«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»





Скачать 382.58 Kb.
Название«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
страница1/2
Дата публикации11.08.2015
Размер382.58 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > География > Презентация
  1   2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»

424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б., телефоны: 41-93-00, 41-94-91, e-mail:dou-ds-80@yandex.ru


Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 80 «Ужара»

В.И.Вертинская_______

«16» октября 2012г.

Технология проектирования

в дошкольном учреждении

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Количество часов - 1

ОТВЕТСТВЕННЫЕ:

старший воспитатель Ямбулатова И.Ю.,

воспитатели – Смирнова М.М., Мичукова Н.С.

Йошкар - Ола

2012

Дата проведения: 26 октября 2012г.

Время проведения: 13.00

Целевая аудитория: воспитатели и специалисты МБДОУ.

Методы изучения: слайдовый доклад, презентация проекта, анализ имеющегося опыта, круглый стол.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

п/п

Содержание работы

Форма

Количество часов

Ответственный

1.

Ознакомление с повесткой дня.




5 минут

Старший воспитатель Ямбулатова И.Ю.


2.

Технология проектирования как инструмент саморазвития ребенка. Типы проектов в детском саду.


Слайдовый доклад

15 минут

Воспитатель Смирнова М.М.

3.

Механизм проектирования.

Слайдовый доклад

15 минут

Воспитатель Мичукова Н.С.


4.

Проект «Все цветы – детям!»

Презентация проекта

20 минут

Старший воспитатель Ямбулатова И.Ю.


5.

Круглый стол (обсуждение вопросов)




5 минут

Старший воспитатель Ямбулатова И.Ю.


Количество часов: 1

Вступительное слово
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой  проблемы,  является метод проектной  деятельности.

Проектная  деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание педагогов?

  1. Технология « метода проектов», где отношения  «ребенок-взрослый» уникальны, строятся  на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою   «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки  с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.

  2. В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально - дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в  среднем - эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем - сотрудничает с детьми и взрослыми.

  3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

  4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в  новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

В связи с введением ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности дошкольников. Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГТ.

В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Проект можно использовать как метод, форму организации или технологию обучения. Сегодня мы также поговорим о классификации проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.

Одним из критериев при аттестации педагогов является «использование проектных, развивающих технологий и различных видов занятий в воспитательно-образовательной работе». Тем не менее, наш опыт показывает, что воспитатели имеют недостаточные представления о проекте, его возможностях в дошкольном образовании и, соответственно испытывают трудности при использовании в работе с детьми.

Технология проектирования как инструмент саморазвития ребенка.

Технология проектирование помогает развивать творческие способности дошкольников. В ее основе лежит опора на поисковое поведение ребенка. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

В проектное деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

-открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых). Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.


Типы проектов в детском саду.
Типы проектов отличаются разнообразием.

Автор книги, Евдокимова Елена Сергеевна, предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. по доминирующему методу:

исследовательские: требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников проекта, социальной значимости; результаты оформляют в виде книг, газет, альбомов, выставок);

информационные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы. отдельных уголков);

творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Творческие проекты многообразны. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок- семья, ребенок-природа, ребенок- рукотворный мир, ребенок- общество;

игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;

приключенческие: «Путешествие в страну бабочек», « «Поющий лес»;

практико-ориентированные: их отличает четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Этот тип проекта требует четко продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах («Пряничные игрушки»).

2. по характеру содержания: включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и культуру.

Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него - главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в т. ч. И социальные потребности ребенка. Устанавливается так называемый «интимный» круг общения.

На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Далее круг отношений становится все шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.

3. по характеру участия ребенка в проекте:

Заказчик - лицо, заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг какого-либо продукта.

Эксперт – специалист, выдающий квалифицированное заключение или суждение по вопросу, решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.

Исполнитель – лицо, творческим трудом которого создано исполнение.

Участник от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов: открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако, замыкаться в своем коллективе не стоит. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей.

Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасте группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации проекты внутри ДОУ («День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих, творческих, организаторских умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

5. по количеству участников: индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).

Парный проект осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект осуществляется группой участников (от 3 до 10-12)

Фронтальный (коллективный) проект выполняется всем коллективом.

6. по продолжительности:

Краткосрочный проект направлен на решение небольшой проблемы или части более крупной. Он может быть реализован на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (н-р, исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней или недель (подготовка к празднику, сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (н-р, исследование своей родословной).

Механизм проектирования.

Общая схема организации проектной деятельности:

  1. Определение проблемы. Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям.

Примерами могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животным и свойствах растений), «Мультфильм своими руками» и др.

  1. Мотивирующее начало проекта.

Речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

  1. Поиск форм реализации проекта.

Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

  1. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Среда должна стать активизирующей.

  1. Реализация проекта.

- «информационный запрос» (на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели). В ответ на возникающий у дошкольников «информационный запрос» организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков.

- практическая деятельность по реализации проекта (здесь открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности).

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом;

  • совместная деятельность детей;

  • совместная деятельность детей с родителями.

Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Вместе с тем на данном этапе необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

  1. Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной

деятельности.

Практико-ориентированные венчают выполнение намеченного дела.

Творческие – показ спектакля, мультипликационного или видеофильма.

Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования.

Информационные – демонстрация и использование собранной информации.

Таким образом, результатами проектирования становятся:

- Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

- Культурное развитие ребенка

Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.

- Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

- Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

  1. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.

Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ВСЕ ЦВЕТЫ - ДЕТЯМ!»

совместно с родителями воспитанников

Краткая аннотация проекта «Все цветы детям!»

Проект создан с целью благоприятного развития воспитательно-образовательного процесса ДОУ посредством обогащения предметно-развивающей среды территории дошкольного учреждения, создания в ДОУ экологических и эстетических условий для конструктивного взаимодействия с родителями (внутренними социальными партнерами) и внешними социальными партнерами, заинтересованности их в сотрудничестве и обеспечении положительного имиджа учреждения в целом.

При разработке проекта по взаимодействию ДОУ, семьи и внешних социальных партнеров в интересах развития воспитанников, для нас было важно:

- выявить, объединить с целью обмена опытом знаниями в области цветоводства родителей воспитанников и педагогов;

- осмыслить суть извечно волнующей темы: «в человеке должно быть все прекрасно….», способствовать взаимодействию семейного, общественного, эстетического воспитания, чтобы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия детей;

-реализация проекта возможна при условии учета интересов семьи к цветоводству, флористике, ландшафтному дизайну;

- решение задач, поставленных в проекте, поможет нам выработать стратегию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, внешних социальных партнеров, определить тактические действия в решении данного вопроса: понимание того, что необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности и интересы, находить общее в частном;

- проект осуществляется в МБДОУ «Детский сад № 80 «Ужара» педагогическим и родительским коллективом в период с марта 2011г. по ноябрь 2011г.;

- реализация проекта, а именно, апробация его как модели рассчитана на 8 месяцев и потребует ресурсов на сумму пять тысяч пятьсот рублей.
Авторы проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» в лице заведующего Коневой Натальи Леонидовны, старшего воспитателя Ямбулатовой Ирины Юрьевны.
Исполнители:

- коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 80 «Ужара» города Йошкар-Олы»;

- родители воспитанников (внутренние социальные партнеры);

- внешние социальные партнеры (Муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт», ОПО ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» (ППО Марийского РНУ).


База исследовательской работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»; юридический адрес: 424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских курсантов, дом 12б, телефон 41-93-00.
Сроки работы над проектом:

С 01.03.2011г. по 01.11.2011г.
Описание учреждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» функционирует с 1983 г. На протяжении 29 лет в микрорайоне «Гомзово», вдали от центральных дорог детский сад принимает воспитанников 13 групп. В ДОУ работает большой и творческий педагогический коллектив, состоящий из 34 педагогов.

МБДОУ «Детский сад № 80 «Ужара» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Учреждение функционирует в процессе развития и имеет Концепцию образовательной деятельности, образовательную программу, программу «Развития», программу «Здоровья», разработанные педагогическим коллективом детского сада.

Детский сад имеет системные отношения с внешними социальными партнерами, что способствует развитию личности ребенка и адаптации воспитанников в социуме.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в типовом двухэтажном здании проектной мощностью 320 человек. Специально оборудованные помещения (музыкальный и спортивные залы, кабинет марийского языка, психолога, логопункт) и хорошие технические показатели коридоров, территории детского сада, ее озеленение, наличие деревянных и железных малых форм служат для реализации воспитательных, образовательных и оздоровительных программ. Обустройство и оформление внутренних помещений и территории ДОУ продумано с точки зрения безопасности жизни и здоровья детей, а также с учетом многовариантного их использования.

Коллектив детского сада принимает активное участие в городских мероприятиях, имеет грамоту и дипломы, участвует в различных семинарах и методических объединениях по проблемам работы с детьми дошкольного возраста.

Основными целями деятельности детского сада являются:

- гармоничное развитие личности каждого ребенка как субъекта собственной жизни;

- формирование общей культуры воспитанников;

- удовлетворение потребностей родительской общественности в вопросах дошкольного воспитания;

- активизация работы по взаимодействию с родителями воспитанников, создание единого пространства развития ребенка.

Актуальность.

Проблемы воспитания на протяжении многовековой истории человеческого общества волновали родителей и общественность, но и в настоящее время эта тема актуальна. В течение полутора веков со дня открытия первого детского сада в России решаются и продолжают решаться вопросы: «Как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения и воспитания ребенка?», «В каких отношениях должны находиться детский сад: дополнять друг друга, противоречить, компенсировать недостатки друг у друга?» и др.

К.Д.Ушинский выстроил идеальную модель этого взаимодействия: «…воспитание в детском саду и правильно поставленное семейное воспитание в педагогически образованной семье будут способствовать успешной подготовке детей к школе». Педагог предполагал полную гармонию этих отношений. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развились в работах В.А.Сухомлинского, который подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если поддерживается связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. В законе РФ «Об образовании» в отличие от документов предыдущих лет уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В связи с вступлением России в Европейское сообщество,  эта проблема становится все более острой. Рассматривая  взаимодействие  как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В настоящее время необходимость пересмотра вопроса по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников  относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

      Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.

     Разработка проекта «Все цветы – детям!» в нашем педагогическом коллективе связана с необходимостью соответствовать запросам современного педагогического сообщества и оперативно реагировать на трудности, обусловленные ситуацией нестабильности современного образовательного пространства.

       В качестве оснований для осуществления сотрудничества дошкольного учреждения с родителями  воспитанников нами  выделены:

- Состояние здоровья и физическое развития детей;

- Эмоциональная нестабильность в семье, которая приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей;

- Родительская некомпетентность в вопросах воспитания и обучения детей;

- Недостаточные  представления  родительской общественности о работе воспитателя, невысокий уровень авторитетности у педагогов и др.

   Исходя из опыта сложившейся ситуации, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников через реализацию проекта «Все цветы – детям!». 

     Родители заинтересованы в развитии своего ребенка. В этой посылке заложена идея о том, насколько важно для педагогов сотрудничать с родителями, позитивно относиться к конструктивному партнерству в педагогической работе. Сегодня по Закону об образовании РФ родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Родители способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если они эмоционально настроились на такой род деятельности. Родители будут участвовать в этом процессе, когда уверены в том, что с ними работают высококвалифицированные педагогические кадры.

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. По мнению академика Г. Я. Ягодина наша общая цель - « …научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя ее частью, осознавать, что, когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе». Это воспитание следует начинать с раннего детства.

Широкий спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у дошкольников чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учит подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли.

Наш детский сад играет важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного психического, физического и духовного развития детей дошкольного возраста, является одновременно просветительским центром для родителей. В ДОУ проводятся наблюдения, опытническая работа, организуется поисковая и трудовая деятельность детей. К этой работе активно привлекаются родители воспитанников, т.е. детский сад является модельной структурой по обработке механизмов взаимодействия основных групп населения по экологическому и эстетическому образованию.

В течение весенне-осеннего периода в детском саду выполняется масштабная работа по благоустройству территории детского учреждения. В частности, проводятся совместные «трудовые десанты» родителей и сотрудников ДОУ. Эта активная работа направлена на изменение окружающего ландшафта: оформляются разнообразные по форме и содержанию клумбы по всей территории учреждения, кустарники содержаться в постоянном декоративном убранстве, осуществляется ежедневная поливка всех зеленых насаждений, их защита от вредителей, ведется охрана всех видов насаждений от вандализма. Территория детского сада до наступления холодов радует глаз всех прохожих многообразием красок, своей ухоженностью.

Реализация проекта «Все цветы - детям» совместно с родителями воспитанников и внешними социальными партнерами позволит грамотно использовать земельный участок ДОУ и превратит эту территорию в зону максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

- оздоровительную;

- рекреационную;

- эстетическую;

- духовную;

- учебно-просветительскую.

Цель: создание на территории дошкольного учреждения силами коллектива МБДОУ, родителей воспитанников и внешних социальных партнеров эколого-эстетического пространства, в котором всем участникам педагогического процесса будет УЮТНО, ИНТЕРЕСНО, БЕЗОПАСНО и ПОЛЕЗНО.
Задачи:

  1. Изучить совместно с родителями воспитанников современный опыт по цветоводству, флористике, ландшафтному дизайну.

  2. Разработать модели клумб, альпийской горки, их содержание и оформление для обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

  3. Осуществить апробацию разработанных моделей клумб, альпийской горки (совместно с родителями воспитанников и внешними партнерами) в условиях действующего дошкольного образовательного учреждения.

  4. Повысить уровень доверия родителей к детскому саду и активность участия родителей в педагогическом процессе через совместную деятельность.

  5. Формировать основы целостной картины окружающего мира у воспитанников.


Объект исследования:

Педагоги, дети, родители воспитанников.
Предмет исследования:

Эколого-эстетическое пространство на территории дошкольного учреждения.
Гипотеза – если на территории дошкольного учреждения создать силами коллектива МБДОУ, родителей воспитанников и внешних социальных партнеров эколого-эстетического пространства, то это позволит:

- повысить уровень знаний и практической деятельности педагогов, родителей воспитанников по цветоводству, флористике, ландшафтному дизайну в новых экономических условиях;

- использовать в педагогическом процессе нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках социального партнерства;

- обеспечить эффективность педагогического процесса, эколого-эстетического развития детей путем реализации практико-ориентированной деятельности на территории детского сада.
Теоретическая значимость:

Создание нетрадиционного опыта работы с семьями воспитанников через оформление эколого-эстетического пространства на территории детского сада.
Практическая значимость:

Разработка моделей клумб, альпийской горки, их содержание и оформление на территории детского сада с целью:

- оформления эколого-эстетического пространства ДОУ;

- организации нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников;

- реализации практико-ориентированной деятельности воспитанников на территории детского сада в рамках формирования основ целостной картины окружающего мира.
Новизна

Социальное партнерство с семьями воспитанников в рамках организации совместной практической деятельности учреждения в режиме развития.
Ожидаемые результаты:

  • Оформлено эколого-эстетическое пространство на территории дошкольного учреждения.

  • Повысился уровень доверия родителей к детскому саду, активность участия родителей в педагогическом процессе ДОУ.

  • Формируются основы целостной картины окружающего мира у воспитанников.

  • Подготовлен практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

  • Сформированы традиции, способствующие осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ.

  • Повысился рейтинг ДОУ.


Методы исследования:

  • Изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

  • Изучение опыта работы по проблеме исследования;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Информационная и воспитательная беседа;

  • Мониторинговые исследования: анкетные опросы, беседы, интервью;

  • Методы математической и статистической обработки полученных результатов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconГ. Йошкар-Олы реферат Архитектурный облик Йошкар-Олы Вчера, сегодня, завтра
Цель данной исследовательской работы – проследить развитие архитектурных тенденций в облике города Йошкар-Олы начиная с момента его...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» (сокращённо – мбдоу №29 «Детский...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПлан работы муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconДетский комбинированного вида сад №26 «Колобок»
«Колобок» Ковдорского отдела образования было открыто в 1980 году. В период с 1995 года по 2007 год функционировало как учреждение...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПубличный отчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Василёк»...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconМдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПравила внутреннего распорядка воспитанников муниципального бюджетного...
Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка»
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» icon«Детский сад №152 комбинированного вида» Авиастроительного района...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПрограмма развития мадоу детский сад комбинированного вида «Мальвина»
...
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconМуниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного...
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconАнализ результатов деятельности мбдоу «Детский сад №67 «Колокольчик»...
Мбоу «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района московской области
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структурное подразделение «Семейный детский сад» гбоу детский сад комбинированного вида №1033
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconАнализ работы гбдоу детский сад №92 комбинированного вида Центрального...
Анализ работы гбдоу детский сад №92 комбинированного вида Центрального района
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск