Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса)





Скачать 195.57 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса)
Дата публикации05.05.2015
Размер195.57 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр ОАО «Газпром»


Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания

протокол № 1

от «24» августа 2012г

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете школы

Протокол № 1

от «27»августа 2012г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор НОУ СОШ ОЦ ОАО «Газпром»



(Т.А. Солдатенкова)



(Г.Г. Саватеева)



(Е.А.Недзвецкая)



«___» _________2012г.



«___» _________2012г.


Приказ № 158

от«03» сентября 2012г.



Рабочая учебная программа по
природоведению
(наименование учебного предмета \ курса)
5 класс ___________________________________________________________________________

(ступень образования \ класс)
2012-2013 учебный год

___________________________________________________________________________

(срок реализации программы)
Программа составлена на основе программы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования и программы А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Москва; Дрофа 2009г. ___________________________________________________________________________

(наименование программы)
Гурова Татьяна Анатольевна

Программу составила __________________________________________________________

(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)
2. Пояснительная записка
Программа по природоведению для 5-го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень).

Программа рассчитана на 70 ч – по 2 учебных часа в неделю.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5-го класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы»
Основные цели изучения природоведения в 5-ом классе

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими навыками: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

1. Приемы элементарной исследовательской деятельности:

  • выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  • выбор условий проведения наблюдения и опыта, при котором меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  • использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  • описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

  • выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

2. Способы работы с естественнонаучной информацией:

  • поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Ihternet);

  • использование дополнительных источников информации при решении учебных задач;

  • работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

3. Коммуникативные умения:

  • подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  • корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

4. Способы самоорганизации учебной деятельности:

  • оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;

  • самооценка уровня личных достижений по предложенному образцу.


Основные разделы:

  1. Изучение природы (3 часа)

  2. Вселенная (15 часов)

  3. Земля (22 часов)

  4. Жизнь на Земле (16 часов)

  5. Человек на Земле (12 часов)

В курс природоведения 5 класса интегрированы темы ОБЖ:

  1. Стихийные бедствия и безопасность человека. Землетрясения.

  2. Правила безопасного поведения при землетрясениях.

  3. Поведение в экстремальных условиях.

  4. Снежные заносы, бураны. Первая помощь при обморожениях.

  5. Правила поведения при стихийных бедствиях.

  6. Правила безопасного поведения при ураганах и смерчах.

  7. Типичные опасные ситуации на воде.

  8. Лесные пожары. Первая помощь при ожогах.

  9. Меры сохранения жизни на Земле.

3. Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Форма урока

Дата

Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ - 3 ч



Природоведение - комплекс наук о природе




 

 



Методы изучения природы.

 

 

 



Великие естествоиспытатели

 

 

 

Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ - 15 ч



Древние представления о Вселенной

 

 

 



Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

 

 

 



Н.Коперник и его модель Вселенной

 

 

 



Роль Дж. Бруно и Г.Галилей в развитии и пропаганде идей Коперника.

 

 

 



Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы.

проект 

 

 



Планеты-гиганты

 

 

 



Спутники планет. Луна - естественный спутник Земли.

 

 

 



Астероиды. Кометы.

 

 

 



Метеоры. Метеориты.

 

 

 



Звезды. Солнце - ближайшая к нам Звезда.

 

 

 



Многообразие звезд.

 

 

 



Созвездия.

 

 

 



Галактики.

 

 

 



Что мы узнали о Вселенной.

 

 

 



Итоговый урок по теме "ВСЕЛЕННАЯ"

 

 

 

Раздел 3: ЗЕМЛЯ - 22 ч



Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.




 

 



Возникновение Земли (продолжение).

 

 

 



Внутреннее строение Земли

проект 

 

 



Горные породы, минералы.

 

 

 



Полезные ископаемые. Металлы. Л.Р.

 

 

 



Природные явления. Землетрясения. ОБЖ. Стихийные бедствия и безопасность человека.

 

 

 



ОБЖ. Правила безопасного поведения при землетрясениях.

 

 

 



Вулканы и гейзеры. ОБЖ. Поведение в экстремальных условиях.

 

 

 



Суша планеты Земля.

 

 

 



Рельеф суши. Горы. Равнины.

 

 

 



Строение Земли (обобщающий урок) П.Р.

 

 

 



Воздушный океан Земли.

 

 

 



Состав воздуха и его значение. П.Р.

 

 

 



Погода. Климат Земли. П.Р. ОБЖ. Снежные заносы, бураны. Первая помощь при обморожениях.

 

 

 



Движение воздуха. Ураганы. Смерчи. ОБЖ. Правила поведения при стихийных бедствиях.

 

 

 



ОБЖ. Правила безопасного поведения при ураганах и смерчах.

 

 

 



Гидросфера Земли, ее части.

 

 

 



Мировой океан.

 

 

 



Воды суши. ОБЖ. Типичные опасные ситуации на воде.

 

 

 



Уникальность планеты Земля.

 

 

 



Что мы узнали о Земле (обобщающий урок по теме «Земля»). П.Р.

 

 

 



Итоговый урок по теме «Земля». П.Р.

 

 

 

Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ - 16 ч



Развитие жизни на Земле.




 

 



Животные прошлого.

 

 

 



Живые клетки.

 

 

 



Строение клетки. Л.Р.

 

 

 



Царства живой природы. Одноклеточные организмы

 

 

 



Многоклеточные организмы (грибы, растения).

 

 

 



Беспозвоночные и позвоночные животные.

проект 

 

 



Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Л.Р.

 

 

 



Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. Л.Р.

 

 

 



Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. П.Р.

 

 

 



Жизнь на разных материках.

 

 

 



Жизнь на разных материках (продолжение)

 

 

 



Природные зоны Земли. ОБЖ. Лесные пожары. Первая помощь при ожогах.

 

 

 



Жизнь в морях и океанах. П.Р.

 

 

 



Жизнь в морях и океанах (продолжение) П.Р.

 

 

 



Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». П.Р.

 

 

 

Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ - 10 ч



Происхождение человека. Древние предки человека.




 

 



История географических открытий. Открытие Америки. П.Р.

 

 

 



Открытие Австралии и Антарктиды.

 

 

 



Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

 

 

 



Как человек изменил Землю.

 

 

 



Глобальные экологические проблемы современности.

 

 

 



Жизнь под угрозой.

 

 

 



Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

 

 

 



ОБЖ. Меры сохранения жизни на Земле.

 

 

 



Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».

 

 

 

67


Резервное время. Повторение раздела Земля






68

Резервное время. Повторение раздела Жизнь на Земле









4. Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:

- основные этапы в развитии взглядов людей на вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж. Бруно, Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную

-строение и состав Солнечной системы;

-общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;

-основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;

-характеристику галактик;

-основные гипотезы о возникновении Земли и ее внешние оболочки;

-причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков

Учащиеся должны уметь:

-выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

-пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;

-рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

-показывать на карте основные природные зоны Земли;

-составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс. Москва; Владос,2009г.

В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина Природоведение .5класс. Москва; Дрофа, 2009г.

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение .5 класс

Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс.

Практические работы:

Мои наблюдения и эксперименты

Наблюдение за звездным небом, основные созвездия северного полушария

Крупнейшие вершины и реки материков

Свойства горных пород и минералов

Ископаемые остатки организмов

Правила работы со световым микроскопом

Строение клетки растений и животных

Разнообразие растений

Среды обитания

Природные зоны

Оборудование для научных исследований

Демонстрации:

Планеты Солнечной системы

Планета Земля

Разнообразие жизни на Земле

Экскурсии:

Живая и неживая природа

Явления в жизни живой природы

Виртуальная экскурсия в планетарий

Среды жизни

Формы контроля

Тестирование

Представления древних о Вселенной, от Коперника до наших дней, соседи солнца, планеты-гиганты, астероиды и кометы, мир звезд, как возникла Земля, строение Земли,

землетрясения и вулканы, суша, атмосфера, вода на Земле, развитие жизни на Земле, разнообразие живого, природные зоны Земли, науки о природе

Электронные издания:

Экология

Природоведение 5 класс

Многообразие живых организмов

История Земли
6. Приложения. Природоведение. 5 класс
Раздел введение.

Уровень А

С помощью учебника выполнить задания 1,2,3 на стр.6 рабочей тетради

Тренировочные задания стр.14 рабочей тетради

Уровень Б

Ответить на вопросы что изучает экология, химия, биология, астрономия, география, физика, геология

Тренировочные задания стр.15 рабочей тетради

Проведение эксперимента по условиям прорастания гороха

Уровень В

Определить какие науки изучают объекты, находящиеся на партах (коллекции насекомых, бабочек, гербарии, комнатные растения и т.д.)

Задание 3 стр.11 рабочей тетради

Тренировочные задания стр.15 рабочей тетради

Проведение эксперимента по условиям прорастания гороха

Итоговый тест по разделу 1

1.Жан Анри Фабр был знаменитым:

а) орнитологом; б) энтомологом; в) физиологом; г) зоологом

2. Н.Коперник был знаменитым:

а) физиком; б) химиком; в) астрономом; г) биологом

3. Ч.Дарвин был известным:

а) физиком; б) химиком; в) астрономом; г) биологом

4. Скорость растворения конфеты во рту можно определить с помощью:

а) наблюдении; б) эксперимент; в) рассуждения; г) измерения

5. Присутствие учителя в классе можно определить с помощью:

а) наблюдения; б) эксперимента; в) рассуждения; г) измерения

6. Настроение папы, вернувшегося вечером с работы проще всего узнать с помощью:

а) наблюдения; б) эксперимента; в) рассуждения; г) измерения

7.Возможность прилипания жевательной резинки к потолку можно выяснить с помощью:

а) наблюдени; б) эксперимента; в) рассуждения; г) измерения

8. Необходимость идти утром в школу проще всего установить с помощью:

а) наблюдения; б) эксперимента; в) рассуждения; г) измерения

9.Будет ли растворяться мел в воде можно узнать с помощью:

а) наблюдения; б) эксперимента; в) рассуждения; г) измерения

10. Надо ли учиться в школе, очень легко выяснить с помощью:

а) наблюдения; б) эксперимента ; в) рассуждения; г) измерения

Раздел вселенная.

Уровень А

Задание 1,2,3,4 стр.16-17 рабочей тетради

Тренировочные задания стр.32 рабочей тетради

Используя учебник составить рассказ о Дж. Бруно, Г.Галилее, Н.Копернике

Уровень Б

Задание 5, стр.17 рабочей тетради

Тренировочные задания стр.32-33 рабочей тетради

Используя дополнительную литературу составить биографию Дж. Бруно, Г.Галилее, Н.Копернике

Уровень В

Задание 5 стр. 26 рабочей тетради

Задание 4,5 стр.21-22 раб. тетради

Создать презентацию об одном из великих астрономов

Итоговый тест по разделу вселенная.

1.Невооруженным глазом на небе видны звезды в количестве:

1) 6000; 2) 10 000; 3) 2000; 4) 500

2. Диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно:

1) в 100 раз; 2) в 300 раз; 3) в 400 раз ;4) в 600 раз

3.Температура внутри Солнца достигает:

1)20 тыс. С; 2) 30 млн. С; 3) 10 млрд. С; 4) 15 млн. С

4. Наше Солнце считается карликом:

1) голубым; 2) желтым; 3) красным; 4) белым

5.По цвету различают звезды:

1) черные, белые, желтые, зеленые; 2) зеленые, белые, голубые, красные

3) фиолетовые, черные, красные, белые; 4) белые, голубые, желтые, красные

6.Млечный путь – это скопление множества:

1) звезд; 2) комет; 3) планет; 4) метеоритов

7. Нашу Галактику люди назвали:

1) Млечный путь 2) Туманность Андромеды; 3) Большая медведица ;4) Солнечная система
ЧАСТЬ 2

Выбрать верные утверждения:

  1. Звезды – небесные тела, которые светят отраженным светом

  2. Ближайшая к Земле звезда – Солнце

  3. Солнце неподвижно

  4. Самые большие звезды называют сверхгигантами

  5. Млечный путь состоит из множества звезд

  6. Солнце находится в центре галактики

  7. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год

  8. Туманность Андромеды находится в нашей галактике

  9. Расположите объекты в порядке увеличения их размеров:

а) вселенная в) астероид д) Солнечная система

б) Земля г) Солнце е) Галактика


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по Природоведению (наименование учебного предмета)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по биологии (наименование учебного предмета/курса)
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка»
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса)
...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по географии (наименование учебного предмета \ курса)
Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр ОАО «Газпром»
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по геометрии (наименование учебного предмета,...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе авторской программы А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева, Т. В. Коваля «Новейшая история зарубежных стран», 11 класс...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \\ курса) iconРабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск