Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю





Скачать 447.23 Kb.
НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю
страница1/3
Дата публикации24.03.2015
Размер447.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
ИНСТИТУТ ХИМИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

работе д.ф.н., профессор Е.Г.Елина

______________________________

"____" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

Направление подготовки

050100 – Педагогическое образование
Профиль подготовки

Химия
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

Саратов, 2011

1. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов ноксологической культуры при изучении общих вопросов безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности и для успешного решения профессиональных задач, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+.Б.3.

Для освоения программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студент должен иметь базовое среднее (полное) общее образование и должен знать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС и гражданской обороны.

Также для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и неорганическая химия», «Психология», «Физика».

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является базовой для последующего изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет навыками оценки агрессивности химической среды и решениями по обеспечению безопасного устойчивого взаимодействия человека с природной средой (СК -7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;

- методы контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека;

- поражающие факторы стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф с выходом в атмосферу радиоактивных и токсичных химических веществ;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости
жизнедеятельности в техносфере;

- способы защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

уметь:

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;

- выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

владеть:

- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды,

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

- требованиями к безопасности работы в химических лабораториях и на производствах;

- приемами рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
Структура курса




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Лабораторные занятия

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

3 семестр

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

3

1

8

2

-

2

6

опрос

2

Человек и техносфера

3

2

8

2

-

2

6

тест

3

Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов

3

3-4

19

4

-

4

7

отчет

4

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

3

5-6

14

4

-

4

6

контрольная работа

5

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

3

7-8

14

4

-

4

6

отчет




Итого в 3 семестре







63

16

-

16

31

зачет

4 семестр

6

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

4

1-3

20

6

-

6

8

тест

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

4

4-8

36

10

-

10

16

тест

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

4

9-10

16

4

-

4

8

тест

























9

экзамен




Итого в 4 семестре







81

20

-

20

32+9

экзамен




Итого







144

36

-

36

63+9




Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Характерные системы "человек – среда обитания". Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания.

Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.

Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.

Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий.

Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография.

Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.

Место и роль безопасности в химии и профессиональной деятельности. Основные опасности и риски химических лабораторий, производств, в образовательных учреждениях. Отраслевые особенности по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Особенности и проблемы безопасности Саратовской области. Примеры по обеспечению безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Раздел 2. Человек и техносфера. Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая. Этапы формирования техносферы и ее эволюция.

Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды: ингредиентные, биологические и энергетические загрязнения, деградация природной среды, информационно-психологические воздействия.

Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы, информационные и транспортные потоки. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений и т.п. Закон о неизбежности образования отходов жизнедеятельности. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы - средняя продолжительность жизни, уровень экологически и профессионально обусловленных заболеваний. Неизбежность расширения техносферы. Современные принципы формирование техносферы. Городская и техносферная логистика как метод повышения безопасности и формирования благоприятной для человека среды обитания. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере. Безопасность и устойчивое развитие человеческого сообщества.

Задачи химии в обеспечении безопасности в техносфере. Вклад химии в решение проблем безопасности и экологии техносферы. Примеры использования химии для обеспечения безопасности.

Состояние техносферной безопасности в Саратовской области, в г. Саратове – основные проблемы и пути их решения. Примеры конкретной деятельности для решения проблем техносферной безопасности.

Раздел 3. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов. Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания.

Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. Характеристики анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия. Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека.

Химические негативные факторы (вредные вещества). Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Классы опасности вредных веществ. Пути поступления веществ в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в нем, действие вредных веществ. Конкретные примеры наиболее распространенных вредных веществ и их действия на человека. Комбинированное действие вредных веществ: суммация, потенцирование, антагонизм, независимость. Комплексное действие вредных веществ. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ: среднесуточная, максимально разовая, рабочей зоны. Установление допустимых концентраций вредных веществ при их комбинированном действии. Хронические и острые отравления, профессиональные и экологически обусловленные заболевания, вызванные действием вредных веществ. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания на гидросферу, почву, животных и растительность, объекты техносферы. Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую.

Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества. Особенности их вредного воздействия на человека. Наночастицы – специфика воздействия на живые организмы и процессов переноса в окружающей среде.

Биологические негативные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы), макроорганизмы (растения и животные). Классификация биологических негативных факторов и их источников.

Физические негативные факторы. Механические колебания, вибрация. Основные характеристики вибрационного поля и единицы измерения вибрационных параметров. Классификация видов вибраций. Воздействие вибраций на человека и техносферу. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь. Источники вибрационных воздействий в техносфере – их основные характеристики и уровни вибрации.

Акустические колебания, шум. Основные характеристики акустического поля и единицы измерения параметров шума. Классификация акустических колебаний и шумов. Действие акустических колебаний - шума на человека, особенности воздействия на человека акустических колебаний различных частотных диапазонов – инфразвуковых, звуковых, ультразвуковых, физиологическое и психологическое воздействие. Принципы нормирования акустического воздействия различных диапазонов. Заболевания, в том числе профессиональные, связанные с акустическим воздействием. Влияние шума на работоспособность человека и его производительность труда. Источники акустических колебаний (шума) в техносфере – их основные характеристики и уровни.

Электромагнитные излучения и поля. Основные характеристики электромагнитных излучений и единицы измерения параметров электромагнитного поля. Классификация электромагнитных излучений и полей – по частотным диапазонам, электростатические и магнитостатические поля. Воздействие на человека электромагнитных излучений и полей, особенности воздействия электромагнитных полей различных видов и частотных диапазонов. Заболевания, связанные с воздействием электромагнитных полей. Принципы нормирования электромагнитных излучений различных частотных диапазонов, электростатических и магнитостатических полей. Основные источники электромагнитных полей в техносфере, их частотные диапазоны и характерные уровни. Использование электромагнитных излучений в информационных и медицинских технологиях.

Инфракрасное (тепловое) излучение как разновидность электромагнитного излучения. Характеристики теплового излучения и воздействие теплоты на человека. Источники инфракрасного (теплового) излучения в техносфере.

Лазерное излучение как когерентное монохроматическое электромагнитное излучение. Частотные диапазоны, основные параметры лазерного излучения и его классификация. Воздействие лазерного излучения на человека и принципы установления предельно-допустимых уровней. Источники лазерного излучения в техносфере. Использование лазерного излучения в культурно-зрелищных мероприятиях, информационных и медицинских технологиях.

Ультрафиолетовое излучение. Действие излучения на человека. Безопасные уровни воздействия. Источники ультрафиолетового излучения в биосфере и техносфере.

Ионизирующие излучение. Основные характеристики ионизирующего поля – дозовые характеристики: керма поглощенная, экспозиционная, эквивалентные дозы. Активность радионуклидов. Природа и виды ионизирующего излучения. Воздействие ионизирующих излучений на человека и природу. Лучевая болезнь. Принципы нормирования ионизирующих излучений, допустимые уровни внешнего и внутреннего облучения – дозовые и производные от них. Естественные и техногенные источники ионизирующих излучений.

Электрический ток. Виды электрических сетей, параметры электрического тока и источники электроопасности. Напряжение прикосновения, напряжение шага. Категорирование помещения по степени электрической опасности. Воздействие электрического тока на человека: виды воздействия, электрический удар, местные электротравмы, параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током, пути протекания тока через тело человека. Предельно допустимые напряжения прикосновения и токи. Влияние вида и параметров электрической сети на исход поражения электрическим током.

Опасные механические факторы. Источники механических травм, опасные механические движения и действия оборудования и инструмента, подъемное оборудование, транспорт. Виды механических травм.

Опасные факторы комплексного характера. Пожаровзрывоопасность: основные сведения о пожаре и взрыве, основные причины и источники пожаров и взрывов, опасные факторы пожара, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности.

Герметичные системы, находящиеся под давлением: классификация герметичных систем, причины возникновения опасности герметичных систем, опасности, связанные с нарушением герметичности.

Статическое электричество. Причины накопления зарядов статического электричества. Источники статического электричества в природе, в быту, на производстве и их характеристики, возникающие напряженности электрического поля, электростатические заряды. Молния как разряд статического электричества. Виды молний, опасные факторы разряды молнии, характеристики молнии.

Сочетанное действие вредных факторов. Особенности совместного воздействия на человека вредных веществ и физических факторов: электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений, шума и вибрации.

Опасные и вредные факторы, связанные с химическим производством и их возможные уровни. Примеры реализации опасных и вредных факторов в процессе трудовой деятельности. Оценка современного состояния химической безопасности и уровня вредных факторов. Естественные, антропогенные и техногенные негативные факторы Саратовской области. Опасности и вредные факторы химических лабораторий и производств.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология»
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск