Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент»





Скачать 235.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент»
Дата публикации24.05.2015
Размер235.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор НОУ ВПО «МИСАО»




_____________________ Астанина Л.В.

«___» _____________2014 г.



Рабочая программа дисциплины
ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки

080200.62 - Менеджмент
Профиль «Производственный менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Курс

1

Семестр

1

Число зачетных единиц

2

Всего часов по учебному плану

72

Всего часов аудиторных занятий

10

Лекции (Л), час.

4

Практические занятия (ПЗ), час.

6

Семинары (С), час.

-

Лабораторные работы (Л/Р), час.

-

Самостоятельная работа (СР), час.

58

Форма итогового контроля

зачет


Москва 2014

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 080200 Менеджмент.
Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО

Протокол № 1 от 01.08.2014 г.
Автор(ы) рабочей программы

Доцент кафедры
Зав. кафедрой Экономики и менеджмента

Доцент, к.э.н.________________________

СОДЕРЖАНИЕ


1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 5

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6

4.2. Содержание дисциплины 7

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 9

6.1 Оценочные средства для входного контроля 9

6.2 Оценочные средства для текущего контроля. 9

6.3. Задания для самостоятельной работы студентов 11

6.4 Оценочные средства для промежуточной аттестации 12

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14

1. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 687 с. 14

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 15



1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ



Целью изучения учебной дисциплины «Экология» является:

- освоение теоретических знаний в области экологии;

- повышение экологической грамотности студентов;

- экологическое воспитание студентов;

- формирование у будущих бакалавров экологического мышления;

- формирование у будущих бакалавров умений применять в профессиональной деятельности полученные знания в области природопользования.

Основной задачей курса является освоение теоретических знаний, изучение основных понятий, концепций современной экологической науки.

Предметом изучения являются следующие основные положения дисциплины:

- основы учения о биосфере, системный подход к изучению законов и закономерностей взаимодействия компонентов биосферы;

- механизмы воздействия человека на биосферу;

- экологические принципы управления природопользованием;

- основы охраны и защиты окружающей среды;

- принципы необходимости руководствоваться экологическими приоритетами в современной профессиональной деятельности.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО



Дисциплина «Экология» является дисциплиной по выбору студентов математического и естественнонаучного цикла. Логически эта дисциплина связана с дисциплинами профессионального цикла.

● Для направления 080200.62 «Менеджмент» эта дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Экономика организации», «Экономический анализ деятельности предприятия», «Рынки потребительских товаров».

Освоение дисциплины «Экология» базируется на сумме знаний, полученных в средней школе при изучении естествознания, биологии, химии, природоведения и основ экологии. В результате изучения дисциплин школьной программы студент должен соответствовать требованиям к входным знаниям:

Знать/понимать:

- основные законы природы;

- структуру и состав геосфер;

- иметь представление о круговороте веществ в природе;
- основные составляющие здорового образа жизни;
- влияние человека на окружающую среду;
- мероприятия по охране и защите окружающей среды.

Уметь:
- владеть способами защиты окружающей среды;
- владеть навыками в области охраны здоровья человека и окружающей среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- бережного отношении я к окружающей среде.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины для направления 080200.62 «Менеджмент»:

общекультурные (ОК):

ОК-2 – знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности.

ОК-13 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ОК-20 – способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

ОК-21 – владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

профессиональные (ПК):

ПК-16 – способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации.

ПК-19 – способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19).

ПК-28 – понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: экосистемы, принципы рационального природопользования, методы ресурсосбережения, организационно-правовые средства охраны окружающей среды.

Уметь: использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией, методы защиты окружающей среды в профессиональной деятельности..

Владеть: методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду в процессе экономической деятельности.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы


№ п/п

Наименование разделов (тем)
дисциплины

Бюджет учебного времени, часов

Всего

Лекции (установ.)

Практ.

СРС

1.

Элементы общей экологии
















Тема 1. Биосфера

9

0,5

0,5

8




Тема 2. Экосистемы

9

0,5

0,5

8

2.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения
















Тема 3. Загрязнение атмосферы и почвы

9

0,5

0,5

8




Тема 4. Проблемы народонаселения, энергоресурсов и продовольствия

9

0,5

0,5

8




Тема 5. Водные ресурсы, их загрязнение. Сокращение биоразнообразия.

9

0,5

1

7,5




Тема 6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

9

0,5

1

7,5

3.

Социально-экологические аспекты и международное сотрудничество
















Тема 7. Экология и здоровье человека. Основы экологического права

9

0,5

1

7,5




Тема 8. Перспективы и стратегия выживания человечества. Концепция устойчивого развития

9

0,5

1

7,5




ВСЕГО

72

4

6

58



4.2. Содержание дисциплины



Раздел 1 Элементы общей экологии

Тема 1. Биосфера

Экология как наука. Понятие биосферы и ее структура. Системный характер живого. Живое вещество биосферы, его свойства и функции. Структурные уровни организации живого. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические катастрофы и устойчивость биосферы. Понятие о ноосфере.
Тема 2. Экосистемы

Основные среды жизни. Экологические факторы среды. Экосистема: состав, структура, разнообразие. Популяции в экосистеме. Трофические взаимодействия в экосистемах. Биотические связи организмов в биоценозах. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов к факторам. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.
Раздел 2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Тема 3. Загрязнение атмосферы и почвы

Структура атмосферы. Глобальные экологические проблемы загрязнения воздуха и возможные пути их решения: парниковый эффект, проблема кислотных осадков и озоновых дыр. Структура почвы, почвенная экосистема. Источники загрязнения почвы. Методы предотвращения потери, истощения и загрязнения почвы.

Тема 4. Проблемы народонаселения, энергоресурсов и продовольствия

Экспоненциальный характер роста народонаселения и вызывающие его причины. Полововозрастные пирамиды в различных странах. Влияние роста народонаселения на окружающую среду. Пути решения проблемы народонаселения. Энергетические проблемы человечества и пути их решения. Проблема продовольствия.

Тема 5. Водные ресурсы, их загрязнение. Сокращение биоразнообразия

Планетарная роль воды в формировании климата и возникновении жизни. Проблема пресной воды. Проблема загрязнения мирового океана: источники загрязнения и методы предотвращения. Сокращение биоразнообразия – глобальная проблема антропогенного характера.

Тема 6. Экологические принципы рационального использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды


Закон РФ «Об охране окружающей среды». Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Экозащитная техника и технологии. Мониторинг окружающей среды. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты. Основы экономики природопользования.
Раздел 3. Социально-экономические аспекты экологии и международное
сотрудничество.


Тема 7. Экология и здоровье человека. Основы экологического права

Биосоциальная природа человека. Среда жизни человека. Биологические, социальные и экономические потребности человека. Экологические факторы риска, их значение для здоровья человека и валеологический кодекс здоровья. Основы экологического права и профессиональная ответственность. Затратно-прибыльный механизм природоохранных мероприятий. Экологическое законодательство России.

Тема 8. Перспективы и стратегия выживания человечества. Концепция
устойчивого развития


Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: основные международные соглашения. Тенденции развития современного мира. Устойчивое развитие, основные требования устойчивого развития общества: стабилизация численности населения, повышение общей грамотности, экологизация производства, снижение потребления энергии, рационализация и нормализация потребления, сохранение уцелевших экосистем, максимальное снижение применения невозобновляемых сырьевых ресурсов.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



При изучении дисциплины «Экология и защита окружающей среды» рекомендуется использовать следующие образовательные технологии:

- объяснительно-иллюстративные;

- проблемное изложение учебной информации;

- поисковые интерактивные методы проблемного обучения;

- диспуты, дискуссии, обсуждения.

Изучение дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, материалов периодической печати, творческую работу студентов в ходе лекционных и семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

Для успешного освоения материала дисциплины проектирование образовательной технологии строится на следующих принципах:

- принцип взаимосвязи теоретических положений изучаемых тем с глобальными и региональными экологическими проблемами, проблемами защиты окружающей среды и проблемами планирования экономической деятельности;

- принцип проблемного содержания учебного материала;

- принцип перехода от учебной аудиторной деятельности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

В процессе освоения дисциплины реализуются различные виды учебной работы:

- традиционные формы проведения аудиторных занятий (лекции, семинарские занятия, реферативные выступления студентов по отдельным вопросам изучаемых тем, ответы на вопросы, выносимые для самоподготовки);

- активные и интерактивные формы проведения занятий;

- внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами.

Преподавание дисциплины необходимо осуществлять с применением дискуссионного, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского методов, а также метода проблемного изложения материала. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентами самостоятельных заданий.

Данные виды учебной работы в сочетании с внеаудиторной работой студентов позволяют решить задачи курса и достичь его цели.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА




6.1 Оценочные средства для входного контроля


  1. Что такое экосистема? Каковы ее свойства?

  2. Характеристика геосфер Земли.

  3. Что такое биосфера?

  4. Какие круговороты происходят в биосфере?

  5. Каковы природные ресурсы нашей планеты?

  6. Причины загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

  7. Роль озонового слоя.

  8. Что такое «парниковый эффект» и каковы его последствия?

  9. Что такое «кислотные дожди»?

  10. Каковы экологические проблемы АЭС, ГЭС,ТЭС?

  11. Как предполагается решать проблемы энергетики в будущем?

  12. Каковы пути утилизации отходов?

  13. Как классифицируются вредные факторы воздействия окружающей среды?

  14. Значение охраны и защиты окружающей среды.



6.2 Оценочные средства для текущего контроля.


Выполнение рефератов

Выбор темы реферата осуществляется следующим образом.

Темы рефератов для студентов очной формы обучения определяет преподаватель.

Темы рефератов для студентов заочной формы обучения студент определяет самостоятельно по формуле



где:

а) - номер темы реферата из нижеприведенного списка, который должен выполнить студент;

б) - две последние цифры номера зачетной книжки студента, причем, если эти цифры 00, то положить ;

в) если , то ; если , то ; если , то ; если , то .

Пример 1. Две последние цифры номера зачетной книжки студента – 28, следовательно . Студент должен выполнять реферат по теме 28 из нижеприведенного списка.

Пример 2. Две последние цифры номера зачетной книжки студента – 89, следовательно . Студент должен выполнять реферат по теме 27 из нижеприведенного списка.

Темы рефератов

  1. Понятие биосферы, ее структура.

  2. Живое вещество биосферы, его функции.

  3. Круговороты веществ в биосфере.

  4. Экосистема: состав, структура, разнообразие.

  5. Популяции в экосистеме.

  6. Биотические связи организмов в биоценозах.

  7. Трофические взаимодействия в экосистемах.

  8. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды.

  9. Динамика экосистем.

  10. Основные среды жизни.

  11. Экологические факторы среды.

  12. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы.

  13. Адаптация организмов к факторам.

  14. Парниковый эффект.

  15. Озоновые дыры.

  16. Проблема кислотных осадков.

  17. Энергетическая проблема.

  18. Проблемы народонаселения и продовольствия.

  19. Сокращение биоразнообразия.

  20. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

  21. Мониторинг окружающей среды.

  22. Водные ресурсы и их охрана.

  23. Охрана атмосферного воздуха и почвы.

  24. Экозащитная техника и технологии.

  25. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира.

  26. Экология и здоровье человека.

  27. Основы экологического права и профессиональная ответственность.

  28. Основы экономики природопользования.

  29. Экологический контроль и экспертиза.

  30. Экологические нормативы и стандарты.

  31. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие.


Примеры тестовых заданий

Задание 1

Первый глобальный кризис на земле как результат:

а) повышения уровня Мирового Океана

б) появления кислорода в атмосфере планеты

в) исчезновение озона в стратосфере

г) вулканическая деятельность.

Задание 2

Способ очистки питьевой воды в бытовых условиях:

а) отстаивание в течение нескольких часов

б) кипячение

в) применение специальных фильтров

г) химическая очистка.

Задание 3

Гербициды – это

а) средства, предназначенные для уничтожения насекомых

б )ядохимикаты против грызунов

в) канцерогенные вещества

г) средства против сорняков

Задание 4.

Канцерогенное вещество –это:

а) сахароза

б) бенз(а)пирен

в) сельскохозяйственный ядохимикат

г) сажа.

Задание 5.

Причина болезни Миномата (Японии)

а) загрязнение воды ртутью

б) избыточное поступление в организм меди

в) загрязнение пищи мышьяком

в) вирусы

Задание 6.

Кислотные дожди – это

а) результат повышения в атмосфере концентрации диоксида углерода

б) повышение в воздухе количества диоксида серы и оксидов азота

в) загрязнение атмосферы выбросами атомных электростанций

г) снижение концентрации озона

Задание 7

Высшая стадия развития биосферы по Вернадскому В.И.

а) метабиосфера

б) геосфера

в) ноосфера

г) криосфера

6.3. Задания для самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студента позволит более глубоко понять основы экологических проблем, научиться пользоваться научной литературой и формулировать взгляды по актуальным вопросам защиты окружающей среды.

Разделы и темы для самостоятельного изучения


Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. Элементы общей экологии




Тема 1. Биосфера

1. Подготовить сообщение на тему «Устойчивость биосферы».
2. Дискуссия.
3. Проблемное задание.
Литература [1, 2, 4].

Тема 2. Экосистемы

1. Подготовить сообщение на тему «Пирамиды масс и энергии в различных экосистемах, их сходство и различие».
2. Проблемное задание.
2. Дискуссия.
Литература [1, 2, 8].

Раздел 2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения




Тема 3. Загрязнение атмосферы и почвы

1. Дать в виде диаграммы динамику, загрязнения атмосферы оксидом углерода и оксидами азота в Северном административном округе г. Москвы за месяц. Прогнозируйте эти данные и сделайте предложение по улучшению ситуации Использовать сведения, представляемые «Сити FM» (87, 9), 2ы|м каналом программы «Московские вести» и интернет-сайтами www.meteowe6.ru; www.meteoinfo.ru
2. Дискуссия.
Литература [1, 6, 7].

Тема 4. Проблемы народонаселения, энергоресурсов и продовольствия

1. Представить в виде графика рост народонаселения планеты за последние 1000 лет и перспективы развития цивилизации в XXI веке.
2. Анализ конкретных ситуаций.
Литература [2, 8].

Тема 5. Водные ресурсы, их загрязнение. Сокращение биоразнообразия.

1. Проанализировать состав отходов торговой организации и предприятия общественного питания. Дать предложения по рациональному использованию отходов.
2. Дискуссия.
Литература [2, 7, 8].

Тема 6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

1. Подготовить доклад на тему «Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Юридические и экономические санкции к производствам, загрязняющим среду».
2. Анализ конкретных ситуаций.

3. Анализ ФЗ «Об охране окружающей среды.
Литература [1, 6].

Раздел 3. Социально-экологические аспекты и международное сотрудничество




Тема 7. Экология и здоровье человека. Основы экологического права

1. Подготовить доклад на тему «Специфика действия различных неблагоприятных факторов на здоровье человека. Динамика продолжительности жизни человека и состояние здоровья людей в России».

2. Анализ конкретных ситуаций.
Литература [2, 5, 9].

Тема 8. Перспективы и стратегия выживания человечества. Концепция устойчивого развития

1. Проблемное задание: «Анализ возможных сценариев развития цивилизации и основных требований для устойчивого развития общества».
2. Дискуссия.
Литература [1, 15, 16].

По всему курсу «Экология» предусмотрено применение компетентостных тестовых и проблемных заданий

6.4 Оценочные средства для промежуточной аттестации


  1. Понятие об экологии, экосистемах и биосфере. Основные законы экологии по Б. Коммонеру.

  2. Бытовые отходы и способы их утилизации. Проанализируйте достоинства и недостатки разных способов утилизации.

  3. Причины обострения проблем природопользования во второй половине XX века.

  4. Промышленные твердые, жидкие и газообразные отходы. Дайте рекомендации по рациональным способам их использования и утилизации.

  5. Эволюция планеты Земля, возникновение жизни. Первый глобальный кризис на Земле. Усложнение строения живых организмов, появление человека.

  6. Опасность применения избыточных количеств минеральных удобрений. Нитраты в продуктах питания. Дайте рекомендации по применению ресурсосберегающих техно­логий в сельском хозяйстве.

  7. Загрязнение атмосферы транспортом. Дайте рекомендации по снижению этого вида загрязнения.

  8. Загрязнение атмосферы энергетическими предприятиями. Альтернативные способы получения энергии. Проанализируйте достоинства и недостатки этих способов и обоснуйте ответ.

  9. Необходимость и способы очистки питьевой воды в бытовых условиях. Проанализируйте достоинства и недостатки этих способов.

  10. Диоксид углерода. Возможные последствия увеличения концентрации. Прогнозы изменения климата на планете. Проанализируйте возможные источники загрязнения диоксидом в быту и торговых организациях.

  11. Обоснование необходимости применения средств борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве. Выявите альтернативные способы борьбы.

  12. Озоновый слой атмосферы. Значение и последствия изменения концентрации.

  13. Вероятные причины истощения озонового слоя в атмосфере. Прогнозируйте возмож­ные меры по сохранению озонового слоя.

  14. 14 Загрязнение водной среды. Основные источники загрязнения. Меры предупреждения.

  15. Загрязняющие вещества, токсические вещества, ПДК, дозы: понятие, влияние на организм человека.

  16. Охрана природы как одна из важнейших современных задач человечества. Природные ресурсы и ресурсосберегающие технологии. Укажите, какие ресурсосберегающие технологии применяются в Вашем предприятии (месте работы и прохождения практики).
    Если не применяются, то какие ресурсосберегающие технологии можно порекомендо­вать?

  17. Биохимическое единство всех живых организмов планеты. Биологическая регуляция окружающей среды.

  18. Тяжелые и токсичные элементы: понятие и вред наносимый человеку. Правовая база нормирования их ПДК в пищевых продуктах.

  19. Нормирование токсичных элементов. Проанализируйте СМИ и выясните случаи отравления токсичными элементами.

  20. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

  21. Загрязнение свинцом воздуха, воды и пищевых продуктов. Последствия для здоровья.

  22. Радон в воздухе жилых помещений, влияние на организм человека. Нормативы содержания, способы снижения концентрации.

  23. Ртуть в окружающей среде. Влияние на организм человека. Способы демеркуризации в быту.

  24. Сточные воды. Способы промышленной очистки и удаления образующихся отходов.

  25. Канцерогенные вещества: понятие, степень вреда для организма человека, источники загрязнения, последствия.

  26. Способы очистки атмосферы и воды от различных поллютантов.

  27. Перспективы и стратегия выживания человечества. Пределы pocтa потребления энергии и биоты.

  28. Диоксины: понятие, источники загрязнения, состояние диоксинового загрязнения в России, возможность образования в питьевой воде. Профилактика и выведение токсичных, веществ из организма человека.

  29. Шесть основных принципов об устойчивом развитии .

  30. Кислотные дожди. Причины возникновения и последствия влияния на биосферу.

  31. Экологические права и обязанности.

  32. Взаимосвязь физиологической активности и здоровья человека от концентрации различных ионов в воздухе, воле и пище.

  33. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: назначение, объекты основные положения. Укажите, как применятся нормы этого федерального закона на конкретном предприятии.


Вопросы дополняются проблемными заданиями по применению природоохранных мероприятий и ресурсосберегающих технологий.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Литература

а) основная литература

1. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 687 с.


http://www.knigafund.ru/books/169607

б) дополнительная литература

4. Коробкин В.П., Передельский Л.В. Экология. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2009.

5. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Кармазинов Ф.В. и др. Экология: Учебник для
технических вузов. - СПб., 2001.

6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России.-М.:ИНФРА-М, 2009.-224 с.

7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001.

8. Валова (Копылова) В.Д. Экология. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007.

9. Ерофеев Б.Ф. Экологическое право России. – М.: Эксмо, 2008.

10. Хван Т. А. Основы экологии. - М: Феникс, 2005.

11. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Экология. - М.: 2001.

12. Аганджанян М.А., Трофин И.И. Экология человека. - Экоцентр КРУГ. 2006.

13. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. - М: «Дрофа», 2006.

14. Японцев И.Ю. Экология. - БЭК, 2006.

15. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России.-М.: МНЭПУ, 1997.

16. Глухов Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня М,: МНЭПУ. 1997 г.

Дополнительная литература рекомендуется для написания рефератов и докладов.
в) периодические издания

Периодические издания:
- газеты: «Зеленый мир», Природоресурсные ведомости;
- научные и научно-популярные журналы: «Экос-информ», «Проблемы окружающей среды и природные ресурсы», «Экология и жизнь».
г) первоисточники

1. Федеральные законы и нормативные документы.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.
3. СанПиН 2.3.2. 1078-2001 Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов.
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Информационная система «Консультант-плюс».

2. Информационная база данных Федеральной службы государственной статистики РФ http: // www.gks.ru.

3. Сайт Портала ЮНЕП по состоянию окружающей среды - http: //geodata.grid.unep.ch

4. Сайт Института мировых ресурсов http: // earthtrends.wri.org.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Материально-техническое обеспечение дисциплины «Экология и защита окружающей среды» должно включать в себя:
- мультимедийные аудитории для показа презентаций,
- компьютерный класс для проведения контрольных работ,
- ресурсы библиотеки института, включая электронную библиотеку,
- доступ через портал института в Интернет,
- информационную систему «Консультант-плюс».

Важное место в обучении бакалавров отводится использованию библиотечных ресурсов института, т.к. в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и с учебными планами большая часть учебного материала отнесена к самостоятельной работе студентов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа педагогической практики направление подготовки 080200. 68 «Менеджмент»
Обсуждена на кафедре «Производственный менеджмент» от 28 декабря 2012 г., протокол №5
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история...
Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса»
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины государственное регулирование...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconПрограмма предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62...
Программа предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62 менеджмент и профилю подготовки «производственный менеджмент»; квалификация...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconОсновы банковского дела
Рабочая программа составлена доцентом Р. А. Семеновой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр производственного менеджмента) по направлению подготовки 080200....
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconПрограмма по специальности 080200 «Производственный менеджмент»
Рабочая программа составлена доцентом Зинченко Т. Е. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент»
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине...
Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины Инновационный менеджмент Направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена ст преподавателем Е. Ю. Гараниной на основании Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») и профилям подготовки: «Маркетинг» и «Менеджмент организации»
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconО. А. Батурина
Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) современные проблемы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200. 62 Менеджмент Профиль «Производственный менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) финансовый и управленческий...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск