Скачать 100.32 Kb.
|
Тема урока: Туман и облака Тип урока (по целям): изучение нового материала. Вид урока( по форме проведения): комбинированный урок. Цели урока:
Методы и формы учебной деятельности: эвристическая беседа, решение географических задач и проблемных вопросов. Частично-поисковая деятельность: установление зависимости типа осадков от вида облаков. Анализ литературных произведений. Оборудование: мультимедийный комплекс, инструктивные карты, пуховое перышко. Ход урока.
Задания на знания понятий: - Что называется абсолютной влажностью? - Дайте определение относительной влажности. - Что такое насыщенный воздух (ненасыщенный)? Задания на знание закономерностей: - Назовите причины, от которых зависит количество водяного пара в воздухе. - Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха? Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей: - Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры +10 С? (стр 84 учебник). - Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье. Почему?. - Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар? Задания на проверку умений: - Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30 С содержалось 15 г воды, а в 1 м воздуха над тундрой при температуре + 10 С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой. - Может ли 1м воздуха при температуре – 10 С вместить 3 г водяного пара? 5г при температуре при + 10 С? 10 г при 0 С?
Вхождение в тему: Ребята, почему водяной пар-невидимка вдруг иногда становится видимым? Приведите примеры. Загадка: Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко (туман) - Дайте свое определение слову «туман». Сравните его с определением с в учебнике или на доске (стр 85, слайд 2). Загадка: Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (облака). - Туман и облака очень похожи между собой. А теперь я попрошу вас посмотреть на фотографии тумана и облаков. Какие мысли у вас возникают? (А если поднять туман выше?) - Что тогда произойдет? (образуется облако) - Запишите свои версии определения термина «облако». (Облако – туман на высоте). Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем говорить о небесных странниках – облаках. Облака называют индикаторами погоды. Узнать какая погода на улице довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный анализ погоды, переданный по радио: над головой будет или беспредельная голубизна, или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье. Но всегда ли понятен «язык облаков»? В небесном алфавите не так уж много «букв», всего 10. Именно столько основных типов облаков различают метеорологи. Слайд 3 . Просмотр флеш –схемы И каждый из них располагается на определенных ярусах или «этажах». Облака имеют разную форму и от этого разное название. Сегодня мы познакомимся с тремя основными типами облаков. По ходу нашего с ними знакомства вам необходимо заполнить в тетради схему. Тучки небесные, вечные странники. Степью лазурною, цепью жемчужною. Мчитесь вы будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную Так писал об облаках (кто?) М. Ю. Лермонтов. А что же такое облако с точки зрения науки? Заполнение схемы с доски и учебника стр. 86. Проблемный вопрос: - Из чего состоят облака? (из воды). - А что тяжелее: воздух или вода? (конечно вода). - А почему облака плавают по воздуху и не падают? Учитель берет пуховое перышко – это капли дождя. Бросает перышко вверх и снизу дует на него. Какой возникает ответ? (снизу восходящие потоки поднимают каплю вверх). - А в каком случае капля – перо упадет на земную поверхность? ( перышко упадет если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха). - Всегда ли мы видим на небе одинаковое количество облаков? (нет). Найдите в учебнике (стр 87) определение как называется степень затянутости неба облаками. (облачность). - Какова роль облаков? (роль одеяла). Инструктивная карта, задание 4 .
Работа со слайдом 4 по определению облачности. Определение облачности сегодняшнего дня. Какие облака? - А сейчас я хочу предложить вашему вниманию отрывки произведений известных поэтов. Ваша задача определить по виду осадков тип облаков. Дождь дороги заболотил, Ветер режет их стекло Он платок срывает с ветел И стрижет их наголо. Брызжет дождик через сито Крепнет холода напор Точно все стыдом покрыто, Точно в осени позор. Б.Пастернак (слоистые облака, затяжной моросящий дождь) Помнишь, мы не ждали Ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень Далеко от дома. Дождик лил сквозь солнце, И под елью мшистой Мы стояли точно В клетке золотистой. ( Майков) ( грозовой внезапный дождь – кучево-дождевые облака) Загадки: Подходила, грохотала, Стрелы на поле метала Нам казалось, шла с бедой, Оказалось, шла с водой. Подошла, да пролилась, Вдоволь пашня напилась. ( туча, кучево-дождевые облака) Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата? (кучевые облака) - Как вы понимаете, что такое осадки? Слайд 5 Атмосферные осадки – это вода в твёрдом или жидком состоянии, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на земную поверхность или предметы. - Какие виды осадков вы знаете? - Существует несколько видов осадков, некоторые из них мы запишем в виде схемы (заполнение схемы) - Глядя на данную схему, скажите, какие из этих осадков выпадают в тёплое время года? (холодное время года)? - Какие виды осадков образуются в верхних и средних слоях атмосферы? (близко к земной поверхности или на земле) Слайд 6 - Иногда по телевизору или радио мы слышим, что выпало такое-то количество миллиметров осадков. Как определили данные величины? Для этого существует специальный прибор, который называется осадкомер. - осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Для того, чтобы измерить выпавшее количество осадков, из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений. - Как вы думаете, как посчитать количество осадков за месяц? За год? Практическая работа. - А сейчас мы научимся строить и анализировать диаграмму годового количества осадков. На столах лежит план построения столбиковых диаграмм годового количества осадков. План.
Построение столбиковой диаграммы Проверка построения Этап рефлексии: закончите одно из предложений.
Домашнее задание: Учебник: §31-32, составить тест из 5 вопросов по тексту (хорошистам и отличникам обязательно, остальным по желанию) Творческое задание (на выбор): - Написать мини-сочинение «Я-облако»; - Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, незначительная, с просветами, сплошная; - Подобрать строки из стихотворений с описанием осадков и уметь объяснить, с каким типом облаков они связаны. Инструктивная карта. Тема урока: Туман и облака.
Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей: - Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры +10 С? (стр 84 учебник). - Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье. Почему?. - Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар? Задания на проверку умений: - Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30 С содержалось 15 г воды, а в 1 м воздуха над тундрой при температуре + 10 С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой. - Может ли 1м воздуха при температуре – 10 С вместить 3 г водяного пара? 5г при температуре при + 10 С? 10 г при 0 С? II. Изучение нового материала: Задание 1. Дайте свое определение слову «туман» (устно). Сравните его с определением с в учебнике (стр ). Задание 2. Запишите в тетради вашу версию определения термина «облако». Задание 3. Используя объяснение учителя и учебник (стр 87) заполните в тетради схему: Облака Вид Высота Что приносят Задание 4: Используя таблицу «Облачность» (из презентации) заполните :
Использовать (характеристика): незначительная облачность, безоблачно-ясно, облачность с просветами, сплошная облачность, средняя облачность, Этап рефлексии: закончите одно предложение
Домашнее задание: Учебник, стр 86-88 (пересказ), составить тест из 5 вопросов по тексту (хорошистам и отличникам обязательно, остальным по желанию) Творческое задание (на выбор): - Написать мини-сочинение «Я-облако»; - Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, незначительная, с просветами, сплошная; - Подобрать строки из стихотворений с описанием осадков и уметь объяснить, с каким типом облаков они связаны. |
Объект данного реферата – облака. Цель данной работы: образование... Введение 3 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные ресурсы: презентация «Небесные странники», схема «Облака», загадки, кроссворд, стихотворение «Что у облака внутри»,... | ||
Прохорова Ирина Александровна 241-361-190 Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного... | "Мечта" Мои рассуждения на тему 2-х текстов из Бхагавад Гиты: облака изливали столько воды, сколько нужно было людям, и земля также производила... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема. Прямая речь К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев) | Внеклассное мероприятие Тема: Спешите делать добро Откуда-то вдруг появилось солнце, а его ещё и грозовые облака закрыли. Очень интересно, что здесь происходит! | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ввести понятия облака, осадки; рассмотреть на примерах; отработка нового материала | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | ||
Решение еврейского вопроса Но скоро туман развеется, воздух согреется, строители проснутся и будут шуметь повсюду: и на объекте, и в прорабской и в тех же спальных... | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... |