Скачать 82.24 Kb.
|
Раздел «В гости к зиме» Интегрированные уроки по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству и внеклассному чтению. Урок № 3 Тема: Живая природа зимой. Цель: Ознакомить учащихся с признаками живой природы зимой Задачи:
Оборудование: Иллюстрации с изображениями с животных, птиц, деревьев, мультимедийный проектор, презентация « Живая природа зимой», ЦОР «Звуки живой природы», ветви деревьев, материал для изготовления кормушек, ножницы, карандаши, учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» Презентация «Живая природа зимой» Подготовительная работа:
ХОД УРОКА I. Организационный момент. Оздоровительная минутка (проводит учитель) Упражнение №1 Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Упражнение № 2 Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Дифференцированная работа с учащимися А. Задания первого уровня Тест по теме «Зимние явления в природе» Б.Задания второго уровня 1. Прочитайте стихи, написанные на экране. Найдите в них все «зимние» слова. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами; Блестя на солнце, снег лежит… (А.С. Пушкин) – слайд 2 Деревья голы, ковер зимы Покрыл холма, луга и долы. Под ледяной своей корой Ручей немеет; все цепенеет; Лишь ветер злой, бушуя, воет И небо кроет седою мглой. (Е. Баратынский) – слайд 3 Тихо, тихо снег идет Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. (М. Познанская) – слайд 4 Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя. То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) – слайд 5 Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. (С. Есенин) – слайд 6 Поля затянуты недвижной пеленой, Пушисто – белыми снегами, Как будто навсегда простился мир с весной, С ее цветками и листками. Окован звонкий ключ Он у зимы в плену, Одна метель поет, рыдая Но солнце любит круг. Оно хранит весну. Опять вернется молодая. (К. Бальмонт) - слайд 7 Сообщение учителем темы урока и постановка цели.
Учитель ставит проблему перед учащимися: «Умирают ли растения зимой?». Для решения поставленной задачи учащимся предлагается выполнить практическую работу. 1. Практическая работа: Учащиеся получают инструктивные карточки с заданиями к практической работе и ветви деревьев (одна с нераспустившимися почками, другая с распустившимися почками) Инструктивная карточка:
Учитель задает вопросы:
(Чтобы выпавший снег не поломал их ветки).
Учитель просит учащихся сделать вывод. Вывод: Деревья зимой дышат, только во много раз медленнее, они находятся в состоянии покоя. Так же, как медведь накапливает к зиме жир, чтобы лечь в берлогу, так и дерево запасает на зиму питательные вещества, помогающие ему дожить до весны. Зимой дерево не растет. 2. Работа по учебнику А. А. Плешакова – стр. 134 (Распознайте деревья по рисункам) 3. Учитель загадывает загадки Я капелька лета на тоненькой ножке Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, А имя дала мне родная землица – слайд 8, 9 (земляника) Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь – слюнки потекут, А раскусишь – кисло! – слайд 10, 11 ( клюква) Начали братцы Из зыбки выбираться, На землю упали – Зелеными стали. – слайд 12,13 (пшеница) Вопрос учителя к детям: - «Земляника», «клюква», «пшеница» - Что это? Вывод: - Земляника, клюква, злаки – это травянистые растения. Учитель задает вопросы: - Можно ли зимой найти зеленую траву? - Что происходит с травами зимой? Учащиеся, отвечая на вопросы, делают вывод с помощью учителя: а) Снег служит защитным покрывалом для многих травянистых растений. б) Ученые измерили температуру над снегом – 43º, под снегом на почве -12º. Рассказ учителя об озимых злаках. – слайд 14 - О каких злаках идет речь? 4. Оздоровительная минутка «Солнышко» Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошах у вас лежат маленькие солнышки, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание). Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. Работа над темой урока (продолжение) 5. Беседа - Послушайте стихотворение, запомните названных в нем птиц. Найдите и покажите этих птиц на экране. Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный Перед стайкою синиц. У опушки в старых елках От зари и до зари Разговор ведут чечетки Громко вторят снегири. Пестрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь А на вырубках, на липках, Отзовется бойкий чиж, Я б могла еще так много Про лесных сказать певцов Как средь стужи и морозов Вывел клест своих птенцов. Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы И торопятся куда – то Ярко – красные щуры. Как рассвет, встречая новый, Будит лес своих гостей. Не опишешь даже словом Красоту земли моей. Учитель задает вопросы: - О каких птицах говорится в стихотворении? - Найдите их на экране. - слайд 15 - Где зимуют эти птицы? (в родных краях) Как одним словом можно назвать этих птиц ?(зимующие) - Какие зимующие птицы встречаются в наших краях? 6. Работа в рабочий тетрадях: - Разместить( показать стрелкой) на кормушке тех птиц, которые встречаются в наших краях. 7. Мини- доклады детей о птицах. Снегири, свиристели, чечетки – птицы - кочевники. Они прилетают к нам на зиму. С наступлением весны они улетают на север. Свиристель В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший! Небольшая птица из семейства воробьиных. Окрашена не ярко, но на голове есть приметный хохолок. Свое название свиристели получили из – за звонкой песни. Во время воспитания потомства свиристели держатся довольно скрытно. Слайд - 16 Снегирь Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Нежатся на солнышке. Птица семейства вьюрковых. Обитает в лесах и вблизи человеческого жилья. Самцы окрашены ярче сероватых самочек – черные крылья, красная грудка. Снегирей часто держат в клетках, как красивых певчих птиц. Слайд - 17 Чечетка Летом чечеток мы не увидим. Они прилетают к нам с первым снегом. Самочки чечеток однотонные, серенькие. Самцы с красными шапочками на голове и ярко красными манишками на груди. Чечетки любят семена берез. Свое название они получили за пение . Их можно узнать по звукам: «Чет – чет – чет». Чечетки уничтожат большое количество семян сорных растений. Слайд – 18 Чиж Веселая и красивая птичка. Гнезда чиж устраивает в хвойных лесах. Питается эта птичка семенами различных деревьев. Издали можно услышать звуки: «Чи – жик! Чи – жик»! Чижи оказывают большую помощь лесу тем, что птенцов выкармливают насекомыми, а сами особенно осенью и зимой, питаются семенами сорных растений. Слайд - 19 Клест Клест необычная птица. У клестов птенцы, действительно, появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Но они не замерзают. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений. А еще у клестов очень необычный клюв. Он крестообразный. Слайд - 20 Оздоровительная минутка для глаз. Проводит учитель 8. Сценка (дети в шапочках дятла и клеста). Дятел: Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли? Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь! Дятел: Нашел время радоваться … Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милые, до чего же хороши! Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замерзнут! Клест: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело. Учитель задает вопрос: Чем клест отличается от других птиц? Вывод формулируется учащимися с помощью учителя - Прочитайте на экране пословицу о птицах .(«Птицы- наши друзья» слайд – 21) - Почему их так называют? Какую пользу людям они приносят? - Почему птицы улетают на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? - Что для птиц страшнее зимой: холод или голод? - Чем питаются зимующие птицы? - Как мы должны помогать зимующим птицам? - Как нужно относиться к пернатым друзьям? Прослушивание пения птиц (ЦОР «Звуки живой природы) Учитель задает вопрос: - Голоса каких птиц вы различили? IV. Творческая работа учащихся по изготовлению кормушек 1. Рассматривание таблицы «Какие бывают кормушки?» слайд - 22 2. Беседа по технике безопасности на уроке труда. 3. Учащиеся отвечают. Учитель показывает готовую кормушку, сделанную из пластиковой бутылки. Самостоятельная работа учащихся по готовому образцу по изготовлению кормушек (беседа по правилам работы с ножницами). V. Учитель подводит итоги урока: - Что сегодня нового и интересного вы узнали для себя на уроке? -Какое влияние оказывает зима на жизнь живой природы? ( учитель читает стихотворение) Наши обычные птицы прелестные, Галка, ворона и вор – воробей! Счастливым странам не столько известные, Сколько известны отчизне моей… Да и обличьем вы очень просты. В непогодь, вьюги, бураны, метелицы Все вы, голубчики, тут, подле нас, Жизни пернатой невесть что – безделицы, Вы утешаете сердце подчас. Домашнее задание. 1. Вернувшись из школы, развешайте кормушки и подкормите птиц. Проведите наблюдения за прилетевшими к кормушке птицами и запишите их в рабочих тетрадях. 2. Подберите загадки и стихотворения про зверей. |
Урок (экскурсия) Тема: «Неживая природа зимой» Формировать у учащихся четкие представления о характерных признаках трех этапов зимы | Урок «Мы и окружающий мир» 1 а класс Тема: «Живая природа. Животные» С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать | Конспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Учебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе | Рабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.» «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и... | ||
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для... В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе... | Урок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2... Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка... Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные... | Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента... | ||
Урок по теме: "увеличительные приборы" Дорогой друг, мы знаем с тобой, что живая природа состоит из клеток. Но когда же человечество узнало об этом и как произошло данное... | Конспект урока в 5 классе по курсу «Природа живая и неживая» «Где... Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают... | Тема «Река». 2 класс Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») |