контурную карту России: границы края, его «соседей», п-ов Таймыр, м. Челюскин, р. Енисей, моря Карское и Лаптевых, географический центр России, г. Красноярск и свой населённый пункт.
Воздушный океан края (12 часов)
Аэротерритория края. Край суровой зимы и жаркого лета. Времена года. Их характеристика: продолжительность, условия тепла, характер выпадения осадков (в том числе, роса, туман, снег, гроза), виды облаков, направление ветра. Атмосферные явления, наблюдаемые в крае: Северное сияние, заморозки, гололёд, гололедица, снежные бури, магнитные бури, хиус, метель, радуга. Полярный день и полярная ночь. Сезонные изменения в живой природе на разных территориях края.

Практические работы: 1. Проведение экспериментов «Смена дня и ночи», «Полярное сияние», «Радуга». 2. Составление бюллетеня погоды за день, неделю, месяц. 3. Ведение фенологического дневника.

6 класс - 18 часов
Облик земли красноярской (4 часов)
Горы и равнины Красноярского края. История природы на территории края. Явления землетрясений, выветривания, образования карстовых пещер, оврагов, многолетняя мерзлота.

Минералы и горные породы, распространённые на территории края. Полезные ископаемые. Уникальные месторождения Тунгусского каменного угля, Канско-Ачинского бурого угля, Норильских медно-никелевых руд, Ногинского графита, исландского шпата (Эвенкия), Олимпиаднинского золота.

Практические работы: 1. Нанести на контурную карту Средне-Сибирское плоскогорье, Северо-Сибирскую низменность, Западно-Сибирскую равнину (в пределах Красноярского края), горы Бырранга, Саяны, подписать их максимальные высоты. 2. Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых края. 3. Экскурсия в геологический музей или подготовить сообщения о полезных ископаемых своей местности. 4. Проведение экспериментов: «Метаморфизм», «Образование осадочных пород», «Складкообразование», «Землетрясение». 5. Работа с минералами и горными породами: определение по внешнему виду, наиболее распространённых в своей местности.

От полярных широт до Саянских вершин (7 часов)
Внешний облик природных зон края (арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, подтайга - зона высокотравных лесов, лесостепь, степь). Природа гор.

Почвенный покров. Основные типы растительных сообществ природных зон края. Особенности и биологическое разнообразие животного мира природных зон.

Плодородие. Основные сельскохозяйственные культуры и их биологические особенности и агротехника возделывания на территории Красноярского края. Влияние удобрений на урожайность сельскохозяйственных растений. Виды и нормы внесения удобрений. Пестициды.

Почва – среда жизни организмов. Приспособления живых организмов к обитанию в почве. Роль живых организмов в почвообразовании: бактерий, грибов, дождевых червей. Лишайники – пионеры почвообразования. Многообразие лишайников в Красноярском крае.

Эрозия почв. Районы Красноярского края, подверженные эрозионным процессам. Причины эрозии и защитные мероприятия.

Лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы.

Промыслово-охотничьи ресурсы. Животные, опасные для человека.

Редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу Красноярского края.
Практические работы: 1. Анализ почв своей местности: цвет, механический состав, кислотность, влажность. 2. Нормы и правила внесения удобрений (на примере комнатных растений). 3. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовании. 4. Определение нитратов в овощах, выращенных на разных почвах своей местности. 5. Определение растений и животных своей местности с использованием атласа-определителя.

Практические работы на местности: 1. Изучение местных видов лишайников. 2. Экскурсия на овраг. 3. Экскурсия в музей (экспозиция «Животный и растительный мир»). 4. Экскурсия в ботанический сад, зоопарк.

Проектная деятельность: 1. Составить проект «Останови овраг!». 2. Составить буклет «Лекарственные растения своей местности. Правила сбора, хранения и применения». 3. Разработать памятку грибника. 4. Разработать памятку «Правила поведения при встрече с опасными животными на местности». 5. Оформить стенд «Редкие и исчезающие виды растений и животных Красноярского края». 6. Подготовить рефераты на тему «Акклиматизированные виды животных», «Районированные сорта сельскохозяйственных растений Красноярского края».

Енисей-Батюшка и его друзья (7 часов)
Главные реки края: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Ангара, Хатанга, Пясина, Таймыра, Чулым. Питание и режим северных рек и рек юга края. Понятия «торосы», «шуга». Перенос реками твердых частиц. Озера края. Характеристика озер Таймырского полуострова и плато Путорана. Лечебные озёра Назаровской и Минусинской котловин. Хантайское, Красноярское, Саяно-Шушенское водохранилища. Болота, их роль в природе, распространение. Химизм поверхностных вод. Подземные и минеральные воды. Кожановское, Тагарское месторождения месторождения минеральных вод. Покровные ледники Северной Земли, горные ледники Бырранга и плато Путорана, снежники Саян.

Вода – среда жизни организмов. Приспособленность живых организмов к обитанию в водной среде. Видовой состав рыб рек и озёр Красноярского края. Промысловые виды рыб. Охрана и возобновление рыбных богатств. Животные арктических морей.

Практические работы: 1.Обозначить на контурной карте главные реки края и реку, на которой стоит ваш населенный пункт, стрелками показать направление их течений. 2. Составить описание реки своей местности по плану: 1) название реки; 2) где берёт начало; 3) в каком направлении течёт; 4) куда впадает; 5) к бассейну какого океана принадлежит; 6) источник питания; 7) характер течения; 8) как используется в хозяйственной деятельности. 3. Провести эксперименты «Состав и свойства воды». 4. Изучить способы очистки воды.

Практическая работа на местности: Экскурсия на ближайший водоём.

Проектная деятельность: 1. Составить стенд «Портрет моей реки (озера)».
7 класс - 18 часов
Нам дорога природа края (11 часов)
Качество природной среды и состояние природных ресурсов. Атмосферный воздух, его качество и основные загрязнители. Поверхностные и подземные воды их состояние. Качество питьевой воды. Почвы и земельные ресурсы их структура, качество и состояние. Недра и минеральные ресурсы: добыча, использование и охрана. Леса: лесопользование, лесовосстановление и охрана. Животный мир: беспозвоночные, позвоночные наземные, рыбы их состояние и охрана. Радиационная обстановка, виды и дозы облучения.

Система охраняемых территорий и объектов, история ее формирования.

Заповедники Красноярского края (Большой Арктический, Тунгусский Таймырский, Путоранский, Центрально-Сибирский, «Столбы», Саяно-Шушенский), их характеристика. Уникальность природных охраняемых объектов. Заказники на территории края. Национальные парки («Шушенский бор»). Биологические станции. Ботанические сады. Памятники природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Музей-заповедник. Зеленые зоны.

Практические работы на местности: 1. Лабораторные исследования качества питьевой воды. 2. Лабораторные исследования качества почв. 3. Экскурсия в ближайший природно-охранный объект от места проживания (национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы). 4. Экскурсия на городские и загородные природные объекты с проведением природоохранных мероприятий.

Проектная деятельность: 1. Составить свод правил поведения в природе. 2. Составить буклеты «По заповедникам Красноярского края», «Памятники природы своей местности». 3. Разработать рекламный проспект «Лечебно-оздоровительные возможности нашей местности».

«Сюрпризы» нашей природы (7 часов)
Катастрофические явления природы в крае: снежные бури, ураганы, наводнения, дождевые паводки, ледяные торосы, снегопады, град, лесные пожары, землетрясения. Причины их возникновения, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей и меры снижения их неблагоприятных последствий. Защита населения от стихийных природных явлений.

Проектная деятельность: 1. Составить каталог явлений с их кратким описанием и указанием территорий в Красноярском крае, где чаще всего они наблюдаются. 2. Разработать в виде сигналов-символов правила поведения при возникновении стихийных природных явлений, характерных для своей местности.

8 класс - 18 часов
Сибиряк и его здоровье (10 часов)
Здоровье населения и окружающая среда. Природные факторы и их влияние на здоровье жителей Красноярского края: йододефицит, ультрафиолетовый дефицит, продолжительность морозного периода и низких температур, природно-очаговые инфекции. Адаптация человека к экстремальным природным условиям. Профилактика заболеваний. Здоровое питание.

Влияние производственной и бытовой деятельности людей на качество атмосферного воздуха, воды, почвы и здоровье населения.

Практические работы: 1. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, солнечный удар и др. 2. Измерение уровня углекислого газа в атмосфере, при горении, в выдыхаемом воздухе. 3.

Проектная деятельность: 1. Составить карты здоровья ученика, класса, школы. 2. Составить проект «Экологический комфорт школы». 3. Разработать меню для школьной столовой с учётом потребностей организма в конкретных природных условиях на примере своей местности.
Семейный альбом (8 часов)
Численность и плотность населения. Транссиб – главная полоса расселения края. Изменение численности населения и его причины. Наиболее плотно заселённые и малозаселённые территории края. Соотношение мужского и женского населения. Возрастные группы людей. Национальный состав населения края. Коренные малочисленные народы.

Городское и сельское население. Города края, их роль в хозяйственной, культурной, общественной жизни края. Особенности сельских поселений.

Практические работы: 1. Составить демографический «портрет» семьи. 2. Нанести на контурную карту населённые пункты – административные центры районов края.

Практическая работа на местности: Экскурсия по городу и в местный краеведческий музей (знакомство с экспозицией «Население»).

Проектная деятельность: Составить прогноз изменения численности населения в крае, своём населённом пункте.

Планирование курса «Природа и экология Красноярского края»

по классам


Класс

Раздел программы

Кол-во часов

5

Визитная карточка

2

Красноярский край – большая земля

4

Воздушный океан края

12

6

Облик земли красноярской

4

От полярных широт до Саянских вершин

10

Енисей-Батюшка и его друзья

4

7

Нам дорога природа края

11

«Сюрпризы» нашей природы

7

8

Сибиряк его здоровье

10




Семейный портрет

8

Планирование разделов курса «Природа и экология Красноярского края»


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1.

Визитная карточка

2

2.

Красноярский край – большая земля

4

3.

Воздушный океан края

12

4.

Облик земли красноярской

4

5.

От полярных широт до Саянских вершин

7

6.

Енисей-Батюшка и его друзья

7

7.

Нам дорога природа края

11

8.

«Сюрпризы» нашей природы

7

9.

Сибиряк и его здоровье

10

10.

Семейный портрет

8
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки красноярского края №5249 от...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки красноярского края №5249 от...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки красноярского края №5249 от...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа педагога романовой Натальи Владимировны, 1 квалификационной...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова....
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
«География материков и океанов. Государства Евразии. Коррекционная школа viiiвида.»
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconПрограмма педагога егоровой Натальи Ефтифиевны учителя высшей квалификационной...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.)
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconПрограмма по учебному предмету «История Красноярского края» составлена...
На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа по учебному курсу "Технология" 5 класс Базовый...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа по физике по учебному курсу «Физика» 10 класс Базовый...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа по физике по учебному курсу «Физика» 11 класс Базовый...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа учителя географии сагьдиева Рамиля Шамиловича учителя...
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Рабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Природа и экология Красноярского края» iconРабочая программа по учебному курсу «Древний мир» учителя истории...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск