Скачать 235.05 Kb.
|
ББК 65 Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» составлена в соответствии с требованиями ООП по направлению подготовки 080400.68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе ФГОС ВПО. Автор-составитель: Панфилова А.О., канд. социол. наук., доцент кафедры Управления персоналом и трудового права. Утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и документоведения от 17.03.2011 г., протокол № 5, редакция 2012 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС Поправки внесены и утверждены на заседании кафедры Управления персоналом и трудового права 28.05.2014 г Протокол №10 © Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014 ВведениеСовременный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом. Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня - одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний. Соответственно, такая дисциплина, как «Корпоративная социальная ответственность организации» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Управление персоналом». В рамках данной учебной дисциплины корпоративная социальная ответственность рассматривается как стратегическая цель современной компании, как реализация ее возможностей в создании положительного имиджа и укрепления деловой репутации. Такая интерпретация позволяет говорить о безусловной важности ее изучения в рамках освоения магистерской программы. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Целями освоения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» являются: - овладеть современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга; - усвоить методы анализа и оценки корпоративной социальной ответственности компании; - формировать развернутые представления о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью; - овладеть основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности; - отработать навыки практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами). Для освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» магистры используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих учебных курсов: общий менеджмент и маркетинг, общая и социальная психология, философия, конфликтология, основы управления персоналом. Вместе с этим, предполагается наличие сформированных междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как: организационное поведение, управление социальным развитием персонала, мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Проблематика и предметное поле дисциплины «Корпоративная социальная ответственность организации» тесно связаны со смежными отраслями знания в этой области: «Методы и методики исследования в управлении персоналом», «Организационная диагностика», «Профессиональная диагностика персонала», «Кадровый аудит», «Современные проблемы управления персоналом» - и предполагают их одновременное изучение.
в результате освоения учебной дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-3- использование принципов корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии; ПК-18- способность оценивать воздействие макроэкономической среды, органов государственного (муниципального) управления на формирование и развитие человеческих ресурсов региона и организации; ПК-19- знание принципов, форм и методов диагностики организационного развития и умение использовать их в своей профессиональной деятельности; ПК-52- владение знаниями и умениями проектирования эффективной кадровой политики, поддерживающей позитивный имидж организации как работодателя. Таблица 1 Формируемые знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Научное содержание лекционного курса отражает вопросы и проблемы корпоративной социальной ответственности организации, современные подходы и понятия. Практические и семинарские занятия проводятся по основным темам курса, требующим закрепления теоретических знаний в результате самостоятельной работы над учебным и научным материалом, а также приобретения практических навыков по разработке конкретных документов. Методика преподавания курса предполагает проведение практических занятий с использованием реферирования основных вопросов курса, активных методов обучения, «деловых игр», моделирования конкретных ситуаций. Освоение курса предполагает посещение лекций и семинарских, практических занятий, выполнение индивидуальных домашних заданий.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Темы лекций Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность организации как стратегическая цель современной компании Тема 1. Корпоративная социальная ответственность организации: роль в создании положительного имиджа и деловой репутации компании (корпоративный имидж, деловая репутация, благотворительность, качество управления компанией, корпоративная стратегия, концепции и принципы корпоративной социальной ответственности, социальное реагирование, социальное обязательство) Тема 2. Социально ответственное поведение как основа развития современной компании (стратегия и тактика развития, профессиональная этика) Тема 3. Модели корпоративной социальной ответственности: современные подходы Тема 4. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России Тема 5. Спонсорство и благотворительность как инструменты формирования деловой репутации на принципах корпоративной социальной ответственности организации; Тема 6. Разработка и применение систем рейтинговых оценок деловой репутации на основе социально ответственного поведения; Тема 7. Пути и проблемы повышения социальной ответственности российских компаний. Раздел 2. Новые технологии решения социальных проблем на корпоративном уровне Тема 1. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании; Тема 2. Социальное инвестирование в корпорациях: сущность, возможности и факторы эффективности; Тема 3. Анализ систем социального инвестирования в корпорациях: российский и зарубежный опыт; Тема 4. Организационно-управленческий механизм социального инвестирования; Тема 5. Социальные стратегические альянсы в современной экономике; Тема 6. Корпоративная социальная ответственность и высшее профессиональное образование Тема 7. Соблюдение стандартов КСО и требований по предоставлению социальной отчетности. Раздел 3. Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности Тема 1. необходимость взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения и выполнении социальных обязательств; Тема 2. Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности; Тема 3. Организация эффективной системы социальной ответственности в России; Тема 4. Возможности управления социальной ответственностью бизнеса в современной России; Тема 5. Инновационные и социальные аспекты управления проектами государственно-частного партнерства; Тема 6. Социально ответственное поведение и корпоративная культура в системе государственного управления. 2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов (СРС) 1. Кейс-стадии: «Корпоративная социальная ответственность организации в глазах сотрудников». Работа в командах. 2. Деловая игра: «Директор: а) сигаретной фабрики; б) автомобильного завода; в) судоремонтной верфи. Работа в командах. Дискуссия. 3. Дискуссия. «Должен ли сотрудник верить в этические стандарты своей организации, разделять их и применять в своей работе?». Работа в командах. 4. Практическое занятие. Кейс-стади. Ситуация с разливом нефти в Мексиканском заливе и ответственность корпорации «Бритиш Петролиум». 5. Практическое занятие. Кейс-стади. Ситуация с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» и ответственность компании «TEPCO». Позиция и роль государства в подобных ситуациях. 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
Вместе с этим, при освоении дисциплины используются определенные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Для этого применяются как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные, активные и интерактивные технологии: лекции, кейсы и case-study, проектный и проблемный методы, метод мозгового штурма, дискуссии, самостоятельная работа, исследовательская работа и т.п. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине Темы, выносимые на самостоятельную работу:
Выбранный вопрос может быть представлен магистрантом как в форме устного сообщения, так и письменного эссе. Тема самостоятельной работы также может быть сформулирована самим студентом по согласованию с преподавателем. 4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины
4.3 Методические рекомендации по организации СРС Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического и практического материала по актуальным вопросам дисциплины. Самостоятельная работа студентов направлена, в первую очередь, на углубление и закрепление знаний, а также развитие соответствующих практических умений. Рекомендуется самостоятельное изучение доступной учебной и научной литературы, нормативно-технических документов, законодательства РФ. Самостоятельно изученные теоретические материалы оформляются в виде рефератов, докладов, контрольных и научных работ, которые обсуждаются на практических занятиях. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и состоит из: – исследовательской работы и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах, – анализа кейсов и проблемных ситуаций, – выполнения иных творческих заданий. Самостоятельно изученные теоретические материалы оформляются в виде рефератов, докладов, контрольных и научных работ, которые обсуждаются на практических занятиях. 4.4 Рекомендации по работе с литературой Существенную помощь при работе с литературой призваны оказать рабочая программа дисциплины, содержащая перечень тем учебного курса и их реферативное описание, а также список учебной и специально-научной литературы. Самостоятельную работу с литературой рекомендуется начинать с изучения теоретических основ. После изучения учебников и учебных пособий по теме, студент должен обратиться к дополнительной литературе и периодическим изданиям, список которых приведен ниже. А также позволят расширить знания по исследуемой теме Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др). В целях успешного освоения курса студенту необходимо периодически после изучения очередной темы обращаться к самоконтролю с помощью комплекса контрольных вопросов, имеющихся в данной рабочей программе. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Основная литература 1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011 2.Дементьева, Алла Геннадиевна. Основы корпоративного управления: учеб. пособие [для студентов вузов] / А. Г. Дементьева ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М. : Магистр, 2012. - 575 с. 3.Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. М., Юрайт, 2012 4.Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практ. пособие для студентов вузов / К. Э. Оксинойд, Е. В. Розина ; под ред. А. Я. Кибанова ; Гос. ун-т управления. - М. : Проспект, 2013. - 64 с. - (Управление персоналом: теория и практика). 5.Бочарова И. Ю. Корпоративное управление: учебник для студентов вузов / И. Ю. Бочарова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 368 с. 6.Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса. - М.: Дикта, 2011
1. Аверин А. Социальная политика и социальная ответственность предприятия.- М.: Альфа-Пресс, 2008 2. Мишурова И.В. Корпоративное управление: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Мишурова, Е. А. Панфилова. - М. : Дашков и К*, 2012. - 528 с. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / [авт.: Э. М. Коротков, С. А. Антонов, А. А. Беляев и др.] ; под ред. Э. М. Короткова ; Гос. ун-т управления. - М. : Юрайт, 2013. - 445 с. - (Бакалавр. Базовый курс) 3. Валитов Ш.М., Мальгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса. Сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. – М., 2009 4. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика. М., 2012 5. Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса. Учебное пособие. М., Внешэкэномбанк, 2011 6. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. – Ассоциация менеджеров. - М., 2009 7. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Управление персоналом, Карьера, Кадровый менеджмент, Кадровый вестник, Служба кадров, Трудовой мир, Человек и труд, Менеджмент сегодня, Проблемы теории и практики управления.
6. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение дисциплины предполагает проведение лекционных занятий с использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint. Выполнение заданий самостоятельной работы требует возможности для студентов выхода в Интернет. 7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Группы интересов - добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно-значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами. Деловая репутация - нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации и стоимости ее по бухгалтерскому балансу Индикатор устойчивого развития – показатель, позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.[ Индекс устойчивого социального развития - Корпоративная социальная ответственность - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Репутация компании - это развернутый комплекс оценочных представлений целевых аудиторий о компании, сформированный на основе объективных параметров компании (факторов репутации), имеющих значение для целевых аудиторий. Социальная защищенность - это уровень и состояние реализации социальных прав личности правовыми средствами, выраженные в устойчивом благополучии человека, в высоком уровне его благосостояния. Другими словами, социальная защищенность - это те правовые условия, которые на базе социально-экономических и культурных реальностей дают возможность для благоприятного индивидуального развития личности, реализации ее творческих и производственных возможностей и способностей. Социальная ответственность бизнеса - ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики. Социальный аудит — процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются, прежде всего, формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Социальный капитал - концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе. Кроме этого, существует множество сходных определений и понятий (например, культурный капитал, гражданский капитал), которые объединяет общая идея о важности социума при сравнительном анализе. Наряду с физическим (например, токарный станок) и человеческим (университетское образование) капиталом, социальный капитал увеличивает как индивидуальную, так и коллективную производительность. Социальный маркетинг - это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом. В настоящее время под этим термином понимается работа коммерческих компаний, направленная на одновременное продвижения бренда и социальных ценностей. Ключевыми элементами такого маркетинга наравне с изучением, формированием и удовлетворением потребностей покупателей является разработка, реализация и контроль социальных программ, направленных на продвижение социальных идей, движений или реализацию практических действий. Cоциальные инвестиции - это всевозможные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению их руководства на реализацию конкретных социальных программ как собственных, так и внешних. По сути, это практическая форма реализации корпоративной социальной ответственности. Социальный менеджмент - это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы. Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению. Устойчивое развитие - гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих... | ||
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине... Для достижения учебных целей дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам необходимо, наряду с другими видами... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Корпоративная социальная... Корпоративная социальная программа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Алексей Костин, Исполнительный директор некоммерческого партнерства... Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр» | Технологическая карта по дисциплине корпоративная социальная ответственность... Технологическая карта по дисциплине корпоративная социальная ответственность (гос3) | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» А. Цели дисциплины: освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности... | Темы для контрольных работ по дисциплине Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях | ||
Рабочая программа дисциплины б. 7 «Корпоративная социальная ответственность» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины Б. 3 Б. 11 Корпоративная и социальная ответственность Важно сформировать в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления | Решение заседания кафедры Протокол №1 3 ... | ||
«Конвергенция социального и коммерческого в интегрированных коммуникациях» ... | Методические материалы для студентов заочной формы обучения Специльность Педагогика и психология Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб пособие для студ высш учеб заведений/ А. П. Панфилова; под общ... |