Скачать 157.43 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины «Новейшие отложения Севера» по направлению подготовки 021000 География уровня высшего профессионального образования бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются изучение закономерностей размещения четвертичных мерзлых пород и подземных льдов Севера, особенностей накопления отложений и формирования подземных льдов при глобальных и региональных изменениях климата, при оледенениях, колебаниях уровня океана в конце кайнозоя. Задачами освоения дисциплины являются формирование у студентов представлений: - о распространении новейших отложений в криолитологических районах Севера России; - об общих вопросах палеогеографии четвертичного периода, направленно-колебательном похолодании климата, коренных изменений природы и их причинах; - об основных понятиях климатостратиграфии, сравнительной хронологии четвертичного периода, региональных схемах стратиграфии и корреляции отложений Полярных районов; - об особенностях полярного литогенеза: накоплении и последующем физико-химическом преобразовании континентальных, водных и ледниковых осадков при промерзании и оттаивании; - об основных генетических типах четвертичных отложений и подземных льдов в криолитозоне; - о методах диагностики и корреляции палеогеографических событий в системе континент-шельф и приемах палеокриолитологических исследований. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина входит в профессиональный блок вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «География» (модуль «Региональная и историческая криолитология и гляциология»). Дисциплина читается на 3-ем курсе в 5-ом семестре. Для освоения данной дисциплины обучающимся необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения курсов «Общее землеведение», «Геоморфология с основами геологии», «Историческая геология», «Мерзлотоведение», «Грунтоведение», «Палеогеография позднего кайнозоя и новейшие отложения», «Гляциология», общегеографических и учебных практик. Изучение данной дисциплины необходимо для освоения дисциплин «Инженерное мерзлотоведение», «Эволюция криолитозоны при различных климатических ситуациях», «Мерзлотный прогноз при освоении криолитозоны», «Геоэкология криолитозоны», спецкурсов по выбору. Знания по данной дисциплине будут использованы на производственных практиках, при написании курсовых и квалификационной работ. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Новейшие отложения Севера» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью входных компетенций, необходимых для освоения данной дисциплины. Студент должен: Знать: - общие закономерности палеогеография позднего кайнозоя и особенности формирования новейших отложений; - основы геоморфологии, общей и исторической геологии; - основные закономерности формирования мерзлых пород, поверхностных и подземных льдов. Уметь выявлять взаимосвязи между компонентами криосферы и делать предположения об их возможной роли в формировании отложений Севера, читать и понимать карты четвертичных отложений. Владеть навыками сопряженного анализа общегеографических и тематических карт, геолого-геоморфологических профилей, определения и свойств грунтов по существующим классификациям. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Результаты освоения дисциплины определяются общенаучными (ОНК-1) – частично, инструментальными (ИК-2,3) – частично и профессиональными компетенциями (ПК-7,9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - особенности геолого-генетических комплексов новейших отложений Севера и роль подземных и наземных льдов в их формировании; - современные концепции развития криосферы на последнем отрезке геологической истории Земли. Уметь: - оценить возможности и ограничения современных методов изучения новейших отложений в условиях криолитозоны; - готовить публикации, проводить презентации и вести дискуссии; - получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных в районах Севера; - обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний, - делать палеогеографические реконструкции, прогнозные и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в регионах с вечной мерзлотой. Владеть: - основными палеогеографическими (в том числе криолитологическими) методами исследования, терминологией на иностранном языке; - навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет. 4. Структура и содержание дисциплины «Новейшие отложения Севера» 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). 1 семестр. Аудиторная нагрузка - 54 часа (из них 36 часов – лекции, 18 часов – семинары), 54 часа – самостоятельная работа студентов. Зачет
Форма промежуточной аттестации (по семестрам): зачет. 4.2. Содержание дисциплины ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Современные представления о глобальных изменениях климата и их причинах Историческая криолитология как раздел науки, изучающий особенности формирования и историю развития отложений в пределах современной и древней криолитозоны. Модели развития криогенных зон Земли. Цикличность и направленность развития криосферы. Внутренние и внешние причины изменения климата Земли. Древнейшие криогенные эпохи. Орбитальная теория смены палеоклиматов. Тема 2. Кайнозойская криогенная эпоха Черты и особенности Кайнозойской криогенной эпохи. Этап ледниково-арктического климата. Четвертичный «ледниковый порог», колебания климата Земли плейстоценового типа. Динамика сообществ млекопитающих Северной Евразии в кайнозое (формирование адаптивных форм млекопитающих на разных этапах кайнозоя). Тема 3. Методы диагностики и корреляции палеогеографических событий Литологические и геоморфологические методы. Изучение состава пород. Физико-химические методы. Палеомагнитный метод. Изотопно-кислородный метод. Геохимический метод. Палеобиологические методы. Методы абсолютной хронологии. Корреляция реперных палеогеографических событий. Криолитологические методы исследования. Криофациальный анализ. Изучение криогенного строения, мощности и температуры криогенной толщи, полигонально-жильных и пластовых льдов, посткриогенных образований. Использование палеокриогенных данных для реконструкций температурных условий многолетнего промерзания и протаивания. Роль криолитологических исследований в палеореконструкциях. Тема 4. История развития криолитозоны Евразии Развитие криолитозоны в четвертичном периоде на основе изучения кернов озерных и ледниковых отложений. Прогноз развития природы - сверхдолгосрочный географический прогноз. Ландшафтно-климатические условия. Изменение зимних и летних температур и осадков. Колебания береговой линии Арктики. Причинные связи между материковыми оледенениями и морскими трансгрессиями. Влияние регрессий – трансгрессий, оледенений и дегляциаций на криогенное строение и мощности мерзлых толщ. Мощность мерзлых толщ, температура пород, криогенное строение (сингенетические повторно-жильные льды) для различных временных срезов плейстоцена-голоцена. Следы деградации и аградации мерзлоты в разрезах новейших отложений. История развития криолитозоны в голоцене. «Оптимум» голоцена. Позднеголоценовое время. Тема 5. Климатостратиграфия плейстоцена и голоцена в Арктике и Субарктике Климатостратиграфия. Нижняя граница и объем четвертичного периода. Количество оледенений (континентальная и океаническая стратиграфия). Соотношение подземного и наземного оледенений на протяжении плейстоцена. Международная стратиграфическая шкала четвертичной системы. Кислородно-изотопная шкала. Байкальская скважина. Ледниковые керны Антарктики и Гренландии. Сравнительная хронология четвертичного периода. Местные и региональные стратиграфические схемы. Тема 6.Особенности накопления и распространения новейших отложений в Арктике Накопление отложений в ледниковые и межледниковые периоды. Климатический ритм и соответствующий ему осадочный цикл. Роль морского фактора в формировании новейших отложений севера. Особенности литогенеза в условиях полярного и субполярного климата. Выветривание, перенос, накопление, диагенез, криогенное преобразование осадков. Тема 7. Генетические типы мерзлых пород. Отложения платформ. Морские отложения, прибрежно-морские отложения. Бассейновые отложения (озерные, лагунные, эстуарные, дельтовые). Отложения мелководий (ваттовые, лайдовые, озерно-аллювиальные). Отложения русловых водных потоков. Коры выветривания. Криогенный элювий. Склоновые отложения. Болотные отложения, торфяники. Отложения горных областей. Ледниковые и водно-ледниковые отложения. Склоновые отложения. Разрушение коренных пород и грубообломочного материала и их морозная сортировка. Элювиальные образования, коллювий (осыпи, курумы, оползни). Делювиальные отложения. Отложения открытого шельфа и прибрежно-морской области. Седиментация в морях Арктики в позднем плейстоцене-голоцене. Подводные морены. Береговые процессы и формирование отложений в прибрежной зоне, влияние морского льда. Тема 8. Мерзлые породы сложного и проблематичного генезиса Ледовый комплекс. Покровные суглинки. Ледниково-морские отложения. Диамиктоновые породы. Морские отложения и пластовые льды. Засоленные отложения, охлажденные породы, криопэги. Проблемы изучения пластовых льдов, гипотезы происхождения и методы их исследования. Региональная часть Тема 9. Новейшие отложения Западного сектора Арктики Схема корреляции новейших отложений Европейского Севера и Западной Сибири по И.Д.Данилову (1978). Распространение Баренцево-Карскоморского ледникового щита в послеказанцевское время (по Свендсену, Астахову и др., 2004). Строение новейших отложений Европейского Севера России. Палеогеографические обстановки и климат в плейстоцене. Границы последнего оледенения. Лессовидные образования. Стратиграфия плейстоценовых отложений. Стратотипические разрезы Севера. Морской и ледниковый фактор в формировании новейших отложений. Основные этапы развития многолетнемерзлых пород. Современная динамика криолитозоны и роль криогенных процессов в формировании современных отложений. Строение новейших отложений Западной Сибири. Геолого-геоморфологические особенности Западной Сибири. Средний плейстоцен. Поздний плейстоцен: казанцевская, зырянская, каргинская и сартанская эпохи. Голоцен. Типы разрезов криогенной толщи. Тема 10. Новейшие отложения Восточного Сектора Арктики Строение новейших отложений Средней Сибири. Палеогеография, накопление отложений и динамика криолитозоны северных островов и архипелагов. Таймырский район. Средне-Сибирский район. Палеогеография, накопление отложений и динамика криолитозоны Восточной Сибири и Северо-Востока. Ледовый комплекс. Приморско-Новосибирский район. Верхояно-Колымский район. Центрально-Якутский район. Чукотский район. Тема 11. Новейшие отложения шельфа Арктических морей Исследования шельфовой мерзлоты. Субмаринная криолитозона. Реликтовые субаквальные криогенные толщи. Новообразование мерзлоты на мелководье и при разрушении газогидратов в море. 4.3. Аннотация программы В учебной дисциплине излагаются современные представления о закономерности размещения четвертичных мерзлых пород Севера, о природе, условиях формирования и составе мерзлых пород и льдов. Эволюция криолитозоны рассматривается как результат глобальных и региональных изменений климата, оледенений, колебаний уровня океана, изменений свойств пород при их промерзании и протаивании. Рассматриваются общие вопросы палеогеографии четвертичного периода, направленно-колебательное похолодание климата и коренные изменения природы, излагаются современные представления о динамике климата, причинах его изменения и периодичности. Даются основные понятия климатостратиграфии, сравнительная хронология четвертичного периода, обзор существующих шкал, региональные схемы стратиграфии и корреляции отложений. Характеризуются основные генетические типы четвертичных пород и льдов в криолитозоне, особенности полярного литогенеза. Анализируются условия накопления и последующее физико-химическое преобразование континентальных, водных и ледниковых осадков. Даются общие сведения о методах диагностики и корреляции палеогеографических событий в системе континент-шельф. Рассматриваются приемы криолитологических и палеокриолитологических исследований. Для каждого региона оценено время начала промерзания и динамика мерзлых толщ в четвертичном периоде. Рассматривается распространение новейших отложений для основных криолитологических районов Севера. 5. Рекомендуемые образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины «Новейшие отложения Севера» применяются следующие виды образовательных технологий: лекционно-семинарско-зачетная система обучения. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация, тематическая (в т.ч. в Палеонтологическом институте имени А.А Борисяка РАН). Для практического освоения навыков анализа природных особенностей новейших отложений Севера, а также основных криолитологических районов широко применяются тематические рефераты на основе реферирования научной литературы. Их содержание определяется преподавателем на основе темпов усвоения основного учебного материала и позволяет корректировать изучение наиболее сложных тем. Тематическое содержание проводимых контрольных работ опирается на содержание лекционной части курса и соответствует темпам прохождения её студентами. При проведении практических работ широко применяется работа с различными видами географической информации (анализ геолого-геоморфологических профилей, климатических схем, палеогеографичеких карт), а также использование литературного материала. Практические работы и защита рефератов должны составлять не менее 30% от проводимых аудиторных занятий по региональной части раздела, преимущество при их проведении отдается интерактивным формам. Форма промежуточной аттестации (по семестрам): зачет. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Форма аттестации по итогам освоения дисциплины – зачет по результатам промежуточных работ и защитам рефератов. Вопросы по темам 1-3 (письменный опрос)
Практические работы по темам 4-5
Вопросы к промежуточному зачету по 6-8 темам
Рефераты и темы курсовых работ к 9-11 темам
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Новейшие отложения Севера» а) основная рекомендуемая литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Научная Электронная Библиотека - http://www.e-library.ru Сайт кафедры криолитологии и гляциологии http://www.geogr.msu.ru/cafedra/crio/uchd/plan/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Новейшие отложения Севера» Учебная аудитория, оборудованная проектором для показа презентаций. Практические занятия проводятся в аудитории, оборудованной комплектом картографического материала. Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки (021000 География) |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена (наименование учебной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины Целью освоения дисциплины является: формирование у студентов целостного представления о метеорологических процессах в тропическом... | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |