Скачать 86.56 Kb.
|
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ» Урок №8 по теме 3 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?» Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк САНДАКОВОЙ С.С. ЦЕЛИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Определение понятия «музыкальный пейзаж»; 2.Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного; 3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки; 4.Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса, вариация; 5.Организация творческой деятельности, 6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока; 7.Организация процесса анализа новой музыки; 8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей; 9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. 2.РАЗВИВАЮЩИЕ: 1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями; 2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи; 4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления; 5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся. 3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига; 2.Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе; 3.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся; 4.Обогащение духовного мира учащихся. ОБОРУДOВАНИЕ: 1.Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига; 2.Кроссворд «Краски Музыки»; 3.Эпиграф: слова О.Бальзака; 4.Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж; 5.Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига; 6.Иллюстрации картин о природе; 7.Музыкальные произведения: Попевки-упражнения; «Звуки музыки»Р.Роджерс; «Рисуйте»А.Зацепин; «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргский; «Утро» Э.Григ; «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (рисунки). Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению. Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка). -Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки? (над связью искусств: музыки и живописи). -Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.) -Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?) -А можем ли мы увидеть музыку? Как? (Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.) -Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности). Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам. -МОЛОДЦЫ! С какой интонацией мы исполняли данную песню? - Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, её настроение). Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат? Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора. Изобразительная интонация – рисует природу, движения,шумы и звуки. Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль. ( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»). ТЕМП 1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ. ТЕМБР 2.ОКРАСКА ГОЛОСА. ЛАД 3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ. ВЫСОТА 4.РЕГИСТР ЗВУКА. ДИНАМИКА 5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА. РИТМ 6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ГАРМОНИЯ 7. СОГЛАСИЕ, ДРУЖБА ЗВУКОВ. - Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь). Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей. - Как вы понимаете «живописная музыка»? (Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину). Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка. 2. НОВАЯ ТЕМА. ЦЕЛЬ-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи». ЭПИГРАФ: «На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак). - На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока. ( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского). - Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит? Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского. - Что вы знаете о его творчестве? (По профессии – гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества – история Родины, жизнь простого народа). - Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа). - Что передает музыка вступления, о чём хотел рассказать композитор? Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется, восхищается красотой родной природы. - Можно назвать это произведение живописным? Почему? Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи. - Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»? Картины природы. - КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА? Картины природы в музыке. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства. - Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж). В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать. Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. - Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский? Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства. - Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ). - МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные! (На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»). - Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал? Это «Утро» Эдварда Грига. С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 – 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца». Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига? Тема природы. - В чём созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО- «философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график её движения; СОЛЬ-«художники»: цветовую гамму). ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами. - Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему? - Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки). - Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются? Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам. - Астраханский композитор-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе. ИСПОЛНЕНИЕ «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко. - МОЛОДЦЫ! 3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ. - С какой темой познакомились на уроке? - Что нового узнали? Что такое музыкальный пейзаж? - Музыку каких композиторов слушали? - Что общего в этих произведениях? - Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются? Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.
|
Урок в 5 «Б» классе на тему : «Красочные звуки Сказки» Урок проводится в 5 «Б» классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки» | Можем ли мы увидеть музыку? Здравствуйте, садитесь! Я предлагаю вам совершить экскурсию в картинную галерею | ||
Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов: всего – 70 ч., в неделю – 2 ч., в I четверти – 18 ч., во II четверти – 14 ч., в III четверти – 20 ч., в IV четверти... | ||
Урок Начало работы в программе CyberLink PowerDirector Express Открыв Звуковой микшер, мы можем убавить звук на видеодорожке, а также фоновую мелодию (музыку) ползунками вниз. Закрываем Звуковой... | Урок повторения по теме «Алканы» Цель: проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме, увидеть великого химика как ученого, как человека | ||
Итоговый урок по орксэ в 5«а» классе В нашей школе были выбраны 2 модуля; основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Основные темы, с которыми работали... | Конспект обобщающего урока по теме Данный урок является обобщающим уроком четверти. В предыдущих уроках дети знакомятся с такими музыкальными жанрами как: опера, балет,... | ||
Уроку по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Православная молитва» Урок проводится по Курсу орксэ модуль опк в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. По тематическому планированию это 4 урок в первой... | Урок в 9 классе по теме: "Механические волны" Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки... | ||
Дистанционный мониторинг выборов президента США 6 ноября 2012 года «В нашей стране мы можем иметь демократию, или же мы можем иметь богатство, сконцентрированное в руках небольшого числа людей, но... | Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: Можем ли мы беречь воду? Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Публичный отчёт директора мбоу «сош бильтой-Юртовского с/п» Самбиевой... На начало 3-й четверти в школе числилось 283 учащихся. Все они занимаются по общеобразовательной программе | Отчет о работе мо учителей иностранного языка за 2 четверть 2013-2014 учебного года Семенцовой Н. В. – 85,82%, что несколько меньше, чем в 1 четверти 89,71%, у Карпенко М. И. – 66,67%, что соответствует показателю... |