Скачать 0.93 Mb.
|
Курс "Основы экологии и экономика природопользования" рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем — естественных и общественных. При таком подходе избран единый объект изучения — природопользование. Природопользование в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы. Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук. 'Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека. Основополагающей категорией учебной дисциплины "Основы экологии и экономика природопользования" выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. "Основы экологии и экономика природопользования" как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования. Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования. В связи с этим эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:Направляющую,координирующую,Стимулирующую. Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.
Все живые и неживые объекты, окружающие растения и животных и непосредственно взаимодействующие с ними, называются средой обитания. Под термином окружающая среда (или окружающая природная среда) обычно понимается та часть природы, на которую простирается влияние человека. Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. По своему происхождению и специфике влияния экологические факторы делят на три основные группы:
Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ есть ряд общих закономерностей. К ним относится реакция организмов на интенсивность или силу воздействия фактора. Для представителей разных видов условия, в которых они себя особенно хорошо чувствуют, неодинаковы. Точка, при которой наблюдается их максимальный рост, называется оптимумом. Благоприятная сила воздействия фактора (дозировка) называется зоной оптимума фактора для организма данного вида. Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которой еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости. Степень выносливости по отношению к данному экологическому фактору называют экологической валентностью. По мере приближения к точкам предела устойчивости, если действие фактора уменьшается или возрастает, жизнедеятельность снижается вплоть до полного угнетения или гибели живого существа (в нашем примере — растения), то есть речь идет о стрессовых зонах в рамках диапазона устойчивости. Для каждого вида растений и животных существуют оптимум, стрессовые зоны, или зоны угнетения, и пределы устойчивости (выносливости) в отношении каждого фактора окружающей среды. Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к названию фактора приставки "эври". Например, эвритермный вид — выносящий значительные колебания температуры. Узкая экологическая валентность обозначается приставкой "стено" — стенотермный. Виды, которые могут приспособиться к колебаниям различных экологических факторов в широких пределах, называются эврибионтными; виды, для существования которых необходимы строго определенные условия, называются стенобионтными. Популяцией называют группу особей одного вида, занимающую определенное пространство и обладающую необходимыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества. Сообщество (биотическое) — это совокупность популяций, населяющих определенную территорию. Биоценозами называют группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов. Б и о т а - совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями. Пространство, занимаемое биоценозом, называется биотопом. Биоценоз и его биотоп представляют собой два нераздельных элемента, образующих более или менее устойчивую систему, именуемую биогеоценозом. Экологическая система, или экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Биогеоценоз в отечественной литературе принято характеризовать как экосистему, границы которой очерчены ареалом распространения растительного покрова — фитоценоза. Каждая экосистема содержит совокупность животных и растительных организмов, которые по формам питания можно разделить на две группы:
Консументы — это организмы, потребляющие органические вещества. Редуценты — организмы, разлагающие мертвое органическое вещество. Особая трофическая связь в биоценозе — паразитизм, при котором один вид — хозяин — служит для другого — паразита — не только источником пищи, но и местом постоянного или временного обитания. Существуют и взаимополезные связи между видами, называемые симбиозом. Сукцессия -последовательная смена одного биоценоза другим.
Экосистемой высшего ранга на Земле является биосфера -оболочка планеты, населенная живым веществом. Целостное учение о биосфере представлено в его ставшей классической работе "Биосфера" (1926). В.И. Вернадский определил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли. В физико-химическом составе биосферы В.И. Вернадский выделяет следующие компоненты:
Учение В.И. Вернадского нацеливало на изучение живых, косных и биокосных тел в их неразрывном единстве. Структура биосферы представляет собой совокупность газообразной, водной и твердой оболочек планеты и живого вещества, их населяющего. В состав биосферы полностью входит вся гидросфера (океаны, моря, озера, реки, подземные воды, ледники, снежники), мощность которой составляет 11 км. Наибольшая концентрация жизни сосредоточена до глубины 200 м, в так называемой эвфотической зоне, куда проникает солнечный свет и возможен фотосинтез. Глубже начинается дисфотическая зона, где царит темнота и отсутствуют фотосинтезирующие растения. На границе атмо-, гидро- и литосферы сконцентрирована наибольшая масса живого вещества планеты, и эта земная оболочка звана биогеосферой, или пленкой жизни. Процесс создания органического вещества в биосфере происходит одновременно с противоположными процессами потребления и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения (воду, углекислый газ и др.). Так осуществляется круговорот органического вещества в биосфере при участии всех населяющих ее организмов, получивший название малого, или биологического (биотического), круговорота веществ в отличие от вызываемого солнечной энергией большого, или геологического, круговорота. Малый (биологический) круговорот начинается с возникновения органического вещества в результате фотосинтеза зеленых растений, то есть образования живого вещества из углекислого газа, воды и простых минеральных соединений с использованием лучистой энергии Солнца. Биосфера является чрезвычайно сложной экосистемой, работающей в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. тем вмешательство человека в природные круговороты приводит к серьезным изменениям в состоянии биосферы. неконтролируемое развитие деятельности людей таит в себе большую опасность и потому считал В.И. Вернадский, биосфера должна постепенно превратиться в ноосферу. "ноосфера" ученый подразумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы.
Среди законов экологии, сформулированных разными авторами, наибольшую известность благодаря ярким формулировкам получили четыре закона-афоризма (закона-поговорки) американского ученого-эколога Б. Коммонера (1974):
Из закона всеобщей связи ("все связано со всем") вытекает несколько следствий. * Закон больших чисел: совокупное действие большого чисто случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая, то есть имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, в телах живых организмов создают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего живого. Или другой пример: случайное поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне определенные значения температуры и давления.
Из закона сохранения массы вещества ("все должно куда-то деваться") вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение.
Закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства: образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени. Утверждение "ничто не дается д ар о м" означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновением новых, все более сложных проблем. Закон необратимости эволюции: большие системы эволюционируют только в одном направлении — от простого к сложному; инволюция, регресс могут относиться исключительно к отдельным частям или отдельным периодам развития системы. Правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают. Не существует бесплатных ресурсов — еще одно следствие дивного закона: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой. Закон "природа знает лучше" определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере. Помимо формулировок Б. Коммонера, современные экологи вывели еще один закон экологии — "на всех не хвати т" (закон ограниченности ресурсов). Очевидно, что масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена.
Эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции: направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации); координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества); стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом). Основы экологии и экономика природопользования" является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике. (Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:
Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями. |
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | Конспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Аннотация Курс «Экономика природопользования» «Экономика и управление на предприятии» очной и заочной форм обучения. Дисциплина «Экономика природопользования» является дисциплиной... | Программа по дисциплине «Экономика общественного сектора» Экономика и управление на предприятии природопользования», 521618 и 511104 «Экономика природопользования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении... | Программа курса. I. Введение в курс. Предмет и научные задачи всеобщей... ... | ||
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего... | Темы рефератов Предмет и задачи экологии. История экологии как науки.... | ||
I. Методология истории искусства: предмет, цели и задачи курса Тема II. Описание, толкование и атрибуция памятников изобразительного искусства: исторические контексты | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
Пояснительная записка Цели и задачи курса Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | Методические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим... | ||
Задачи: Задачи изучаемого курса: ознакомить с основным понятийно-категориальным... Цель и задачи учебного курса: : сформулировать научно-теоретический знания в области организации и функционирования служб телефонной... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика;... | ||
Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология... |