Скачать 102.88 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 Сормовского района г.Н.Новгорода Утверждаю. Директор МБОУ СОШ №26 ________________Соколова И.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования по курсу «ЭКОЛОГИЯ» 8 КЛАСС Составитель: Никитина Е.В., учитель биологии высшей категории. Н. Новгород, 2012. Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. 8 класс». Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения. Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье». Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде. Цели изучения курса - освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний; - овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; - развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Задачи курса: - развитие экологического мышления учащихся; - формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы; - изучение взаимосвязей природы и человеческого общества; - анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека; - формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания; - продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы. Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей. Результаты обучения. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также: - выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; - выбор условий проведения наблюдения или опыта; - оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ. - поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); - использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); - подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; - оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов). В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ. В течение учебного года осуществляется контроль. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень учебно-методического обеспечения 1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. 2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе): Список литературы Основные источники 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с. 2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя)
Дополнительные источники Список рекомендуемой литературы для учащихся
Энциклопедии
Образовательные диски 1. Открытая биология 2.6. Автор курса – Д.И. Мамонтов. Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. ООО «Физикон», 2005. 2. Экология человека. Учебное пособие. Томск. Томский государственный университет Н.В. Мамонова, 2007. Календарно – тематическое планирование – см. Приложение №1 и №2(для индивидуальных занятий). |
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» Рабочая программа по интегрированному курсу «История» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра» 9 класс Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | Рабочая программа по курсу: «Биология» Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» в 11 классе. Учитель:... Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт» и на основании примерного учебного плана... | Рабочая программа по технологии 10 класс Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению... | ||
Рабочая программа по курсу «История Нового времени», «История России». (8 класс) Рабочая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... | Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... |