Скачать 156.62 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими ресурсами" для направления 080200.68 “Менеджмент” подготовки магистра для магистерской программы "Управление человеческими ресурсами" Автор программы: Марширов В.В., к.т.н., с.н.с., vmarshirov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»________ 20 г Зав. кафедрой Бабкин Э.А._______________________ Рекомендована секцией УМС “Информатика” «___»____________ 20 г Председатель Визгунов А.Н._______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________20 г. Председатель Петрухин Н.С. ________________________ Нижний Новгород, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200.68 “Менеджмент” подготовки магистра для магистерской программы "Управление человеческими ресурсами", изучающих дисциплину "Компьютерные технологии в управлении человеческими ресурсами". Программа разработана в соответствии с:
2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины “Компьютерные технологии в управлении человеческими ресурсами” являются:
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины магистранты должны:
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции: 4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы магистрантов, при выполнении магистерской диссертации и в профессиональной деятельности. Для магистерской программы "Управление человеческими ресурсами" настоящая дисциплина является обязательной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплины6.Формы контроля знаний студентов7.Содержание дисциплиныРаздел 1. Характеристика, назначение и компоненты информационных систем и технологий управления человеческими ресурсами 1.1. Исследование человеческих ресурсов Психологическое тестирование. Современные универсальные тесты и экспертные системы (Люшера, на логику, мышление, память, Тест Айзенека на уровень IQ и др.) их применение и особенности реализации. Принципы и особенности работы систем психологического тестирования. Возможности самостоятельного создания систем психологического тестирования для конкретных специальностей. Тестирование на профессиональную пригодность. Современные инструменты для создания профессиональных тестов. Методы обработки профессиональных тестов. 1.2.Системы учета для отделов кадров Возможности систем (БОСС-Кадровик, 1С Зарплата Кадры Персонал, Электронные Офисные Системы) для решения кадровых задач: планировать структуру организации, штатные расписания и кадровую политику; расчет заработной платы, оперативный учет движения кадров; административный документооборот по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников; набор персонала. 1.3. Компоненты и представления человеческих ресурсов в учетных и проектных информационных системах Декомпозиция работ человеческих ресурсов в проектах и бизнес-процессах, формирование функциональных взаимосвязей между задачами и этапами. Обязательные, произвольные и внешние зависимости, опережения и задержки. Возможности формирования многоуровневых иерархических структур работ (ИСР) с передачей структурных атрибутов на необходимые уровни структурной иерархии. Методы формирования функциональных связей между структурными элементами и оптимальное использование связей при выравнивание нагрузки на человеческие ресурсы. 1.4. Тайм-менеджмент человеческих ресурсов Календари работ задач и ресурсов (базовый, задач и ресурсов). Сдвиги, ‘внешние’ ,‘мягкие ’ и ‘жесткие’ временные ограничения для задач проекта. Временные зависимости между работами. Оценка и оптимизация календарного плана PERT – анализом и методом критического пути. Метод критического пути составления расписания. Разработка оптимального календарного плана с учетом ограничения по ресурсам. Графические представления использования человеческих ресурсов 1.5. Управление человеческими ресурсами с использованием информационных систем Общие характеристики человеческих ресурсов: ‘временные’ и ‘единичные’; ставки на использование и затраты на использование; характер оплаты за использование и календари задание параметров, затраты на ресурсы. Рабочее время человеческих ресурсов: оценка доступности, календарь ресурса. Календари и профили загруженности ресурсов. Ресурсные единицы, их показатели и возможности расчетов. Взаимозаменяемость и взаимосвязь материальных и человеческих ресурсов. Управление взаимозависимостью между временем, трудоемкостью и нагрузками на ресурсы. Профилирование нагрузки на человеческие ресурсы. Возможности контроля (перегрузка и недогрузка) ресурсов и автоматическое выравнивание нагрузки с учетом приоритетов задач. Создание и использование ресурсных календарей 1.6. Планирование и учет человеческих ресурсов Методы оценка длительностей задач. Возможности определения и описания взаимосвязей между единичными и суммарными задачами. Оптимизация взаимосвязей с учетом технологичности и ресурсных возможностей и ограничений. Метод критического пути и “сжатие” расписания. Корректировка опережений и задержек. Анализ возможных сценариев. Контрольные события и их в связь с “мягкими” и “жесткими” временными ограничениями. 1.7. Управление стоимостью ресурсов Оценка по аналогам. Параметрическая оценка. Оценка снизу-вверх. Вероятностная оценка PERT. Оценки стоимости: порядок величины; бюджетная оценка; точная оценка. Базовый и текущий финансовый план, фактические финансовые затраты. Стоимостной анализ. Базовые показатели: освоенный объем; плановый объем; фактическая стоимость. Основные производные показатели: отклонение по стоимости; отклонение по срокам. Прогнозирующие показатели. Литература по разделу: Базовый учебник [1] Основная литература [2, 3] Дополнительная литература [ 5,7,15] Раздел 2. Создание и применение систем рекрутинга, учета и мотивации человеческих ресурсов 2.1. Введение в базы данных и управление данными Понятие базы данных и системы управления базами данных . Роль и место систем управления базами данных в современных информационных системах. Основные характеристики баз данных и систем управления базами данных. Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных. Обобщенная архитектура, состав и функции системы управления базами данных . Принцип централизованного управления данными. Концептуальный,логический и физический уровни представления данных и архитектуры сустем управления базами данных 2.2. Манипулирование данными и основы языка запросов к базам данных Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных. Модели данных и их классификация. Методы абстракции данных, средства структуриции, манипулирования и обеспечения целостности. Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language), краткая история развития, стандартизация, диалекты и проблемы совместимости. Синтаксис и семантика основных конструкций. Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных, понятие транзакций. Оптимизация SQL-запросов. Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное обновление и удаление. 2.3. Элементы и архитектура интерфейсов к базам данных Основные элементы интерфейсов. Структуры и системы навигации , иерархия страниц в структуре. современные текстовые (работа с кодом) и визуальные редакторы . Условия и возможности размещения текстовых, гипертекстовых и графических объектов. Формы (определения, классификация, возможности и использование форм). 2.4. Проектирование и разработка интерфейсов управления человеческими ресурсами Разработка пользовательских панелей и организация системы навигации; фреймы, представление и организация фреймов, возможности создания многоуровневых структур с использование фреймов; эффективное использование ссылок, закладок, окон, фреймов и таблиц; возможности структуризации на основе на основе таблиц и на основе фреймов и области их предпочтительных применений. Литература по разделу: Базовый учебник [1] Основная литература [3] Дополнительная литература [4,6,8-15] 8.Образовательные технологииЛекции, разбор практических задач и к ейсов, выполнение практических заданий на персональных компьютерах по управлению информационными ресурсами. 8.1Методические рекомендации преподавателюИзучение дисциплины должно сопровождаться изложением теоретического материала в соответствии с программой и с использованием современных мультимедийных технологий и разбором конкретных теоретических и практических ситуаций. При проведении семинаров и практических занятий необходимо организовать современную информационную среду с обеспечением индивидуального доступа студентов к формируемым информационным ресурсам. Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и выполнение индивидуальной работы. Индивидуальной контрольной работой предусматривается создание современной информационной среды . Представление результатов индивидуальной работы в виде прототипа и ее защита в аудитории способствует развитию профессиональных навыков и и навыков аргументации. 8.2Методические указания студентамИзучение дисциплины сопровождается изложением теоретической части, решением практических задач и выполнением контрольных работ и самостоятельной работы. Для студентов создаются индивидуальные рабочие места на выделенном сервере. Допускается использование всех доступных ресурсов сервера. Однако, объем диского пространства, занимаемого всей группой не может превышать 200М. Студенты должны использовать не только материалы аудиторных занятий, и уметь самостоятельно находить информационные ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для 1-й контрольной работы Разработать и реализовать с использованием MS Project среду для тайм-менеджмента человеческих ресурсов в соответствии с представленным индивидуальным заданием. Примерная тематика домашнего задания. Разработать прототип среды набора, учета и мотивации персонала с применением баз данных и вэб - ориентированного пользовательского интерфейса. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПсихологическое тестирование. Современные универсальные тесты и экспертные системы (Люшера, на логику, мышление, память, Тест Айзенека на уровень IQ и др.) их применение и особенности реализации. Принципы и особенности работы систем психологического тестирования. Возможности самостоятельного создания систем психологического тестирования для конкретных специальностей. Тестирование на профессиональную пригодность. Современные инструменты для созда-ния профессиональных тестов. Методы обработки профессиональных тестов. Возможности систем (БОСС-Кадровик, 1С Зарплата Кадры Персонал, Электронные Офисные Системы) для решения кадровых задач. Декомпозиция работ в проектах и бизнес-процессах, формирование функциональных взаимосвязей между задачами и этапами. Обязательные, произвольные и внешние зависимости, опережения и задержки. Возможности формирования многоуровневых иерархических структур работ (ИСР) с передачей структурных атрибутов на необходимые уровни структурной иерархии. Параметры элементов ИСР (уровни и коды). Методы формирования функциональных связей между структурными элементами и оптимальное использование связей при выравнивание нагрузки на человеческие. Календари (базовый, задач и ресурсов). Создание календарей и взаимосвязи между календарями. Задачи с предполагаемой и фиксированной длительностями. Сдвиги, ‘внешние’,‘мягкие ’ и ‘жесткие’ временные ограничения для задач проекта. Временные зависимо-сти между работами. Оценка и оптимизация календарного плана PERT – анализом и методом критического пути. Выравнивание нагрузки человеческих ресурсов. Описание процесса. Разработка оптимального расписания с учетом ограничения по ресурсам. Эвристические методы нахождения расписания. Ресурсные единицы, их показатели и возможности расчетов. Взаимозаменяемость и взаимосвязь материальных и человеческих ресурсов. Управление взаимозависимостью между временем, трудоемкостью и нагрузками на ресурсы. Профилирование нагрузки. Возможности контроля (перегрузка и недогрузка) ресурсов и автоматическое выравнивание нагрузки с учетом приоритетов задач. Создание и использование ресурсных календарей Управление стоимостью ресурсов/ Оценка по аналогам. Параметрическая оценка. Оценка снизу-вверх. Вероятностная оценка PERT. Общие характеристики человеческих ресурсов: ‘временные’ и ‘единичные’; ставки на использование и затраты на использование; характер оплаты за использование и календари задание параметров, затраты на ресурсы. Рабочее время человеческих ресурсов: оценка доступности, календарь ресурса. Календари и профили загруженности ресурсов. Понятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Основные характеристики БД и СУБД. Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных. Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных. Обобщенная архитектура, состав и функции СУБД. Принцип централизованного управления данными. Концептуальный, логический и физический уровни представления данных и архитектуры СУБД Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language) Синтаксис и семантика основных конструкций. Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное обновление и удаление. Организация и компоненты интерфейсов вэб-ориентированных систем управления человеческими ресурсами Структуры и системы навигации, иерархия страниц в структуре. современные текстовые (работа с кодом) и визуальные редакторы . Условия и возможности размещения текстовых, гипертекстовых и графических объектов. Формы (определения, классификация, возможности и использование форм). Архитектура, проектирование и разработка интерфейсов управления Разработка пользовательских панелей и организация системы навигации Возможности создания среды для управления человеческими ресурсами с использованием современных баз данных и вэб-интерфейсов к базам данных 10.Порядок формирования оценок по дисциплинеПри оценке знаний рекомендуется руководствоваться следующим: - высшая оценка в 9 баллов (10 баллов проставляется в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий: полных, с детальными или многочисленными примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, правильном решении задачи и четком ее представлении, - почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах и решении задач, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных примеров или обобщений или исчерпывающего представления решаемой задачи, - оценка в 7 баллов проставляется при всех, в конечном счете, правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений, примеров, без представления алгоритма решения задач, - оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или непринципиальных неточностях в решении задачи (описки и случайные ошибки арифметического характера), - оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании проблематики, - оценка в 4 балла проставляется при серьезных ошибках и пробелах в знаниях, - оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи, говорящих о потенциальной возможности более успешно выполнить задания (и может вести к повторному написанию ответов на вопросы или решению задачи), - оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и решении задач, - оценка в 1 балл проставляется, когда неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и окружающим. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях, по итогам выполнения контрольных работ за правильность решения поставленных задач. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по качеству подготовленного домашнего задания. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу Одз определяется перед итоговым контролем. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкз – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = k1·Оэкз + k2·Одз + k3·Ок/р Удельный вес k1 равен 0,4. Удельные веса других коэффициентов равнозначны и их сумма равно 0,6. Итоговая оценка (Оитоговый) округляется в меньшую сторону. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебник
11.2Основная литература
11.3Дополнительная литература
11.4Источники в Интернете
11.5Справочники, словари, энциклопедии
11.6Программные средства
11.7Дистанционная поддержка дисциплины
12.Материально-техническое обеспечение дисциплиныКомпьютерное и мультимедийное оборудование для проведения лекций и практических занятий. Компьютерный зал с подключением к Интернету для проведения практических занятий и для выполнения контрольных работ. Автор программы: _____________________________/ Марширов В.В./ |
Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | Программа дисциплины Управление человеческими ресурсами для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины нис современные проблемы и методы маркетинговых... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Посреднические технологии в управлении Для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими... Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Программа «Управление человеческими ресурсами» Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины ir менеджмент направления 080200. 68 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Прогнозирование и моделирование рисков проекта»... ... |