Пояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч. год
1. Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А.И.
2. В программу изменения не внесены.
3. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (А.И. Алексеев, В.В.Николина, С.И. Болысов и др.); под ред. А.И. Алексеева.
География. 7 кл.: атлас. – 2-е изд. Стереот. – М.: Дрофа
4. Количество часов, на которое рассчитана программа по БУПу 2004 г., составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
5. Основные задачи данного курса:
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей;
раскрыть разнообразие её природы и населения;
ознакомить их со странами и народами;
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера;
раскрыть закономерности землеведческого характера.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен: 1) знать / понимать: основные источники информации, необходимые для изучения курса; различие географических карт по содержанию, масштабу; способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры, основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
2) уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты); 3) оценивать: географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран, географические путешествия по материкам; современные проблемы отдельных стран и материков.
7. Перечень учебно-методического обеспечения: Литература для учителя
Рабочие программы по географии. 6-9 классы / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Поурочные разработки по географии. 7 класс. Никитина Н.А. – М.: ВАКО, 2007.
Литература для учащихся
География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (А.И. Алексеев, В.В.Николина, С.И. Болысов и др.); под ред. А.И. Алексеева.
География. 7 кл.: атлас. – 2-е изд. Стереот. – М.: Дрофа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№
| Тема урока
| Кол •во часов
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дополнительны и материал
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
| 1
| Как мы будем изучать географию
| 1
| Урок изучения нового материала
| Развитие географических знаний человека о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства
| Знать: основные географические понятия и термины
| Представления 0 мире в древности
| Эвристическая беседа
| Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору). Анализ карт географического атласа
|
|
|
| 2
| Географические карты
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 3
| Географическая исследовательская практика
| 1
| Практикум
| Работа с картами атласа
|
|
|
| Тема 1. Население Земли (5 часов)
| 4
| Народы, языки и религии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Численность населения планеты, размещение. Народы, языки и религии. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость
| Уметь: называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной дея-тельности-людей, крупнейшие страны и их столицы
| География современных религий
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа
| 1 . Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира»
|
|
|
| 5
| Города и сельские поселения
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Древняя родина человека. Предполагаемые пути расселения людей по материкам
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 6
| Страны мира
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 7
| Экономически развитые страны мира
| 1
| Урок актуализации зна-
| Работа с картами атласа
|
|
|
|
|
|
| НИИ И
умений
| стран друг от друга
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| Изучение населения по картам и диаграммам; нис= лемнвстьт -размещение и средняя плотность
| 1
| Практикум
| Работа с картами атласа
|
|
|
| Тема 2. Природа Земли (12 часов)
| 9
| Развитие земной коры
| 1
| Урок изучения нового материала
| Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
| Знать: происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле
|
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа
| Обозначе-ние на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. Определение по карте строения земной коры, закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых. Анализ карт «Среднегодовое количество осадков», «Климатические пояса и области Земли». Описание одного из климатиче-
|
|
|
| 10
| Размещение на Земле гор и равнин
| 1
| Практикум
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 11
| Природные ресурсы земной коры
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 12
| Распределение температур на Земле
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 13
| Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре
| 1
| Практикум
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 14
| Общая циркуляция атмосферы
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
| 15
| Климатические
| 1
| Урок ак-
|
| Работа с кар-
|
|
|
| |