Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру





Скачать 270.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
страница1/2
Дата публикации24.02.2015
Размер270.54 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по окружающему миру


Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»

(сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», «Вентана - Граф» 2009 г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой) и «Примерной программы для начальной школы», Москва «Дрофа» 2010 г.

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

Основные понятия, темы курса «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.);

понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В рабочей программе по окружающему миру представлены две содержательные линии:

Человек— живое существо (организм);

Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система:

Пищеварительная система.

Дыхательная система.

Кровеносная система.

Органы выделения (общие сведения).

Органы чувств, их значение в жизни человека.

Внимание, память, речь, мышление.

Развитие человека от рождения до старости.

Права ребенка.

Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек и его здоровье.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Развитие человека от рождения до старости.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Человек и общество, в котором он живет

Человек-путешественник.

Как человек открывал новые земли.

Человек и культура.

Первые школы на Руси.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи).

Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.

Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов.

Искусство России XX века

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Человек — воин.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения реализуются следующие цели: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;

  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

  • искусственные тела (изделия) и тела природы;

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох развитие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Окружающий мир: учебник для 4 класса /Н. Ф. Виноградова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Учимся познавать мир: рабочие тетради№1,2 для 4 класса./ Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

«Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы»

Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2010.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»

Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2009.

Компьютер, презентации, ПМК (программно-методический комплекс)

Муляж: «Скелет человека»

Окружающий мир

Календарно-тематическое планирование



п/п

Раздел,

тема урока,

тип урока


Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание.

Дата проведения

1

Человек – живое существо (организм) (25 ч)

Общее строение организма человека

Вводный

1

Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). За-
крепление понятия организм

Знать общее представление о строении организма человека.

Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

Тематический.

Проверочная работа

Р.т.№1 с. 3

Основные функции органов человека

Учебник
с. 6.

Р. т.
с. 3
№ 1–2




2

Нервная система. Головной и спинной мозг

Изучение нового материала

1

Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применять в самостоятельной




Р.т.№1 с. 3–4


Учебник
с. 7–9.

Р. т.
с. 3–4, № 3–5




3

Опорно-двигательная система

Практическая работа № 1 «Составление режима дня школьника»

Изучение нового материала

1

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника

повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Знать права гражданина в России.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

В повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым)




Р.т.№1 с. 4–5

Практическая работа № 1 «Составление режима дня школьника»


Учебник
с. 9–13.

Р. т.
с. 4–5




4

Пищеварительная система Комбинированный

1

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами




Р.т.№1с.7-9


Учебник
с. 14–16.

Р. т.
с. 8, работа над проектом

№14-21




5

Дыхательная система Изучение нового материала

1

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания




Р.т.№1 с. 11–12

Первая помощь при простудных заболеваниях

Учебник
с. 17–18,

Р. т.с.11, №26, работа над проектом




6

Кровеносная система. Кровь и ее значение Комбинированный

1

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции




Р.т.№1с.11

Состав крови.

Учебник,
с. 19–20.

Р. т.
с. 11,№27 Реферат: «Оказание первой помощи при кровотечении»




7

Сердце – главный орган кровеносной системы Практическая работа № 2 «Подсчёт пульса»

Комбинированный

1

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов




Р.т.№1с.12-13

Практическая работа № 2 «Подсчёт пульса»



Учебник,
с. 21–22.

Р. т.с. 12-13,

№28-34




8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

Изучение нового материала

1

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения




Р.т.№1с.13-14

Выделительная система

Учебник,
с. 22–23.

Р.т.№1с.

13-14,

№35-37




9

Кожа, ее строение и значение

П/р № 3 «Оказание первой мед. помощи при ожёгах,порезах, обморожении»

Комбинированный

1

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Закаливание




Тематический, фронтальный, индивидуальный

Р.т.№1с.14-15

Строение и функции кожи. Первая помощь при легких травмах

Учебник,
с. 23–25.

Р. т.
с. 14-15, №39




10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

Изучение нового материала

1

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств




Р.т.№1с.15-16


Учебник,
с. 26–27,

П.

Р. т.

с. 15–16,

№ 41




11

Слух. Гигиена слуха Комбинированный

1







Р.т.№1,с.17-18

Строение органа слуха

Учебник,
с. 28–29 Р.т.№1,

с.17-18,№45,46





12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека Практическая раб. №4 «Обоняние, вкус».

Комбинированный

1







Р.т.№1с.16,

№47

Практическая раб. №4 «Обоняние, вкус».

Дегустация. Рецепторы

Учебник,
с. 29-30,
Р. т.
с. 16,№43




13

Урок обобщения. Тема: Органы чувств.
Проверочная работа №1


Контрольный

1




Практический. Самостоятельная работа

Текст проверочной работы (2 варианта)







14–

15

Мир чувств.

Эмоции и чувства человека Комбинированный

2

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека




Р.т.№1с.18-21

Управление эмоциями «Учитесь властвовать собой» – правила

Учебник,
с. 32–36.

Р. т.
с. 21, работа над проектом




16

Внимание, его роль в жизни человека Изучение нового


1

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития




Р.т.№1с.21


Учебник,
с. 37.

Р. т. с. 21,

№ 56,57




17

Память, ее значение в жизни человека

Изучение нового

1










Р.т.№1с.22,

№59,61

Развиваем память: 5 шагов

Учебник,
с. 38–39, П.





18

Чем человек отличается от животных Закрепление знаний

1







Р.т.№1с.29


Учебник,
с. 39–43.

Р. т.
с. 29,
№ 78,79




19–

20

От рождения до старости (развитие человека)

Комбинированный

2

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка







Р.т.№1с.30

Проверь себя с.30

Учебник,
с. 43–46.
с. 47–48

Р. т.
с. 30,
№ 80,81.





21–

23

Здоровье человека. Вредные привычки П/р № 5 «Измерен.роста и веса»

Комбинированный

3

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков







Р.т.№1с.22-25

П/р № 5 «Измерен.роста и веса»

Учебник,
с. 48–50.

Р. т.
с. 22-25,

№62-64,68




24

Охрана здоровья в разные времена года Практическая работа

1

Их вред для организма и предупреждение







Р.т.№1с.25-26

Правила здорового образа жизни

Учебник,
с. 51–52. Работа над проектом на тему: «Здоровый образ жизни», р.т.№1 с.25




25

Урок обобщения «Здоровый образ жизни».

Проверочная работа №2

Контрольный

1







Самостоятельная работа

Текст проверочной работы

(2 варианта)

Р.т.№1с.26-28




26

Почему человек стал

путешественником

(4ч)

Человек-путешественник Изучение нового материала

1

Человек-путешественник

Раскрывать причины отдельных событий в

жизни страны. Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие.

Уметь работать с географической картой

Фронтальный

Р.т.№2с.4-7

Сведения из истории

родного края.
Историческое время

Учебник,
с. 53–54.

Р. т.
с. 4,5, №1,2




27

Как славяне обживали Север Изучение нового материала

1

Как славяне обживали Север

Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие.




Р.т.№2с.8-13

Учебник,
с. 55

Р.т. с.8-13




28

Открытие земель за Каменным поясом Изучение нового материала

1

Освоение Сибири.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах




Р.т.№2с.13-19


Учебник,
с. 55–56.

Р. т. с. 13-19



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»,...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск