Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель





Скачать 64.81 Kb.
НазваниеКонспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель
Дата публикации22.09.2013
Размер64.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

План-конспект урока по ОБЖ в 8 классе.

Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

ЦЕЛЬ:

1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека.

2.Воспитательная- воспитывать у детей ответственность и заботу за состояние окружающей среды и своего здоровья.

3.Развивающая-развивать у детей чувство ответственности за загрязнение окружающей среды. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Ход урока:

1.Проверка наличия учащихся в классе и их готовности к уроку-2 мин.

2.Краткое повторение прошлой темы - 5 мин.

3.Опрос учащихся по домашнему заданию-8 мин.

4.Объяснение новой темы-20 мин.

Качество жизни человека зависит от состояния окружающейсреды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Облочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

Загрязнение атмосферы

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.

К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Внимание!

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами экомобилей.

Загрязнение почв

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды1, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсо-держащих пестицидов, которые используются для предпосевного

1 Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Запомните!

Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердЦ^х радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.


Автомагистраль (на 1500 м в обе стороны почвы загрязнены свинцом)






Загрязнение вод

Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Внимание!

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.

Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.

Запомните!

Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

5.Подведение итогов урока-3мин.

6.домашнее задание-2мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок обж в 8 классе «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»
Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнение окружающей среды. Загрязнение...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconЗагрязнение окружающей среды и экологические проблемы
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconПлата за загрязнение окружающей среды
Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconЭкологический мониторинг и контроль
Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconТемы рефератов по курсу Экологический менеджмент Преподаватель доцент Гатилова Алла Викторовна
Оценка экономического ущерба и платежи за загрязнение окружающей природной среды
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок обж в 8 классе. Учитель: Зазвонкин Д. Е. Тема: Правила поведения...
Такие аварии способны привести к гибели или химическому заражению людей, окружающей природной среды. Промышленные объекты, на которых...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconТема: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды»
На уроке, в соответствии с его этапами, используются следующие приемы данной технологии: «Кластер», «Чтение с остановками», «Фишбоун»,...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок биологии «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды»
Тема урока: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды»
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека цель iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск