Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Согласовано Утверждена приказом
к утверждению Заместитель директора на педагогическом директор МБОУ «СОШ №33»
Руководитель МО по У совете школы Закировой М.Б.
_____Зимина Н.В. ______ Гарина Н.В. Протокол №______ Приказ №_____
Протокол №____ «____» ________2012г от «___»_______2012 от «____» _________ 2012г.
от «__» _______ 2012г.
Рабочая программа по географии для 10 класса
на 2012-2013 учебный год
Составитель программы: Зимина Н.В., 1 первая квалификационная категория.
г. Череповец 2012 г.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Закон об образовании.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
3 Программа – А.П. Кузнецов, «География мира», 10-11 классы М., «Дрофа», 2010 г.
5. Устав школы.
6. Учебный план для 10 класса.
7. Учебник - География. Базовый уровень. 10-11 классы, А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. Москва, Дрофа, 2012г. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно- тематический план
№
| Раздел. Тема.
| Авторская программа. Количество часов.
| Рабочая программа. Количество часов.
| 1
| Раздел I
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
| 24
| 24
| 2
| Введение.
| 1
| 1
| 3
| Тема 1: Природа и человек в современном мире.
| 3
| 3
| 4
| Тема 2. Население мира.
| 6
| 6
| 5
| Тема 3. География мирового хозяйства.
| 9
| 9
| 6
| Тема 4. Международные экономические отношения
| 5
| 5
| 7
| Раздел II
МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА
| 40
| 39
| 8
| Тема 4. Географический облик регионов и стран мира.
| 2
| 2
| 9
| Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.
| 9
| 9
| 10
| Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира.
| 12
| 11
| 11
| Тема 7. Америка. – Новый свет.
| 8
| 8
| 12
| Тема 8. Африка – регион развивающегося мира.
| 4
| 4
| 13
| Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира.
| 2
| 2
| 14
| Тема 10. Россия в мире.
| 2
| 2
| 15
| Раздел III
НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
| 3
| 3
| 16
| Резерв времени
| 1
| 2
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. 68 ЧАСОВ
Раздел I
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА . 24 часа
Введение.
Основные понятия и представления:
Система научных знаний (учение, теория, закон, концепция, гипотеза), методы географических исследований, источники географической информации.
Основные требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Отбирать необходимые источники географической информации: карты, статистику, текстовые источники, материалы периодической печати и т.д.
читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы;
объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.
делать выводы, давать сравнительные характеристики, составлять тезисы, резюме, писать краткие эссе
Урок 1. География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации. Тема 1: Природа и человек в современном мире. 3 часа. Основные понятия и представления:
Природные условия и природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, географическое пространство, географическая среда, ноосфера, природопользование, методы рационального природопользования. Урок 2. Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.
Практическая работа. Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив экономического развития на основе работы с картографическими и статистическими материалами.
Практическая работа (вар. 2). Территория как ресурс .Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.
Урок 3. Взаимодействие общества и природной среды.
Урок 4. География природопользования. Тема 2. Население мира. 6 часов.
Основные понятия и представления:
Воспроизводство населения, демографический переход, демографическая политика, расселение и размещение населения, виды и направления миграций, урбанизация (темпы, уровни формы), состав населения, этнические процессы, традиционные, мировые, этнические религии, уровень и качество жизни населения, индекс человеческого развития. Урок 5. Численность, воспроизводство населения. Половой и возрастной состав населения планеты.
Урок 6. Географический рисунок мирового расселения.
Урок 7. Человечество – мозаика рас и народов.
Практическая работа. Демографический переход и его региональные аспекты. Работа с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения.
Практическая работа. Географические аспекты современной урбанизации.
Урок 8. Современная география религий.
Урок 9. Уровень и качество жизни населения.
Урок 10. Урок обобщения по теме « Население мира» Тема 3. География мирового хозяйства. 14 часов.
Основные понятия и представления:
Мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, НТР и НТП, глобализация, транснационализация, факторы размещения хозяйства, государственная региональная политика, ВВП и ВНП, постиндустриальная эпоха, информационная экономика, МГРТ, конкурентоспособность, экономическая интеграция Урок 11. Особенности развития современного мирового хозяйства.
Урок 12. Факторы размещения хозяйства.
Урок 13. «Кто есть кто» в мировой экономике.
Урок 14. Мировое аграрное производство: ведущая роль в обеспечении продовольствием.
Урок 15. Горнодобывающая промышленность мира – старейшая отрасль.
Урок 16. Обрабатывающая промышленность мира. Сдвиги в структуре. Сдвиги в размещении промышленности.
Практическая работа. Анализ географических сдвигов в размещении промышленности мира.
Урок 17. Непроизводственная сфера - главная сфера современного мирового хозяйства.
Урок 18. Мировая транспортная система – основа МГРТ.
Практическая работа. Анализ картографических источников информации и составление географических характеристик.
Объяснение с позиций, известных учащимся, географических и исторических знаний.
Урок 19. Информационная экономика – основа современной экономической деятельности.
Урок 20. Современные мирохозяйственные связи.
Урок 21. Внешняя торговля товарами – самая старая форма МЭО.
Практическая работа. География современной внешней торговли (работа со статистическими материалами)
Урок 22. Международные финансовые отношения – основа межгосударственных отношений.
Урок 23. Международный туризм – динамичный сектор мировой экономики.
Урок 24. Обобщение и коррекция знаний, итоговый контроль по I разделу. Раздел II
МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА
40 часов Тема 4. Географический облик регионов и стран мира. 2 часа.
Основные понятия и представления:
регион, историко-географические регионы мира, цивилизация, страна, государство, государственное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство.
Геополитика, политическая география, политико-географическое положение.
Основные требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь (метапредметные и предметные умения):
отбирать различные источники географической информации, структурировать информацию
читать и анализировать тематические и комплексные карты;
использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;
составлять реферативные работы, делать компьютерные презентации.
составлять комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;
находить и приводить примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.
выявлять географические особенности и закономерности явлений и процессов.
находить и показывать по карте основные географические объекты, указанные в программе.
Урок 25. Общая характеристика стран и регионов мира.
Урок 26. Геополитический образ мира.
Практическая работа. Анализ геополитического положения стран мира.
|