Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений





НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений
страница1/6
Дата публикации20.11.2017
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»


ПЕДАГОГИКА

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ

Для студентов заочного, очного и командного факультетов

всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2012

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Университета

Ш87 (03)

Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет ГА.С. – Петербург, 2012.
Издаются в соответствии с программой дисциплины «Психология и педаго­гика».

Изложены тематический план раздела "Педагогика" программы дисципли­ны "Психология и педагогика", цели, задачи изучения и содержание каждой темы программы, темы семинарских занятий и рефератов, контрольные во­просы, методические указания по выполнению контрольных работ.

Предназначены для студентов заочного факультета.

Табл. 1, библ. 2 назв.

Составители: В.С. Кирилкин, канд. техн. наук проф.

Л.И. Козлачкова, гл.библ.

А.Ф. Школин, доц.

Рецензент М.Н. Майор, канд. филос. наук проф.

© Университет гражданской авиации, 2012

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Цель изучения педагогикиподготовить студентов к учебно-познавательной и воспитательной деятельности, самовоспитанию, а также к построению эффективных межличностных отношений.

1.2. Задачи изучения педагогики:

  • раскрыть содержание проблемы воспитания человека и познакомить с ме­тодами ее решения;

  • познакомить с методологией процесса обучения человека;

  • изучить особенности межличностных отношений в коллективе;

  • заложить основы мастерства педагогического общения.



2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины определено Государственным образовательным стандартом "Требования (федеральный компонент) к обязательному мини­муму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»".

Тематический план программы дисциплины

Тема 1. Предмет педагогики.

Тема 2. Методологические основы педагогики.

Тема 3. Общие принципы дидактики.

Тема 4. Нравственное воспитание личности.

Тема 5. Межличностные отношения в коллективе и семье.

Тема 6. Мастерство педагогического общения.


Тема 1. Предмет педагогики

Цель изучения темы

- познакомить студентов с кругом научно-практических задач, которые ре­шаются методами педагогики.

Задачи изучения темы

- определить роль и место педагогики в системе наук, в том числе наук о чело­веке;

-рассмотреть с позиций системного подхода совокупность проблем образования: воспитания и обучения.

Содержание темы

■ Педагогика как наука и образовательная дисциплина.

■ Основные понятия педагогики: “воспитание”, “образование”, “обучение”.

  • Связь педагогики с другими науками.

  • Структурные компоненты педагогической системы (ПС): цель, объект, субъект, содержание и средства педагогических воздействий.

  • Функциональные компоненты педагогической системы: гностический, про­ектировочный, коммуникационный, организационный.

■ Внутренние и внешние противоречия ПС как факторы её развития.

  • Цели воспитания и образования и их конкретно-исторический характер.

  • Взаимосвязь воспитания и обучения.

  • Принципы государственной политики России в области образования.

  • Система образования в России: уровни и состав образовательных программ, образовательные учреждения, образовательные цензы.

Вопросы, выносимые на семинар

  1. Структурные компоненты педагогической системы.

2.Функциональные компоненты педагогической системы.

3.Государственная политика в области образования России.

Темы для рефератов

■Современное представление о цели воспитания человека.

■Состояние и тенденции развития системы образования в России.

  • Взаимоотношение общественных потребностей и потребности личности в образовании.

  • Современные подходы к определению содержания основного общего обра­зования (гимназии, специализированные школы).

■Проблема содержания образования как соотношение общечеловеческой культуры и реальных ресурсов процесса образования.

  • Место педагогики среди наук о человеке.

  • Взаимоотношение процессов воспитания и обучения.

Контрольные вопросы по теме

  1. Основные понятия педагогики.

  2. Педагогическая система: структура и функциональные компоненты.

  3. Противоречия педагогической системы.

  4. Принципы государственной политики в области образования.

  5. Система образования России.


Тема 2. Методологические основы педагогики

Цель изучения темы

- изучить научные основы педагогики.

Задачи изучения темы

- понять роль науки в решении практических педагогических задач;

- выявить сущность принципов и методов воспитания и обучения;

- определить характер влияния мировоззрения на концепции воспитания и обучения человека;

- раскрыть содержание предмета научно-педагогических исследований.

Содержание темы

    • Принципы и методы воспитания.

    • Принципы и методы обучения.

    • Теория научного и учебного познания.

    • Предмет и классификация методов педагогических исследований.


Вопросы, выносимые на семинар

  1. Специфика применения методов воспитания: цели и подходы.

  2. Научное и учебное познание.

3.Характеристика методов педагогических исследований.
Темы для рефератов

■ Факторы, влияющие на воспитание чело­века.

■Личный опыт достижения успеха при усвоении субъективно сложного учеб­ного материала.

■Умение и навыки вашей профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы по теме

  1. Понятие методологии, её компоненты.

  2. Образование как единый процесс воспитания и обучения.

  3. Предмет и методы научно-практических педагогических исследований.


Тема 3. Общие принципы дидактики

Цель изучения темы

- познакомиться с научными основами организации процесса обучения, пу­тями использования их в практической деятельности.

Задачи изучения темы

- сформировать у студентов представления об общих закономерностях про­цессов обучения: принципах, формах и методах.

Содержание темы

  • Обучение как процесс познавательной деятельности человека.

  • Сходство и различия научного и учебного познаний.

  • Принципы обучения как требования к элементам педагогической системы.

  • Принцип активности и сознательности. Источники активности человека, внешние побуждения (условия жизнедеятельности).

■ Принципы научности, доступности, последовательности и систематичности.

■Индивидуальный подход. Природа индивидуальных различий.

Вопросы, выносимые на семинар

  1. Общая характеристика основных дидактических принципов.

  2. Научное обоснование основных дидактических принципов.

  3. Реализация дидактических принципов в методиках обучения.

Темы для рефератов

  • Процесс обучения как процесс управления развитием человека.

  • Природа активности человека и пути использования её в обучении.

■ Индивидуальные различия людей и методы их учёта в процессе обуче­ния.

  • Факторы, влияющие на воспитание личности, и сила их воздействия на чело­века.

  • Методы самообразования и оценка их эффективности.

  • Личный опыт достижения успеха при усвоении субъективно сложного учеб­ного материала.

Контрольные вопросы по теме

  1. Научное и учебное познания.

  2. Принципы обучения как требования к элементам педагогической системы.

  3. Принципы научности, доступности, последовательности и систематичности.

  4. Проблемы содержания образования.

  5. Индивидуальный подход. Природа индивидуальных различий.



Тема 4. Нравственное воспитание личности

Цель изучения темы

-сформировать у студентов представление о противоречивости современного общества и определить место нравственного воспитания человека в его раз­решении.

Задачи изучения темы

-раскрыть общие, характерные закономерности нравственного воспитания личности;

-определить роль и сущность нравственного воспитания в жизни современ­ного человека;

  • познакомиться с условиями формирования личности, методами и принци­пами воспитания человека, его нравственными обязанностями по отноше­нию к другим и к самому себе;

- овладеть методами контроля процесса самовоспитания.

Содержание темы

■ Мораль, нравственный облик человека. Проблема нравственного выбора личности на современном этапе. Нравственный идеал.

  • Нравственные обязанности по отношению к другим и к само­му себе. Целеполагание как метод нравственного воспитания и его роль в формировании нравственной позиции личности.

  • Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений.

■Нравственно-психологический образ педагога.

Вопросы, выносимые на семинар

  1. Нравственный облик современника.

  2. Содержание воспитательного процесса.

  3. Цель воспитания.

  4. Компоненты нравственного воспитания.

5.Сущность самовоспитания.

Темы для рефератов

■ Критерии нравственности.

  • Идеал как воображаемое совершенство личности.

  • Нравственный облик современника.

  • Современные тенденции формирования нравственного облика молодежи.

  • Содержание процесса нравственного воспитания.

  • Специфические качества человека, приобретаемые в процессе производст­венных и общественных отношений.

  • Авторитет и пути его завоевания; виды ложного авторитета.

  • Особенности применения в практической деятельности методов принужде­ния и поощрения.

Контрольные вопросы по теме

  1. Цель воспитания.

  2. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

  3. Характеристика нравственного воспитания.

  4. Сущность понятий: “личность”, “имидж”, “менталитет”, “идеал”.

  5. Авторитет и его виды.

  6. Принципы воспитания.

  7. Методы воспитания.

Тема 5. Межличностное отношение в коллективе и семье

Цель изучения темы

- сформировать у студентов представление о своём месте и роли в человече­ском обществе, в системе человеческих взаимоотношений,

- подготовить молодежь к созданию своей семьи.

Задачи изучения темы

  • сформировать представление о сущности коллектива;

  • определить влияние коллектива на формирование личности его членов.

Содержание темы

■ Формирование личности в коллективе.

■ Коллектив как вид группы, методы и этапы сплочения коллектива, диагно­стика сплоченности коллектива и определение статуса каждого из его участ­ников.

  • Сущность межличностных отношений в коллективе, этапы и пути развития межличностных отношений в коллективе, способы налаживания деловых и дружеских контактов с людьми, находящимися на разных ступеньках иерар­хии деловых и дружеских взаимоотношений.

  • Семейное воспитание и семейная педагогика, структура семьи и её функции на разных возрастных этапах жизни людей; качества людей, имеющие зна­чение для создания прочной семьи.

  • Характеристика молодой семьи, трудности, возникающие во взаимоотно­шениях молодоженов в период адаптации к выполнению семейных ролей, кризисные этапы в развитии семейных отношений в разных возрастных пе­риодах жизни, проблема соизмерения своих интересов и увлечений с вы­полнением семейного долга.

Вопросы, выносимые на семинар

  1. Коллектив как социально-педагогическая система.

2.Формирование личности в условиях коллективного общения.

3.Учебные коллективы, их функции и особенности.

4.Принципы и факторы благоприятного семейного воспитания.

Темы для рефератов

■Культура коллектива и духовная жизнь личности.

  • Развитие духовных качеств личности в трудовых коллективах.

  • Методы исследования коллективных отношений.

  • Воспитательные функции производственного коллектива.

■ Планирование социального развития производственного коллектива.

  • Повышение педагогической культуры семьи.

■Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

  • Тенденции современного семейного воспитания.

  • Материальное благосостояние и моральный дух семьи.

  • Виды неправильного семейного воспитания.

Контрольные вопросы по теме

  1. Коллектив как вид группы.

  2. Личность и коллектив.

  3. Межличностные отношения в коллективе.

  4. Развитие межличностных отношений в коллективе.

  5. Семейное воспитание.


Тема 6. Мастерство педагогического общения

Цель изучения темы

- научить студентов продуктивному общению в различных сферах жизнедея­тельности.

Задачи изучения темы

  • сформировать у студентов понятие о педагогическом общении как процессе межличностного взаимодействия, направленном на удовлетворение актуаль­ных потребностей его участников;

  • познакомить со структурой, правилами и техникой педагогического обще­ния.

Содержание темы

  • Сущность категории общения. Общение как взаимное познание его участни­ков.

  • Педагогическое общение со студентами в схемах отношений: “субъект - объ­ект” и “субъект-субъект”.

  • Стили общения: авторитарный, попустительский и демократический.

  • Диалог и конфликт в общении в процессе обучения и воспитания. Пути и способы решения конфликтных ситуаций и нормализации общения.

  • Факторы, влияющие на воспитание личности, и сила их воздействия на чело­века.

Вопросы, выносимые на семинар

1. Педагогическая этика в общении со студентами.

2. Общение как взаимное познание его участников.

3. Обратная связь - важнейшая составляющая педагогического общения.

4.Конфликты в процессе педагогического общения и пути их разрешения.

Темы для рефератов

  • Коммуникативные навыки и их роль в формировании характера.

  • Пути и средства развития умений педагогического общения.

  • Педагог как инициатор общения со студентами.

  • Конфликтные ситуации в обучении и воспитании.

  • Самовоспитание уважения к партнёру.

  • Причины и типы конфликтов в процессе педагогического общения.

  • Педагогическая этика.

Контрольные вопросы по теме

1. Сущность категории общения.

2. Общение по схеме отношений: “субъект – объект”.

3. Общение по схеме отношений: “субъект – субъект”.

4. Конфликт в общении и способы разрешения конфликтных ситуаций.

3.ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ

Для удобства закрепления материала, студентам предлагается воспользоваться “Педагогикой в схемах”, где в сжатой форме визуально отражается суть предмета «Педагогика», что позволит студентам систематизировать учебный материал, закрепить его на этапе подготовки к контрольным и зачётным мероприятиям.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей, которые выражались различными выдающимися педагогами (см.1 «Из истории мировой педагогики»).

Так, например, уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая, к сожалению, продолжает существовать и поныне. Ведущий представитель этой теории немецкий педагог И.Ф. Гербарт считал, что главное – подавление ребёнка путём угроз, надзора, приказаний и запрещения.

Как выражение протеста этой теории возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо, который призывал уважать в ребёнке растущего человека, всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.

Представленные в схемах принципы и методы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны и функционируют как целостная система. Их реализация на практике гарантирует высокое качество образовательного процесса.

1. Из истории мировой педагогики


Выдающиеся педагоги мира

Вклад в развитие педагогики

Древняя Греция


Пифагор

(VI в. до н.э.)

Оставил свод правил нравственного поведения (например, «не ходи по дороге», т.е. не следуй суждениям толпы)

Гераклит

(520 – 460 до н.э.)

Выступал за освоение нравственности как свойства человека


Демокрит

(460 – 370 до н.э.)

Утверждал, что воспитание ведёт к обладанию мудростью, т.е. тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».


Сократ

(470/469 – 399 до н.э.)

В дидактике сторонник диалектического спора, приводящего к истине (его девиз: «Я знаю только то, что ничего не знаю»);

главная цель человека – нравственное самосовершенствование (основоположник учения о доброй природе человека)


Ксенофонт

(430 – 355 до н.э.)

Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира», где показал, что образование должно быть делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан


Антисфен

(450 – 360 до н.э.)

Основной метод воспитания – это пример наставника, выступал за воспитание привычки преодолевать трудности («Пусть дети наших врагов живут в роскоши»)


Платон

(427 – 347 до н.э.)

Открыл связь воспитания с общественным устройством; опубликовал «Диалоги», трактаты «Государство» и «Законы»; основал в Афинах учебное заведение – Академию, которое просуществовало более тысячи лет. Стоял за тесную духовную связь между наставником и учеником (отсюда «платоническая любовь»), сторонник игрового обучения.

«Самым важным в обучении мы признаём надлежащее воспитание».

«В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»

Аристотель

(384 – 322 до н.э.)

Ученик Платона, однако во многом пошёл в разрез идеям Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Создал в Афинах учебное заведение – ликей. 3 года был наставником Александра Македонского. Автор трактата «Политика». Начинать воспитание с «заботами о теле», а затем «заботами о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа»


Эпикур

(341 – 272 до н.э.)

Считал главной педагогической задачей освободить человека от невежества и тем самым открыть путь к счастью


Древний Рим


Катон Старший

(234 – 149 до н.э.)

Проповедовал главный принцип: «Вся наука из родного дома»


Цицерон

(106 – 43 до н.э )

Считал, что семья должна поощрять развитие всепобеждающего разума и чувства благоразумия


Сенека

(4 до н.э. – 65 н.э.)

Утверждал, что образование должно формировать самостоятельную личность («Пусть говорит сам ученик, а не его память», «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла»)


Плутарх

(45 – 127)

Выступал за семейное воспитание и обучение, но бить ребёнка – «поднимать руку на святыню»; главное – воспитать свободного человека

Квинтилиан

(42 – 118)

Автор 12 книг «Ораторское образование» («Поэтами рождаются, а ораторами становятся»), две из них «О домашнем воспитании мальчиков», «О риторическом обучении». Считал целью воспитания – подготовку к исполнению гражданских обязанностей, выступал за общедоступность образования

Эпоха средневековья (476 г. – XV в.)


Фома Аквинский

(1225/26 – 1245)



Пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии.

Начали возникать университеты: Оксфорд – 1206, Неаполь – 1224, Кембридж – 1231, Лиссабон – 1290 г.

Эпоха Возрождения (конец XV – начало XVII вв.)


Педагогическая триада Возрождения: классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание


Гюйом Бюде

(1468 – 1540)

Связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны.

Франсуа Рабле

(1494 – 1553)

Выступал за гуманистическое воспитание, цель которого –духовное и телесное развитие личности

Мишель Монтень

(1533 – 1592)

В своём труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность, верит в его неисчерпаемые возможности. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество

Томас Мор

(1478 – 1533)

Английский мыслитель, лорд-канцлер. В своём произведении «Утопия» отстаивал теорию гармонического развития личности и таких качеств, как скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта. Особое внимание уделял проблеме женского образования. Был казнён по указанию короля Генриха VIII за то, что отказался признать его главой церкви

Эразм Ротердамский

(1467 – 1536)

Один из «властителей дум» эпохи Возрождения.

В сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал пороки общества. Враг религиозного фанатизма, отстаивал природное равенство людей. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» отстаивал в основе воспитания принцип активности

Жан Кальвин

(1509 – 1564)

Главный идеолог французской Реформации, которая провозгласила принцип индивидуальности. Перевёл на французский язык Библию - пособие при воспитании и обучении

Мартин Лютер

(1483 – 1546)

«Отец» Реформации в Германии, признавал необходимость гуманистического образования в духе Возрождения; выступил инициатором учреждения властями протестантских школ; перевёл Катехизис на немецкий язык в качестве учебного пособия. (Катехизис – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, предназначена для начального религиозного обучения верующих)

Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Английский учёный, целью научного познания считал освоение сил природы путём последовательных экспериментов, признавал принцип природосообразного познания и воспитания. Его девиз: «Знание – сила»

Томазо Кампанелла

(1568 – 1639)

27 лет провёл в тюрьме, где написал трактат «Город солнца». В нём изложил педагогические идеи: отрицание книжности, возврат к природе, отказ от узкой специализации, обязательное участие детей в общественно полезном труде

Вольфган Ратке

(1571 – 1635)

Немецкий педагог, отстаивал дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному; одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей

Рене Декарт

(1596 – 1650)

Французский философ, советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся суждений (самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков)

Ян Амос Коменский

(1592 – 1670)

Отец современной педагогики, чешский философ-гуманист, общественный деятель. В 1657 г. была издана его книга «Великая дидактика», где изложены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение детей к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на началах гуманизма («Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение»)

Джон Локк

(1632 – 1704)

Английский философ и педагог, критиковал формулу «Я мыслю – следовательно, существую» и стоял за чувственное восприятие, за опыт как критерий познания. В работе «Мысли о воспитании» пишет: «Воспитание создаёт огромную разницу между людьми»

Педагоги Европы (XVIII – XX вв)


Вольтер

(1694 – 1778)


Французский просветитель: человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления». Однако, он писал, что «давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа»

Иоганн Бернгард Базедов

(1724 – 1790)

Отмечал, что общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле. «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царит дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть…Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: 3 головы, 6 рук, и все они в беспрерывной ссоре»

Дени Дидро

(1713 – 1784)

Французский просветитель: “если предоставить сыну расти так, «как растёт трава, то, когда этот маленький дикарь вырастет, к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Не следует пренебрегать природными различиями детей”

Жан-Жак Руссо

(1712 – 1778)

Французский философ, писатель, композитор, великий педагог. В «Письмах о морали» в 1758 г. сформулировал фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности: если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. В главном педагогическом труде «Эмиль или О воспитании» выдвинул идею свободного воспитания. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. На человека воздействуют три фактора: природа, люди, общество. Выделил 4 периода нравственного воспитания: 1 – от рождения до появления речи; 2 – от появления речи до 12 лет; 3 – от 12 до 15 лет; 4 – с 15 лет до совершеннолетия (25 лет)

Иммануил Кант

(1724 – 1804)

Профессор университета в Кёнигсберге, читал философию и педагогику. Рассматривал воспитание «как величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством», поскольку « в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы»


Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770 – 1831)

Утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание – результат деятельности человеческой цивилизации, отводил человеку роль творца и созидателя


Огюст Конт

(1798 – 1857)

Английский философ, основоположник позитивизма, считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает всё более значительный вес

Герберт Спенсер

(1820 – 1903)

Английский философ, пытался объединить идею эволюции природы и общества с дарвинистской идеей естественного отбора; настаивал на приоритете естественнонаучного образования перед гуманитарным как наиболее «полезного» для нужд каждого человека: «Высшая цель учения – не знания, а действия!»


Артур Шопенгауэр

(1788 – 1860)

Немецкий философ, отрицал положительную роль воспитания; желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя изменить. Воспитание, следовательно, лишь обманчивое сокрытие человеческих страстей и воли


Фридрих Ницше

(1844 – 1900)

Немецкий мыслитель, выступал против излишней специализации, ведущей к снижению общей культуры, отстаивал идею элитарного воспитания – талантов и гениев

Иоганн Фридрих Гербарт

(1746 – 1841)

Немецкий философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Главный его тезис – подавление ребёнка путём угроз. «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование … без обучения есть цель, лишённая средств»


Иоганн Генрих Песталоции

(1746 – 1827)

Швейцарец, известен как один из великих благородных подвижников воспитания униженных и оскорблённых, «отец сирот», создатель подлинно народной школы. Разработал метод элементного образования, который представлял собой определённую систему развития способностей и упражнений, предполагал самостоятельность учащихся, необходимость опираться на знание человеческой психологии, выступал за соединение обучения с трудом

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

(1790 – 1866)

Крупный немецкий педагог, в своём труде «Руководство к образованию немецких учителей» сформулировал: 2 принципа – природосообразности и культуросообразности; дидактические правила – ясность, чёткость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика

Жан Поль Сартр

(1905 – 1980)

Французский учёный и писатель, лидер экзистенциалистской педагогики (экзистенция – человеческое существование); считал, что «человек есть лишь то, что сам из себя делает»

Беррес Фредерик Скиннер

(1904 – 1990)

Американский психолог, основоположник теории программированного обучения.

Абрахам Гарольд Маслоу

(1908 – 1970)

Американский мыслитель, исповедовал гуманистическую направленность образования, выступал за персональное обучение, главное «помочь человеку реализовать то, что в нём заложено»

Педагоги России


Феодосий Печерский

(1036 – 1074)

Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, автор посланий, молитв, поучений морального содержания


Симеон Полоцкий

(1629 – 1680)

Общественный деятель и просветитель учивший, что все светские знания не только не колеблют веры в бога, но утверждают её, обогащая ум человека; учитель детей царя Алексея Михайловича (Алексея, Фёдора, Софьи), а с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра (будущего императора Петра I)


Василий Никитич Татищев

(1686 – 1750)


Русский учёный, разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу

Пётр I Великий (1672 – 1725)

Вместо домашнего воспитания ввёл систему государственного образования; возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигационных наук (1701); инженерные (Москва,1703, Санкт-Петербург,

1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719 для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711 – 1765)

Великий учёный и выдающийся педагог; заложил демократические традиции в развитие русской науки, школы и просвещения. Он первым стал читать лекции для студентов на русском языке; его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»); выдвинул в качестве ведущего принцип научности

Екатерина Романовна Дашкова

(1743 – 1810)

Директор Петербургской академии наук, Президент Российской Академии, сторонница нравственного и физического воспитания; выступала за воспитание «примерами, нежели предписаниями»

Иван Иванович Бецкой

(1704 – 1795)

Общественный деятель и педагог, организатор Института благородных девиц


Екатерина II Алексеевна

(1723 – 1796)

Российская императрица, создала сеть городских школьных учреждений.

Главной задачей воспитания считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям


Николай Михайлович Карамзин

(1766 – 1826)

Писатель, историк и публицист. Считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России


Александр Николаевич Радищев

(1749 – 1802)

Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья, настаивал на гражданском воспитании

Николай Иванович Новик (1744 – 1818)

Впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В воспитании определил несколько направлений: физическое, умственное и нравственное


Константин Дмитриевич Ушинский

(1824 – 1870)

Основатель научной педагогики в России.

Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания; в воспитании личности большое значение придавал труду: «Воспитание должно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда». Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. Утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания


Лев Николаевич Толстой

(1828 – 1910)

Открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребёнка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука»


Константин Николаевич Вентцель

(1857 – 1947)

Обогатил отечественную теорию воспитания и обучения, сторонник свободного воспитания


Антон Семёнович Макаренко

(1888 – 1939)

Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины


Иван Александрович Ильин

(1882 – 1954)

Русский философ, общественный деятель; сформулировал «закон духовного достоинства» как одну из «аксиом правосознания»; внёс значительный вклад в формирование русской национальной идеологии


Павел Петрович Блонский (1884 – 1941)

Альберт Петрович Пинкевич

(1884 – 1939)

Первые авторы учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы


Василий Александрович Сухомлинский

(1918 – 1970)

Исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи


Контрольные вопросы

1. Назовите педагогов – авторов тезиса «Образование – дело государственное».

2. Кто из великих педагогов выступал за приоритет нравственного воспитания?

3. Кто отстаивал идею, что смысл воспитания и обучения – научить преодолевать трудности?

4. Назовите сторонников общедоступного образования.

5. Кто отмечал великую роль образования в формировании личности?

2. Сущность образования

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Закон «Об образовании», принятый в конечной редакции в 1996 году).

Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (рис. 1,2).

Основными принципами образования являются:

- природосообразность;

- культуросообразность;

- народность;

- гуманистический.

Факторы, определяющие содержание образования:

- уровень развития науки, техники, культуры в обществе;

- цели и задачи образования;

- возрастные особенности обучаемых;

- потребности личности;

-уровень подготовки педагога.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,...
Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconРабочая программа учебной дисциплины
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconРабочая программа учебной дисциплины правоведение
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по выполнению и оформлению дипломных работ...
Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного и заочного обучения специальности 250201. 65...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного, очного и командного факультетов всех специальностей и направлений iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск