МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Производственный менеджмент
Учебно-методическое пособие
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2002
Печатается по решению
РИС НовГУ Рецензент
Кандидат экономических наук, доцент П.В.Сергеев
Производственный менеджмент. Учеб.-метод. Пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – _____ с.
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Производственный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.
1 Введение в операционный менеджмент 4
1.1 Управление производством и операциями: основные понятия и модели 4
1.2 Типы производства 7
1.3 Производство как операционная система 8
1.4 Ключевая роль потребителя в операционном управлении 10
1.5 Стратегия производственного менеджмента. 12
1.6 Стратегические принципы операционного менеджмента (по Шонбергеру и Ноду). 14
1.7 Интеграционные образования в производстве. 16
2 Создание операционной системы 20
2.1 Проектирование операционной системы 20
2.2 Размещение предприятия 22
2.3 Понятия и принципы формирования производственных структур 24
2.4 Технико-экономические характеристики типов производства. 32
2.5 Организация производственных процессов во времени 35
2.6 Развитие форм организации производства в современных условиях. 41
2.7 Организация поточного производства 42
2.8 Концепции LEAN PRODUCTION--- «подтянутое производство» 49
3 Оперативное управление производством. 59
3.2 Оперативное управление производством 62
3.3 Формирование производственной программы. 69
3.4 Формирование плана производства. 73
3.5 Графические и сетевые модели 77
3.6 Вопросы и задания 80
4 Управление производственными запасами. 84
4.1 Управление запасами. 84
4.2 Основные виды запасов на предприятии: 84
4.3 Основные виды издержек, связанные с размером партии поставки: 89
4.4 Система с фиксированным количеством. 91
4.5 Система с фиксированным временем 92
4.6 Вопросы и задания 97
4.7 Тест 99
5 Литература 101
1Введение в операционный менеджмент
1.1Управление производством и операциями: основные понятия и модели Производство — это создание товаров и услуг. Производственный (операционный) менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги).
Управление производством и услугами обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и выполняет общие функции, возникающие в жизнедеятельности производственной или сервисной системы в целом.
Обычно производство ассоциируется с заводом, машинами, заготовительными, обрабатывающими и сборочными процессами. Однако с конца, 20 в. теория управления производством применяется также в сфере услуг, здравоохранении, общественном питании, индустрии развлечений и отдыха, в банковском деле, гостиничном хозяйстве, в розничной торговле, образовании, на транспорте, в государственных и региональных органах управления и др.
Термины «управление операциями» и «операционный менеджмент», «управление производством» и «производственный менеджмент» далее будем считать равнозначными и взаимозаменяемыми.
Виды моделей
1.1.1Каноническая модель
К аноническая модель включает три элемента:
процесс (производственная или сервисная операция);
внешнюю среду;
входы (ресурсы) и выходы (продукция) процесса.
Каноническая модель определяет структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через входы и выходы управляемой системы.
Объектом управления являются операционные подразделения, ответственные за выпуск товаров и предоставление услуг. Это структурные элементы – производства, отделения, цехи, отделы, участки, лаборатории, группы исполнителей, а также процессы – исследование, разработка, испытание, производство, сбыт продукции и услуг, обеспечение организации ресурсами.
Внешняя среда в этой модели не структурируется.
1.1.2Кибернетическая модель.
Кибернетическая модель позволяет разделить описание производства или сервиса предприятия на две составляющие:
1. Собственно операции - производство или услуга – объект управления;
2. Управление процессом – система управления,
а также выделить детерминированные и случайные воздействия.
Входы в кибернетическую модель представлены в виде вектора входных переменных X(t) в каждый момент времени. Составляющие вектора входных переменных X(t) характеризуют прежде всего совокупность всех видов ресурсов, используемых в объекте.
Выходные параметры описывает вектор Y(t). Составляющие данного вектора соответствуют виду выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Параметры управляющих воздействий описывает вектор Z(t). Это – приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных или сервисных процессов, нормы, стандарты и др. Параметры Z(t), характеризующие условия протекания процесса, несут в себе стабилизирующие и дестабилизирующие действия.
Система управления – это совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления и его функциями управляющие подсистемы, наделенные определенными правами, решающие задачи и выполняющие конкретные функции для достижения общих целей.
Система управления обрабатывает информацию, поступающую из внешней среды и от объекта управления и вырабатывает решение – управляющее воздействие на объект управления Z(t). Решения относятся к планированию производственных мощностей, диспетчеризации, управлению материально-производственными запасами, контролю качества и др.
Важными понятиями, характеризующими кибернетическую модель, являются понятия прямой (командной) и обратной связи между системой управления и процессом производства или оказания услуги.
1.1.3Иерархические модели С труктура процесса производства и система управления могут быть представлены в виде иерархических моделей:
иерархической производственной структуры (узлы – элементы предприятия – подразделения; дуги – связи включения),
иерархической организационной структуры (узлы – линейные руководители; дуги – связи подчинения).
1.1.4Сетевая модель
Сетевая модель характеризует структуру процесса производства. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок или дуг. Их конечные результаты (события) изображаются в виде узлов сети.
Сетевая модель используется для оценок стоимостных, временных и технических характеристик процесса.
|