Скачать 79.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Забайкальск Спецкурс по биологии «За здоровый образ жизни» 11 класс Автор: учитель: высшей Квалификационной категории Макарова Людмила Григорьевна п.г.т. Забайкальск, 2014-2015 уч.г. Тематическое планирование
Пояснительная записка Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой-природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определённой культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколении людей. Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять что человек-это часть природы, его назначение-понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск. Спецкурс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности. Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью. Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье-это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью. Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек-это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, это личность. Цель: «За здоровый образ жизни» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Задачи курса: -Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы. -Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающей окружающей среде, наносящей ущерб здоровью -Формирование негативного отношения к вредным привычкам -Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания -Знакомство с основными правилами питания -Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю ). Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни. Преподавание курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференции, дискуссии, исследовательской работы учащихся. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса. Учащиеся должны знать: 1. Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни. 2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека. 3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека. 4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья. 5.Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида. 6.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку. 7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека. 8.Основные требования к охране труда. 9.Что такое рациональное питание. 10.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека. 11.Меры по улучшению качества окружающей среды. Учащиеся должны уметь: 1. Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 2.Сопостовлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь». 3.Обьяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности. 4.Обьяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека. 5.Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры. 6.Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека. 7.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи. 8.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. 9.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам. Содержание курса Введение-1ч. Задачи курса: Валеология. Экология. Здоровье и болезнь. Золотые Правила здоровья всех времен и народов. Парадоксы нашего здоровья Психика и здоровье-2ч. Доброжелательность. Культура общения. Воспитанный человек. Эмоции, сердечный ритм и здоровье. Выживание в экстремальных условиях. Здоровый образ жизни-3ч. Творчество и долголетие. Старость и окружающая среда. Долгожители. Вегетарианцы. Баня и долголетие. Жизнь в экстремальных условиях-2ч. Адаптация. Человек и пустыня. Обитатели тропических лесов. Жизнь на высокогорье. Природная среда-источник заболеваний-3ч. Инфекционные заболевания. Специфический возбудитель. Грибковые заболевания. Интоксикация. Водные эпидемии. Среда обитания возбудителя. Эпидемии в истории человечества. Поселение как среда жизни-3ч. Среда жилого помещения. Современная планировка городов. Проблемы городов. Проблема сохранения здоровья рабочих и служащих. Иммунитет. Опасные и часто встречающие заболевания. Шум и здоровье-2ч. Звуковой ландшафт. Тишина и творчество. Шум как фактор окружающей среды, звуки, питающие мозг энергией. Образ жизни моей семьи-1ч. Гармоничное супружество. Распад семьи. Образ жизни ваших предков. Отношение в семье. Свободное время. Денонсирование отдыха. Зарождение и эволюция семьи Совы и жаворонки-2ч. Природа биологических ритмов. Колебания частоты пульса. Колебания. Работоспособность. Биоэлектрическая активность. Суточные ритмы и биоритмы. Продолжительность сна. Культура питания-3ч. Питание древнего человека. Продолжительность жизни. Влияние церкви на режим дня. Рациональное питание. Умеренность сбалансированность. Четырехразовое питание. Разнообразие. Полноценность. Как держать процесс старения в узде. Овощи и фрукты. Здоровое питание. Лечение музыкой-2ч. Настроение регулирует музыка. Действие музыки на внутренние органы человека. Лечебная музыка. Романтическая музыка. Слова – паразиты-2ч. Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. Бранное слово-2ч. Обидные слова, их значение. Безобидные слова. Матерная брань. Мед и пчелы-2ч. История появления меда. Применение прополиса в медицине. Воск. Пчелиный яд. Пчелиный клей. Цветочная пыльца. Мед исцеляющий. Мед лакомство. Вредные привычки-4ч. Алкоголизм. Табакокурение. Наркомания. Болезни химической зависимости. Влияние алкоголя на организм человека. Литература. 1.Биология. Человек/А.С.Батуев-М. Просвещение,1998 2.Вредным привычкам нет/О.С.Белоусова/ Биология в школе – 2004-№7 3.Биология. Эксперимент в школе/А.В. Бинас, Р.Д. Мали.-М.Просвещение,1990 4.Наркотики: жизнь или смерть/О.В.Веселова//Биология в школе-2002-№2 5.Биологические основы старения и долголетия/М.М.Виленчик-М.Наука 1976-170с. |
Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | ||
Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... | Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | ||
Положение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | 3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | ||
Положение об открытом конкурсе рефератов Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие... | Информационная справка о проведении межведомственной акции «За здоровый образ жизни», Распоряжением главы администрации Центрального района от 23. 03. 2012г. №257-р «О проведении межведомственной... | ||
«здоровый образ жизни» ( 10 класс; 1 час в неделю) Основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент».... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65... | ||
Мы здоровое поколение великой страны Здоровый образ жизни – это правильное питание, ежедневное занятие спортом и свежий воздух. Все эти признаки обеспечивают здоровый... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... | ||
Урок окружающего мира 3 класс Тема: «Здоровый образ жизни» Образовательные: ознакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Развивающие: формировать у учащихся желание осознанного... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления |