Скачать 220.11 Kb.
|
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2014 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) «ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ FASHION (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)» Щетинина Елизавета, 16 лет ученица 10 класса Руководитель работы: Черкасова Екатерина Сергеевна учитель английского языка, кандидат педагогических наук ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарского края 2014 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Феномен моды можно охарактеризовать как один из способов познания исторических и современных культурных характеристик определенного общества, а также показатель того, как тенденции моды представляются в языковой картине мира. Мода в современном обществе неизбежно связана с доминантностью и массовостью, в связи с чем в ней всегда можно выделить определенную базовую идею, передаваемую на уровне отдельных лексических единиц: mini, beatneak и т.д.1 Одним из средств письменной передачи идей моды являются женские глянцевые журналы. В связи с этим актуальность нашего исследования связана с важностью рассмотрения структуры и закономерностей представления понятия FASHION для более глубокого изучения англоязычной картины мира с помощью разветвленной структуры рассматриваемого феномена моды. Материалом работы послужила выборка, состоящая из 200 лексических единиц, вербализующих понятие FASHION, извлеченная из журналов Cosmopolitan (2010) и Glamour (2011). Учитывая изменчивость моды как феномена, мы использовали журналы разных лет с целью более объективного анализа содержания понятия FASHION начала XXI века. Кроме того, анализ содержания лексико-семантического поля FASHION, его наполняемость в различные эпохи XX века предполагал выборку лексических единиц из специализированных энциклопедических словарей, посвященных моде и дизайну. Целью нашей работы является изучение закономерностей представления понятия FASHION в данный период его развития (начало XXI века) средствами английского языка и построение модели лексико-семантического поля FASHION. Поставленная цель предполагает решение ряда задач: проанализировать существующие точки зрения на сущность лексико-семантического поля; проследить изменчивость содержания лексико-семантического поля FASHION на протяжении XX века; обозначить языковые особенности современных американских женских журналов (на примере Cosmopolitan и Glamour), реконструировать содержание понятия FASHION, вычленив его структурные элементы и отношения между вербализаторами данного понятия. Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и иллюстративный материал могут быть использованы для более глубокого познания англоязычной картины мира у изучающих современный английский язык как для использования его в повседневной жизни, так и для сдачи экзаменов. Приведенные в ходе исследования данные могут быть использованы при проведении уроков английского языка по теме «Мода».
Наше исследование имеет дело с лексико-семантическим полем «Мода». «Лексико-семантическое поле — понятие весьма емкое. Здесь перекрещиваются главные проблемы лексикологии — проблемы синонимии, антонимии, полисемии, проблема соотношения слова и понятия. Решение задач, связанных с семантическими полями в лексике, позволяет по-новому освещать перечисленные проблемы»2. Идея исследования лексики по семантическим полям связывается в лингвистике с именем Й. Трира, хотя сам термин в лингвистике впервые был употреблен Г. Ипсеном, который определял поле как совокупность слов, обладающих общим значением. Под семантическим полем Й. Трир понимает в первую очередь структуру определенной сферы или круга понятий. Семантическому полю соответствует в языке лексическое поле, которое вычленяется из словарного состава3. Понятие семантического поля относится к основным понятиям современной лексической семантики. Данное определение концентрирует в себе главные проблемы лексической семантики и определяет их рассмотрение с позиции системного подхода. При описании поля различные типы отношения между словами анализируются не изолированно, а в общей системе всех лексико-семантических связей. Являясь крупной системно-структурной единицей лексико-семантической системы языка, оно объединяет не только единичные языковые элементы (одиночные лексемы, лексико-семантические варианты) на основе общего признака, но и различные лексические связи разного уровня и объема, таким образом, каждая единица поля предстает в нем во всем парадигматическом комплексе4. Парадигматические отношения отличаются неоднолинейностью, так как одно и то же слово может одновременно входить в различные лексико-семантические поля, слова в которых противопоставлены друг другу по каким-то определенным признакам. Эта соотнесенность основывается на том, что в значениях слов, объединенных одной лексико-семантической группой, имеется один, общий для всех, семантический признак, который и связывает слова. Лексико-семантические поля выделяются на основе семантического признака – идентифицирующей семы, которая регулярно повторяется во всех лексических единицах класса и специфических, дифференцирующих сем, противопоставляющих данную лексему другим лексемам структуры микрополя. Например, в значении существительного «STYLE» - the state of being popular; beauty, grace, or ease manner or technique5 - можно выделить идентифицирующие семы «popularity» и «beauty» и дифференциальную сему «manner, technique». Язык является функционирующей системой, в которой происходят постоянные перестройки элементов и отношений между ними. В процессе этого раскрываются связи между языковыми явлениями и внеязыковой действительностью. Особенно ярко данное свойство полей проявляется на примере лексико-семантического поля FASHION, что будет продемонстрировано в пункте 2. Исходя из вышесказанного, видится необходимым выделить свойства лексико-семантических полей. Первое свойство лексико-семантических полей отражает системную организацию поля, взаимоотношение системы и ее элементов. Отдельное слово может быть понято до конца только на основе всей совокупности лексических единиц, входящих в данное поле, - это свойство присутствия. Третье свойство связано с непрерывностью поля. Слова, включающиеся в состав лексико-семантического поля, покрывают соответствующее понятийное пространство без пробелов и пересечений. Четвертое свойство – целостность лексико-семантических полей: поля полностью воспроизводят соответствующие понятийные фрагменты когнитивной картины мира, обеспечивая тем самым соотносительность когнитивной и языковой картины мира. Пятое свойство лексико-семантических полей – историчность: полям свойственна синхроническая и диахроническая динамика (Схема 1). Схема 1 СВОЙСТВА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Как всякое системно-структурное объединение, семантическое поле имеет определенную структуру. Понятие структуры поля подразумевает существование определенных групп элементов внутри данного множества, пересечение отношений в структуре, наложение связей. Перспективным направлением в структурировании поля видится выделение ядра, околоядерной и периферийной зон. При этом ядро и околоядерная зона поля состоят из наиболее активных в данный исторический период моделей словоизменения, словообразования, сочетания слов. Исходя из свойства историчности, можно сделать вывод об изменчивости содержания лексико-семантического поля. Структура ЛСП FASHION представлена в пункте 4 данного исследования.
Зависимость феномена моды от внешних культурных и общественных изменений обусловила динамику содержания и лексико-семантического поля (ЛСП) исследуемого понятия в XX веке. Главным образом, изменения затронули ядро и околоядерную зону ЛСП FASHION как сосредоточения самых активных моделей словосочетаний, образования новых слов и т.д. на данный период времени. Понятие FASHION на протяжении всего исторического развития отражает представления носителей англоязычной культуры о женской моде, содержит культурно значимую информацию6. На основе этого составим схему: Схема 2 КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ FASHION FASHION Понятие Образ Общественно-культурная предпосылка Все слова, входящие в соответствующее лексико-семантическое поле, подчиняются его компонентной структуре. Таким образом, представляется возможным представить анализ динамики содержания лексико-семантического поля FASHION на протяжении XX века в виде следующей таблицы: Таблица 1 ДИНАМИКА ЛЕКСИЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ FASHION НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА
Таким образом, мы проследили изменения в лексической наполняемости поля FASHION в течение XX века. Можно заметить появление новых терминов (Lycra, rhodoid), моделей наименования (Bettina blouse), заимствований (djellabas). Мода начала XXI века характеризуется эклектичностью и обращением к эпохам XX века, поэтому проведенный лексический анализ послужит основой для построения модели ЛСП FASHION (начала XXI века) на материале женских глянцевых журналов Cosmopolitan и Glamour. В связи со сказанным, представляется своевременным провести анализ данных журналов.
Издание Cosmopolitan было основано в 1886 году в Нью-Йорке компанией Schlicht & Field как журнал для высшего общества. В 1905 году издание было выкуплено Уильямом Рэндольфом Хёрстом и эволюционировало как литературный сборник. В нём впервые печатались рассказы Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Теодора Драйзера, Джека Лондона, Сомерсета Моэма, Редьярда Киплинга и др. Целевая аудитория была фактически «для всех» (даже мужчины читали его с неподдельным интересом). Однако к середине века издание стало утрачивать былую популярность и потому с середины 1960-х годов было преобразовано в иллюстрированный женский журнал. Сегодня Cosmopolitan имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется более чем в ста странах мира. Основное содержание журнала – это последние тенденции моды, секреты стиля, карьера, здоровье, фитнес, косметика, путешествия, отношения и многое другое. «Литературное» прошлое журнала дает о себе знать в публикациях рассказов современных авторов. Целевая аудитория издания – социально активные, уверенные в себе, успешные женщины. Потребительские предпочтения аудитории, по сути, формируются самим же изданием. Это яркая жизнь, модные наряды и стильные магазины. С помощью языка издатели не только доносят информацию, но и еще формируют потребность в этой информации. Cosmopolitan можно назвать стилеобразующим журналом. «Девушку в стиле Cosmo» характеризуют как супермодную, смелую, умную, самодостаточную, успешную, здоровую и красивую. Таким образом, в перечне характеристики девушек в образе, навязываемым Cosmopolitan, «супермодная» стоит на первом месте, следовательно, данный сегмент является лидирующим. Девиз журнала Cosmopolitan – «Оптимизм, уверенность в себе, женственность». Качественный вид рекламы, а, значит, и язык рекламы имеет целью формирование доверия читательниц. Цель журнала Cosmopolitan на рынках англоязычных стран - подобрать актуальные темы, найти верный язык и стиль общения с читательской аудиторией. Продуманная политика издания в области рекламы и язык рекламы, зачастую является основным средством формирования представления о моде. Язык и стиль журнала простой и доступный, нацеленный на широкую аудиторию. Журнал Glamour моложе, чем Cosmopolitan, первый номер вышел в США в 1939 году и изначально назывался «Glamour of Hollywood» С тех пор этот журнал приобрел огромную популярность по всему миру и ежемесячно выпускается в десятках различных стран. Журнал выпускается для женщин любого возраста. Glamour - журнал для уверенных, целеустремленных и независимых женщин, которые знают себе цену. В отличие от Cosmopolitan журнал Glamour нельзя назвать универсальным – тематика журнала ограничена модой, красотой и стилем жизни. Одной из маркетинговых целей журнала Glamour является построение имиджа бренда как универсального женского журнала премиального качества для широкой аудитории, практичного и доступного журнала о моде, красоте и знаменитостях. Glamour также характеризуется использованием доступного языка, достаточно простого для большой массы читателей.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что понятие моды можно знанием тех или иных представлений этого явления в языковой картине мира. Как было сказано в пункте 1 совокупность лексических единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений, называют «полем». При анализе лексики поле значений имеет тенденцию совмещаться с полем понятий. Для семантического поля обязтельно наличие общего семантического признака, объединяющего все единицы поля и обычно выражаемого лексемой с обобщенным значением, например: «veil», «stocking», «lingerie», в сравнении с другими видами одежды «coat», «jacket». В рамках ЛСП лексические единицы вступают в отношения парадигматического, синтагматического и фразового характера. При анализе журналов Cosmopolitan и Glamour среди данных отношений мы выявили следующие: А) Парадигматические отношения: 1.синонимия (Flush-splash, impress-rock, iconic brand-fashion genius, intensive-waterproof и т.д.) 2. Антонимия (nude, natural lip –dark, vampy lip) В) Синтагматические отношения: 1. Эпитеты («spectacular eyes» , «black diamond» «skin’s natural» «colorful intensity» и т.д.) 2. Метафоры («weightless perfection», «magic light», «dimensional radiance», «smoky eye» «gossip girl style» и т.д.) C) Фразовые отношения: слово-стимул «fashion» ассоциируется с фразами: «successful woman», «young woman». Анализ лексики, вербализирующей понятие FASHION в журналах Cosmopolitan и Glamour, позволяет прийти к выводу о доминирование общеупотребительной лексики. Терминов крайне мало (chemise, crepe), что обусловлено целевой направленностью журналов. Наиболее частым присутствием в нашей выборке отличаются прилагательные (88%), далее следуют существительные (10%) и, наконец, глаголы составляют 2%. ЛСП FASHION состоит из ядра, околоядерного пространства, зоны периферии. Отличие ядра и периферии - универсалия языка, проявляющаяся в различных аспектах. С точки зрения структуры языка, ядро представляет собой наиболее активные в данный исторический период развития языка модели словоизменения, словообразования, сочетания слов. Периферия есть отклонение от этих моделей. Если суммировать представленность все компонентов ядра нашего поля, можно сказать, что на его долю приводится 5% всех слов, вербализирующих исследуемое понятие FASHION (look, style, trend, icon, supermodel, hot и т.д.). На долю околоядерного пространства, представленного словами, имеющими более двух отличных сем, пришлось 70% (pretty, amazing, glamorous и т.д.). Кроме того, на периферии ЛСП FASHION выделены пограничные зоны, указывающие на возможность перехода слов в другие поля. Удельный вес периферии лексико-семантического поля составил 25 % (waterproof, contour of the face и т.д.). Все сказанное позволяет нам построить модель лексико-семантического поля FASHION (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века) (схема 3). Таким образом, в ходе работы над исследованием «Лексико-семантическое поле FASHION (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)» мы пришли к следующим выводам: 1. Мода - неотъемлемая часть культуры. Понятие FASHION имеет культурную специфику, так как отражает представления носителей англоязычной культуры о моде, содержит культурно значащую информацию и объединяет в своей структуре образный и понятийный компоненты. Также понятие FASHION вербализуется через набор лексический единиц, которые вступают в семантические отношения. 2. Одним из основных способов вербализации понятий FASHION являются женские глянцевые журналы. Их направленность и тематика позволяет рассматривать их в качестве одного из основных средств пропаганды моды как культурного явления. 3. Лексико-семантическое поле FASHION состоит из ядра, околоядерного пространства и зоны периферии, имеющих различную представленность лексики в процентном соотношении. Лексико-семантическое поле FASHION на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века включает как общеупотребительную лексику, так и терминологию (но в меньшей степени), на фоне доминирующего присутствия прилагательных. 4. Вербализация понятия FASHION осуществляется посредством вступления лексических единиц в соответствующие парадигматические (в анализируемых источниках преобладают отношения синонимии и антонимии), синтагматические (в анализируемых источниках преобладают метафоры и эпитеты) и фразовые соотношения. Схема 3 МОДЕЛЬ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ FASHION (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века) Парадигматические отношения: синонимия антонимия Семантические отношения Лексические единицы Существительные – 10% Прилагательные – 88% Глаголы – 2 % Общеупотребительная лексика – 90% Терминология – 10% Список источников информации: 1. Родионова Д.Д. Философия моды и гендер // Культура как предмет комплексного исследования. Кемерово: Кем. гос. академия культуры и искусств, 2002. Вып.4. С. 3-56. 2. Тоцкая О.В. Способы преобразования внутри лексико-семантического поля «Женская мода» (на материале современного английского языка) // [Электронный ресурс] http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/VII/uch_2008_VII_00012.pdf 3. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля. // Филологические науки. – 1972. – № 1. – С. 56-68. 4. Иванова О.Я. Характеристика понятия лексико-семантическое поле // [Электронный ресурс] http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634. 5. Merriam-Webster Dictionary // [Электронный ресурс] http:// www.merriam-webster.com/dictionary/style. 6. Полевые структуры в системе языка. Коллективная монография. Под ред. З.Д. Поповой. Воронеж, 1989. - 160с. 7. History of fashion design// [Электронный ресурс] http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_fashion_design. 8. [Электронный ресурс] http://www.cosmo.ru/. 9. Типологический анализ женского глянцевого издания на примере журнала «COSMOPOLITAN» [Электронный ресурс] http://wwhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Glamourw.referats.su/archives/192. 10. История журнала Cosmopolitan в обложках - Часть 1: 1886-1949 [Электронный ресурс] http://istoriyaoffashion.blogspot.com/2011/07/cosmopolitan-1-1886-1949.html. 11. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Cosmopolitan. 12. [Электронный ресурс] http://www.glamour.ru/. 13. [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Glamour. 14. Cosmopolitan, №7, 2010. 15. Glamour, №9, 2012. 1 Тоцкая О.В. Способы преобразования внутри лексико-семантического поля «Женская мода» (на материале современного английского языка) // [Электронный ресурс] http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/VII/uch_2008_VII_00012.pdf 2 Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля. // Филологические науки. – 1972. – № 1. – С. 67. 3 Иванова О.Я. Характеристика понятия лексико-семантическое поле // [Электронный ресурс] http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634 4 Иванова О.Я. Характеристика понятия лексико-семантическое поле // [Электронный ресурс] http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634 5 Merriam-Webster Dictionary // [Электронный ресурс] http:// www.merriam-webster.com/dictionary/style 6 Тоцкая О.В. Способы преобразования внутри лексико-семантического поля «Женская мода» (на материале современного английского языка) // [Электронный ресурс] http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/VII/uch_2008_VII_00012.pdf |
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Приложение. Соответствие своих способностей и соответствующие им типам профессий | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Естественные науки (от 8 до 10 лет) «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Точные науки (от 11 до 13 лет) «Высота светил» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» подготовлена ученицей 6 «А» класса средней... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Известно, что молодёжь, общаясь с иностранцами, сталкивается с трудностями в общении из-за непонимания ряда слов, с которыми им не... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от... Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки... Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки... Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки... Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки... Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Естественные науки (от... Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Питаются преимущественно насекомыми, отчасти зернами. Эти птицы живут, чаще всего, вблизи жилья человека. Так как гнезда вороны и... |