Н. М. Лаврова, В. В. Лавров





Скачать 223.27 Kb.
НазваниеН. М. Лаврова, В. В. Лавров
Дата публикации15.08.2013
Размер223.27 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Коррекционно-диагностическая технология семейной консультации
ТЕСТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСА СЕМЬИ


Н.М. Лаврова, В.В. Лавров


РЕЗЮМЕ

Категория методики

Личностный опросник

Время проведения (мин)

3-5

Форма проведения

Компьютерная/ручная

Обработка результатов

Компьютерная/ручная

Возрастной диапазон

С 14 лет

Сфера применения

Клиническая практика

Психотерапия

Психологическое консультирование

Социальная работа

Педагогика

Тренинги


Тест функционального ресурса семьи предназначен:

во-первых, для оценки способности семьи решать свои проблемы и преодолевать кризисные ситуации, во-вторых, для выявления психотерапевтической мишени благодаря определению проблемных зон семьи, в-третьих, для оценки степени удовлетворенности человека микросоциальным семейным климатом и для оценки качества его жизни, поскольку именно семейные отношения служат главным показателем качества жизни.

Надежность теста обеспечивается результатами целенаправленного исследования, в ходе которого в течение 10 лет анализировали мнения более тысячи людей, преодолевших семейный кризис и получивших семейную поддержку при решении личных проблем, в частности, при лечении психических, поведенческих и психосоматических расстройств здоровья. Валидность теста подтверждена апробацией теста в практической работе центров "Synergia" и «Альянс».

Научное обоснование теста базируется на системно-информационной концепции, а также на представлениях теории управления большими системами, состоящими из субсистем, связанных иерархическими отношениями и консолидируемых общим системоорганизующим фактором.
Программа защищена электронным ключом от несанкционированного доступа.
Комплектация:

Методическое руководство, компьютерная программа на русском и английском языке, текст Теста функционального ресурса семьи на русском, финском и английском языках, текст статьи с описанием методики анализа семейных кризисов и составления семейной генограммы.
Процедура тестирования:

  1. Оценка состояния семьи на основе результатов тестирования членов семьи

  2. Определение функциональности членов семьи.

  3. Выяснение проблемных зон семейной организации и мишеней психотерапевтического воздействия.

  4. Построение «веера решений», позволяющих гармонизировать состояние семьи в процессе последующей психотерапии:

  1. с использованием метода генограмыы

  2. с использованием метода расстановки  особые предметы символизируют членов семьи, отмечается существующее положение и то, которое представляется гармоничным, все положения фотографируются или записываются на видеокамеру учитывается мнение не только взрослых, но и детей.

  3. с помощью рисунков, которые отражают организацию семьи.


Члены семьи отвечают на вопросы независимо друг от друга (не обсуждают ответы, каждый ориентируется на собственное мнение). Ответы располагаются в таблице, бланк которой приводится ниже. Члены семьи в ответе выражают мнение о реально сложившихся семейных отношениях на настоящий момент времени, но не пожелание изменения этих отношений.


ТЕСТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСА СЕМЬИ

Вопросы и варианты ответов


Ответ

I Какова стратегия членов семьи при решении семейных проблем:

1. общее мнение членов семьи учитывается только в делах, важных для семьи, но не в мелочах…..

2. во всех случаях члены семьи принимают решения, учитывая общие интересы семьи……….……

3. каждый член семьи принимает решения, исходя из собственных интересов…………………..…...


……

……

……

II Место семьи в системе жизненных ценностей:

1. достижение высокого общественного положения важнее, чем сохранение семьи………………..

2. самая большая ценность – это дети и их благополучие ………………………………………..……

3. главное в жизни  построить счастливую семью без разделения чувств к детям и к супругу……..


……

……

……

III Какая степень доверительности существует в семейных отношениях:

1. максимально ограничиваются сведения, сообщаемые членами семьи друг другу о себе.…………

2. каждый сообщает семье только о том, что затрагивает интересы кого-либо из членов семьи……

3. в семье не существует никаких личных секретов, кроме интимных…………………………….…..


……

……

……

IV Фактор, в наибольшей мере определяющий сплочение семьи:

1. чувство долга перед семьей ………………………………………...…………………………………..

2. стремление к повышению материального благосостояния семьи………….………………………...

3. сочувствие, взаимопонимание и взаимопомощь членов семьи ……………………………………...


……

……

……

V Какое отношение к несемейным интересам членов семьи:

1. безразличное, не принято вмешиваться в дела членов семьи, если эти дела не касаются семьи …

2. одобряются любые интересы членов семьи, при условии, что никому не наносится вред……......

3. осуждаются интересы членов семьи, если эти интересы бесполезны для семьи…………………...


……

……

……

VI Сколько времени члены семьи стремятся проводить в семейной среде:

1. руководствуются стремлением как можно меньше надоедать друг другу…………………………

2. вполне достаточно находиться вместе только в свободное время…………………………….……

3. есть желание постоянно находиться вместе………...…………………………………………………


……

……

……

VII Степень участия членов семьи в выполнении семейных функций:

1. строгое соблюдение требований внутрисемейного контракта распределения обязанностей ……

2. участие в семейных делах только при условии свободного времени

3. готовность выполнить любые семейные обязанности, если это требуется по обстоятельствам…


……

……

……

VIII Оценка семейной перспективы:

1. в перспективе сохранение целостности семьи, несмотря на возможные конфликты……………..

2. нет причин для опасений будущего нарушения семейной целостности,.

3. существуют предпосылки для разрушения семейных отношений……………………


……

……

……

IX Соответствие членов семьи представлениям об их семейной роли:

1. в основном, соответствуют ……………………………………………………………………………

2. соответствовали бы, если бы не мешали друзья и родственники………………………………….

3. не соответствуют………………………………………………………………………………………


……

……

……

X Способ выхода из внутрисемейных конфликтных ситуаций:

1. конфликты завершаются после формального примирения без согласования разных мнений …..

2. конфликты разрешаются с учетом всех мнений, нередко с помощью юмора.….…………………

3. возникающие ссоры и конфликты редко разрешаются, сохраняются обиды членов семьи ……..



……

……

……

XI Всегда ли семейными делами руководит общепризнанный глава семьи

  1. всеми делами управляет глава семьи, смена лидера не допускается………………………………

  2. отсутствует единоличный лидер, все члены семьи имеют равные права в управлении делами…

3. семья признает нового руководителя, если он наиболее компетентен в возникшей ситуации….


……

……

……

Ключ к тесту


8 баллов за ответы подпунктов: I2, II3, III3, IV3, V2, VI3, VII3, VIII2, IX1, X2, XI3;

4 балла – подпунктов: I1, II2,III2, IV1, V1, VI2, VII1, VIII1, IX2, X1, XI1;

0 баллов – подпунктов: I3, II1, III1, IV2, V3, VI1, VII2, VIII3, IX3, X3, XI2

Сумма баллов и результат оценки ресурса

88 – 72

71 – 55

54 – 37

36 – 19

18 – 0

Ресурс: высокий положительный

Ресурс: средний положительный

Ресурс: низкий положительный

Ресурс: слабо отрицательный

Ресурс: высоко отрицательный



Ответы регистрируются в таблице, образец которой приводится ниже.


Таблица .

Результаты теста функционального ресурса семьи _____:

№ воп-роса

Варианты ответов членов семьи на вопросы теста

Проблема в зоне вопроса (оценка консультанта)

баллы за ответ

________

возраст:

________

возраст:

________

возраст:

________

возраст:

________

возраст:

I

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……8….

3……0….

II

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……0….

2……4….

3……8….

III

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……0….

2……4….

3……8….

IV

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……0….

3……8….

V

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……8….

3……0….

VI

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……0….

2……4….

3……8….

VII

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……0….

3……8….

VIII

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……8….

3……0….

IX

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……8….

2……4….

3……0….

X

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……8….

3……0….

XI

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3……….

1……4….

2……0….

3……8….



=

оценка:

= оценка:

= оценка:

=

оценка:

=

оценка:

Номера актуальных проблем:________________

min=__


_______ самый функциональный, а ______ самый проблемный член семьи


1. Оценка состояния семьи на основе результатов тестирования членов семьи

Максимальное и минимальное число баллов, которое набрали разные члены семьи, отражает их личное мнение о функциональном ресурсе семьи. Далее производится анализ состояния семейной системы на основе мнений всех членов семьи. В ответах на каждый вопрос выделяется максимальное и минимальное число баллов. Если подсчитать только максимальные баллы, то будет выявлен тот предел гармоничности, который характерен для данной семьи. Если, наоборот, подсчитать только минимальные баллы, набранные членами семьи в ответах на вопросы, то будет получен показатель того уровня, до которого семья готова опуститься.
2. Определение функциональности членов семьи.

Представитель семьи, ответы которого получили максимальное количество баллов, является самым функциональным членом семьи. Имеется в виду не его положение в семейной иерархии, а то, что он может служить источником положительных эмоциональных влияний на других членов семьи и наиболее активно поддерживать позитивные тенденции семейной динамики. Тот, кто получил минимальное число баллов, представляет собой самого проблемного члена семьи. Его состояние отражает негативные тенденции развития семьи.
3. Выяснение проблемных зон семьи.

Тест позволяет выяснить, насколько совпадают и различаются мнения членов семьи относительно ее состояния. Для этого требуется сопоставить ответы на вопросы. Во-первых, выделяются те вопросы, на которые получены разные ответы. Во-вторых, отмечаются те вопросы, ответы на которые получили 0 баллов. Оба типа вопросов отражают проблемы, актуальные для данной семейной системы. В-третьих, обращается внимание на соответствие ответов на первый, четвертый и десятый вопросы. Несмотря на то, что они несут самостоятельную смысловую нагрузку, их комплекс отражает целостность системы. Если никто из членов семьи не дал ответа с 0 оценкой, это означает, что семейная система обладает целостностью и готова повышать гармоничность своего состояния. Если ответы опускаются до 0, это означает, что семейный системный консультант должен проверить наличие в семье «внутреннего контракта». Несоответствие ответов членов семьи на вопросы 1, 4, 10 вместе с ответами, оцениваемыми 0 баллов, указывают на то, что семья находится в кризисной зоне.


Пример использования шкалы на примере семьи Р.

Члены семьи прошли тестирование независимо друг от друга (не обсуждали ответы, а каждый ориентировался на собственное мнение). Ответы располагались в таблице.

Таблица .

Применение теста для оценки функционального ресурса семьи Р.:

№ воп-роса

Варианты ответов на вопросы теста

Проблема в зоне вопроса

max-min баллы за ответ

Бабушка

71 год

Отец

49 лет

Мать

44 года

Сын

16 лет

Дочь

14 лет

I

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

Нет

4

II

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1……….

2…….

3……….

1……….

2……….

3…….

1…….

2……….

3……….

Есть

8-0

III

1…….

2……….

3……….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

Есть

8-0

IV

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

Нет

8

V

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

Нет

8

VI

1……….

2……….

3…….

1……….

2…….

3……….

1……….

2……….

3…….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

Есть

8-0

VII

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3……….

1……….

2……….

3…….

1……….

2……….

3…….

Нет

8

VIII

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

Нет

8

IX

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

1…….

2……….

3……….

Нет

8

X

1…….

2……….

3……….

1……….

2…….

3……….

1…….

2……….

3……….

1……….

2…….

3……….

1…….

2……….

3……….

Есть

8-4

XI

1…….

2……….

3……….

1……….

2……….

3…….

1…….

2……….

3……….

1……….

2…….

3……….

1……….

2…….

3……….

Есть

8-0



68 средний +

80 высокий +

68 средний +

60 средний +

48 низкий +

Актуальны проблемы II, III, VI, X, XI

min=48

низкий +

Отец  самый функциональный, а дочь  самый проблемный член семьи


Тот факт, что в ответах на вопросы 1, 4, 10 никто из членов семьи не получил 0 баллов, означает, что семья представляет собой целостную систему и у нее есть «внутренний контракт». Подсчет суммы минимальных оценок дал 48 баллов. То есть, семья не вышла за пределы положительного ресурса. Поэтому не рассматривается вероятность ее разрушения, поскольку сохраняется позитивность семейной динамики. С помощью теста выявлены актуальные проблемы в зонах вопросов II, III, VI, X, XI. Что означает, что мишенью для психотерапевтического воздействия могут быть ценности и традиции семьи, доверительность в отношениях, умение общаться, способы решения конфликтов, вопросы лидерства и иерархии в семье. В процессе семейного консультирования этим проблемам следует уделить повышенное внимание и включить в план психотерапевтическогого воздействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря тесту системный семейный консультант получает концентрированную информацию о проблемах семьи, ее функциональности и функциональных качествах членов семьи и мишенях психотерапевтического воздействия. В отсутствие теста для сбора этих сведений требовалась напряженная творческая работа в течение ряда сессий. Тест открывает доступ к сведениям, доступ к которым был затруднен. Например, подростки избегают сессий и нередко ведут себя на приеме, используя многообразие психологических защит. Но они дают ответы на вопросы теста, особенно при условии, что их ответы не будут разглашаться. В результате сессий без использования теста консультант выявил бы и самого проблемного и самого функционального члена семьи, однако не имел бы количественно оценки их качеств и не знал бы, в какой степени семья способна решать те проблемы, которые были определены с помощью теста.

Преимущество теста – снижение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки консультанта, а также существенная экономия времени. Он получил возможность без спешки анализировать ответы, которые давали члены проблемной семьи, независимо друг от друга.

Тот представитель семьи, который давал самую пессимистичную и самую оптимистичную оценку, служил ориентиром для дальнейшей психотерапевтической и консультативной работы. Не во всех случаях самый пессимистичный был «идентифицированным» членом, который индуцировал проблемы семьи, но именно так было чаще всего. Тест позволял установить максимальную оценку, которую семья могла бы получить, если бы все члены отвечали на вопросы, как самый оптимистичный, а также – минимальную оценку, которая основывалась на пессимистичных оценках членов семьи. Первая оценка позволяла представить уровень, до которого семья способна подняться вслед за своими позитивными настроениями. Вторая оценка отмечала опасный уровень, который реально существует, и от которого следует подняться.

В соответствии с договором результаты тестов могут оглашаться полностью или оставались достоянием консультанта – ориентиром в работе с семьей. Если семья заинтересована, то результаты приводятся на сессии, следующей за тестом, если члены семьи не останутся дожидаться результатов анализа в день теста. Проведенная своеобразная диагностика семьи позволяет и консультанту и семье получить объективное представление о противоречиях и не завязнуть в длительных беседах с выяснением природы семейных конфликтов и перспектив их разрешения.

Анализ данных дает разностороннюю характеристику состояния семьи, а не только оценку ее ресурсу. Выявляются зоны проблем, которые предстоит решить для повышения гармоничности своего состояния. Еще раз отмечается тот момент, что в тесте нет прямого вопроса о сексуальных отношениях. Есть лишь вопрос о соответствии членов семьи тем представлениям, которые имеет опрашиваемый. Естественно, каждый супруг имеет в виду и сексуальное поведение и соответствие другого супруга. отсутствие сексуального акцента позволяет применять тест для выявления мнений всех членов семьи (детей, пожилых, не вовлеченных в сексуальные проблемы).
4. Построение «веера решений».
ДОПОЛНЕНИЕ К ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫМ ТЕСТОМ


  1. скопировать тесты с диска на свой компьютер в специальную папку

  2. иметь в виду, что скопированный тест через 500 включений закроется, его придется удалить из компьютера и вновь скопировать с приобретенного диска

  3. при тестировании на выведение результатов требуется ввести пароль sss, этот пароль одинаков и для теста функционального ресурса семьи и для интегративного теста тревожности

  4. результаты тестирования тревожности будут сохранены в папке, где находится тест, для сохранения результатов тестирования функционального ресурса семьи необходимо указать папку, предназначенную для теста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconВалентина Лаврова Валентина Лаврова Ключи к тайнам жизни. Часть 6...
Бронзового века, их тяжелые переходы с опасными перевалами еще никому не удавалось обойти. Зато пройдя их, человек крепчает характером...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconЛ. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия)
Русский анархизм о политике и государстве (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин)
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconСписок литературы для самостоятельного чтения 6 класс
Лаврова С. Замок графа Орфографа, или Удивительные приключения с орфографическими правилами
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconРабочая программа Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины «История»
Составители: Дзамихов К. Ф., Апажева Е. Х., Асанов В. Н., Ашхотов Р. М., Коновалов А. А., Лаврова Н. С., Хафизова М. Г
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Глобальная география. 11 класс: учебное пособие/ Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров –М.: Дрофа, 2008
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconРешение педсовета протокол №1 от «28»
Программа разработана на основе программы «История религий» под редакцией В. М. Лавров, Т. Д. Стецюра, для 10—11 классов общеобразовательных...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В. П. Лаврова
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconИ науки российской федерации
И90 История отечества [Текст] : методические указания / К. Ф. Дзамихов, Е. Х. Апажева, Р. М. Ашхотов, Н. В. Варивода, Н. С. Лаврова,...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconПопытка реконструкции машины древних. Часть ι. Белгородская исследовательская...
...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. Учебник / Под ред. С. Б. Лаврова и Н. В. Каледина. М.:...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. Учебник / Под ред. С. Б. Лаврова и Н. В. Каледина. М.:...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconИнформационный бюллетень 26-27 сентября 2013 года
Встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с Министром иностранных дел Украины Л. А. Кожарой
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconУчитель Рубцова Валентина Анатольевна Учебники: «Экономическая и...
Зачетный раздел № Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа, Азия, Австралия
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconУчебно-методические указания по дисциплине отечественная история...
Составители: Дзамихов К. Ф. д и н., профессор, Апажева Е. Х. д и н., профессор, Асанов В. Н. к и н., доцент, Ашхотов Р. М. к и н.,...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconРеферат
Вячеслав Геннадьевич, Богославский Дмитрий Дмитриевич, Бодягин Владимир Михайлович, Бодягин Андрей Владимирович, Волков Сергей Денисович,...
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров iconВ. А. Конев Филиал Тюмгнгу в г. Тобольске Применение лекций-презентаций...
Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический ана­лиз. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бака­лавров...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск