Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 283.3 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки
страница1/2
Дата публикации23.04.2015
Размер283.3 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
  1   2
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины Охрана окружающей среды
Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование (бакалавриат)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экологии и природопользования

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина "Охрана окружающей среды" - обязательная дисциплина цикла ОП, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека со средой обитания, защиты природных комплексов от чрезмерной эксплуатации и загрязнения с использованием комплекса правовых, организационных экономических и других мер.

Цель дисциплины – формирование у студентов представления о комплексе международных, государственных, региональных и локальных административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение существования природы и социума.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Охрана окружающей среды» относится циклу Б.3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная часть)) ФГОС подготовки бакалавра по направлению 022000 «Экология и природопользование».

Курс является продолжением освоенной в предыдущих модулях и циклах бакалавриата дисциплин, в первую очередь – базовых дисциплин математического и естественнонаучного цикла, а также базовой части профессионального цикла. Это, в частности, дисциплины биологического цикла, основы физики и химии, курсы «Основы природопользования», «Экономика природопользования», «Техногенные системы и экологический риск» и др. В связи с этим в программе учтен базовый объем знаний и навыков. Темы курса содержат специализированную информацию и способствуют освоению в дальнейшем профессиональных дисциплин профессионального цикла магистерской подготовки. Изучение дисциплины рекомендуется на завершающем этапе обучения бакалавра.

«Входные» знания, умения и готовности обучающегося. Для успешного освоения курса студенты должны иметь базовые знания фундаментальных разделов естественных и математических наук; свободно владеть математическим аппаратом экологических наук для обработки информации и анализа данных, а также обладать профессионально профилированными знаниями и способностью их использовать в области экологии и природопользования.

Изучение дисциплины «Охрана окружающей среды» необходимо как предшествующее для программ магистерской подготовки (преимущественно по направлению «Природопользование»), на завершающем этапе бакалавриата.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общенаучные компетенции:

- обладать способностью использовать в области экологии и природопользования профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общем почвоведении, базовых знаний фундаментальных разделов физики, химии и биологии (ПК-2, ПК-3 согласно ГОС ВПО по направлению 022000);

Общекультурные компетенции (ОК):

- комплекс общекультурных компетенций (ОК1 – ОК-13 согласно ФГОС ВПО по направлению 022000)

Общепрофессионалъные компетенции:

  • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

  • знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

  • знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

  • владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

  • знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы - (ПК-12).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы оценок (качественных, количественных и стоимостных), организации рационального использования и охраны природных ресурсов и их комплексов;

  • основы моделирования взаимодействий в системе «человек-природа»;

  • основы нормирования качества окружающей среды (экологическое и санитарно-гигиеническое направления);

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • основные средозащитные технологии;

  • теоретические основы управления природопользованием и современные механизмы их реализации;

  • теоретические основы идентификации, оценки и управления экологическими рисками.


Уметь: применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием:

  • давать экономическое обоснование методам и механизмам обеспечения охраны окружающей среды;

  • идентифицировать экологические проблемы и выбирать эффективные инструменты для их устранения;

  • организовывать формирование и реализацию экологических программ на уровне предприятия и территории;

  • планировать мероприятия по защите окружающей среды на уровне предприятия, территории, региона, отрасли.


Владеть: методами поиска и обмена информации в сфере охраны окружающей среды; методами эколого-экономических и инженерно-экологических расчетов.

4. Структура и содержание дисциплины Охрана окружающей среды
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)







8

1-15

Лекц.

Практ.

Самост.

Всего

Контрольная работа

1

Раздел 1




1-4

8

8

16

32







Тема 1. Введение




1

2

2

4

8







Тема 2. Управление в сфере охраны окружающей среды.




2

2

2

4

8







Тема 3. Административные методы охраны окружающей среды




3

2

2

4

8







Тема 4. Экономические и рыночные механизмы охраны окружающей среды




4

2

2

4

8







Раздел 2




5-10

12

12

12

36

Контрольная работа




Тема 5. Охрана атмосферы




5

2

2

2

6







Тема 6. Охрана поверхностных вод суши




6

2

2

2

6







Тема 7. Охрана подземных вод




7

2

2

2

6







Тема 8. Охрана вод Мирового океана




8

2

2

2

6







Тема 9. Охрана и рациональное использование земель




9

2

2

2

6







Тема 10. Охрана ресурсов недр




10

2

2

2

6







Раздел 3




11-16

10

10

20

40

Контрольная работа




Тема 11. Охрана биоресурсов




11

2

2

4

8







Тема 12. Информационные методы в охране окружающей среды




12

2

2

4

8







Тема 13. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды




13

2

2

4

8







Тема 14. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности.




14

2

2

4

8







Тема 15. Современные системы управления охраной окружающей среды




15

2

2

4

8




В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены:

лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

Основное содержание курса

Тема 1. Введение. Охрана окружающей среды как комплексная научная дисциплина и часть современного управления природопользованием. Современное природопользование и глобальные экологические проблемы. Взаимодействие человека со средой обитания.

Тема 2. Представление об управлении в сфере охраны окружающей среды. Механизмы регулирования и методы управления: представление о «жестком» и «мягком» управлении. Правовые (административные), экономические и информационные методы охраны окружающей среды и их сочетание в практике управления.

Тема 3. Административные методы охраны окружающей среды. Экологическое нормирование как основы для разработки административных методов управления. Система экологического нормирования, стандартизация и техническое регулирование охраны окружающей среды в России. Современное законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экологическое лицензирование и сертификация. Регулирование на основе стимулирования использования наилучших доступных технологий.

Тема 4. Экономические и рыночные механизмы охраны окружающей среды. Представление об экономическом регулировании охраны окружающей среды как мягком управлении. Теоретические основы экономических методов охраны окружающей среды. Практическая реализация системы экономического регулирования в России: система платежей в области охраны окружающей среды. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду: подходы к расчетам, экономическая сущность, проблемы внедрения и развития системы платежей. Экологическое страхование и проблемы его внедрения в России. Экологические менеджмент. Оценка экологической эффективности проектов и продукции.

Тема 5. Охрана атмосферы. Основные проблемы формирования качества атмосферного воздуха. Современные модели распространения примесей в атмосфере. Представление о трансграничном переносе загрязняющих веществ. Естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Аварийные и несанкционированные выбросы. Источники загрязнения атмосферы в городах. Система административных мер по охране атмосферы. Нормирование качества атмосферного воздуха и стандартизация. Основы организации систем контроля качества воздуха на промышленных территориях и в селитебных зонах. Экономическое регулирование качества воздуха и использования ресурсов атмосферы. Инженерно-технические методы снижения загрязнений атмосферы.

Тема 6. Охрана поверхностных вод суши. Основные проблемы формирования качества поверхностных вод и их оценки. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения поверхностных вод суши. Современные модели распространения загрязняющих веществ в поверхностных водных объектах. Представление о консервативных и неконсервативных примесях. Нормирование качества поверхностных вод. Количественные и качественные оценки ресурсов поверхностных вод суши. Правовое регулирование использования поверхностных вод. Лицензирование и сертификация в области водопользования. Экономическое регулирование качества поверхностных вод и использования ресурсов гидросферы. Инженерно-технические методы снижения загрязнений гидросферы.

Тема 7. Охрана подземных вод. Основные проблемы формирования качества подземных вод и его оценки. Особенности нормирования качества подземных вод. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения подземной гидросферы. Количественные и качественные оценки ресурсов подземных вод. Правовое регулирование использования подземных вод. Лицензирование в области использования ресурсов подземный гидросферы и ее охраны. Экономическое регулирование качества подземных вод и использования ресурсов гидросферы. Инженерно-технические методы снижения загрязнений подземной гидросферы.

Тема 8. Охрана вод Мирового океана. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения вод Мирового океана. Аварийные загрязнения морей: особенности количественной и стоимостной оценки ущербов, страхования и компенсаций. Международное право в области охраны вод Мирового океана. Экономическое регулирование охраны вод Мирового океана. Инженерно-технические методы снижения загрязнений морских вод.

Тема 9. Охрана и рациональное использование земель. Категорирование земельного фонда в России. Методы качественной, количественной и стоимостной оценки земельных ресурсов. Основные источники воздействий на земельные ресурсы и последствия нерационального использования земель. Правовые регулирование землепользования в России. Экономические механизмы регулирования охраны земельных ресурсов. Понятие о рекультивационных и ремедиационных технологиях: возможности их использования и оценка эффективности. Охрана окружающей среды при размещении отходов. Экологически чистые и малоотходные технологии. Понятие о вторичных материальных ресурсов и эффективность их использования.

Тема 10. Охрана ресурсов недр. Правовое регулирование недропользования. Основные направления недропользования. Геолого-экономические оценки проектов в сфере недропользования. Важнейшие виды негативных антропогенных воздействий на геологическую среду, их последствия и эколого-экономические оценки. Воздействие горных предприятий на окружающую среду и специфика природовосстановительных работ. Организация системы охраны недр на предприятиях. Мониторинг геологической среды.

Тема 11. Охрана биоресурсов. Современные проблемы сохранения ресурсов биоразнообразия. Оценка состояния (качества) биоресурсов. Правовые основы использования биоресурсов в России. Лицензирование и выделение квот на изъятие биоресурсов. Экономическое стимулирование охраны ресурсов биоты. Государственные системы охраны природы. Международное регулирование охраны природы. Система охраняемых природных территорий в России и за рубежом.

Тема 12. Информационные методы в охране окружающей среды. Формирование информации о качестве компонентов окружающей среды. Представление о Единой государственной системе экологического мониторинга. Экологический учет. Представление о кадастрах природных ресурсах. Первичный учет и государственная статистическая отчетность в области охраны окружающей среды на предприятиях. Геоинформационные системы экологической направленности. Современные программные средства для учета, анализа, моделирования и отображения качества окружающей среды. Информирование как эффективный метод регулирования качества окружающей среды. Зеленая отчетность предприятий и корпораций. Экологическое аудирование. Государственные доклады о состоянии и использовании природных ресурсов. Экологическое образование и просвещение: современные тенденции.

Тема 13. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды. Глобальные экологические проблемы как следствие нарушения важнейших законов экологии и природопользования. Механизмы обеспечения охраны окружающей среды на глобальном и межгосударственном уровне: правовое регулирование (система международных конвенций и межгосударственных соглашений), экономическое регулирования (проблемы компенсаций экологических ущербов, программы экономического стимулирования охраны ресурсов). Требования Всемирного банка и ЕБРР к инвестиционно-строительным проектам. Унификация природоохранного законодательства и системы экологических стандартов.

Тема 14. Представление об экологическом сопровождении хозяйственной деятельности. Экологические требования при создании инвестиционно-строительных проектов. Разрешительная документация. Экологическое проектирование и обоснование инвестиционных проектов: международные требования, российский опыт. Представление об экологических ограничениях хозяйственной деятельности. Экологическая экспертиза проектов и процедуры оценки воздействия на окружающую среду. Жизненный цикл проекта и экологическое сопровождение.

Тема 15. Современные системы управления охраной окружающей среды. Стандартизация в сфере экологического менеджмента. Представление о комплексных интегрированных системах менеджмента. Корпоративная экологическая политика, механизмы ее реализации и оценка эффективности.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Рекомендуются активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игр, разбор ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

  1. Лекционные занятия – традиционная форма проведения занятий; предполагается использование средств мультимедиа.

  2. Практические занятия – анализ информации, расчетная работа (в том числе – с использованием специализированных программных средств); подготовка рефератов и эссе по заданной тематике и обсуждения (семинары).

  3. Лабораторные работы – измерение и оценка параметров окружающей среды с помощью приборов контроля.

  4. Самостоятельная работа – обязательное условие обучения; предполагает подготовку к каждому из практических занятий (самостоятельный анализ литературных данных, расчеты, подготовка презентаций).


В рамках курса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине «Охрана окружающей среды» предусматривает изучение основной и дополнительной литературы по курсу, действующего законодательства и нормативной базы в сфере использования и охраны природных ресурсов по основным темам курса. Также анализируется содержание конкретных проектов (ОВОС, заключения государственной экологической экспертизы, проекты нормативов воздействий), которые предлагаются преподавателем на примере наиболее удачных разработок. Например, это могут быть природоохранные разделы проектной документации по разработке месторождений, инвестиционно-строительным проектам, материалы ОВОС, экологические оценки состояния территорий и регламентация нагрузок на окружающую среду.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




п/п

Раздел дисциплины

Основная литература (номера источников)

Дополнительная литература (номера источников)

1

Раздел 1










Тема 1

1-6

2, 5, 6




Тема 2

1, 2, 7

5, 10




Тема 3

2, 3, 5

6, 7, 10




Тема 4

1, 4, 6, 7

5, 8-10

2.

Раздел 2










Тема 5

1, 2, 5

2-6, 8, 11




Тема 6

1, 2, 5

2-6, 8-10




Тема 7

2, 6, 7

2, 8, 12




Тема 8

7

2, 6




Тема 9

1-2, 7

1-6, 12, 13




Тема 10

1-2, 7

1-3, 6-9, 12

3.

Раздел 3










Тема 11

1, 3, 4, 7

5. 6. 9, 10




Тема 12

2, 5-7

4, 6, 9-11




Тема 13

3, 4, 7

4, 6




Тема 14

5-7

7-13




Тема 15

1, 5, 7

4, 7, 9-13


Примерные типы письменных работ и форм устного контроля:

  • обсуждения докладов студентов по предложенной тематике;

  • вопросы для самоконтроля по каждой из тем курса;

  • тестирование с помощью программных средств;

  • анализ самостоятельной работы студентов, результаты которой представлены в форме рефератов и эссе;

  • итоговая аттестация.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины техническая оснащенность...
Целями учебной дисциплины «Техническая оснащенность организаций и охрана труда» являются
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки
Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»...
Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма учебной дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение»
Целью дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» является формирование у студентов понимания целостности биосферы...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки
Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки
Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется...
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск