Скачать 270.54 Kb.
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», «Вентана - Граф» 2009 г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой) и «Примерной программы для начальной школы», Москва «Дрофа» 2010 г. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета. Основные понятия, темы курса «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.); понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира. Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. В рабочей программе по окружающему миру представлены две содержательные линии: Человек— живое существо (организм); Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Органы выделения (общие сведения). Органы чувств, их значение в жизни человека. Внимание, память, речь, мышление. Развитие человека от рождения до старости. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Человек и его здоровье. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.). Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Развитие человека от рождения до старости. Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться? ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Человек и общество, в котором он живет Человек-путешественник. Как человек открывал новые земли. Человек и культура. Первые школы на Руси. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов. Искусство России XX века Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Человек — воин. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. В результате обучения реализуются следующие цели: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):
различать (соотносить): год и век, арабские и римские цифры;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Окружающий мир: учебник для 4 класса /Н. Ф. Виноградова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. Учимся познавать мир: рабочие тетради№1,2 для 4 класса./ Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2013. «Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы» Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2010. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2009. Компьютер, презентации, ПМК (программно-методический комплекс) Муляж: «Скелет человека» Окружающий мир Календарно-тематическое планирование
|
Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»,... | Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Пояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.) | Пояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год | Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по... | Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ||
Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка... Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе | Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему... Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы... |