Земскова Светлана Николаевна, учитель начальных классов Авторская программа по краеведению «Школа юного краеведа»
Автор: Земскова Светлана Николаевна
Пояснительная записка
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся
разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто
утратил её или вернулся на родину после долгого
отсутствия. (Ф.Гансберг) Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» Цель программы "Школа юного краеведа"– воспитание у детей чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции в отношении к родному краю. Основные задачи программы "Школа юного краеведа":
способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему;
формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного края, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах;
создать условия для включения младших школьников в общественно-значимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города, преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее;
воспитывать эмоционально положительное отношение к различным сторонам жизни города, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;
формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и его жителям, создать условия для проявления соответствующего поведения.
Основные принципы, идеи и мотивы программы:
принцип природосообразности:
обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;
максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.
идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка в школе, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.
идеи демократизации и сотрудничествва, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию школьной жизни. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.
идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.
идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.
идея интеграции предполагает целевое, деятельное, эмоциональное единство школы, семьи, социумов.
В организации:
реализация важнейшей особенности краеведения: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и туристические походы.
Мотивация организации обучения и воспитания строится на следующих основных мотивах:
саморазвитие – рост общеучебного мастерства и общекультурного развития, уверенности в достижении требуемого результата;
самореализация – выполнение заданий, позволяющих проявлять свои возможности, возможность реализовывать свои идеи, возможность лидерства: вести за собой других;
самооценка – ощущение успеха, признание и одобрение за выполненную работу, возможность действовать самостоятельно на доверии;
включеннось в коллектив – возможность полноценного общения, участие в выработке решений, формирование хороших доброжелательных отношений в коллективе;
защищенность – спокойная обстановка без стрессов и психологических напряжений, уверенность в объективной оценке выполненной работы, знание критериев по которым оценивают результаты работы.
Содержание программы (блоки).
Географическое краеведение.
Главная задача географического образования – изучение особенностей природы, населения и хозяйства Костромской области, их взаимосвязей, что несет большую мировоззренческую нагрузку, особенно в условиях гуманизации взаимоотношений человека и природы.
Географическое краеведение предполагает изучение особенностей природы Костромской области, формирование детального представления о своей «малой Родине» и людях, ее прославивших, развитие умения работать с картами крупных масштабов, знакомство с жизнью, деятельностью и судьбой малоизвестных, незаслуженно забытых исследователей, ученых.
Литературное краеведение.
Литературное краеведение - важное звено в комплексе наук о родном крае, так как Костромская земля как предмет изучения представляет собой сокровищницу памятников русской культуры, что ведет к необходимости освоения школьниками краеведческих знаний, бережного отношения к богатейшей и многовековой костромской литературе и культуре, помогающим формированию у учащихся нравственных и патриотических качеств личности.
Изучение литературного краеведения связано с освоением жанрового своеобразия костромских литературных памятников. Уроки-экскурсии создают эмоциональный настрой, уроки-встречи с писателями развивают интерес к современной литературе.
Литературно-художественное краеведение предполагает:
библиографическое изучение жизни деятелей литературы и искусства, связанных с Костромским краем;
знакомство с литературными и художественными произведениями, созданными на нашей земле;
знакомство с архитектурными памятниками Костромского края;
посещение музейно-выставочных комплексов;
формирование умений составлять краткие сообщения и доклады о знаменитых людях.
Историческое краеведение.
Историческое краеведение призвано способствовать пониманию истории как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику, воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому, стремления сохранить памятники истории и культуры, желание быть нужным и востребованным на своей «малой Родине», стремление к самостоятельному краеведческому поиску, к выработке на основе знаний собственной жизненной позиции.
Экологическое краеведение.
Экологическое краеведение ставит своей целью становление экологической культуры личности школьника, развитие навыков опытно-экспериментальной работы:
формирования знаний об экосистеме организации природы Земли на примере родного края;
формирования системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
формирования потребностей / мотивов, побуждений/ поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
формирования способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
формирования убеждения в возможности решения экологических проблем и личного участия в практических делах по защите окружающей среды.
Программа может быть реализована:
используя часы, предназначенные для уроков внеклассного чтения;
используя предметные часы литературы, мира вокруг нас, истоков;
во внеучебной деятельности;
за счет факультативных курсов.
Содержание программы может быть реализовано как в учебной, так и во внеклассной деятельности с детьми. По плану необходимо проведение 2-3 занятий в месяц. Темы занятий могут быть интегрированы в учебные предметы, рекомендуется широкое использование проектного метода.
Перед проведением экскурсий и походов необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и правилам поведения детей в природе. Тематическое планирование.
1 класс Тема: «Край мой – гордость моя»
Задачи:
накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае;
знакомство с природными особенностями своей «малой Родины»;
развитие наблюдательности и литературной речи.
Географическое краеведение
| Литературное краеведение
| Историческое краеведение
| Экологическое краеведение
| Поход. Сбор природного материала.
| Тест «Что бы ты хотел узнать о своем родном городе?».
| Классный час «Моя Родина – город Шарья». Знакомство с символикой.
| Составление дневника наблюдений за сезонными изменениями природы осенью.
| Экскурсия по
г. Шарья
| «Встреча с интересными людьми».
Поэт О.М. Хомяков (знакомство с биографией и творчеством)
| Беседа «Достопримечательности города Шарья»
| Составление дневника наблюдений за сезонными изменениями природы зимой.
| «Моя улица» составление карты улицы
|
| «Главные улицы города». Изучение названий и истории возникновения главных улиц города (проект).
| Составление дневника наблюдений за сезонными изменениями природы весной.
| Составление карты-схемы микрорайона Юбилейный
| Мини-исследование «Шарьинские фамилии» (что означает твоя фамилия, распространённые фамилии).
| «Незабываемые мои родители» составление карты родословной.
| Составление альбома «Природа: времена года».
| Урок – практикум. Ориентирование по микрорайону Юбилейный.
| Итоговое занятие «Мы любим свой родной город» (устное сочинение-рассуждение)
| Проект «Война в судьбах людей» (участие близких родственников детей в ВОВ как на фронте, так и в тылу)
| Экологическая беседа «Как сохранить красоту природы нашего города».
| 2 класс
Тема: «Из истории родного края».
Задачи:
приобщение к истории края через занимательные факты, видеоряд, индивидуальное творчество, экскурсии, встречи с интересными людьми;
развитие интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
развитие организационных умений учащихся;
формирование умений вести индивидуальную и групповую исследовательскую работу;
формирование выносливости, упорства в достижении цели.
Географическое краеведение
| Литературное краеведение
| Историческое краеведение
| Экологическое краеведение
| Детский праздник «Овощная поляна» (изучение местных огородных традиций).
| Экскурсия в светлицу с. Зебляки.
| Классный час «Историей богатый край». История возникновения города Шарьи, первые упоминания о городе и его населении.
| Мини – исследование «Охраняемые растения нашего города».
| Знакомство с картой города.
| Беседа «Далеко незабытое прошлое» (по итогам экскурсии в светлицу)
| «У очага наших далёких предков». Первые жители, их занятия, образ жизни.
| Мини – исследование «Охраняемые животные нашего города».
| Составление схемы-карты города с расположением на ней важных городских объектов.
| «С любовью и верой». Экскурсия. Посещение храма Николы Чудотворца в с. Шанга.
| «Будни и праздники шарьинцев». Обряды, обычаи, праздники.
| Беседа «Город просит помощи» (эстетические и экологические проблемы города).
| Беседа «Древние поселения на территории нашего города».
| «Встреча с интересными людьми».
Поэт А.А. Бурлаков (знакомство с биографией и творчеством)
| «Народ славит героев». Герои – шарьинцы ВОВ.
| Беседа «Как я могу сделать родной город лучше?».
Составление маршрута по облагораживанию города.
| Краеведческий марафон (экскурсия в краеведческий музей).
| Итоговое занятие Сочинение «Прошлое, настоящее и будущее моего города».
| Легенды и предания: «Бежав от расправы парень», «Дароватовские семена», «Царская подать».
| Организация экологического субботника на территории микрорайона, посадка зеленых насаждений.
|
3 класс
Тема: «Славные земляки».
Задачи:
изучение родного края через знакомство с известными личностями, прославившими Шарьинскую землю;
развитие интереса к жизни конкретных людей;
воспитание уважения к предкам-землякам и людям, связанным с Шарьёй делом жизни;
формирование навыков походной жизни;
отслеживание изменения интересов и характеров учащихся, их уровня экологической воспитанности.
Географическое краеведение
| Литературное краеведение
| Историческое краеведение
| Экологическое краеведение
| Экскурсия в лес. Работа с дневником наблюдений.
| Знакомство с творчеством и биографией
Н. Гольянова.
| Беседа «Почётные граждане города Шарьи».
| Экскурсия на предприятие (минеральная вода)
| Экскурсия на поле. Работа с дневником наблюдений.
| Знакомство с творчеством и биографией поэта
В. Овчинникова.
| «Встреча с интересными людьми».
В.М.Фёдоров (знакомство с биографией и творчеством)
| «Встреча с интересными людьми».
Беседа «Как сохранить своё здоровье», встреча с заслуженным врачом Земсковой А.Н.
| Экскурсия на водоём. Работа с дневником наблюдений.
| Знакомство с творчеством и биографией поэта
В. Смирнова.
| «Эпоха по имени В.В.Долгих»
Биография и дело жизни В.В.Долгих.
| Беседа – диспут «Я состою из того, что я ем» (профилактика правильного питания).
| Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие (ферма).
| Знакомство с творчеством и биографией поэтессы Т.В.Дмитриевой.
| «Кисть и корона».
Биография и дело жизни А.М. Кучумова.
| Экскурсия на предприятие (хлебопекарня).
| Экскурсия на предприятие деревообрабатывающей отрасли.
| Экскурсия на предприятие (типография).
| «Улица его имени»
Биография и дело жизни В.М.Крылова.
| Организация экологического субботника на территории микрорайона, посадка зеленых насаждений.
| Краеведческий марафон (экскурсия в краеведческий музей).
| «Патриот земли русской». О подвиге И. Сусанина.
| «Исполнить долг перед погибшими…». Биография и дело жизни Н.В. Гольянова.
| Тест «Измени себя сам» (отслеживание роста экологической воспитанности учащихся).
(см. приложение)
| 4 класс
Тема: «Путешествие по карте Костромской области»
Задачи:
приобщение к истории области, развитие интереса к её прошлому, настоящему и будущему;
к жизни людей прославивших и прославляющих Костромскую землю;
становление экологической культуры школьника;
развитие навыков исследовательской работы ;
пропаганда здорового образа жизни;
развивать умения оценивать экологическую обстановку, проводить опытно-экспериментальные работы;
формировать умения защищать свои проекты;
тестирование учащихся для определения сформированности личности.
Географическое краеведение
| Литературное краеведение
| Историческое краеведение
| Экологическое краеведение
| Знакомство с символикой Костромской области. Исследование карты области и соседних областей.
| Знакомство с творчеством писателей Костромской области (Абатуров К.,Базанков М., Балашов Е., Беляев А.).
| Знакомство с памятниками архитектуры Костромской области: Ипатьевский монастырь (беседа, видеоряд).
| Проведение экологической экспертизы воды (водопроводной, талой, из водоёма).
| Проект «Развитие промышленности Костромской области». Крупные предприятия, приоритеты.
| Знакомство с творчеством писателей Костромской области (Батурин П., Бочков В., Травкин В., Гусев С.).
| Знакомство с памятниками архитектуры Костромской области: Щелыково (беседа, видеоряд).
| Проведение экологической экспертизы
«исследование плодородного слоя почв».
| Обзорная экскурсия по городу Костроме.
| Знакомство с творчеством писателей Костромской области (Зайцева Е., Залипаев В., Шишков В.).
| Знакомство с памятниками архитектуры Костромской области: музей деревянного зодчества (беседа, видеоряд, иллюстрации).
| Проведение экологической экспертизы
воздуха (на пыль и загазованность: методика клейкой ленты).
| Составление альбома «Достопримечательности города: Кострома». Проект.
| Знакомство с творчеством писателей Костромской области (Бородкин Ю., Хохлов В., Корнилов В.).
| Знакомство с памятниками архитектуры Костромской области: Церкви (Спаса на реке Запрудне, Алексеевская, Иоанна Богослова, Богословская и Андреевская Слободы, Собора богородицы).
| Проведение экологической экспертизы
продуктов питания
(срок годности, наличие красителей и консервантов, исследование упаковок продуктов).
| Сочинение-рассуждение «Что я могу сделать для своей Родины».
| Оформление читательского дневника по творчеству писателей Костромской области. Написание отзывов на произведения.
| Краеведческий марафон (экскурсия в краеведческий музей).
| Составление памяток по сохранению окружающей природы и здоровья людей.
|
Краеведческие задания.
Краеведческие задания призваны формировать навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы у учащихся.
Краеведческие задания подразделяются на 3 части: задания в течение года, задания на полевой практике, летние задания. Задания в течение года:
Учащиеся 1-2 классов собирают или отбирают материал по заданной теме, оформляют его по образцу, защищают свои знания перед одноклассниками или на экскурсионном ориентировании.
Учащиеся 3-4 классов собирают материал по заданной теме, составляют реферативные работы, экологические проекты, защищая их на обобщающей конференции. Задания на полевой практике:
Индивидуальная и групповая работа учащихся на учебной экскурсии в природу или полевой практике под руководством учителя знакомит с уникальными природными объектами области и позволяет решать задачу формирования умений наблюдения, анализа, сравнения явлений природы, их закономерностей и взаимосвязей, воспитывая любовь к природе родного края, бережного отношения ко всем видам ценностей.
Особенностью полевых практик и учебных экскурсий является наличие у каждого учащегося полевого дневника. Дневник полевой практики – это рабочая тетрадь или блокнот, куда записывается: дата, тема работы, цель работы, план выполнения задания.
Учащиеся выполняют рабочие записи по исследованию объекта на одной стороне дневника, составляют описания, делают зарисовки, схемы, таблицы, выводы. Учащиеся могут использовать дневники только для черновых записей – тогда им предстоит составлять отчет по заданию, а могут выполнять отчет сразу в дневниках.
Дневники используются при наблюдениях за сезонными изменениями за природой, а так же при выходе на поле, лес, водоём, болото, при проведении экологических экспертиз.
1 класс - составление дневника наблюдений за сезонными изменениями природы.
2 класс – составление схемы-карты города с расположением на ней важных городских объектов.
3 класс – характеристика природных сообществ нашей местности.
4 класс - проведение экологических экспертиз. Летние задания.
Летние задания включают отработку навыков самостоятельной исследовательской индивидуальной работы по составлению описаний объектов с использованием количественных и качественных характеристик по плану, составление гербариев.
1 класс – составление гербария лиственных и хвойных растений.
2 класс – составление гербариев (растения луга, леса, водоёма).
3 класс – составление гербариев (злаки, мхи, семена, почвы, цветы, строение растений, кора деревьев).
4 класс – составление гербария лекарственных растений. Предполагаемые результаты обучения:
освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Методический инструментарий
Формы
| Методы
| Приёмы
| Средства
| учебная деятельность;
внеклассная работа;
работа с родителями;
игры-путешествия;
викторины;
конкурсы стихов и рисунков;
экскурсии;
посещение музеев, выставок, парков, предприятий, памятных мест;
встречи с интересными людьми
| беседа,
диспут,
упражнения,
создание воспитывающих ситуаций,
инструктаж,
проблемно-поисковые,
эмоциональное воздействие,
диагностика,
опрос,
самопроверка.
| анализ и установление причинно-следственных связей,
проблемные вопросы и ситуации,
перенос умений в новую ситуацию,
простейшее планирование
| иллюстрации,
гербарий,
экспериментальное оборудование,
видеофильмы,
справочная литература.
| Этапы становления и развития программы.
Подготовительный.
Создание и утверждение рабочих материалов по географическому, литературно-художественному, историческому и экологическому краеведению.
Основной.
Организация учебно-воспитательной работы на основе предложенной программы, для решения задач максимального стимулирования мыслительных процессов учащихся с формированием навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.
Диагностический.
Тестирование и отслеживание эффективности учебно-воспитательного процесса, творческие отчеты учащихся по результатам исследовательской, опытно-экспериментальной работы, семинары, конференции, рефераты.
Аналитический.
Анализ результатов работы, внесение корректив в содержание, методику программы и организацию деятельности. Модель выпускника.
Выпускник должен обладать всеми общеучебными умениями и навыками, предусмотренными государственным стандартом образования.
учебно-организационными умениями и навыками:
ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность;
рационально выполнять задание;
руководить работой группы;
осуществлять контроль за работой группы;
осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.
учебно-интеллектуальными умениями и навыками:
уметь логически мыслить, сравнивать, классифицировать материал;
уметь обобщать и анализировать данные;
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
учебно-информационными умениями и навыками:
работать с учебной и справочной литературой;
высказываться в виде рассказа, сообщения, доклада;
уметь разбирать и анализировать художественные (экологические) произведения.
Выпускник должен быть человеком, способным самоопределяться по отношению к окружающей его действительности, осознающим необходимость сохранения всего живого и неживого на Земле.
В то же время это российский человек, знающий свою родословную, понимающий уникальность Земли, на которой он живет, чтущий обычаи и традиции предков.
Диагностика результативности программы.
Для изучения результативности программы используется диагностика, которая включает в себя сравнение результатов:
Состояние здоровья учащихся /%/:
практически здоровые,
слабое нарушение здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, миопия,
серьезные нарушения здоровья: болезни сердца, почек, желудка, сколиоз.
Мотивация обучения учащихся /%/:
осознанное положительное отношение к учебе
неопределенное отношение
отрицательное отношение к учебе.
Уровень успеваемости /%/:
отличники
с одной «4»
учатся на «4» и «5»
с одной «3»
с двумя «3»
неуспевающие
Качественные показатели результатов усвоения программного материала по основным предметам /%/.
Рейтинг популярности предметов.
Средний арифметический показатель успеваемости учащихся за год.
Уровень воспитанности класса / в баллах/.
Развитие интеллектуальной сферы /%/:
развит познавательный интерес
умеют классифицировать
умеют сравнивать
умеют обобщать
умеют анализировать
Готовность к творчеству:
инициативен в любом деле, богатое воображение
увлекается техническим, художественным творчеством, спортом
развито чувство интереса к новому
способен на воспроизведение только чужих идей
отличается подражательством во всем.
Мир чувств и красоты:
обладает гуманной добротой, благородством, ценит прекрасное в людях,
испытывает отвращение к злу, ценит красоту вокруг себя
настроение определяется обстоятельствами, способен на хорошее и плохое
проявляется примитивизация вкусов, непримиримость к другим взглядам, жесток и равнодушен к другим.
Во время заключительных занятий проводится компьютерное тестирование. Учащимся предлагаются вопросы, сгруппированные по темам, способствующие выявлению краеведческих знаний у детей. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответов. Учащимся необходимо выбрать правильный ответ, набрав на клавиатуре соответствующие цифры и уложившись в заданное время. Каждый правильный ответ оценивается в баллах в зависимости от трудности вопроса. В результате выполнения теста имеется возможность распечатать памятный листок-диплом для учащегося с указанием количества набранных баллов и списком литературы.
Библиографический список
Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.
Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.
Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.
Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14
Город моей судьбы. Книга о Шарье и шарьинцах. 2008 г.
Губернский дом. Историко-краеведческий журнал. 2006 г.
Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.
Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11.
Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. С. 125-127.
Жизнь замечательных костромичей. Краеведческие очерки. Кострома, 2004.
Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.
Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.
Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. – 1999. №12. С. 60-61.
Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников //Министерство образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед. центр «Уникум.»-Екатеринбург, 1993.-148С.
Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998. №5.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
Памятники архитектуры Костромской области. В. М. Рудченко, 2005.
Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.
Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа №8, 1988
Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. – 1983.
Статистический сборник. Город Шарья – 70 лет. 2008 г.
Сысолятин Ф.В. Погода в зеркале народной мудрости. 2008 г.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Академия развития, 1997.
Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996.
|