Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 485.46 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/2
Дата публикации03.03.2015
Размер485.46 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.11, ДПП.Дс.7 ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050104 «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда» (ЗФО)

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Полхов А.П.
1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.;

- кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Луппова Е.Н.
1.3 Пояснительная записка.
Цель курса:

формирование и развитие знаний, умений и ценностных ориентации по основам природопользования, его оптимизации, гуманизации и гармонизации, исходя из специфики основных сфер производства и жизнедеятельности людей, региональных особенностей территории.
Задачами курса являются:

  • Вооружение студентов теоретическими знаниями в области природопользования в сочетании с раскрытием их практического применения на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • Развитие методов научного познания в области прогнозирования, оценивания различных экологических ситуаций.

  • Усвоение ценностных ориентаций о рациональном природопользовании как важнейшем уровне развитии цивилизации.

  • Привитие навыков рационального природопользования в практической деятельности.


Место курса в общей системе подготовки специалиста: На современном этапе развития экономики все более интенсивно используются природные ресурсы, и загрязняется природная окружающая среда. Промышленное производство процесс преобразования «даров природы» в потребительские блага. Научно-технический прогресс постоянно вовлекает в производственную деятельность новые природные ресурсы, приводя их к количественному и качественному истощению.

Курс является обязательной составляющей учебного плана и относится к циклу Математических и естественно-научных дисциплин.

В этой связи большое значение приобретает область научных знаний о природно-ресурсном потенциале и его рациональном использовании, что дает возможность организовать эффективное комплексное использование ресурсов с соблюдением требований охраны природы. Эти знания входят в систему высшего экономического и юридического образования. Они занимают важное место в общенаучной и профессиональной подготовке квалифицированных кадров в экономической и правовой сферах. В настоящее время значение таких знаний возрастает в связи с необходимостью усиления территориального подхода к регулированию народного хозяйства, управления им, а также разработки единой системы природоохранительного законодательства, создания новых законодательных отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсосберегающих и природоохранных мер.



  • После окончания курса студенты должны знать:

- сущность окружающей природной среды, ее составные части, понятия биосферы, ноосферы, экосистемы, концепции взаимодействия человеческого общества и природы, основные принципы ее охраны.

- основные месторождения полезных ископаемых (металлорудных, неметаллорудных, каустобиолитов), массивы черноземных почв и деловой древесины, основные реки, озера, водохранилища России.

- показатели экологических нормативов предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду, методы получения информации об уровнях загрязнения атмосферы и воды.

- целевые экологические программы России, их источники финансирования, экономические и правовые рычаги управления природопользованием.

- регионы с неблагоприятной экологической ситуацией в России и странах СНГ, Международные экологические организации.

- информационный, экологический, ресурсный, социальный, экономический эффекты НТП, экономику использования и охрану природно-ресурсного потенциала страны, затратный и рентный подходы при оценке экономической эффективности природных ресурсов.

- процесс формирования эколого-экономических систем как интеграцию общественного производства и природы, превращение производства в более замкнутую систему в целях рационального природопользования.

- экономическую, социальную и политическую значимость природно-ресурсного потенциала, а также роль рационального природопользования в процессе организации ресурсосберегающей и природоохранной экономики страны.

- необходимость установления экологических нормативов воздействия человека на природу и экономический механизм ее охраны.

- действие экономических и правовых механизмов экологического управления природоохранной и ресурсосберегающей экономикой России в период формирования рынка.

- научно-технический прогресс (НТП) как один из факторов преобразования производительных сел и окружающей природной среды, необходимость экологических мероприятий при организации природоохранной и ресурсосберегающей экономики России.

- сущность Международного экологического права и его необходимость природоохранной деятельности.
Студенты должны уметь:

- давать экологическую характеристику последствиям нерационального и рационального природопользования.

- давать эколого-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала России.

- анализировать экономическую ситуацию окружающей природной среды с помощью показателей экологических нормативов на основании информации о концентрации загрязнителей.

- анализировать социальные результаты функционирования природоохранной и ресурсосберегающей экономики страны в переходный период.

- анализировать информационный, экологический, ресурсный, экономический, социальные эффекты НТП, давать оценку экологическим мероприятиям по улучшению использования и охраны природных ресурсов страны в социальном и экономическом аспектах.

- давать экологическую оценку различным регионам России и стран СНГ в плане требований Международных экологических организаций и Международного экологического права.

В основе содержания программы положены исследования ученых:

В.В. Докучаева, Э. Геккеля, В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева, Н.Ф. Реймерса, Б. Коммонера и др.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

ДС.5

Изменение природной среды и эволюция человечества; природно-ресурсный потенциал; возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, принципы и методы их рационального использования и воспроизводства; размещение производства; проблема отходов; экологическое регулирование; прогнозирование и последствия природопользования; охраняемые природные территории; экономика природных ресурсов; сохранение биологического разнообразия; концепция устойчивого развития.

100



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

4

7

100

60

40

20

-

40

экзамен



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

Предмет, методология и задачи курса «Природопользование»

6

4

2

-

4

2.

Взаимодействие человеческого общества и окружающей природной среды в процессе ее производства.

6

4

2

-

4

3.

Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей природной среды.

6

4

2

-

4

4.

Основы экологического нормирования как основа экономической эффективности рационального природопользования.

6

4

2

-

4

5.

Социальные аспекты экономики природопользования.

6

4

2

-

4

6.

Экологическая инвестиционная система и экологический контроль РФ.

6

4

2

-

4

7.

Научно-технический прогресс и рациональное природопользование.

6

4

2

-

4

8.

Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России.

6

4

2

-

4

9.

Региональные эколого-экономические проблемы России.

6

4

2

-

4

10.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности и Международное экологическое право.

6

4

2

-

4

ВСЕГО

60

40

20




40



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Теоретические основы курса «Экономика природопользования».

Тема 1. Предмет, задачи и методология курса «Экономика природопользования».

Природопользование как теория в практика воздействия человечества на окружающую среду в процессе ее хозяйственного использования. Рациональное и нерациональное природопользование. Задачи перед специалистами в области природопользования. Предмет курса «Экономика природопользования». Задачи, методологическая база и междисциплинарные связи курса.

Тема 2. Взаимодействие человеческого общества и окружающей природной среды в процессе производства.

Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике в России. Биосфера как область активной жизни. Переход биосферы в новое состояние - ноосферу. Окружающая природная среда в основные принципы ее охраны. Спад производства в период экономических реформ 90-х годов в рост аварийных ситуаций на производстве России. Сокращение природоохранных мероприятий как следствие финансовых трудностей промышленных предприятий. Экономические просчеты приватизационной политики в период формирования рынка.

Тема 3. Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей природной среды. Природные ресурсы - важнейшие компоненты окружающей природной среды, используемые человечеством в процессе общественного производства. Классификация природных ресурсов по происхождению, исчерпаемости, заменимости, изученности, экономической значимости. Рациональное и комплексное использование природных ресурсов как необходимое условие организации природоохранной и ресурсосберегающей экономики страны.

Раздел 2. Хозяйственный механизм природопользования и правовая защита окружающей природной среды.

Тема 4. Основы экономического нормирования и экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Экологическое нормирование как процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Экологические нормативы. Критерии чистоты атмосферного воздуха согласно требованиям всемирной организации по вопросам здравоохранения (ВОЗ) при ООН. Методы получения информации об уровнях загрязнения окружающей природной среды: атмосферы, водных ресурсов. Санитарно-защитные зоны. Экономический механизм охраны окружающей природной среды и его задачи. Предотвращенный экономический ущерб как показатель экономической эффективности природоохранных мероприятий. Система экономических методов ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) охраны окружающей природной среды.

Тема 5. Социальные аспекта экономики природопользования, управление природопользованием и правовая защита окружающей природной среды.

Социальная экология как основа рационального природопользования и оптимизации окружающей природной среды. Санитарно-гигиенические критерии качества окружающей природной среды. Социальный ущерб и методы его определения. Целевые экологические программы. Источники финансирования экологических программ и природоохранных мероприятий в период формирования рынка в России, законодательная база формирования данных источников. Экологические налогообложение и страхование как важные формы регулирования и рационализации природопользования. Экологическое законодательство России и правовой механизм его реализации.

Тема 6. Экологическая инвестиционная система и экологический контроль Российской Федерации.

Экологическая инвестиционная система (ЭИС) как гарант стабилизации экологической обстановки и поддержки экологического бизнеса. Независимая государственно-экологическая экспертиза, банк экологического развития, компании по страхованию экологического риска, общественные объединения, рынок экологических услуг - составные части финансово-экономического механизма ЭИС. Деятельность ЭИС в виде общественно-экономического барьера для потенциальных загрязнителей окружающей природной среды. Экологический контроль-система мер по надзору за состоянием окружающей природной среды. Задачи и структура экологического контроля. Виды эколого-правовой ответственности за экологические правонарушения.

Раздел 3. Научно-технический прогресс и основные направления улучшения природопользования.

Тема 7. Научно-технический прогресс и рациональное природопользование.

Научно-технический прогресс (НТП) как один из решающих факторов преобразования производительных сил и окружающей природной среды. Эффекты НТП: информационный, экономический, ресурсный, социальный, экологический. НТП и рациональное природопользование.

Тема 8. Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России, его использование и охрана.

Природно-ресурсный потенциал - главное условие развития экономики страны. Эколого-экономический анализ природно-ресурсной базы, ее особенности. Основные принципы рационального соотношения экономических интересов общества с экологическими требованиями к чистой и здоровой среде обитания. Экономика использования и охраны природно-ресурсного потенциала страны (недр, земель, вод, воздуха, флоры и фауны): составление кадастров полезных ископаемых, земель, вод, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, организация зеленых зон городов, заповедников, заказников, национальных парков, ведения Красной книги России. Экономическая оценка и плата за использование природных ресурсов страны. Затратный и рентный подходы при оценке экономической эффективности природных ресурсов. Экологические мероприятия по улучшению использования и охраны природных ресурсов России.

Раздел 4. Региональные и межрегиональные экологические проблемы.

Тема 9. Региональные эколого-экономические проблемы России.

Экологические проблемы экономических зон Российской Федерации. Высокая антропогенная «нагрузка» на окружающую природную сферу в Северном, Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Поволжском, Уральском экономических районах Западной зоны. Очаговый характер антропогенной «нагрузки» в Восточной экономической зоне. Низкий самовосстановительный потенциал природы Восточной зоны. Экологические проблемы озера Байкал и Сибирских рек. Критическая, кризисная и катастрофическая экологические ситуации экономических районов России. Федеральное законодательство в рамках действующей Конституции России ресурсосберегающей и природоохранной значимости.

Тема 10. Региональные эколого-экономические проблемы стран СНГ.

Обострение экологической ситуации в странах СНГ как следствия политических и экономических процессов после распада СССР.

Экологические проблемы Украины (последствия Чернобыльской аварии, загрязненность Днепра топливно-энергетическим, металлургическим, аграрно-промышленным комплексом, бытовыми стоками, шахт Донецко-Приднепровского районов, ветровая и водная эрозия земель Юга Украины), Беларуси (последствия Чернобыльской аварии, загрязненность водоемов и рек нефтехимическими и другими промышленными предприятиями), Молдовы (чрезмерное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве), Грузии, Армении, Азербайджане (понижение плодородия земель), Казахстана (катастрофические изменения природы Аральского моря, пересыхания рек Амударьи, Сырдарьи, загрязнения Каспия, опустынивание и загрязнение оазисов Ферганского, Ташкентского, Гиссарского, Зеравшанского).

Тема 11. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности и Международное экологическое право.

Объективная необходимость международного сотрудничества в природоохранной деятельности. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП, 1948), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948), международное агентство по атомной энергии (1957), Международная программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 1972), программа экологических исследований «Человек и биосфера»(19б8) в рамках ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования науки и культуры) как институты международного сотрудничества в природоохранной и ресурсосберегающей деятельности человечества. Международное экологическое право и его основные принципы. Уровни современного международного сотрудничества «Межгосударственный экологический совет сторон «Ближнего зарубежья» и его роль в решении экологических проблем России и стран СНГ.


      1. Темы для самостоятельного изучения.


050104 «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда»

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Предмет, методология и задачи курса «Природопользование»

Предмет, методология и задачи курса «Природопользование»


6

Опрос на занятии

2.

Взаимодействие человеческого общества и окружающей природной среды в процессе ее производства.

Экологический кризис как результат интенсивной антропогенной «нагрузки» на окружающую природную среду.


6

Опрос на занятии

3.

Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей природной среды.

Природные ресурсы России как объекты охраны окружающей природной среды.


6

реферат

4.

Основы экологического нормирования как основа экономической эффективности рационального природопользования.

Эколого-экономическая эффективность в природоохранных мероприятиях.

8

Контрольная работа

5.

Социальные аспекты экономики природопользования.

Социальный аспект механизма природопользования.


8

Опрос на занятии

6.

Экологическая инвестиционная система и экологический контроль РФ.

Экологическая инвестиционная система.

6

реферат

7.

Научно-технический прогресс и рациональное природопользование.

Научно-технический прогресс и рациональное природопользование в России.


6

реферат

8.

Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России.

Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России, его использование и охрана.

6

реферат

9.

Региональные эколого-экономические проблемы России.

Региональные эколого-экономические проблемы России и стран СНГ.


6

Опрос

10.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности и Международное экологическое право.

  1. Международное сотрудничество в природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.

Международное экологическое право

6

Контрольная работа



050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда» (ЗФО)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Предмет, методология и задачи курса «Природопользование»

Предмет, методология и задачи курса «Природопользование»


6

Опрос на занятии

2.

Взаимодействие человеческого общества и окружающей природной среды в процессе ее производства.

Экологический кризис как результат интенсивной антропогенной «нагрузки» на окружающую природную среду.


8

Опрос на занятии

3.

Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей природной среды.

Природные ресурсы России как объекты охраны окружающей природной среды.


8

реферат

4.

Основы экологического нормирования как основа экономической эффективности рационального природопользования.

Эколого-экономическая эффективность в природоохранных мероприятиях.

8

Контрольная работа

5.

Социальные аспекты экономики природопользования.

Социальный аспект механизма природопользования.


8

Опрос на занятии

6.

Экологическая инвестиционная система и экологический контроль РФ.

Экологическая инвестиционная система.

8

реферат

7.

Научно-технический прогресс и рациональное природопользование.

Научно-технический прогресс и рациональное природопользование в России.


6

реферат

8.

Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России.

Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России, его использование и охрана.

6

реферат

9.

Региональные эколого-экономические проблемы России.

Региональные эколого-экономические проблемы России и стран СНГ.


5

реферат

10.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности и Международное экологическое право.

  1. Международное сотрудничество в природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.

Международное экологическое право

6

Контрольная работа



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.

Практическое занятие 1.

Взаимодействие человеческого общества и окружающей природной среды в процессе производства.

План:

  1. Показать в графическом виде составляющие географической оболочки.

  2. Составить в табличной форме основные принципы охраны окружающей природной среды.

  3. Составить письменный очерк «Формирование эколого-экономических систем как интеграции общественного производства и природы».

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Понятие экосистемы.

2. Биосфера и ноосфера - сходство и различие.

3. Сокращение финансирования природоохранных мероприятий как следствие экономических трудностей России в 90-е годы XX века.

Задание для самостоятельной работы:

Экологические просчеты приватизационной политики в период формирования рыночных отношений в России.

Литература:

1. Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. Учебник. СПб: Специальная литература, 1995.

2. Пыльнева Т.Г. Природопользование. М.: Финстатинформ, 1997.

3. Пышин Ф.Т. Эволюция взглядов на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996.
Практическое занятие 2.

Природные ресурсы как важнейшие объекты экономики природопользования.

План:

  1. Показать на контурной географической карте России основные месторождения природных ископаемых (металлорудных, неметаллорудных, каустобиолитов).

  2. Нанести на контурную географическую карту России и промышленных лесов, а также обозначить основные водные ресурсы (реки, озера, водохранилища).

  3. Составить письменную характеристику вышеуказанного природно-ресурсного потенциала России в аспекте экономической значимости и рационального природопользования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Классификация природных ресурсов по их происхождению и природным свойствам.

2. Организация природоохранной и ресурсосберегающей экономики в России.

Задание для самостоятельной работы:

Экологические последствия нерационального использования минеральных ресурсов.

Литература:

1. Армонд Д.Л. Географическая среда и рациональное использование природных ресурсов. М.: Наука, 1993.

2. Пирс Д.У., Тернер Р.К. Экономика природных ресурсов и охрана окружающей среды. М.: Наука, 1992.

3. Пыльнева Т.Г. Природопользование. М.: Финстатинформ, 1997.

4. Экономика природопользования. Учебник./Под ред. Хачатурова В.С. М.: Изд-во МГУ, 1991.


Практическое занятие 3.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение...
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной...
Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы природопользования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск