Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»





НазваниеПредмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»
страница1/8
Дата публикации28.08.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования».

Курс "Основы экологии и экономика природопользования" рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, кото­рая синтезирует знания двух научных систем — естественных и общественных. При таком подходе избран единый объект изуче­ния — природопользование. Природопользование в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятель­ности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы. Проблемы функционирования экологической сферы (приро­допользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигну­ты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук. 'Естественные науки (естествознание) — это сово­купность отраслей знаний о природе, которые ставят целью рас­крытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека.

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социаль­но экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимо­действия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания норма­льных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека. Основополагающей категорией учебной дисциплины "Осно­вы экологии и экономика природопользования" выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция эко­номики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного произ­водства и естественных процессов в природе.

Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осу­ществляется с помощью соответствующих методов исследова­ния, совокупность которых представляет собой ее методологию. "Основы экологии и экономика природопользования" как межот­раслевая учебная дисциплина использует различные, прежде все­го общенаучные методы, разработанные естественными, обще­ственными и другими отраслями знаний. Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологиче­ских и экономических процессов в единстве, различии и истори­ческом развитии. Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динами­ку взаимоотношений природы и общества.

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в оп­ределении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Специфическим методом исследования в экологии и эконо­мике природопользования выступает нормативный. Осо­бая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допусти­мые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу.

Среди новейших направлений следует отметить перспек­тивность космических методов исследования. Большое значение имеет взаимосвязь курса с географичес­кими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования. В связи с этим эколого-экономические исследования призва­ны реализовывать в обществе следующие основные функции:Направляющую,координирующую,Стимулирующую. Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопро­сы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.


  1. Основы общей экологии: важнейшие понятия, законы и принципы экологии.

Все живые и неживые объекты, окружающие растения и живот­ных и непосредственно взаимодействующие с ними, называют­ся средой обитания. Под термином окружающая среда (или окружающая природная среда) обычно понимается та часть природы, на которую простирается влияние человека. Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. По своему происхождению и специфике влияния экологические факторы делят на три основные группы:

    • абиотические

    • биотические факторы

    • антропогенные факторы

Несмотря на большое разнообразие экологических факто­ров, в характере их воздействия на организмы и в ответных ре­акциях живых существ есть ряд общих закономерностей. К ним относится реакция организмов на интенсивность или силу воздействия фактора. Для представителей разных видов условия, в которых они себя особенно хорошо чувствуют, неодинаковы. Точка, при которой на­блюдается их максимальный рост, называется оптимумом. Благоприятная сила воздействия фактора (дозировка) называется зоной оп­тимума фактора для организма данного вида. Весь ин­тервал температур, от минимальной до максимальной, при ко­торой еще возможен рост, называют диапазоном ус­тойчивости. Сте­пень выносливости по отношению к данному экологическому фактору называют экологической валентностью. По мере приближения к точкам предела устойчивости, если действие фактора уменьшается или возрастает, жизнедеятель­ность снижается вплоть до полного угнетения или гибели живо­го существа (в нашем примере — растения), то есть речь идет о стрессовых зонах в рамках диапазона устойчивости. Для каждого вида растений и животных существуют опти­мум, стрессовые зоны, или зоны угнетения, и пределы устойчи­вости (выносливости) в отношении каждого фактора окружаю­щей среды. Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к назва­нию фактора приставки "эври". Например, эвритермный вид — выносящий значительные колебания температуры. Узкая экологическая валентность обо­значается приставкой "стено" — стенотермный. Виды, которые могут приспособиться к колеба­ниям различных экологических факторов в широких пределах, называются эврибионтными; виды, для существования кото­рых необходимы строго определенные условия, называются стенобионтными. Популяцией называют группу особей одного вида, за­нимающую определенное пространство и обладающую необхо­димыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества. Сообщество (биотиче­ское) — это совокупность популяций, населяющих определенную территорию. Биоценозами называют группировки совместно обита­ющих и взаимосвязанных организмов. Б и о т а - совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями. Простран­ство, занимаемое биоценозом, называется биотопом. Биоце­ноз и его биотоп представляют собой два нераздельных элемен­та, образующих более или менее устойчивую систему, именуе­мую биогеоценозом. Экологическая система, или экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организ­мами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Биогеоценоз в отечественной литературе принято характери­зовать как экосистему, границы которой очерчены ареалом рас­пространения растительного покрова — фитоценоза. Каждая экосистема содержит совокупность животных и рас­тительных организмов, которые по формам питания можно раз­делить на две группы:

    • автотрофы

    • гетеротрофы

Консументы — это организмы, потребляющие органические вещества. Редуценты — организмы, разлагающие мертвое органи­ческое вещество. Особая трофическая связь в биоценозе — паразитизм, при котором один вид — хозяин — служит для другого — паразита — не только источником пищи, но и местом постоянного или временного обитания. Существуют и взаимополезные связи между видами, называемые симбиозом. Сукцессия -последовательная смена одного биоценоза другим.


  1. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы и ее структурных единиц.

Экосистемой высшего ранга на Земле является биосфера -оболочка планеты, населенная живым веществом. Целостное учение о биосфере представлено в его ставшей

классической работе "Биосфера" (1926). В.И. Вернадский опре­делил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли. В физико-химическом составе биосферы В.И. Вернадский выделяет следующие компоненты:

      • живое вещество;

      • косное вещество;

      • биокосное вещество;

      • биогенное вещество;

      • радиоактивное вещество;

  • рассеянные атомы;

      • вещество космического происхождения

Учение В.И. Вернадского нацеливало на изучение живых, косных и биокосных тел в их неразрывном единстве. Структура биосферы представляет собой совокуп­ность газообразной, водной и твердой оболочек планеты и живого вещества, их населяющего. В состав биосферы полностью входит вся гидросфера (океаны, моря, озера, реки, подземные воды, ледники, снежники), мощ­ность которой составляет 11 км. Наибольшая концентрация жиз­ни сосредоточена до глубины 200 м, в так называемой эвфотической зоне, куда проникает солнечный свет и возможен фотосинтез. Глубже начинается дисфотическая зона, где царит темнота и от­сутствуют фотосинтезирующие растения. На границе атмо-, гидро- и литосферы сконцентрирована наибольшая масса живого вещества планеты, и эта земная оболочка звана биогеосферой, или пленкой жизни. Процесс создания органического вещества в биосфере проис­ходит одновременно с противоположными процессами потребле­ния и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения (воду, углекислый газ и др.). Так осу­ществляется круговорот органического вещества в биосфере при участии всех населяющих ее организмов, получивший название малого, или биологического (биотического), круговорота ве­ществ в отличие от вызываемого солнечной энергией большого, или геологического, круговорота. Малый (биологический) круговорот начинается с возникнове­ния органического вещества в результате фотосинтеза зеленых растений, то есть образования живого вещества из углекислого газа, воды и простых минеральных соединений с использованием лучистой энергии Солнца. Биосфера является чрезвычайно сложной экосистемой, работа­ющей в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. тем вмешательство человека в природные круговоро­ты приводит к серьезным изменениям в состоянии биосферы. неконтролируемое развитие деятельности людей таит в себе большую опасность и потому считал В.И. Вернадский, биосфера должна постепенно превра­титься в ноосферу. "ноосфера" ученый под­разумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гар­монично сосуществующими процессами развития общества и природы.



  1. Понятие экологического фактора, уровни организации живого вещества, экосистема и биогеоценоз.

Среди законов экологии, сформулированных разными авто­рами, наибольшую известность благодаря ярким формулиров­кам получили четыре закона-афоризма (закона-поговорки) аме­риканского ученого-эколога Б. Коммонера (1974):

  • все связано со всем (о всеобщей связи вещей и явлений в
    природе);

  • все должно куда-то деваться (закон сохранения);

  • ничто не дается даром (о цене развития);

  • природа знает лучше (о главном критерии эволюционного
    отбора);

Из закона всеобщей связи ("все связано со всем") вытекает несколько следствий.

* Закон больших чисел: совокупное действие большого чисто случайных факторов приводит к результату, почти не завися­щему от случая, то есть имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, в телах живых организмов со­здают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего жи­вого. Или другой пример: случайное поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне опреде­ленные значения температуры и давления.

  • Принцип Ле Шателье (Брауна): при внешнем воздейст­вии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции.

  • Закон оптимальности: любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

  • Любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека — от состояния ин­дивидуума до сложных общественных отношений.

Из закона сохранения массы вещества ("все должно куда-то деваться") вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение.

  • Закон развития системы за счет окружающей ее среды гласит: любая природная или общественная система может раз­виваться только за счет использования материально-энергети­ческих и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно.

Закон неустранимости отходов или побочных воздейст­вий производства: образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени.

Утверждение "ничто не дается д ар о м" означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновением новых, все более сложных проблем.

Закон необратимости эволюции: большие системы эволюционируют только в одном на­правлении — от простого к сложному; инволюция, регресс мо­гут относиться исключительно к отдельным частям или отдель­ным периодам развития системы.

Правило ускорения эволюции: с ростом сложности организа­ции систем темпы эволюции возрастают.

Не существует бесплатных ресурсов — еще одно следствие дивного закона: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой.

Закон "природа знает лучше" определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере.

Помимо формулировок Б. Коммонера, современные экологи вывели еще один закон экологии — "на всех не хвати т" (закон ограниченности ресурсов). Очевидно, что масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена.


  1. Функции и задачи экономики природопользования, теоретические основы и методы эколого-экономических исследований.

Эколого-экономические исследования призва­ны реализовывать в обществе следующие основные функции:

направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производст­венных интересов природопользователей с экологическими ин­тересами общества);

стимулирующую (активизация природоохранной деятель­ности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Основы экологии и экономика при­родопользования" является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устой­чивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользо­вания, адекватного рыночной экономике. (Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механиз­ма регулирования сферы природопользования:

  • системы планирования и прогнозирования природополь­зования;

  • управления природопользованием и его регулирования, правовой защиты природной среды;

  • системы наблюдения, учета и контроля в области охраны окружающей среды;

  • финансирования и кредитования природоохранных меро­приятий;

  • экономического стимулирования рационального природо­пользования и природоохранной деятельности.

Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопро­сы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconКонспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:...
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconАннотация Курс «Экономика природопользования»
«Экономика и управление на предприятии» очной и заочной форм обучения. Дисциплина «Экономика природопользования» является дисциплиной...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПрограмма по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Экономика и управление на предприятии природопользования», 521618 и 511104 «Экономика природопользования»
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПрограмма курса. I. Введение в курс. Предмет и научные задачи всеобщей...
...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconТемы рефератов Предмет и задачи экологии. История экологии как науки....

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconI. Методология истории искусства: предмет, цели и задачи курса
Тема II. Описание, толкование и атрибуция памятников изобразительного искусства: исторические контексты
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconОсновы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил....
Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПояснительная записка Цели и задачи курса
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconЗадачи: Задачи изучаемого курса: ознакомить с основным понятийно-категориальным...
Цель и задачи учебного курса: : сформулировать научно-теоретический знания в области организации и функционирования служб телефонной...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика;...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск