МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» ПЕДАГОГИКА
Методические указания по изучению дисциплины
и выполнению контрольных работ
Для студентов заочного, очного и командного факультетов
всех специальностей и направлений
Санкт-Петербург
2012
Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом Университета
Ш87 (03)
Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет ГА.С. – Петербург, 2012. Издаются в соответствии с программой дисциплины «Психология и педагогика».
Изложены тематический план раздела "Педагогика" программы дисциплины "Психология и педагогика", цели, задачи изучения и содержание каждой темы программы, темы семинарских занятий и рефератов, контрольные вопросы, методические указания по выполнению контрольных работ.
Предназначены для студентов заочного факультета.
Табл. 1, библ. 2 назв.
Составители: В.С. Кирилкин, канд. техн. наук проф.
Л.И. Козлачкова, гл.библ.
А.Ф. Школин, доц.
Рецензент М.Н. Майор, канд. филос. наук проф.
© Университет гражданской авиации, 2012
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Цель изучения педагогики – подготовить студентов к учебно-познавательной и воспитательной деятельности, самовоспитанию, а также к построению эффективных межличностных отношений.
1.2. Задачи изучения педагогики:
раскрыть содержание проблемы воспитания человека и познакомить с методами ее решения;
познакомить с методологией процесса обучения человека;
изучить особенности межличностных отношений в коллективе;
заложить основы мастерства педагогического общения.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины определено Государственным образовательным стандартом "Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»".
Тематический план программы дисциплины
Тема 1. Предмет педагогики.
Тема 2. Методологические основы педагогики.
Тема 3. Общие принципы дидактики.
Тема 4. Нравственное воспитание личности.
Тема 5. Межличностные отношения в коллективе и семье.
Тема 6. Мастерство педагогического общения.
Тема 1. Предмет педагогики
Цель изучения темы
- познакомить студентов с кругом научно-практических задач, которые решаются методами педагогики.
Задачи изучения темы
- определить роль и место педагогики в системе наук, в том числе наук о человеке;
-рассмотреть с позиций системного подхода совокупность проблем образования: воспитания и обучения.
Содержание темы
■ Педагогика как наука и образовательная дисциплина.
■ Основные понятия педагогики: “воспитание”, “образование”, “обучение”.
Связь педагогики с другими науками.
Структурные компоненты педагогической системы (ПС): цель, объект, субъект, содержание и средства педагогических воздействий.
Функциональные компоненты педагогической системы: гностический, проектировочный, коммуникационный, организационный.
■ Внутренние и внешние противоречия ПС как факторы её развития.
Цели воспитания и образования и их конкретно-исторический характер.
Взаимосвязь воспитания и обучения.
Принципы государственной политики России в области образования.
Система образования в России: уровни и состав образовательных программ, образовательные учреждения, образовательные цензы.
Вопросы, выносимые на семинар
Структурные компоненты педагогической системы.
2.Функциональные компоненты педагогической системы.
3.Государственная политика в области образования России.
Темы для рефератов
■Современное представление о цели воспитания человека.
■Состояние и тенденции развития системы образования в России.
Взаимоотношение общественных потребностей и потребности личности в образовании.
Современные подходы к определению содержания основного общего образования (гимназии, специализированные школы).
■Проблема содержания образования как соотношение общечеловеческой культуры и реальных ресурсов процесса образования.
Место педагогики среди наук о человеке.
Взаимоотношение процессов воспитания и обучения.
Контрольные вопросы по теме
Основные понятия педагогики.
Педагогическая система: структура и функциональные компоненты.
Противоречия педагогической системы.
Принципы государственной политики в области образования.
Система образования России.
Тема 2. Методологические основы педагогики
Цель изучения темы
- изучить научные основы педагогики.
Задачи изучения темы
- понять роль науки в решении практических педагогических задач;
- выявить сущность принципов и методов воспитания и обучения;
- определить характер влияния мировоззрения на концепции воспитания и обучения человека;
- раскрыть содержание предмета научно-педагогических исследований.
Содержание темы
Принципы и методы воспитания.
Принципы и методы обучения.
Теория научного и учебного познания.
Предмет и классификация методов педагогических исследований.
Вопросы, выносимые на семинар
Специфика применения методов воспитания: цели и подходы.
Научное и учебное познание.
3.Характеристика методов педагогических исследований. Темы для рефератов
■ Факторы, влияющие на воспитание человека.
■Личный опыт достижения успеха при усвоении субъективно сложного учебного материала.
■Умение и навыки вашей профессиональной деятельности. Контрольные вопросы по теме
Понятие методологии, её компоненты.
Образование как единый процесс воспитания и обучения.
Предмет и методы научно-практических педагогических исследований.
Тема 3. Общие принципы дидактики
Цель изучения темы
- познакомиться с научными основами организации процесса обучения, путями использования их в практической деятельности.
Задачи изучения темы
- сформировать у студентов представления об общих закономерностях процессов обучения: принципах, формах и методах.
Содержание темы
Обучение как процесс познавательной деятельности человека.
Сходство и различия научного и учебного познаний.
Принципы обучения как требования к элементам педагогической системы.
Принцип активности и сознательности. Источники активности человека, внешние побуждения (условия жизнедеятельности).
■ Принципы научности, доступности, последовательности и систематичности.
■Индивидуальный подход. Природа индивидуальных различий.
Вопросы, выносимые на семинар
Общая характеристика основных дидактических принципов.
Научное обоснование основных дидактических принципов.
Реализация дидактических принципов в методиках обучения.
Темы для рефератов
Процесс обучения как процесс управления развитием человека.
Природа активности человека и пути использования её в обучении.
■ Индивидуальные различия людей и методы их учёта в процессе обучения.
Факторы, влияющие на воспитание личности, и сила их воздействия на человека.
Методы самообразования и оценка их эффективности.
Личный опыт достижения успеха при усвоении субъективно сложного учебного материала.
Контрольные вопросы по теме
Научное и учебное познания.
Принципы обучения как требования к элементам педагогической системы.
Принципы научности, доступности, последовательности и систематичности.
Проблемы содержания образования.
Индивидуальный подход. Природа индивидуальных различий.
Тема 4. Нравственное воспитание личности
Цель изучения темы
-сформировать у студентов представление о противоречивости современного общества и определить место нравственного воспитания человека в его разрешении.
Задачи изучения темы
-раскрыть общие, характерные закономерности нравственного воспитания личности;
-определить роль и сущность нравственного воспитания в жизни современного человека;
познакомиться с условиями формирования личности, методами и принципами воспитания человека, его нравственными обязанностями по отношению к другим и к самому себе;
- овладеть методами контроля процесса самовоспитания.
Содержание темы
■ Мораль, нравственный облик человека. Проблема нравственного выбора личности на современном этапе. Нравственный идеал.
Нравственные обязанности по отношению к другим и к самому себе. Целеполагание как метод нравственного воспитания и его роль в формировании нравственной позиции личности.
Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений.
■Нравственно-психологический образ педагога.
Вопросы, выносимые на семинар
Нравственный облик современника.
Содержание воспитательного процесса.
Цель воспитания.
Компоненты нравственного воспитания.
5.Сущность самовоспитания.
Темы для рефератов
■ Критерии нравственности.
Идеал как воображаемое совершенство личности.
Нравственный облик современника.
Современные тенденции формирования нравственного облика молодежи.
Содержание процесса нравственного воспитания.
Специфические качества человека, приобретаемые в процессе производственных и общественных отношений.
Авторитет и пути его завоевания; виды ложного авторитета.
Особенности применения в практической деятельности методов принуждения и поощрения.
Контрольные вопросы по теме
Цель воспитания.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Характеристика нравственного воспитания.
Сущность понятий: “личность”, “имидж”, “менталитет”, “идеал”.
Авторитет и его виды.
Принципы воспитания.
Методы воспитания.
Тема 5. Межличностное отношение в коллективе и семье
Цель изучения темы
- сформировать у студентов представление о своём месте и роли в человеческом обществе, в системе человеческих взаимоотношений,
- подготовить молодежь к созданию своей семьи.
Задачи изучения темы
сформировать представление о сущности коллектива;
определить влияние коллектива на формирование личности его членов.
Содержание темы
■ Формирование личности в коллективе.
■ Коллектив как вид группы, методы и этапы сплочения коллектива, диагностика сплоченности коллектива и определение статуса каждого из его участников.
Сущность межличностных отношений в коллективе, этапы и пути развития межличностных отношений в коллективе, способы налаживания деловых и дружеских контактов с людьми, находящимися на разных ступеньках иерархии деловых и дружеских взаимоотношений.
Семейное воспитание и семейная педагогика, структура семьи и её функции на разных возрастных этапах жизни людей; качества людей, имеющие значение для создания прочной семьи.
Характеристика молодой семьи, трудности, возникающие во взаимоотношениях молодоженов в период адаптации к выполнению семейных ролей, кризисные этапы в развитии семейных отношений в разных возрастных периодах жизни, проблема соизмерения своих интересов и увлечений с выполнением семейного долга.
Вопросы, выносимые на семинар
Коллектив как социально-педагогическая система.
2.Формирование личности в условиях коллективного общения.
3.Учебные коллективы, их функции и особенности.
4.Принципы и факторы благоприятного семейного воспитания.
Темы для рефератов
■Культура коллектива и духовная жизнь личности.
Развитие духовных качеств личности в трудовых коллективах.
Методы исследования коллективных отношений.
Воспитательные функции производственного коллектива.
■ Планирование социального развития производственного коллектива.
Повышение педагогической культуры семьи.
■Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.
Тенденции современного семейного воспитания.
Материальное благосостояние и моральный дух семьи.
Виды неправильного семейного воспитания.
Контрольные вопросы по теме
Коллектив как вид группы.
Личность и коллектив.
Межличностные отношения в коллективе.
Развитие межличностных отношений в коллективе.
Семейное воспитание.
Тема 6. Мастерство педагогического общения
Цель изучения темы
- научить студентов продуктивному общению в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи изучения темы
сформировать у студентов понятие о педагогическом общении как процессе межличностного взаимодействия, направленном на удовлетворение актуальных потребностей его участников;
познакомить со структурой, правилами и техникой педагогического общения.
Содержание темы
Сущность категории общения. Общение как взаимное познание его участников.
Педагогическое общение со студентами в схемах отношений: “субъект - объект” и “субъект-субъект”.
Стили общения: авторитарный, попустительский и демократический.
Диалог и конфликт в общении в процессе обучения и воспитания. Пути и способы решения конфликтных ситуаций и нормализации общения.
Факторы, влияющие на воспитание личности, и сила их воздействия на человека.
Вопросы, выносимые на семинар
1. Педагогическая этика в общении со студентами.
2. Общение как взаимное познание его участников.
3. Обратная связь - важнейшая составляющая педагогического общения.
4.Конфликты в процессе педагогического общения и пути их разрешения.
Темы для рефератов
Коммуникативные навыки и их роль в формировании характера.
Пути и средства развития умений педагогического общения.
Педагог как инициатор общения со студентами.
Конфликтные ситуации в обучении и воспитании.
Самовоспитание уважения к партнёру.
Причины и типы конфликтов в процессе педагогического общения.
Педагогическая этика.
Контрольные вопросы по теме
1. Сущность категории общения.
2. Общение по схеме отношений: “субъект – объект”.
3. Общение по схеме отношений: “субъект – субъект”.
4. Конфликт в общении и способы разрешения конфликтных ситуаций.
3.ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ
Для удобства закрепления материала, студентам предлагается воспользоваться “Педагогикой в схемах”, где в сжатой форме визуально отражается суть предмета «Педагогика», что позволит студентам систематизировать учебный материал, закрепить его на этапе подготовки к контрольным и зачётным мероприятиям.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей, которые выражались различными выдающимися педагогами (см.1 «Из истории мировой педагогики»).
Так, например, уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая, к сожалению, продолжает существовать и поныне. Ведущий представитель этой теории немецкий педагог И.Ф. Гербарт считал, что главное – подавление ребёнка путём угроз, надзора, приказаний и запрещения.
Как выражение протеста этой теории возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо, который призывал уважать в ребёнке растущего человека, всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.
Представленные в схемах принципы и методы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны и функционируют как целостная система. Их реализация на практике гарантирует высокое качество образовательного процесса.
1. Из истории мировой педагогики
Выдающиеся педагоги мира
| Вклад в развитие педагогики
| Древняя Греция
| Пифагор
(VI в. до н.э.)
| Оставил свод правил нравственного поведения (например, «не ходи по дороге», т.е. не следуй суждениям толпы)
| Гераклит
(520 – 460 до н.э.)
| Выступал за освоение нравственности как свойства человека
| Демокрит
(460 – 370 до н.э.)
| Утверждал, что воспитание ведёт к обладанию мудростью, т.е. тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».
| Сократ
(470/469 – 399 до н.э.)
| В дидактике сторонник диалектического спора, приводящего к истине (его девиз: «Я знаю только то, что ничего не знаю»);
главная цель человека – нравственное самосовершенствование (основоположник учения о доброй природе человека)
| Ксенофонт
(430 – 355 до н.э.)
| Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира», где показал, что образование должно быть делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан
| Антисфен
(450 – 360 до н.э.)
| Основной метод воспитания – это пример наставника, выступал за воспитание привычки преодолевать трудности («Пусть дети наших врагов живут в роскоши»)
| Платон
(427 – 347 до н.э.)
| Открыл связь воспитания с общественным устройством; опубликовал «Диалоги», трактаты «Государство» и «Законы»; основал в Афинах учебное заведение – Академию, которое просуществовало более тысячи лет. Стоял за тесную духовную связь между наставником и учеником (отсюда «платоническая любовь»), сторонник игрового обучения.
«Самым важным в обучении мы признаём надлежащее воспитание».
«В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»
| Аристотель
(384 – 322 до н.э.)
| Ученик Платона, однако во многом пошёл в разрез идеям Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Создал в Афинах учебное заведение – ликей. 3 года был наставником Александра Македонского. Автор трактата «Политика». Начинать воспитание с «заботами о теле», а затем «заботами о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа»
| Эпикур
(341 – 272 до н.э.)
| Считал главной педагогической задачей освободить человека от невежества и тем самым открыть путь к счастью
| Древний Рим
| Катон Старший
(234 – 149 до н.э.)
| Проповедовал главный принцип: «Вся наука из родного дома»
| Цицерон
(106 – 43 до н.э )
| Считал, что семья должна поощрять развитие всепобеждающего разума и чувства благоразумия
| Сенека
(4 до н.э. – 65 н.э.)
| Утверждал, что образование должно формировать самостоятельную личность («Пусть говорит сам ученик, а не его память», «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла»)
| Плутарх
(45 – 127)
| Выступал за семейное воспитание и обучение, но бить ребёнка – «поднимать руку на святыню»; главное – воспитать свободного человека
| Квинтилиан
(42 – 118)
| Автор 12 книг «Ораторское образование» («Поэтами рождаются, а ораторами становятся»), две из них «О домашнем воспитании мальчиков», «О риторическом обучении». Считал целью воспитания – подготовку к исполнению гражданских обязанностей, выступал за общедоступность образования
| Эпоха средневековья (476 г. – XV в.)
| Фома Аквинский
(1225/26 – 1245)
| Пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии.
Начали возникать университеты: Оксфорд – 1206, Неаполь – 1224, Кембридж – 1231, Лиссабон – 1290 г.
| Эпоха Возрождения (конец XV – начало XVII вв.)
| Педагогическая триада Возрождения: классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание
| Гюйом Бюде
(1468 – 1540)
| Связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны.
| Франсуа Рабле
(1494 – 1553)
| Выступал за гуманистическое воспитание, цель которого –духовное и телесное развитие личности
| Мишель Монтень
(1533 – 1592)
| В своём труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность, верит в его неисчерпаемые возможности. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество
| Томас Мор
(1478 – 1533)
| Английский мыслитель, лорд-канцлер. В своём произведении «Утопия» отстаивал теорию гармонического развития личности и таких качеств, как скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта. Особое внимание уделял проблеме женского образования. Был казнён по указанию короля Генриха VIII за то, что отказался признать его главой церкви
| Эразм Ротердамский
(1467 – 1536)
| Один из «властителей дум» эпохи Возрождения.
В сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал пороки общества. Враг религиозного фанатизма, отстаивал природное равенство людей. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» отстаивал в основе воспитания принцип активности
| Жан Кальвин
(1509 – 1564)
| Главный идеолог французской Реформации, которая провозгласила принцип индивидуальности. Перевёл на французский язык Библию - пособие при воспитании и обучении
| Мартин Лютер
(1483 – 1546)
| «Отец» Реформации в Германии, признавал необходимость гуманистического образования в духе Возрождения; выступил инициатором учреждения властями протестантских школ; перевёл Катехизис на немецкий язык в качестве учебного пособия. (Катехизис – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, предназначена для начального религиозного обучения верующих)
| Френсис Бэкон
(1561 – 1626)
| Английский учёный, целью научного познания считал освоение сил природы путём последовательных экспериментов, признавал принцип природосообразного познания и воспитания. Его девиз: «Знание – сила»
| Томазо Кампанелла
(1568 – 1639)
| 27 лет провёл в тюрьме, где написал трактат «Город солнца». В нём изложил педагогические идеи: отрицание книжности, возврат к природе, отказ от узкой специализации, обязательное участие детей в общественно полезном труде
| Вольфган Ратке
(1571 – 1635)
| Немецкий педагог, отстаивал дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному; одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей
| Рене Декарт
(1596 – 1650)
| Французский философ, советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся суждений (самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков)
| Ян Амос Коменский
(1592 – 1670)
| Отец современной педагогики, чешский философ-гуманист, общественный деятель. В 1657 г. была издана его книга «Великая дидактика», где изложены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение детей к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на началах гуманизма («Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение»)
| Джон Локк
(1632 – 1704)
| Английский философ и педагог, критиковал формулу «Я мыслю – следовательно, существую» и стоял за чувственное восприятие, за опыт как критерий познания. В работе «Мысли о воспитании» пишет: «Воспитание создаёт огромную разницу между людьми»
| Педагоги Европы (XVIII – XX вв)
| Вольтер
(1694 – 1778)
| Французский просветитель: человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления». Однако, он писал, что «давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа»
| Иоганн Бернгард Базедов
(1724 – 1790)
| Отмечал, что общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле. «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царит дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть…Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: 3 головы, 6 рук, и все они в беспрерывной ссоре»
| Дени Дидро
(1713 – 1784)
| Французский просветитель: “если предоставить сыну расти так, «как растёт трава, то, когда этот маленький дикарь вырастет, к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Не следует пренебрегать природными различиями детей”
| Жан-Жак Руссо
(1712 – 1778)
| Французский философ, писатель, композитор, великий педагог. В «Письмах о морали» в 1758 г. сформулировал фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности: если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. В главном педагогическом труде «Эмиль или О воспитании» выдвинул идею свободного воспитания. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. На человека воздействуют три фактора: природа, люди, общество. Выделил 4 периода нравственного воспитания: 1 – от рождения до появления речи; 2 – от появления речи до 12 лет; 3 – от 12 до 15 лет; 4 – с 15 лет до совершеннолетия (25 лет)
| Иммануил Кант
(1724 – 1804)
| Профессор университета в Кёнигсберге, читал философию и педагогику. Рассматривал воспитание «как величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством», поскольку « в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы»
| Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770 – 1831)
| Утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание – результат деятельности человеческой цивилизации, отводил человеку роль творца и созидателя
| Огюст Конт
(1798 – 1857)
| Английский философ, основоположник позитивизма, считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает всё более значительный вес
| Герберт Спенсер
(1820 – 1903)
| Английский философ, пытался объединить идею эволюции природы и общества с дарвинистской идеей естественного отбора; настаивал на приоритете естественнонаучного образования перед гуманитарным как наиболее «полезного» для нужд каждого человека: «Высшая цель учения – не знания, а действия!»
|
Артур Шопенгауэр
(1788 – 1860)
| Немецкий философ, отрицал положительную роль воспитания; желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя изменить. Воспитание, следовательно, лишь обманчивое сокрытие человеческих страстей и воли
| Фридрих Ницше
(1844 – 1900)
| Немецкий мыслитель, выступал против излишней специализации, ведущей к снижению общей культуры, отстаивал идею элитарного воспитания – талантов и гениев
| Иоганн Фридрих Гербарт
(1746 – 1841)
| Немецкий философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Главный его тезис – подавление ребёнка путём угроз. «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование … без обучения есть цель, лишённая средств»
| Иоганн Генрих Песталоции
(1746 – 1827)
| Швейцарец, известен как один из великих благородных подвижников воспитания униженных и оскорблённых, «отец сирот», создатель подлинно народной школы. Разработал метод элементного образования, который представлял собой определённую систему развития способностей и упражнений, предполагал самостоятельность учащихся, необходимость опираться на знание человеческой психологии, выступал за соединение обучения с трудом
| Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(1790 – 1866)
| Крупный немецкий педагог, в своём труде «Руководство к образованию немецких учителей» сформулировал: 2 принципа – природосообразности и культуросообразности; дидактические правила – ясность, чёткость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика
| Жан Поль Сартр
(1905 – 1980)
| Французский учёный и писатель, лидер экзистенциалистской педагогики (экзистенция – человеческое существование); считал, что «человек есть лишь то, что сам из себя делает»
| Беррес Фредерик Скиннер
(1904 – 1990)
| Американский психолог, основоположник теории программированного обучения.
| Абрахам Гарольд Маслоу
(1908 – 1970)
| Американский мыслитель, исповедовал гуманистическую направленность образования, выступал за персональное обучение, главное «помочь человеку реализовать то, что в нём заложено»
| Педагоги России
| Феодосий Печерский
(1036 – 1074)
| Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, автор посланий, молитв, поучений морального содержания
| Симеон Полоцкий
(1629 – 1680)
| Общественный деятель и просветитель учивший, что все светские знания не только не колеблют веры в бога, но утверждают её, обогащая ум человека; учитель детей царя Алексея Михайловича (Алексея, Фёдора, Софьи), а с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра (будущего императора Петра I)
| Василий Никитич Татищев
(1686 – 1750)
| Русский учёный, разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу
| Пётр I Великий (1672 – 1725)
| Вместо домашнего воспитания ввёл систему государственного образования; возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигационных наук (1701); инженерные (Москва,1703, Санкт-Петербург,
1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719 для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени
| Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
| Великий учёный и выдающийся педагог; заложил демократические традиции в развитие русской науки, школы и просвещения. Он первым стал читать лекции для студентов на русском языке; его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»); выдвинул в качестве ведущего принцип научности
| Екатерина Романовна Дашкова
(1743 – 1810)
| Директор Петербургской академии наук, Президент Российской Академии, сторонница нравственного и физического воспитания; выступала за воспитание «примерами, нежели предписаниями»
| Иван Иванович Бецкой
(1704 – 1795)
| Общественный деятель и педагог, организатор Института благородных девиц
| Екатерина II Алексеевна
(1723 – 1796)
| Российская императрица, создала сеть городских школьных учреждений.
Главной задачей воспитания считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям
| Николай Михайлович Карамзин
(1766 – 1826)
| Писатель, историк и публицист. Считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России
| Александр Николаевич Радищев
(1749 – 1802)
| Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья, настаивал на гражданском воспитании
| Николай Иванович Новик (1744 – 1818)
| Впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В воспитании определил несколько направлений: физическое, умственное и нравственное
| Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1870)
| Основатель научной педагогики в России.
Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания; в воспитании личности большое значение придавал труду: «Воспитание должно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда». Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. Утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания
| Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
| Открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребёнка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука»
| Константин Николаевич Вентцель
(1857 – 1947)
| Обогатил отечественную теорию воспитания и обучения, сторонник свободного воспитания
| Антон Семёнович Макаренко
(1888 – 1939)
| Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины
| Иван Александрович Ильин
(1882 – 1954)
| Русский философ, общественный деятель; сформулировал «закон духовного достоинства» как одну из «аксиом правосознания»; внёс значительный вклад в формирование русской национальной идеологии
| Павел Петрович Блонский (1884 – 1941)
Альберт Петрович Пинкевич
(1884 – 1939)
| Первые авторы учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы
| Василий Александрович Сухомлинский
(1918 – 1970)
| Исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи
| Контрольные вопросы
1. Назовите педагогов – авторов тезиса «Образование – дело государственное».
2. Кто из великих педагогов выступал за приоритет нравственного воспитания?
3. Кто отстаивал идею, что смысл воспитания и обучения – научить преодолевать трудности?
4. Назовите сторонников общедоступного образования.
5. Кто отмечал великую роль образования в формировании личности?
2. Сущность образования
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Закон «Об образовании», принятый в конечной редакции в 1996 году).
Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (рис. 1,2).
Основными принципами образования являются:
- природосообразность;
- культуросообразность;
- народность;
- гуманистический.
Факторы, определяющие содержание образования:
- уровень развития науки, техники, культуры в обществе;
- цели и задачи образования;
- возрастные особенности обучаемых;
- потребности личности;
-уровень подготовки педагога.
|