Н. К. Пантелеева





Скачать 75.12 Kb.
НазваниеН. К. Пантелеева
Дата публикации27.02.2015
Размер75.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Как написать реферат

Н.К.Пантелеева, учитель географии князе-волконской средней школы №2

хабаровского края

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодежи к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач, — активная самостоятельная работа учащихся. Она создает условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Такой самостоятельной работой, активизирующей развитие познавательных сил учащихся, является реферат. Написать реферат непросто. И обучить приемам написания реферата за короткий срок невозможно.

К моменту написания реферата память учащихся должна быть обогащена определенной суммой знаний, они должны иметь развитое мышление, обладать творческим опытом и собственными взглядами. Ученики должны уметь самостоятельно ставить и решать проблемы, делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. У старшеклассников должны быть сформированы навыки работы с различными источниками знаний (учебниками, книгами, картами, материалами периодической печати и др.).

Систему обучения работе по написанию рефератов я выстраиваю дифференцированно с учетом возраста. Так, в V-VI классах предлагаю детям готовить устные сообщения на 2-3 мин, а семиклассникам — до 5 мин.

К письменным сообщениям и докладам (объем — 2-3 страницы) предлагаю конкретные вопросы. Так, например, при изучении темы «Полезные ископаемые» увлеченные минералами и горными породами шестиклассники с удовольствием готовят сообщения по рекомендованным мною вопросам:

1. Какова история названий минералов?

2. Где встречаются месторождения этого минерала (на планете, в России, в крае)?

  1. Какие существуют способы его добычи?

  2. Как использует этот минерал человек в своей хозяйственной деятельности?

В VIII классе не только увеличиваю объем письменных докладов (до 5-6 страниц) и устных сообщений (5-8 мин), но и провожу первое ознакомление с рефератом. Начинаю эту работу с демонстрации рефератов и объяснения, что такое реферат, как необходимо его написать и письменно оформить.

Более широко рефераты использую в IX-X классах, как во время уроков (на лекциях, конференциях, семинарах), так и при проведении внеклассных мероприятий. Старшек1ассники охотно принимают участие в письменных и четных конкурсах защиты рефератов. Из существующих форм учебной аттестации многие мои выпускники предпочитают защиту реферата.
I этап — подготовительный

В январе организую общую консультацию для десятиклассников, на которой подробно объясняю все формы устной экзаменационной аттестации. В феврале вывешиваю стенд «Готовимся к экзаменам», на котором указаны: билеты и темы рефератов, график консультаций и инструкции.

Приведу пример такой инструкции.

1. Как подготовить реферат

Подбери литературу по изучаемой теме, ознакомься с ее содержанием. Отметь наиболее существенные места или сделай выписки.

Составь план реферата.

Напиши реферат, используя рекомендации по составлению тематического конспекта. В заключении обязательно вырази свое отношение к изложенной теме.

Прочитай текст и отредактируй его.

Правильно оформи реферат на титульном листе помести тему реферата и сведения о себе; текст пиши по плану на одной стороне листа, не пользуйся сокращениями; в конце реферата приведи список литературы, указав авторов книг (статей), их названия, издательство, год выпуска, оставь два свободных листа для рецензии.

2. Как работать с первоисточником

Обрати внимание на цель создания, время и историю написания работы. Прочитай текст или его отрывки. Подчеркни непонятные слова. Разбей текст на смысловые части. Выдели основные положения. Сделай выводы.

Запиши в тетрадь необходимые положения.

3. Как сделать выписки

Вчитайся в название статьи, осмысли содержание.

Внимательно читай текст и по ходу чтения выписывай необходимые сведения.

Стремись к кратким записям.

Отделяй одну мысль от другой.

Закончив работу, выпиши все используемые источники.

  1. Учись конспектировать

Конспект — краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект должен отражать главное в содержании текста, быть полным (полный, не значит — подробный). Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко — значит изложить его содержание в значительной мере своими словами (исключение: цитаты, правила, законы и т.п.):

Определи цель составления конспекта. Внимательно ознакомься с произведением.

Конспект составляй от своего имени. После цитат — укажи страницу произведения.

Выдели слова, фразы, абзацы. Не искажай мысль автора. Пиши четко и разборчиво. Отметь главное.

  1. Памятка для сравнительной характеристики

Установи цель сравнения. Проверь, владеешь ли ты материалом в той степени, чтобы проводить сравнение.

Найди элементы сходства и различия в объектах (явлениях). Сделай выводы.

К февралю предлагаю ученикам определиться с выбором темы реферата.
II этап — собеседование по выбранной теме

Февраль отвожу для индивидуальных собеседований. Начинаю с темы реферата. Ученики должны четко представлять себе: какой смысл кроется в формулировке темы; знание какого фактического и теоретического материала требует тема; как организовать работу и отбор источников для написания реферата.

Требования к теме реферата:

а) актуальность;

б) проблемность;

в) четкая постановка.
Рекомендации по работе с источниками:

а) использование не менее 5 источников;

б) напоминание о текстах учебника;

в) приемы работы с периодическими изданиями;

г) обращение внимания на сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

Технологические рекомендации:

1) материал из каждого источника помещать на отдельном месте;

2) реферат разбить на смысловые части.
III этап — самостоятельная работа учеников

В феврале и марте учащиеся работают самостоятельно. Они отбирают нужные источники и конспектируют их.

Более внимательно изучают проблемы. Составляют развернутый план в логической последовательности.
IV этап — корректирование плана

В марте на индивидуальных консультациях учащиеся, если это необходимо, корректируют план реферата.

V этап — написание черновика реферата

Требования и рекомендации:

использовать цитаты, тезисы или стихотворения;

показать мотивацию и актуальность выбранной темы (объем до 2 страниц);

раскрыть основное содержание на 10-15 страницах;

кратко изложить заключение на 2-3 страницах;

дать список литературы.

Правила оформления списка используемой литературы.

Сначала в алфавитном порядке указать авторов книг, учебников, статей. Затем название без кавычек, год издания, номер издания.

Правила оформления сносок:

В тексте после каждой цитаты в скобках указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Примечания:

в тексте реферата нельзя допускать сокращений в написании названий, наименований, слов;

текст оформляют на русском языке;

при работе с черновиком соблюдают все требования, применяемые к чистовику (формат листа: А-4, поля сверху — 1,5 см, справа и снизу — 1 см, слева — 2,5 см, сноски).

VI этап — первая проверка реферата

В апреле проверяю черновик реферата, составляю рекомендации и возвращаю реферат на доработку.

  1. этап — оформление работы на чистовик

  2. этап — итоговая проверка реферата и его рецензирование

За две недели до экзамена ученик реферат сдает.

IX этап — защита реферата

Для выступления рекомендую такую схему:

представить реферат.

объяснить, почему выбрана данная тема, в чем ее актуальность:

охарактеризовать используемые источники и виды работ (в научном центре, встречи со специалистами, итог путешествий и т.п.);

кратко изложить основные идеи.

В ходе защиты ученик высказывает свои мысли, наблюдения, выводы и положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст реферата. Рассказывает о процессах, явлениях и т.д. Подводя итог сказанному, он делает выводы, составляет прогноз.

Заключение.

Я зачитываю рецензию и обсуждаю с членами комиссии защиту реферата. Итог — оглашение оценок.

Памятка для рецензента:

выскажи вначале общее впечатление о работе и об ответе;

оцени знания материала и логику его изложения;

отметь умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также эмоциональность и грамотность речи; сделай вывод о работе, об ответе.

Написание реферата — это сложная и трудоемкая работа, которая, с одной стороны, способствует развитию знаний и формированию мировоззрения учащихся, с другой — демонстрирует уровень знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении всех школьных курсов географии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. К. Пантелеева iconПрограмма бордын ужазы С. Т. Арекеева (к п. н.), В. Г. Пантелеева...
С. Т. Арекеева (к п н.), В. Г. Пантелеева (к ф н.), Л. П. Фёдорова (к п н.), В. Л. Шибанов (к ф н.), А. Г. Шкляев (к ф н.)
Н. К. Пантелеева iconСправочник классного руководителя №9, 2013 г
Автор: Пантелеева О. В., педагог-психолог мбоу гимназия городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
Н. К. Пантелеева iconЛакунарность в юридическом тексте в аспекте перевода пантелеева Д....
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Н. К. Пантелеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федосеева В. М., Меркулова В. И., Трескот Л. А., Кониенко Э. М, Фархутдинова Г. А., Барановский Е. Н., Акуленко С. И., Мазярчук Л....
Н. К. Пантелеева iconАндрея Владимировича Снежневского профессор Г. П. Пантелеева
Я до сих пор благодарна своей профессиональной судьбе за то, что она подарила мне годы непосредственной учебы и работы под руководством...
Н. К. Пантелеева iconРеспублики Коми «Национальная библиотека республики Коми»
Массовые мероприятия: поиск и реализация новых форм: методические рекомендации к Году литературы / сост. И. С. Елисеева; отв ред....
Н. К. Пантелеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л. Пантелеева. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного...
Н. К. Пантелеева iconРабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В
Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании...
Н. К. Пантелеева iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению рефератА 43 методические...
«Информатика и вычислительная техника», 280700 «Техносферная безопасность» / сост.: О. М. Бызова, Т. Л. Пантелеева / под ред проф....
Н. К. Пантелеева iconВ. В. Пантелеева-Пашкина
Физ это физика, второй физ физкультура. Урок проводится в спортивном зале, в вестибюле и т п. Обязательное условие: все (в том числе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск