Филиал МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ"- « Малокайбицкая начальная общеобразовательная школа »
Руководитель МО «МБОУ «Большекайбицкая СОШ» _________/ Шакирова Г.М../
ФИО
Протокол № ___ от «___»____________20___
|
Заместитель директора по УМР
МБОУ «Большекайбицкая СОШ» ____________/.Сафина Н.С../
ФИО
«__»____________20___г.
|
Директор МБОУ
«Большекайбицкая СОШ»
______________ /Биккулова А.А./
ФИО
Приказ № ____ от «___»______20__г.
|
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
учителя высшей категории
Низамутдиновой Гузалии Рифхатовны 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 29 » августа_2014 г
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
► последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
► формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Программу обеспечивают следующие пособия:
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
Федотова, О. Н. Наш мир : 3 класс : методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
• понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
• три состояния вещества в природе;
• основные свойства воды и воздуха;
• источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
• некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
• полезные ископаемые родного края;
• значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
• географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
• особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
• города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
• достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.
Уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
• ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
• проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
• измерять температуру воды и воздуха;
• письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
• узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
• показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
• описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
• делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
• написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для того чтобы ориентироваться на местности по компасу;
• принимать посильное участие в охране и защите природы;
• использовать термометр для измерения температуры воздуха;
• оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
• выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
• удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п
| Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемый результат)
| Вид контроля. Измерители
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Дата проведения
| план.
| факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Изображение Земли на глобусе (4 часа)
| 1
| Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»
| 1
| Комбинированный
| Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа
| Знать признаки неживой
и живой природы.
Уметь различать объекты неживой и живой природы
| Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом
|
| С. 5–6
|
|
| 2
| Глобус – модель земного шара
| 1
| Комбинированный
| Работа с готовыми моделями – глобусом
| Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».
Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария
| Задания
по группам
|
| С. 7–11
|
|
| 3
| Материки
и океаны
на глобусе
| 1
| Комбинированный
| Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе)
| Знать термины «материки», «океаны».
Уметь находить на глобусе материки и океаны
| Индивидуальный опрос
|
| С. 12–14
|
|
| 4
| Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе»
| 1
| Обобщение знаний. Викторина
| Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
| Знать формы поверхности – равнины и горы.
Уметь различать равнины
и горы на глобусе
| Фронтальный опрос
| Плоская равнина. Холмистая равнина
| С. 15–18
|
|
| О чем рассказала карта (8 часов)
| 5
| Географическая карта
| 1
| Комбинированный
| Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты
| Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте
| Задания
по группам
|
| С. 19–24
|
|
| 6
| Учимся читать карту
| 1
| Комбинированный
| Элементарные приемы чтения карты
| Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте.
Уметь находить и показывать на карте физические объекты
| Индивидуальный опрос
| Шкала глубин и высот
| С. 25–27
|
|
| 7
| План местности
| 1
| Комбинированный
| Элементарные приемы чтения плана местности
| Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.
Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного
| Фронтальный опрос
| Масштаб
| С. 28–30
|
|
| 8
| Холмы и овраги
| 1
| Комбинированный
| Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане)
| Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности.
Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними
| Фронтальный опрос
|
| С. 31–34
|
|
| 9
| Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»
| 1
| Экскурсия
| Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
| Знать правила поведения
в природе.
| |