Урок окружающего мира во 2 классе «Начальная школа 21 века»
Дата проведения: 7 мая 2014 года
Тема урока: «Поле и его обитатели. Растения поля»
Тип урока: практическое занятие.
Цели: дать представление о полях, как об обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения; познакомить с важными полевыми культурами.
Задачи урока:
1. Личностные УУД: Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД: Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; ставить учебную задачу, определять степень успешности выполнения своей работы; контролировать результаты своей деятельности.
3. Познавательные УУД: Формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, практическую работу с гербарием.
4. Коммуникативный УУД: Формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика; оформлять свои мысли в устной форме; вести диалог, работать в группе. Организационные формы обучения: групповая (основные этапы), фронтальная (организационный момент и подведение итогов), индивидуальная (подготовительный период).
Оснащение:
1. Мультимедийный проектор и презентация
2. Учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 2 класс
3. Гербарии зерновых культур: просо, овёс, рожь, пшеница, рис
4. Карточки с заданиями
5. Таблицы для организации наблюдения
6. Таблицы «Лес», «Луг», «Водоём», «Поле»
Ход урока
Организационный момент
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать?
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. Я вижу, что вы готовы работать в группах и выполнять творческие задания. Напоминаю вам, что работа в группе – это не соревнование, а прежде всего – сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт свой посильный вклад в общее дело.
Сегодня у нас работают 4 группы.
Актуализация опорных знаний.
С какими природными сообществами мы уже познакомились на уроках окружающего мира? (Лес, луг, водоём) Слайд 2
Выделите ключевые слова для определения понятия лес. (Деревья) Водоём? (Вода) Луг? (Травянистые растения) Вытащить ключевые слова
1 задание. Ребятам было дано задание распределить растения в сообщества. Проверьте, верно ли выполнена работа, исправьте, где нужно, ошибки. Слайд 3
Проверка выполнения на доске. Что общего у этих растений? (Они дикорастущие)
Выведение темы и целей урока.
У меня осталось ещё одно растение. Вытащить картинку с пшеницей Рассмотрите его внимательно. Куда бы вы его поместили? Почему? (Пшеница – культурное растение)
Узнали? Это пшеница. А где растёт пшеница? Узнаете, правы ли вы, отгадав загадку:
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
Это поле. Какая же тема нашего урока? (Поле и его обитатели) Слайд 4
О чём бы вы хотели узнать на уроке? (Узнать, какие растения и животные обитают в поле, в чём особенность поля как природного сообщества - ключевое слово)
Знакомство с новым материалом.
Давайте вспомним, что такое поле? (Участки земли, на которых выращивают культурные растения)
Рассмотрите рисунок-схему «Полевые растения» на 125 странице учебника.
Какие растения выращивают на полях? Попробуем воссоздать схему на доске, громко и чётко называя растения. Работа с доской Слайд 5
Какое слово повторяется? (Культуры) Какие растения называют культурными? (Которые выращивает человек)
Итак, первая особенность поля – выращивание человеком культурных растений. Вывесить определение поля
Работа с гербарием зерновых культур.
Основные зерновые культуры – пшеница и рожь. Их также называют хлебными злаками.
Слайд 6
Задание для групп №1 и №3 – сравнить рожь и пшеницу, узнать, чем они похожи и чем отличаются. Возьмите задание №2 – таблицу.
Слайд 7
Задание для групп №2 и №4 – рассмотреть просо, рис и овёс, найти сходства и различия. Возьмите задание №2 и заполните таблицу.
Затем командиры групп №1 и №3 обменяются результатами работ и подготовят своё выступление. А командиры групп №1 и №3 – свой ответ.
Выступления команд.
Командиры групп №1 и №3, сообщите о своей работе. Что вы узнали об этих главных зерновых культурах?
Что могут добавить представители команд о ржи и пшенице? (Выступления детей о пшенице и о ржи)
Командиры групп №2 и №4, сообщите о своей работе. Что вы узнали о своих культурах? Что могут добавить представители ваших команд о просе, рисе и овсе?
А теперь посмотрим, насколько была внимательна каждая группа.
1 . Почему пшеницу и рожь называют зерновыми культурами? (Плод – зерновка) Слайд 8
2. Похожи ли слова соломина, солома, соломинка, соломенный? Если крыша соломенная, то из чего она сделана? Слайд 9
3. Правильны ли высказывания?
«Из проса получают пшённую крупу. Из неё варят пшённую кашу». Слайд 10
«Овсяные хлопья, геркулес, овсяное печенье делают из овса». Слайд 11
Работа по учебнику. Чтение статьи о каше (если будет время).
Физкультминутка.
Приплыли тучки дождевые.
- Лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! Послушайте беседу девочки с бабушкой. Каких значений слова «хлеб» не знает Надя?
(Разыгрывание сценки)
Слайд 12 Рассматривание статьи ХЛЕБ из словаря Ожегова. (Девочка не знала значений 3 и 4)
Домашнее задание.
Итак, мы с вами познакомились с какими культурами? (Зерновыми)
Дома подготовьте сообщение о какой-нибудь овощной культуре Слайд 13
или масличной культуре Слайд 14 по выбору.
Просмотр кинофильма (5 мин).
На уроках технологии мы с вами говорили о таких культурах, как лён и хлопчатник. Как их называют? (Прядильные культуры) Давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Лён-ленок».
Итог урока.
С каким сообществом мы познакомились на уроке? Что такое поле? Чем поле отличается от луга? Какие культуры выращивают на полях?
Достигли мы поставленных целей? Какую группу вы хотели бы поблагодарить? |