Скачать 3.1 Mb.
|
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р (3 период) ББК74.3 Н71 Ре не тент канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии РП1У им. А. И. Герцена Е. А. Логинова Нищева Н. В. Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с. [8ВN 978-5-Х9314-396-1 Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических .занятии и описание методических приемов, используемых логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой. Каждое занятие содержит по десять этапов: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, обшей моторики и т.д. Для логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ. © Н. В. Нищева, 2007 978-5-89X14-396-1 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 Памяти коллеги и друга Филипповой Любови Ивановны III период работы Март, 1-я неделя Лексическая тема «Весна». Звук [ш]. Буква Шш Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Автоматизация правильного произношения звука {р] в предложении. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики. Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями. Ход занятия 1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).] Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. Логопед выключает магнитофон и читает стихотворение. Логопед. Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, И на бабушкину кошку, На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла. Звонко скачут капли с крыши. К нам весна идет. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. Нищева Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. Логопед по очереди катает мяч детям. Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? 1-йребенок. Капли. Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной? 2-й ребенок. Капель. Логопед. Как можно назвать маленькую каплю? 3-й ребенок. Капелька. Логопед. Если капли капают, какие они? 4-й ребенок. Капающие. Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать. Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие. Логопед. Молодцы! Вы отлично начали занятие. 2. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.] Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками. Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной. Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету. Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой. 1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога. 2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога. 3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога. 4-й ребенок. Грач. Один слог. Логопед. Замечательно. Я горжусь вами! 3. «Составь предложение». [Развитие синтаксического стоя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).] Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку (рис. 44). Логопед. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет. 1-йребенок. Весной светит яркое солнышко. Рис. 44 2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки. 3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники. 4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда. Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать? 1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда. Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах. 4. Игра с мячом «Приметы весны». [Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.] Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч. Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает. Бросает мяч стоящему рядом ребенку. 1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять. Бросает мяч следующему ребенку. 2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев. Бросает мяч следующему ребенку. 3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка. Бросает мяч следующему ребенку. 4-й ребенок. Побежали веселые ручейки. Бросает мяч следующему ребенку. 1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее. (И т. п.) 5. Упражнение «Клен». [Координация речи с движением.] Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
6. Упражнение -«Выложи схему». [Совершенствование навыка анализа предложения.] Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с пластмассовыми полосками и фишками-точками. Логопед. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку. Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова. Логопед. Выложите схему. Дети выкладывают схему. Рис. 45 Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»? Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву. Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы. Логопед убирает контейнер. 7. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Откройте тетради- Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку: Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Дети. Это сосулька. Логопед. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. 8. Упражнение «Весенний ручеек». [Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в разных позициях.] Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами. Логопед. Весна пришла, сосульками Карнизы украшая. Ручьи задорно булькают, Сугробы подмывая. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек». Логопед раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника). Логопед. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Даша. 1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы. Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик? 2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке. Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя? 3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник. Логопед. Что мы видим в ручейке, Ариша? 4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники. Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь! 9. Игра-соревнование «У кого больше корабликов». [Расширение словаря глаголов по теме «Весна».] Логопед оставляет детям предметные картинки. Логопед. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку. 1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется. 2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов. 3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит. 4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются. Логопед. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов. Дети. Это Вадик. Логопед. Вадик, ты сегодня победитель! Давайте похлопаем Вадику! 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка. Занятие 2 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка составления рассказа по картине по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Магнитная доска, буквари, рабочие тетради и тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, мяч. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с онр. – Спб.: «Детство-пресс»,... | Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада... Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Конспект занятий в старшей группе детского сада Настоящее Положение разработано на основе Закона «Об образовании», Типового Положения, Устава кгкоу нпо пу 18 (далее Учреждение) | Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | ||
Конспект занятия для проведения в старшей группе детского сада Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор | Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме | ||
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в цирк» в старшей группе детского сада Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Лиманская Ольга Николаевна конспекты логопедических занятий. Второй... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе... В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Конспект занятия по лепке «Волшебная страна – подводное царство» в средней группе Задачи Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты... | Конспект занятия в старшей группе детского сада Расширить знания учащихся о белках как природных полимерах и основных компонентах живых клеток с опорой на имеющиеся знания | ||
Конспект занятия по хореографии в старшей группе детского сада «Дорогою добра» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, тема: «Открытие салона-ателье» Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | ||
Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Тема занятия: «Заюшкина избушка» Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект занятия в старшей, подготовительной группах детского сада Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... |