Скачать 200.54 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра детских болезней с курсом ПО Факультетская педиатрия, эндокринология СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ 1. Тема № 11 Название темы: «Кардиомиопатия». 2. Формы работы: - Подготовка к практическим занятиям. - Подготовка материалов по НИРС. 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. Укажите один правильный ответ. 1 Самая часто встречающАЯся кардиомиопатия у детей
Правильный ответ:3 2. Гипертрофическая кардиомиопатия у детей отличается от взрослых форм следующим отличительным признаком
Правильный ответ:2 3. Доза метопролола для лечения недостаточности кровообращения составляет
Правильный ответ: 1 4. При дилатационной кардиомиопатии полость левого желудочка
Правильный ответ: 1 Укажите все правильные ответы. 5. Лечение дилАтационной кардиомиопатии у детей включает
Правильные ответы: 2,3,4,5 6. Современная классификация первичных кардиомиопатий разделяет последние на следующие группы
Правильные ответы: 1,2,5 7, Характерные ЭКГ изменения у детей с гипертрофической кардиомиопатией:
Правильные ответы: 2,4,5 8. Перегрузка сердечной мышцы объемом бывает при
Правильные ответы: 1,2,3 9. Диастолическая сердечная недостаточность бывает при:
Правильные ответы: 1,4 10. К ингибиторам АПФ относятся
Правильные ответы: 1,2 Эталоны тестового контроля
5. Самоконтроль по ситуационным задачам. Задача № 1. У девочки 5 лет появились признаки плохой переносимости привычной физической нагрузки: бледность, вялость, потливость. Появились головокружения, обмороки. Стали беспокоить боли в сердце, одышка. Объективно: в легких дыхание проводится по всем полям, хрипов нет. Верхушечный толчок смещен влево, усилен, разлитой. Систолический шум интенсивный с максимумом вдоль левого края грудины. ЭХОКГ: асимметричная гипертрофия левого желудочка, уменьшение его полости, дилатация левого предсердия. Толщина межжелудочковой перегородки значительно превышает толщину стенки левого желудочка. Имеет место смещение вперед створок митрального клапана. 1. Ваш предполагаемый диагноз? 2. Критерии постановки диагноза. 3. Лечение 4. Классификация заболевания. 5. Имеется ли у ребенка риск развития внезапной сердечной смерти? Задача № 2. Родители 6-летней девочки жалуются на появление у девочки в течении последних двух месяцев беспокойного сна, днем нарастающей вялости, слабости. В последнюю неделю отмечают урежение мочеиспускания. Аппетит снижен, температура тела нормальная. Отмечается бледность кожи, одутловатость лица, появление одышки до 24-26 в мин. В нижних отделах легких влажные мелкопузырчатые хрипы. Границы сердца значительно расширены. Тоны глухие. Систолический шум вдоль левого края грудины. Печень увеличена до 3,5 см, слегка болезненная. Пастозность голеней. На ЭКГ: низкий вольтаж QRS. Частые желудочковые экстрасистолыпо типу бигемении. На ЭХОКГ: увеличение размеров желудочков и предсердий. Снижение ФВ левого желудочка до 37%. 1. Ваш предварительный диагноз? 2. Лабораторная диагностика. 3. Принципы лечения? 4. Прогноз. 5. Назовите основные факторы риска синдрома внезапной сердечной смерти? Задача № 3. Ребенок, 5 лет, поступающий по скорой помощи, вял, апатичен, бледен, беспокоен. При осмотре выявлены: одышка до 28, застойные хрипы в легких, ортопное. При обследовании: кардиомегалия, смещение верхушечного толчка влево и вниз, расширение границ относительной сердечной тупости, альтернирующий пульс, артериальное давление нормальное. На верхушке выслушивается систолический шум. Увеличение печени и селезенки. Отеки на нижних конечностях, явления асцита. 1. Ваш предварительный диагноз? 2. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику? 3. Методы инструментальной диагностики. 4. Методы хирургического лечения заболевания. 5. Окажите неотложную помощь в случае развития отека легких. Задача № 4 Ребенок 6 лет направлен к кардиологу на консультацию, т.к. беспокоит одышка после нагрузки, кратковременная потеря сознания. Ребенок гиподинамичен. Перенесенные заболевания – частые ОРЗ, бронхиты, в 1,5 года пневмония. Ребенок отстает в физическом развитии, имеет дефицит массы тела. Одышка в покое, резко усиливается при обычной физической нагрузке. Область сердца не изменена. Тоны сердца резко приглушены, шума нет. Печень +1,5 см из под края реберной дуги. Клинический анализ крови без отклонений от нормы. На ЭКГ – блокада левой передней ножки пучка Гиса, признаки гипертрофии миокарда обоих желудочков, выраженные диффузные метаболические изменения. На ЭХОКГ полости сердца не расширены, отмечается выраженное утолщение передней и задней стенки левого желудочка, замедление диастолического расслабления миокарда, пограничное снижение сократительной функции миокарда. 1. Ваш диагноз? 2. План обследования в целях дифференциальной диагностики синкопальных состояний. 3. Какова будет ваша тактика в отношении больного? 4. Лечение. 5. Причина задержки физического развития. Эталоны ответов по ситуационным задачам Эталон задачи № 1 1. Гипертрофическая кардиомиопатия. ФК III. 2. Наиболее информативный метод диагностики ЭхоКС: ассиметричная гипертрофия межжелудочквой перегородки симметричная гипертрофия миокарда левого желудочка уменьшение конечно-диастолического и конечно-систолического размеров левого желудочка наличие градиента давления в выносящем тракте левого желудочка при обструктивных формах переднесистолическое движение передней створки митрального клапана и среднесистолическое прикрытие створок клапана аорты - характерные УЗИ-признаки ГКМП. 3. Основа медикаментозной терапии - β-адреноблокаторы (анаприлин, обзидан, пропранолол) 0,5 мг/кг/сутки в 3 приема, длительно. Селективные β-адреноблокаторы (предпочтительнее) - атенолол 0,5 мг/кг/сутки в 2 приема, пожизненно. Самостоятельная отмена препарата может привести к внезапной смерти. 4. Классификация гипертрофической кардиомиопатии (Леонтьева И.В., 2002 г.) I. Вид гипертрофии: - асимметричная - симметричная II. Выраженность обструктивного синдрома: - обструктивная форма - необструктивная форма III. Градиент давления, степень: - I степень – до 30 мм - II степень – 30-60 мм - III степень – более 60 мм IV. Клиническая стадия: - компенсация - субкомпенсация - декомпенсация 5 . ГКМП является фактором риска развития внезапной сердечной смерти. Эталон задачи №2 1.Дилатационная кардиомиопатия. НРС: желудочковая экстрасистолия по типу бигемении. НК IIБ ст. ФК III. 2. Лабораторная диагностика: - клин. ан.крови – без патологии - биохимический ан. крови (Na, К, мочевина, креатинин , АЛТ, АСТ, фибриноген, билирубин) – отражают выраженные гемодинамические нарушения - иммунологические исследования – антимиозиновые антитела к -и -тяжелым цепям миозина, антимитохондриальные антитела, антитела к -адренорецепторам – маркеры ДКМП - уровень КФК и КФК-МВ для исключения миокардита - уровень железа и трансферрина 3. Лечение застойной сердечной недостаточности: - сердечный гликозиды (дигоксин в поддерживающей дозе - 0,01 мг/кг в 2 приема), - диуретики: фуросемид 0,5 мг/кг/сут. в сочетании с верошпироном. - ингибиторы АПФ: капотен 0,5 мг/кг/сут. в три приема (под контролем АД). - -адреноблокаторы: метопролол 5 мг/сут. в два приема. - кардиотрофические анаболики: мексидол, элькар, кудесан. 4. Неблагоприятный. Несмотря на интенсивное лечение и поиск новых лекарственных средств для лечения ДКМП, актуальным остается вопрос о трансплантации сердца. 5. Факторы риска внезапной сердечной смерти: молодой возраст, случаи внезапной сердечной смерти в семье, развитие у больного пароксизмов желудочковой тахикардии. Эталон задачи №3 1.Дилатационная кардиомиопатия. СН III ст., ФК IV. 2.Диффренциальная диагностика: миокардит, неревматический кардит, инфекционный эндокардит, ВПС. 3. ЭКГ, ЭХО-КГ, рентгенография органов грудной клетки, радионуклидные методы исследования, пункционная биопсия (в нашей стране не используется из-за инвазивного характера, риска осложнений и высокой стоимости). 4. К видам хирургического лечения сердечной недостаточности относятся: - ресинхронизирующая терапия ЭКС - реконструктивные операции на левом желудочке -применение устройств, уменьшающих размер и изменяющих форму полости левого желудочка - устройства механической поддержки кровообращения - трансплантация сердца 5. В случае развития отека легких: а) положение ребенка с возвышенным головным концом. б) обеспечить проходимость верхних дыхательных путей (удалить слизь электроотсосом, грушей). в) ингаляции увлажненного кислорода 70%, пропущенного через 33% спирт по 15-20 минут. г) раствор лазикса 1% - 1-2 мг/кг в/в на введение 1-2 раза в сутки д) раствор преднизолона 3% - 1-3 мг/кг в/в струйно. е) раствор седуксена 0,5 % - 0,7 мл в/м. ж) при сохраняющемся низком сердечном выбросе – добутамин (в палате интенсивной терапии) титровано 60 мкг/мин (5 мкг/кг/мин) в физиологическом растворе. з) после купирования отека легких и стабилизации гемодинамики –сердечные гликозиды в дозе насыщения (0,05 мг/кг, делят на три инъекции: ½ дозы, через 8-12 часов – ¼ и еще через 8-12 часов –последняя ¼ ). и) при отсутствии эффекта и угрозе остановки сердца – ИВЛ.216 Эталон задачи №4 1. Диагноз: Гипертрофическая кардиомиопатия, необструктивная форма. СН IIА. Синкопе. 2. Обследование для дифференциальной диагностики обмороков: а) анамнез жизни, сведения о перенесенных заболеваниях, травмах, принимаемых лекарственных средствах; б) жалобы в межприступный период; в) данные о том, на протяжении какого времени и как часто повторяются обмороки; г) факторы, провоцирующие обмороки; д) особенности синкопального состояния: - наличие, проявления и продолжительность предобморочного состояния; - симптомы во время обморока (цвет и влажность кожных покровов, частота и характер дыхания и пульса, судорожный синдром); - продолжительность обморока; - наличие, проявления и продолжительность послеобморочного состояния. е) физикальное обследование с акцентом на выявление сердечно-сосудистых заболеваний (размеры сердца, сердечные и сосудистые шумы, АД, частота и регулярность пульса, различие в наполнении пульса с обеих сторон на лучевых и сонных артериях, признаки сердечной недостаточности и т.д.). ж) анализ ЭКГ (при возможности - оценка предыдущих ЭКГ), з) Холтер-мониторирование. и) осмотр невропатолога. 3. Проведение дифференциальной диагностики причин синкопе. При подтверждении кардиогенной природы синкопальных состояний и выявлении у пациента жизнеугрожающих аритмий решение вопроса о имплантации кардиовертера-дефибриллятора. 4. Показана поддерживающая терапия -адреноблокаторами, капотеном, верошпироном. 5. Наличие органического поражения сердца, сопровождающегося симптомами сердечной недостаточности приводит к соматогеннообусловленной задержке физического развития. 6. Перечень практических умений по изучаемой теме.
7. Рекомендации по выполнению НИРС. Научно-исследовательская работа студента осуществляется по выбору студента, исходя из предпочтений по разделам изучаемой дисциплины с учетом списка тем и списка рекомендованной литературы в методической разработке для внеаудиторной работы студента. При проведении НИР студент пользуется услугами библиотеки, internet-поиском, совершенствуя навыки тематического поиска и работы с компьютером. Студент должен проработать не менее 5 библиографических (или электронных) источников. Темы НИРС:
8. Рекомендованная литература по теме занятия Основная литература
Дополнительная литература
|
Темы рефератов для врачей – интернов Кардиомиопатия: определение, этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение | Курсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины» «название темы точно в соответствии с утвержденным заданием» | ||
Название: 900 дней и ночей Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны | Темы Наименование темы Кол-во часов на вср по теме Вид и название вср студента Перечислить источники ненаучного познания и привести примеры «Ненаучное познание» | ||
Тематическое планирование курса Номер темы Название темы Kоличество... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы. (презентация слайд 1) | ||
Контрольная работа выполняется рукописным Титульный лист содержит название университета, факультета и кафедры. А также название предмета и две темы контрольной работы из разных... | Название общей темы «Векторы в пространстве» Охватывает все базовые темы цифровой графики и закладывает основы для осмысленного продвижения вперед тем ученикам, которые увлекутся... | ||
«Мое название темы» | Название сайта Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и... | ||
«Мое название темы» Специальность 140610. 65 «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» | Название темы и её содержание Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Темы Название темы Кол-во часов Основные вопросы, рассматриваемые в теме Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. Развитие... | Сказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан... Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка» | ||
Реферат по курсу “основы идеологии белорусского государства” тема: «введите название темы» Актуальность работы – несколько предложений о значимости и важности выбранной вами темы в современной соответствующей дисциплине,... | Название раздела, темы Заключение хозяйственного договора. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях |