ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к студенту. Приступая к изучению данной учебной дисциплины, студент должен знать основы политической теории и прикладной политологии в рамках учебной программы бакалавриата по направлению «Политология». Обучающийся должен иметь навыки проведения сравнительного анализа, уметь критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный опыт, ориентироваться в информационных потоках современного мира, сделать устную презентацию.
Для получения положительной аттестации по данному курсу студент должен:
регулярно посещать занятия – лекционные и семинарские
активно участвовать в семинарских занятиях
сдать на положительную оценку домашнее задание
прочитать рекомендованную по курсу обязательную литературу
Краткая характеристика дисциплины и ее особенности. Данная дисциплина относится к числу тех курсов, которые формируют ядро общепрофессиональной подготовки по учебной программе высшего профессионального образования по направлению «Политология». Она нацелена на формирование у студентов представления об основных закономерностеях развития мировой политики и системы международных отношений. Она изучается после того, как студент приобрел базовые знания и навыки в рамках указанной учебной программы. Цель и задачи курса. Главная цель курса — формирование у студентов представления об особенностях мировой политики на современном этапе (период глобализации).
Достижение этой фундаментальной цели требует решения ряда более частных познавательных и дидактических задач:
дать представление о предмете и методах дисциплины;
ознакомить студентов с понятийно-терминологическим аппаратом, используемом в рамках дисциплины;
охарактеризовать основные парадигмы мировой политики как науки;
изучить особенности становления мировой политики как научной дисциплины;
сформировать у студентов представление об особенностях политической структуры современного мира;
охарактеризовать основные субъекты современного мирового политического процесса;
определить основные мегатренды мировой политики;
дать студентам представление об основных вызовах современного мира, путях решения возникающих проблем;
описать способы и методы регулирования мировых политических процессов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести:
знание
основных особенностей теории международного политического процесса на современном этапе (период глобализации); умение
использовать основные методы политической науки для проведения международных исследований;
наличие представлений
о способах и методах регулирования мировых политических процессов В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
| ОК-1
| - готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях
- участвует в обсуждении докладов и сообщений
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности
| ОК-2
| - использует данные политико-социологических исследований
- оценивает соотношение экономических и социальных факторов в политических процессах
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
| - подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- выполнение домашнего задания
| способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности
| ОК-4
| - читает литературу на иностранных языках
- работает с данными, записанными на иностранном языке
| - подготовка к семинарам, включая использование литературы на иностранном языке
- самоподготовка
| способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
| ОК-11
| - знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - работа с информацией, представленной в сети Интернет
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность ориентироваться в постановке задачи и определять средства ее решения
| ОК-15
| - знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- читает литературу на иностранных языках
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - работа с информацией, представленной в сети Интернет
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность и готовность применять знания о современных методах исследования
| ОК-16
| - знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
- выполняет домашнее задание
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- Экзамен в виде написания письменного теста
- разбирает примеры лучших практик отечественных и зарубежных политических исследований
| - работа с информацией, представленной в сети Интернет
- выполнение домашнего задания
- Экзамен в виде написания письменного теста
- читает литературу по курсу
| способность и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований
| ОК-17
| - выполняет домашнее задание
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - выполнение домашнего задания
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию
| ОК-18
| - пишет реферат
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - написание реферата
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры)
| ОК-19
| - готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях с использованием PowerPoint
- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках, в т.ч. в сети Интернет
| - Экзамен в виде написания письменного теста
| способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы
| ОК-20
| - готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях
- участвует в обсуждении докладов и сообщений
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность и умение использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти
| ПК-1
| - выполняет домашнее задание
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - выполнение домашнего задания
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области политической науки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта
| ПК-2
| - выполняет домашнее задание
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - выполнение домашнего задания
- Экзамен в виде написания письменного теста
| способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры)
| ПК-3
| - пишет реферат
- Экзамен в виде написания письменного теста
| - написание реферата
- Экзамен в виде написания письменного теста
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Наименование тем
| Аудиторные часы
| Самост.
работа
| Всего часов
| Лекции
| Семинары
| Всего
| 1
| Предмет мировой политики как учебной дисциплины
| 2
| -
| 2
| -
| 2
| 2
| Основные парадигмы теории международных отношений о проблемах мировой политики
| 6
| 6
| 12
| 44
| 56
| 3
| Особенности политической структуры современного мира
| 4
| 4
| 8
| 36
| 46
| 4
| Вызовы современного мира
| 4
| 6
| 10
| 28
| 38
| 5
| Новые измерения современных международных отношений
| 4
| 2
| 6
| 30
| 36
| 6
| Регулирование мировых политических процессов в современном мире
| 4
| 2
| 6
| 28
| 34
| 7
| Основные региональные подсистемы международных отношений: Северная Америка, ЕС, СНГ, Восточная Азия, Ближний и Средний Восток
| 8
| 16
| 24
| 36
| 60
|
| Итого
| 32
| 36
| 68
| 202
| 270
|
Автор программы ___________________А.А. Сергунин
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Текущий
(неделя)
| Посещаемость
|
|
|
|
| Еженедельно
|
|
|
|
|
| Доклады и обсуждения на семинарах
|
| *
| *
|
| Еженедельно
| Домашнее задание
|
|
| *
|
| По теме одного из семинарских занятий, в середине модуля
| Реферат
|
|
| *
|
| По одному из разделов курса, в конце модуля
| Итоговый
| Экзамен в виде написания письменного теста
|
|
| *
|
| 120 вопросов
|
Формы контроля:
Текущий контроль – ответы и доклады на практических/семинарских занятиях, эссе, контрольные работы домашнее задание в середине модуля и реферат в конце модуля.
Итоговый контроль - зачет в виде написания письменного теста, включающий 34 вопросов. Формы работы студентов На лекциях: конспектирование; работа с раздаточным материалом; ответы на вопросы преподавателя по ходу лекции.
На семинарских занятиях: устные и письменные ответы на вопросы по теме семинарского занятия; участие в дискуссиях; выступление с докладами; участие в ролевых играх.
Самостоятельная работа: чтение обязательной и дополнительной литературы по курсу; подготовка домашнего задания; поиск в Интернете материалов по курсу. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Мировая политика и международные отношения как научная дисциплина. Очерк развития мировой политики. Предмет курса. Понятийный аппарат и структура курса, его узловые проблемы. Основные дефиниции и их трактовки.
Лекции – 2 часа. Тема 2. Теоретические школы в международных исследованиях. Геополитика. Реализм и неореализм. Либерализм и неолиберализм. Глобализм. Постпозитивизм.
Лекции – 6 часов; семинарские занятия – 6 часов. Тема 3. Особенности политической структуры современного мира. Множественность участников на современной мировой арене. Основные мегатренды эпохи глобализации: интеграция, демократизация, информационная революция, напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях, международный терроризм, глобальные экологические проблемы.
Лекции – 4 часа; семинарские занятия – 4 часа. Тема 4. Вызовы современного мира. “Жесткая” и “мягкая” безопасность. Будущее контроля над вооружениями. Особенности конфликтов в современном мире. Международный терроризм и организованная преступность. Проблема отношений “Север-Юг”. Демографическая проблема. Охрана окружающей среды.
Лекции – 4 часа; семинарские занятия – 6 часов. Тема 5. Новые измерения современных международных отношений. Экономический компонент мировой политики. Регионализм и глобализм в современной мировой политике, роль трансграничного сотрудничества в формировании сетевого типа международных отношений. Роль права и морали в современных международных отношениях. Роль образования и науки в изменении системы международных отношений.
Лекции – 4 часа; семинарские занятия – 2 часа. Тема 6. Регулирование мировых политических процессов в современном мире. Внешняя политика и дипломатия. Правовые механизмы глобального регулирования. Система глобального управления: миф или реальность?
Лекции – 4 часа; семинарские занятия – 2 часа. Тема 7. Основные региональные подсистемы международных отношений: Северная Америка, ЕС, СНГ, Восточная Азия, Ближний и Средний Восток.
Лекции – 8 часов; семинарские занятия – 16 часов. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Теоретические школы в международных исследованиях. Вопросы:
Геополитика.
Реализм и неореализм.
Либерализм и неолиберализм.
Глобализм.
Постпозитивизм.
Рекомендуемая литература:
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Теория международных отношений. Учебно-методический комплекс. Под редакцией П.А.Цыганкова. Москва: Гардарики, 2002
Занятие 2. Особенности политической структуры современного мира. Вопросы:
Множественность участников на современной мировой арене.
Основные мегатренды эпохи глобализации: интеграция, демократизация, информационная революция, напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях, международный терроризм, глобальные экологические проблемы.
Рекомендуемая литература:
Глобальные проблемы современности: Учеб. пособие/ Отв. ред. Тураев В.А. М.: Логос, 2001.
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007
Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
Занятие 3. Вызовы современного мира. Вопросы:
«Жесткая» и «мягкая» безопасность.
Будущее контроля над вооружениями.
Особенности конфликтов в современном мире.
Международный терроризм и организованная преступность.
Проблема отношений “Север-Юг”.
Демографическая проблема.
Охрана окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
Кулагин В.М. Международная безопасность. М.: Аспект пресс, 2006
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007
Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
Занятие 4. Новые измерения современных международных отношений. Вопросы:
Экономический компонент мировой политики.
Регионализм и глобализм в современной мировой политике
Роль трансграничного сотрудничества в формировании сетевого типа международных отношений.
Роль права и морали в современных международных отношениях.
Роль образования и науки в изменении системы международных отношений.
Рекомендуемая литература:
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007
Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
Теория международных отношений. Учебно-методический комплекс. Под редакцией П.А.Цыганкова. Москва: Гардарики, 2002
Занятие 5. Регулирование мировых политических процессов в современном мире. Вопросы:
Внешняя политика и дипломатия.
Правовые механизмы глобального регулирования.
Система глобального управления: миф или реальность?
Рекомендуемая литература:
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007
Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
Занятие 6. Основные региональные подсистемы международных отношений. Вопросы:
Северная Америка.
Европейский союз.
СНГ.
Восточная Азия.
Ближний и Средний Восток.
Рекомендуемая литература:
Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
Предмет мировой политики и международных отношений как научной дисциплины.
История развития мировой политики как научной дисциплины.
Теоретические школы в международных исследованиях: геополитика.
Реализм и неореализм.
Либерализм и неолиберализм.
Глобализм.
Постпозитивизм.
Особенности политической структуры современного мира: множественность участников на современной мировой арене.
Основные мегатренды эпохи глобализации: интеграция.
Основные мегатренды: демократизация.
Основные мегатренды: информационная революция.
Основные мегатренды: межэтнические и межконфессиональные отношения в современном мире.
Вызовы современного мира: “жесткая” и “мягкая” безопасность.
Будущее контроля над вооружениями.
Особенности конфликтов в современном мире.
Международный терроризм и организованная преступность.
Проблема отношений “Север-Юг”.
Демографическая проблема.
Охрана окружающей среды.
Экономический компонент мировой политики.
Регионализм и глобализм в современной мировой политике, роль трансграничного сотрудничества в формировании сетевого типа международных отношений.
Роль права и морали в современных международных отношениях.
Роль образования и науки в изменении системы международных отношений.
Глобальное управление.
Региональные подсистемы международных отношений: Северная Америка.
Региональные подсистемы международных отношений: ЕС.
Региональные подсистемы международных отношений: Россия, СНГ.
Региональные подсистемы международных отношений: Восточная Азия.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: посещаемость, активность работы студентов на семинарах, их самостоятельную подготовку.
Студенты имеют возможность сделать написать эссе, которое повышает их оценку за работу на семинарах (за активное участие в семинарских занятиях - 2 балла в накопительную оценку – Оэссе).
Студенты пишут контрольные работы, которые могут принести им 2 балла в накопительную оценку Ок/р.
Студенты пишут реферат, который может принести им 2 балла в накопительную оценку – Ореферат.
Студенты участвуют в коллоквиуме, который может принести им 2 балла в накопительную оценку - Окол.
Студенты выполняют домашнее задание, которое может им принести 2 балла в накопительную оценку – Одомашнее задание.
Оценки за работу на семинарских занятиях, эссе, коллоквиумы, домашнее задание и реферат преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях, эссе, коллоквиумы, домашнее задание и реферат определяется перед итоговым контролем – 0текущий.
Результирующая (накопленная) оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4Окол + n5Од/з
Где n1 = 0,2; n2 = 0,2; n3 = 0,2; n4 = 0,2; n5 = 0,2
Оценка за итоговый контроль в форме экзамена Озачет выставляется за итоговую письменную работу
Результирующая оценка - складывается из накопленной оценки (суммы оценок за посещаемость занятий, активное участие в семинарских занятиях, контрольные работы, эссе, коллоквиумы, домашнее задание и реферат) и оценки за итоговый контроль в виде финальной письменной работы (экзамен).
Орезульт = k1*Онакопл + k*Оэкз
Оценка в 5-тибалльной и 10-тибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.
По десятибалльной шкале
| По пятибалльной шкале
| весьма неудовлетворительно
очень плохо
плохо
| 2- неудовлетворительно
| удовлетворительно
весьма удовлетворительно
| 3- удовлетворительно
| хорошо
очень хорошо
| 4- хорошо
| почти отлично
отлично
блестяще
| 5- отлично
|
Учебно-методическое обеспечение программы Базовый учебник Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб: Питер, 2007. Основная литература
Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002, 2006.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007
Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия. Под ред.: М.М.Лебедевой, 2000. – 152с.– М.: МОНФ, Серия “Научные доклады”, выпуск № 104.
Современные международные отношения. Под ред. А.В. Торкунова. М., 1997, 1999, 2001.
Теория международных отношений. Учебно-методический комплекс. Под редакцией П.А.Цыганкова. Москва: Гардарики, 2002
Дополнительная литература
Внешняя политика и безопасность современной России: в 4-х томах / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002.
Глобальные проблемы современности: Учеб. пособие/ Отв. ред. Тураев В.А. М.: Логос, 2001.
Конышев В.Н. Американский неореализм о природе войны: эволюция политической теории. СПб: Наука, 2004.
Кудров В. Место новой России в мире. М., 1994.
Кулагин В.М. Международная безопасность. М.: Аспект пресс, 2006
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. - М.: Аспект-Пресс, 1997. – 270с.
Международные отношения в ХХI веке: региональное в глобальном, глобальное в региональном. Под. ред. А.С.Макарычева. - Н.Новгород, 2000.
Ю.Н.Гладкий, А.И.Чистобаев. Регионоведение. Москва: Гардарики, 2002
Н.П.Медведев. Политическая регионалистика. Москва: Гардарики, 2002
Сравнительный регионализм: Россия – СНГ – Запад. Материалы международного исследовательского проекта. Под редакцией О.Колобова и А.Макарычева. Нижний Новгород, 1997
А.Магомедов. Мистерия регионализма. Москва: Научные доклады МОНФ, № 114, 2000
Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зонах новых пограничных территорий России. Москва: Научно-образовательный форум по международным отношениям и Волгоградский государственный университет, 2002.
Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления “Братья Карич”, 1997.
Segbers, Klaus and Imbusch, Kerstin (eds.) The Globalization of Eastern Europe: Teaching International Relations Without Borders. -–Hamburg: Lit, 2000.
|