Управление персоналом





НазваниеУправление персоналом
страница1/25
Дата публикации02.03.2016
Размер3.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Управление персоналом


Под ред. Т.Ю.Базарова.
Предоставлено компанией "Центр Кадровых Технологий - XXI век"

I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в.
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
1.5. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.
1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
1.7. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Глава 2. Организационный контекст управления персоналом
2.1. Элементы организации
2.2. Жизненные стадии и циклы организации

II. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом
3.1. Экономический подход
3.2. Органический подход
3.3. Гуманистический подход
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности

Глава 4 Концепция “человеческого капитала”
4.1. Теория человеческого капитала
4.2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”
4.3. Измерение индивидуальной стоимости работника
4.4. Стохастическая позиционная модель

III. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 5. Кадровая политика
5.1. Типы кадровой политики
5.2. Этапы построения кадровой политики
5.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
5.4. Условия разработки кадровой политики

Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации
6.1. Стадия формирования организации
6.2. Стадия интенсивного роста организации
6.3. Стадия стабилизации
6.4. Стадия спада (ситуация кризиса)

IV. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 7. Методы формирования кадрового состава
7.1. Проектирование структуры организации
7.2. Оценка потребности в персонале
7.3. Анализ кадровой ситуации в регионе
7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
7.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию
7.6. Оценка кандидатов при приеме на работу
7.7. Конкурсный набор персонала на работу
7.8. Адаптация персонала

Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала
8.1. Повышение производительности и нормирование труда
8.2. Оценка труда
8.3. Аттестация персонала
8.4. Формирование кадрового резерва
8.5. Планирование карьеры
8.6. Разработка программ стимулирования труда
8.7. Обучение персонала


I
Основы организации и управления персоналом


В этом сказался весь Гаррис, — он так
охотно берет на себя всю тяжесть работы и
перекладывает ее на плечи других.


Джером К. Джером. Трое в лодке

Глава 1
Управление персоналом в системе современного менеджмента


Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту,
найдите одного человека, который может прыгнуть на
семь футов, а не семь человек, прыгающих каждый на один фут.


Один из законов Мэрфи

Ключевые слова:

менеджер по персоналу
парадигмы управления персоналом
доктрина научного управления
доктрина человеческих отношений
доктрина “командного менеджмента

командный менеджмент
организационная культура


системный подход
модель кадрового менеджмента
кадровая стратегия
модель компетентности
доктрина “контрактация ответственности

деловая этика
этические ценности
миссия организации


Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими ресурсами.

1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в.

Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать,...


А. С. Пушкин. Евгений Онегин

В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:

  • доктрине научного управления, или научной организации труда;

  • доктрине человеческих отношений.

Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организаций.

Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих “тектонических” cдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.



1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента

Наша “веселая семейка” жила очень дружно. Цыплята чувствовали
себя спокойно и хорошо, когда были вместе. Но стоило
только какого-нибудь из них унести от остальных, как он
начинал тревожно пищать и бегать, стараясь отыскать своих
братьев, и успокаивался только тогда, когда находил их.


Н. Носов. Веселая семейка

Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной. Именно в такой последовательности в ХХ в., как показывает опыт менеджмента различных организаций в развитых странах, происходит развитие основополагающих форм совместной творческой деятельности. Этот процесс, если его рассматривать в рамках организационно-культурного подхода, можно интерпретировать как фазы становления партиципативной организационной культуры, а те трансформации, которые претерпевали бюрократическая, органическая и предпринимательская культуры, последовательно генерировали парадигмы кадровой работы в менеджменте капиталистических стран.

Раскроем логику этого исторического процесса организационно-культурной эволюции. Технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен (наиболее известная фигура в этом подходе — Ф. Тэйлор) в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции. Работник в подобного рода человеко-машинных системах трактовался как “винтик”, и проблема оптимизации функционирования таких технологий решалась на путях рационализации социально-производственных связей и трудовых процессов за счет использования более эффективных механизмов контроля и вознаграждения. Конечная цель рационализации — повысить уровень эксплуатации всех составных элементов (в том числе и “человеческого материала”) этих систем.

Негативные социальные последствия подобного рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторн-ские исследования Э. Мэйо). Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.

Коллективистская по своей природе идеология профессионализма, свойственная массовым профессиям, к середине 50-х гг. стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персональной ответственности — такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте, получившего распространение в развитых странах в 60-70-е гг. Его применение, в конечном счете, было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным.

Однако ориентация на потребительскую мотивацию работника, гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации, снижая в целом эффективность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естественным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективистским ценностям, обеспечивающим здоровую атмосферу в организациях, где работники, объединяемые во временные и постоянные рабочие группы, занимаются сложно-организованной совместной деятельностью. В условиях глубокого структурного кризиса 70-х гг. созидание оптимальной, с точки зрения решения, как правило, неординарных проблем, формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80—90 гг., получившего название team management — командный менеджмент.

Таким образом, можно говорить о четырех основных парадигмах в кадровом менеджменте в ХХ в.:

  • доктрина научной организации труда;

  • доктрина человеческих отношений;

  • доктрина контрактации индивидуальной ответственности;

  • доктрина командного менеджмента.

Причем последняя парадигма представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре других организационных культур. И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической, органической и предпринимательской — делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психо-логического настроя или (и) низкого уровня профессионализма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб.



1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента

Дама бубён
Варила бульон
И пудинг пекла на обед.
Десятка бубён
Украла бульон,
А пудинг украл валет.


Король бубён
Спросил про бульон
И пудинга ждал на обед.
Десятка бубён
Вернула бульон,
А пудинг вернул валет.


Английская песенка

Воспользуемся классификационной схемой, предложенной Д. Коулом, чтобы раскрыть специфику каждой из выделенных парадигм кадрового менеджмента. А она определяется типом доминирующей в корпорации организационной культуры.

При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:

  • работники — прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;

  • для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;

  • организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;

  • поскольку работники по своей натуре склонны противодействовать целям, предписываемым организацией, и в основном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль над их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей;

  • на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.

При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:

  • работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;

  • рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;

  • работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;

  • высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива;

  • работники готовы положительно реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

В случае преобладания предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими стереотипами:

  • работники интересуются только своими личными целями. Они равнодушны к специфическим задачам организации, помимо такой универсальной цели, как достижение максимальной прибыли. Поэтому с ними лучше не обсуждать эти задачи, дабы не вызвать излишнего сопротивления при их реализации;

  • лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмысленным делом, поскольку решающим фактором является инициатива самих работников;

  • наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации. При этом вызов должен быть соразмерен потенциалу работников, а менеджеру следует предусмотреть в случае успеха достойное вознаграждение;

  • властные полномочия редко кому-нибудь делегируются из-за опасений возможной ошибки. Работники свободны в своих действиях, пока делают “правильные” вещи;

  • ответственность не предписывается работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства, несмотря на сопряженный с этим риск. Именно эти качества особенно высоко ценятся в подчиненных, что создает в коллективе атмосферу повышенной тревожности и побуждает работников трудиться с полной самоотдачей, не глядя на часы;

  • для таких одержимых работой предприимчивых людей не имеют особого значения должности и звания, что дает менеджеру определенную свободу маневра при ограниченных финансовых ресурсах, позволяя особенно долго не мучиться над вопросом, чей вклад в общий результат был наибольшим.

При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что

  • подавляющее большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;

  • каждый индивидуум уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации;

  • индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;

  • взаимодополнительность способностей членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижении общекомандных целей;

  • для координации усилий многих людей необходимы наличие осмысленной коммуникации между членами группы, незаурядные цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия команды могла быть конструктивно направлена на их достижение, требуются новый тип руководства и освоение новых умений и навыков всеми членами команды;

  • процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке (и самооценке) полученных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление персоналом iconРабочая программа (проект) Социальное страхование Рекомендуется для...
Рекомендуется для направления «Управление персоналом» подготовки бакалавров 080400 профили «Управление персоналом в торговле и сфере...
Управление персоналом iconПрограмма дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504....
Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001
Управление персоналом iconПрограмма предназначена для студентов специальности «Управление персоналом»
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности
Управление персоналом iconПрограмма предназначена для студентов направления «Управление персоналом»
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности
Управление персоналом iconПрограмма предназначена для студентов специальности «Управление персоналом»
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности
Управление персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины оценка экономической и социальной...
Управления персоналом» разработан для студентов 2 курса по направлению 080400. 68 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями...
Управление персоналом iconПрограмма дисциплины "Управление персоналом"
Рабочая программа дисциплины «Управление персоналом» для студентов экономического факультета по специальности 080502 «Экономика и...
Управление персоналом iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление персоналом организации», «Экономика труда», очная и заочная формы обучения
Управление персоналом iconРабочая программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению...
Миронов И. Ю., кандидат экономическиx наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Юридического факультета мпси
Управление персоналом iconРабочая программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению...
Миронов И. Ю., кандидат экономическиx наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Юридического факультета мпсу
Управление персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины философия Специальность 080505....
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Управление персоналом iconВопросы для самостоятельного изучения Тема Дайте понятие «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Управление персоналом iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности
Управление персоналом iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности
Управление персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Управление персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины трудовые ресурсы Дальнего...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск