Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»





Скачать 102.88 Kb.
НазваниеРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Дата публикации01.05.2015
Размер102.88 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №26

Сормовского района г.Н.Новгорода


Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ №26

________________Соколова И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования по курсу

«ЭКОЛОГИЯ»

8 КЛАСС

Составитель: Никитина Е.В.,

учитель биологии высшей категории.


Н. Новгород, 2012.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. 8 класс». Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

В течение учебного года осуществляется контроль.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

  • влияние климатических факторов на здоровье;

  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

  • последствия вредных привычек;

  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;


уметь:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

  • давать оценку диетам;

  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • выполнения основных видов физических упражнений;

  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

  • предупреждения переутомления;

  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • уходе за больными.


Перечень учебно-методического обеспечения
1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Список литературы
Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.
Методическая литература

(Список рекомендуемой литературы для учителя)

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.

  2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.

  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

  5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

  6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.

  7. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

  8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

  9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

  10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

  11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

  12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990.

  13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

  14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988.

  16. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981.

  17. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

  18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.


Дополнительные источники

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С.73-78.

  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

  4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.

  5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. - Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.

  6. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.

  7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.

  8. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.

  9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов. спорт, 1995. - 64 с.

  10. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - С.8-35, 138-174.

  11. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С. 146-169, 206-215, 262-304.

  12. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  13. Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.

  14. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.

  15. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.11-24, 24-38, 75-90, 131-136.

  16. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.

  17. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. – 159 с.

  18. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С. 41-61, 121-143, 174-226.

  19. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкульту-ра в школе. - 2001, № 2. - С.50-55.

  20. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиениче-ская гимнастика // Физкультура в школе. - 2000, № 3. - С.29-31.

  21. Мейгал А.Ю., Лупандин Ю.В., Антонен Е.Г., Стафеев В.Ф. Двигательная система человека (физиология, неврология, гигиена), Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.- 202 с.

  22. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С. 18-76, 87-89, 232-261.

  23. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.

  24. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М., 1999.

  25. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.

  26. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. -М.: Медицина, 1989. - С. 12-26, 47-54, 67-108, 110-126.

  27. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1986.

  28. Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.

  29. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С.152-156, 172-247.

  30. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.

  31. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.

  32. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.



Энциклопедии

  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.

  3. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.

  4. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.


Образовательные диски

1. Открытая биология 2.6. Автор курса – Д.И. Мамонтов. Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. ООО «Физикон», 2005.

2. Экология человека. Учебное пособие. Томск. Томский государственный университет Н.В. Мамонова, 2007.

Календарно – тематическое планирование – см. Приложение №1 и №2(для индивидуальных занятий).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по интегрированному курсу «История»
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по учебному курсу «Алгебра» 9 класс
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по курсу: «Биология»
Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» в 11 классе. Учитель:...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы
Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт» и на основании примерного учебного плана...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по технологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по курсу «История Нового времени», «История России». (8 класс)
Рабочая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск