Скачать 235.52 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»
Рабочая программа дисциплины ЭКОЛОГИЯ Направление подготовки 080200.62 - Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Москва 2014 Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 080200 Менеджмент. Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО Протокол № 1 от 01.08.2014 г. Автор(ы) рабочей программы Доцент кафедры Зав. кафедрой Экономики и менеджмента Доцент, к.э.н.________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ 5 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 5 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6 4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6 4.2. Содержание дисциплины 7 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 9 6.1 Оценочные средства для входного контроля 9 6.2 Оценочные средства для текущего контроля. 9 6.3. Задания для самостоятельной работы студентов 11 6.4 Оценочные средства для промежуточной аттестации 12 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14 1. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 687 с. 14 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 15 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫЦелью изучения учебной дисциплины «Экология» является: - освоение теоретических знаний в области экологии; - повышение экологической грамотности студентов; - экологическое воспитание студентов; - формирование у будущих бакалавров экологического мышления; - формирование у будущих бакалавров умений применять в профессиональной деятельности полученные знания в области природопользования. Основной задачей курса является освоение теоретических знаний, изучение основных понятий, концепций современной экологической науки. Предметом изучения являются следующие основные положения дисциплины: - основы учения о биосфере, системный подход к изучению законов и закономерностей взаимодействия компонентов биосферы; - механизмы воздействия человека на биосферу; - экологические принципы управления природопользованием; - основы охраны и защиты окружающей среды; - принципы необходимости руководствоваться экологическими приоритетами в современной профессиональной деятельности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПОДисциплина «Экология» является дисциплиной по выбору студентов математического и естественнонаучного цикла. Логически эта дисциплина связана с дисциплинами профессионального цикла. ● Для направления 080200.62 «Менеджмент» эта дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Экономика организации», «Экономический анализ деятельности предприятия», «Рынки потребительских товаров». Освоение дисциплины «Экология» базируется на сумме знаний, полученных в средней школе при изучении естествознания, биологии, химии, природоведения и основ экологии. В результате изучения дисциплин школьной программы студент должен соответствовать требованиям к входным знаниям: Знать/понимать: - основные законы природы; - структуру и состав геосфер; - иметь представление о круговороте веществ в природе; - основные составляющие здорового образа жизни; - влияние человека на окружающую среду; - мероприятия по охране и защите окружающей среды. Уметь: - владеть способами защиты окружающей среды; - владеть навыками в области охраны здоровья человека и окружающей среды. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ведения здорового образа жизни; - бережного отношении я к окружающей среде. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫКомпетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины для направления 080200.62 «Менеджмент»: общекультурные (ОК): ОК-2 – знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. ОК-13 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. ОК-20 – способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности. ОК-21 – владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. профессиональные (ПК): ПК-16 – способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации. ПК-19 – способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19). ПК-28 – понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: экосистемы, принципы рационального природопользования, методы ресурсосбережения, организационно-правовые средства охраны окружающей среды. Уметь: использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией, методы защиты окружающей среды в профессиональной деятельности.. Владеть: методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду в процессе экономической деятельности. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.2. Содержание дисциплиныРаздел 1 Элементы общей экологии Тема 1. Биосфера Экология как наука. Понятие биосферы и ее структура. Системный характер живого. Живое вещество биосферы, его свойства и функции. Структурные уровни организации живого. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические катастрофы и устойчивость биосферы. Понятие о ноосфере. Тема 2. Экосистемы Основные среды жизни. Экологические факторы среды. Экосистема: состав, структура, разнообразие. Популяции в экосистеме. Трофические взаимодействия в экосистемах. Биотические связи организмов в биоценозах. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов к факторам. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Динамика экосистем. Раздел 2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения Тема 3. Загрязнение атмосферы и почвы Структура атмосферы. Глобальные экологические проблемы загрязнения воздуха и возможные пути их решения: парниковый эффект, проблема кислотных осадков и озоновых дыр. Структура почвы, почвенная экосистема. Источники загрязнения почвы. Методы предотвращения потери, истощения и загрязнения почвы. Тема 4. Проблемы народонаселения, энергоресурсов и продовольствия Экспоненциальный характер роста народонаселения и вызывающие его причины. Полововозрастные пирамиды в различных странах. Влияние роста народонаселения на окружающую среду. Пути решения проблемы народонаселения. Энергетические проблемы человечества и пути их решения. Проблема продовольствия. Тема 5. Водные ресурсы, их загрязнение. Сокращение биоразнообразия Планетарная роль воды в формировании климата и возникновении жизни. Проблема пресной воды. Проблема загрязнения мирового океана: источники загрязнения и методы предотвращения. Сокращение биоразнообразия – глобальная проблема антропогенного характера. Тема 6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Закон РФ «Об охране окружающей среды». Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Экозащитная техника и технологии. Мониторинг окружающей среды. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Основы экономики природопользования. Раздел 3. Социально-экономические аспекты экологии и международное сотрудничество. Тема 7. Экология и здоровье человека. Основы экологического права Биосоциальная природа человека. Среда жизни человека. Биологические, социальные и экономические потребности человека. Экологические факторы риска, их значение для здоровья человека и валеологический кодекс здоровья. Основы экологического права и профессиональная ответственность. Затратно-прибыльный механизм природоохранных мероприятий. Экологическое законодательство России. Тема 8. Перспективы и стратегия выживания человечества. Концепция устойчивого развития Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: основные международные соглашения. Тенденции развития современного мира. Устойчивое развитие, основные требования устойчивого развития общества: стабилизация численности населения, повышение общей грамотности, экологизация производства, снижение потребления энергии, рационализация и нормализация потребления, сохранение уцелевших экосистем, максимальное снижение применения невозобновляемых сырьевых ресурсов. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИПри изучении дисциплины «Экология и защита окружающей среды» рекомендуется использовать следующие образовательные технологии: - объяснительно-иллюстративные; - проблемное изложение учебной информации; - поисковые интерактивные методы проблемного обучения; - диспуты, дискуссии, обсуждения. Изучение дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, материалов периодической печати, творческую работу студентов в ходе лекционных и семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы. Для успешного освоения материала дисциплины проектирование образовательной технологии строится на следующих принципах: - принцип взаимосвязи теоретических положений изучаемых тем с глобальными и региональными экологическими проблемами, проблемами защиты окружающей среды и проблемами планирования экономической деятельности; - принцип проблемного содержания учебного материала; - принцип перехода от учебной аудиторной деятельности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В процессе освоения дисциплины реализуются различные виды учебной работы: - традиционные формы проведения аудиторных занятий (лекции, семинарские занятия, реферативные выступления студентов по отдельным вопросам изучаемых тем, ответы на вопросы, выносимые для самоподготовки); - активные и интерактивные формы проведения занятий; - внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами. Преподавание дисциплины необходимо осуществлять с применением дискуссионного, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского методов, а также метода проблемного изложения материала. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентами самостоятельных заданий. Данные виды учебной работы в сочетании с внеаудиторной работой студентов позволяют решить задачи курса и достичь его цели. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА6.1 Оценочные средства для входного контроля
6.2 Оценочные средства для текущего контроля.Выполнение рефератов Выбор темы реферата осуществляется следующим образом. Темы рефератов для студентов очной формы обучения определяет преподаватель. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения студент определяет самостоятельно по формуле где: а) - номер темы реферата из нижеприведенного списка, который должен выполнить студент; б) - две последние цифры номера зачетной книжки студента, причем, если эти цифры 00, то положить ; в) если , то ; если , то ; если , то ; если , то . Пример 1. Две последние цифры номера зачетной книжки студента – 28, следовательно . Студент должен выполнять реферат по теме 28 из нижеприведенного списка. Пример 2. Две последние цифры номера зачетной книжки студента – 89, следовательно . Студент должен выполнять реферат по теме 27 из нижеприведенного списка. Темы рефератов
Примеры тестовых заданий Задание 1 Первый глобальный кризис на земле как результат: а) повышения уровня Мирового Океана б) появления кислорода в атмосфере планеты в) исчезновение озона в стратосфере г) вулканическая деятельность. Задание 2 Способ очистки питьевой воды в бытовых условиях: а) отстаивание в течение нескольких часов б) кипячение в) применение специальных фильтров г) химическая очистка. Задание 3 Гербициды – это а) средства, предназначенные для уничтожения насекомых б )ядохимикаты против грызунов в) канцерогенные вещества г) средства против сорняков Задание 4. Канцерогенное вещество –это: а) сахароза б) бенз(а)пирен в) сельскохозяйственный ядохимикат г) сажа. Задание 5. Причина болезни Миномата (Японии) а) загрязнение воды ртутью б) избыточное поступление в организм меди в) загрязнение пищи мышьяком в) вирусы Задание 6. Кислотные дожди – это а) результат повышения в атмосфере концентрации диоксида углерода б) повышение в воздухе количества диоксида серы и оксидов азота в) загрязнение атмосферы выбросами атомных электростанций г) снижение концентрации озона Задание 7 Высшая стадия развития биосферы по Вернадскому В.И. а) метабиосфера б) геосфера в) ноосфера г) криосфера 6.3. Задания для самостоятельной работы студентовСамостоятельная работа студента позволит более глубоко понять основы экологических проблем, научиться пользоваться научной литературой и формулировать взгляды по актуальным вопросам защиты окружающей среды.
По всему курсу «Экология» предусмотрено применение компетентостных тестовых и проблемных заданий 6.4 Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы дополняются проблемными заданиями по применению природоохранных мероприятий и ресурсосберегающих технологий. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫЛитература а) основная литература 1. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 687 с.http://www.knigafund.ru/books/169607 б) дополнительная литература 4. Коробкин В.П., Передельский Л.В. Экология. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2009. 5. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Кармазинов Ф.В. и др. Экология: Учебник для технических вузов. - СПб., 2001. 6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России.-М.:ИНФРА-М, 2009.-224 с. 7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001. 8. Валова (Копылова) В.Д. Экология. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007. 9. Ерофеев Б.Ф. Экологическое право России. – М.: Эксмо, 2008. 10. Хван Т. А. Основы экологии. - М: Феникс, 2005. 11. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Экология. - М.: 2001. 12. Аганджанян М.А., Трофин И.И. Экология человека. - Экоцентр КРУГ. 2006. 13. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. - М: «Дрофа», 2006. 14. Японцев И.Ю. Экология. - БЭК, 2006. 15. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России.-М.: МНЭПУ, 1997. 16. Глухов Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня М,: МНЭПУ. 1997 г. Дополнительная литература рекомендуется для написания рефератов и докладов. в) периодические издания Периодические издания: - газеты: «Зеленый мир», Природоресурсные ведомости; - научные и научно-популярные журналы: «Экос-информ», «Проблемы окружающей среды и природные ресурсы», «Экология и жизнь». г) первоисточники 1. Федеральные законы и нормативные документы. 2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ. 3. СанПиН 2.3.2. 1078-2001 Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов. г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. Информационная система «Консультант-плюс». 2. Информационная база данных Федеральной службы государственной статистики РФ http: // www.gks.ru. 3. Сайт Портала ЮНЕП по состоянию окружающей среды - http: //geodata.grid.unep.ch 4. Сайт Института мировых ресурсов http: // earthtrends.wri.org. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫМатериально-техническое обеспечение дисциплины «Экология и защита окружающей среды» должно включать в себя: - мультимедийные аудитории для показа презентаций, - компьютерный класс для проведения контрольных работ, - ресурсы библиотеки института, включая электронную библиотеку, - доступ через портал института в Интернет, - информационную систему «Консультант-плюс». Важное место в обучении бакалавров отводится использованию библиотечных ресурсов института, т.к. в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и с учебными планами большая часть учебного материала отнесена к самостоятельной работе студентов. |
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080200. 68 «Менеджмент» Обсуждена на кафедре «Производственный менеджмент» от 28 декабря 2012 г., протокол №5 | Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история... Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины государственное регулирование... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения | Программа предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62... Программа предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62 менеджмент и профилю подготовки «производственный менеджмент»; квалификация... | ||
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | Основы банковского дела Рабочая программа составлена доцентом Р. А. Семеновой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр производственного менеджмента) по направлению подготовки 080200.... | Программа по специальности 080200 «Производственный менеджмент» Рабочая программа составлена доцентом Зинченко Т. Е. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент» Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем... | Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине... Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной... | ||
Рабочая программа дисциплины Инновационный менеджмент Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена ст преподавателем Е. Ю. Гараниной на основании Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») и профилям подготовки: «Маркетинг» и «Менеджмент организации» | О. А. Батурина Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) современные проблемы... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) финансовый и управленческий... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... |