Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления»





Скачать 300.85 Kb.
НазваниеЯрославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления»
страница1/2
Дата публикации26.06.2013
Размер300.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2


Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)

НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)


Ярославский филиал
Кафедра гуманитарных и естественных наук

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом

заседания

УМС ЯФ

«Институт управления»

(г. Ярославль)

от __________ № ____

Учебнно-методические материалы для студентов

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»
для специальностей
030501 «Юриспруденция»

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «Менеджмент организации»

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

Ярославль

2011 г.
Рабочая программа составлена Шашуновым Николаем Николаевичем в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267 на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и естественно-математических дисциплин
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой _________________К.В. Аксенов
Согласована с кафедрами:

Учета и управления

Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой __________________И.Н. Якшилов
Финансов и кредита

Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой __________________ Д.Ю. Сяський


Юриспруденции

Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой __________________Е.Н. Буров
Утверждена к изданию учебно-методическим советом ЯФ НОУ ВПО «Институт управления»

Протокол № __ от «__» _________ 2011 г.

Председатель учебно-методического совета А.Е. Кальсин
СОДЕРЖАНИЕ:


5.1.2. ГЛОССАРИЙ 20


1. Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе



Основной образовательной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и любой другой деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными задачами дисциплины являются:

приобретение понимания проблем устойчивого развития деятельности и рисков, связанных с деятельностью человека;

овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

– теоретических знаний и практических навыков, необходимых для: создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий; прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

- культуры безопасности жизнедеятельности, безопасного типа поведения, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности, сохранения жизни, здоровья и окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

2. Требования к уровню освоения программы
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:

знать:

  • основные понятия и категории теории безопасности жизнедеятельности, закономерности взаимозависимого развития природы, человека и общества;

  • нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-экономические основы организации управления безопасности жизнедеятельности;

уметь:

  • основные понятия и категории теории безопасности жизнедеятельности, закономерности взаимозависимого развития природы, человека и общества;

  • нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-экономические основы организации управления безопасности жизнедеятельности;

владеть навыками:

  • целостного подхода к анализу проблем обеспечения безопасности человека и общества;

  • самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

  • оказания первой медицинской помощи.

3. Содержание дисциплины
В соответствии с учебными планами по специальностям 030501 «Юриспруденция«, , 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины составляет:
Таблица 1 – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины


Форма обучения

Специальность

Срок
обучения


Всего часов по дисциплине

в т.ч.

аудиторных занятий

СРС

Лекций

Практических

заочная


«Юриспруденция»


6 лет

96

12




84

заочная

«Менеджмент организации»


6 лет

100

10




90

заочная

«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


6 лет

102

14




88


3.1. Примерный тематический план
Таблица 2 – Распределение учебного времени




П/П

Тема

Специальность

«Юриспруденция»

«Менеджмент

организации»

«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

Всего


Из них

Всего


Из них

Всего


Из них

Учебных

занятий

СРС

Учебных

занятий

СРС

Учебных

занятий

СРС

Лекции

Практика

Лекции

Практика

Лекции

Практика



Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

14

2




12

14

2




12

16

2




14



Человек и среда его обитания

14

2




12

14

2




12

14

2




12



Техногенные опасности и защита от них

14

2




12

14

2




12

14

2




12



Безопасность в чрезвычайных ситуациях

14

2




12

14

2




12

14

2




12



Экономические основы обеспечения безопасности

14

2




12

15







15

16

2




14



Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

14

2




12

14

2




12

14

2




12



Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

12







12

15







15

14

2




12




Всего

96

12




84

100

10




90

102

14




88

3.2. Содержание тем


  1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Проблемы, опасности и угрозы жизнедеятельности. Понятие жизнедеятельности. Глобальные проблемы челове­чества. Понятия и виды опасностей, их характеристика. Понятие и классификация угроз. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Безопасность жизнедеятельности как наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Объект и предме­т безопасности жизнедеятельности. Основные задачи безопасности жизнедеятельности. Направления и сферы безопасности жизнедеятельности. Безопас­ность человека как важнейший компонент безопасности, её внутренние и внешние факторы.

  1. Человек и среда его обитания

Составляющие и характерные черты системы «человек—среда обитания». Природная среда как сочетание и взаимодействие литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и связанные с ними угрозы. Производственная среда. Классификация опасных и вредных факторов. Понятие и задачи физиологии труда. Основные формы труда. Группы условий труда по тяжести труда. Меры профилактики утомления. Бытовая среда и ее вредные элементы. Поведенческие особенности людей как фактор социальной безопасности. Безопасность человека как потребителя товаров и услуг

  1. Техногенные опасности и защита от них

Понятие и характеристика техносферы. Понятие и виды техногенных опасностей. Критерии и параметры безопасности техносферы. Абсолютные и относительные показатели оценки влияния техногенных опасностей на человека и среду его обитания. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы, информационные и транспортные потоки. Классификация химических вредных веществ.

  1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации – понятие и источники. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу. Основные классификационные признаки локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной чрезвычайных ситуаций. Правила безопасности и способы защиты в чрезвычайных ситуациях: при опасности теракта (взрыв, применение отравляющих веществ), при радиационной (ядерной) аварии, при химической аварии. Правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

  1. Экономические основы обеспечения безопасности

Понятие и характеристика экономической безопасности. Понятие экономического ущерба, его виды и составляющие. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Экономика безопасности труда. Социально-экономическое значение охраны труда, финансирование охраны труда. Экономические ущербы от производственного травматизма, профессиональных заболеваний и неблагоприятных условий труда – основные составляющие ущерба. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда.

  1. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Уровни организации и управления безопасностью жиз­недеятельности: международный, национальный, уровень отдельного предприятия. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности: федеральные законы «О безопас­ности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения, «О борьбе с терроризмом», «О транспортной безопасности». «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения», «Об охране здоровья граждан», «О защите прав потребителей».


  1. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

Понятие и субъекты международной безопасности. Понятие и классификация международных организаций. ООН как глобальная международная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Отраслевые международные организации, занимающиеся вопросами безопасности: МАГАТЭ, ВОЗ, МККК, МОТ, «Гринпис» и др. Региональные международные организации, занимающиеся вопросами безопасности: НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др. Основные международные конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Перечень основной литературы

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. П.Е. Шлендора. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 303 с. Допущено Мин. образования и науки РФ.
4.2. Перечень дополнительной литературы и ссылок на
информационные ресурсы



    • Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов всех специальностей. - 5-е издание, стереотипное. - СПБ: Лань, 2002. - 448 с. Допущено Минобразования РФ.

    • Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2002. - 288 с.

    • http://www.tehdoc.ru;

    • http://www.safety.ru - нормативная документация по охране труда;

    • http://www.mintrans.ru - официальный сайт Министерства транспорта РФ;

    • http://www.minzdravsoc.ru - официальный сайт Министерства здравоохранения РФ;

    • http://www.mchs.ru/ -официальный сайт МЧС РФ;

    • http://www.gks.ru/ -официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

    • http://www.novtex.ru - научно-практический и учебно-методический журнал БЖД;

    • http://www.sci.aha.ru - webатлас по БЖД.


4.3. Формы текущего промежуточного контроля
Для студентов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция«, 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации» форм промежуточного контроля по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» не предусмотрено.
4.4. Формы итогового контроля
Формой итогового контроля по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является зачет.
4.4.1. Вопросы для подготовки к зачету


  1. Основные цели и задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  2. Основные элементы системы «человек – окружающая среда» и их характеристика.

  3. Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  4. Основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности и возможные пути их реализации.

  5. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

  6. Классификация особо опасных природных явлений.

  7. Система управления безопасностью жизнедеятельности.

  8. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности.

  9. Основные показатели напряженности трудового процесса.

  10. Классификация вредных и опасных производственных факторов.

  11. Характеристика форм трудовой деятельности.

  12. Оптимальные параметры окружающей среды.

  13. Допустимые параметры окружающей среды.

  14. Вибрация и наносимый ею вред.

  15. Способы защиты от шума и вибрации.

  16. Средства индивидуальной защиты человека от воздействия вибрации.

  17. Основные мероприятия, направленные на снижение общей вибрации.

  18. Ионизирующее излучение и исходящий от него вред.

  19. Способы защиты от ионизирующих излучений.

  20. Источники и характеристика электромагнитных полей.

  21. Биологическое воздействие электромагнитного поля на человека.

  22. Методы защиты от электромагнитных полей.

  23. Лазерное излучение и его воздействие на человека.

  24. Ультрафиолетовое излучение и средства защиты от него.

  25. Электростатическое поле, его воздействие на человека.

  26. Средства защиты от статического электричества.

  27. Вредные и опасные факторы при работе на компьютере.

  28. Режим труда и отдыха при работе на компьютере.

  29. Основные причины возникновения пожаров и взрывов.

  30. Признаки классификации производственных помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

  31. Основные мероприятия по предупреждению пожаров.

  32. Способы доврачебной помощи при переломах, вывихах и ожогах.


4.4.2. Варианты тестов по дисциплине

ВАРИАНТ 1.

  1. Опасности для человека по происхождению делятся на:

    1. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    2. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

    3. механические, физические, химические, биологические

  2. Угрозы для человека по причинам появления делятся на:

    1. экономические, социальные, политичес­кие, информационные

    2. предельные, значительные, незначи­тельные

    3. стихийные и преднамеренные

  3. К основным направлениям безопасности жизнедеятельности относится:

    1. государственная безопасность

    2. геополитическая безопасность

    3. военная безопасность

  4. Опасности для человека по наносимому ущербу делятся на:

    1. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    2. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

    3. механические, физические, химические, биологические

  5. К направлениям деятельности по снижению загрязнений окружающей среды относятся:

  1. технологическое, экономическое и просветительское

  2. административное, юридическое и общественное

  3. политическое, хозяйственное и промышленное

  1. К внешним угрозам экономической безопасности предприятия относятся:

  1. промышленный шпионаж

  2. разглашение сотрудниками конфиденциальной информации

  3. низкая квалификация специалистов

  1. К основным видам гарантий безопасности предпринимательства относятся:

  1. юридические, политические и экономические

  2. нормативные, организационные и материальные

  3. экологические, общественные и правовые

  1. К показателям экономической безопасности не относится:

  1. уро­вень и качество жизни;

  2. темпы инфляции;

  3. степень загрязнения окружающей среды

  1. К внутренним факторам безопасности человека относятся:

  1. природная среда

  2. микросоциальная среда

  3. техногенная среда

  1. К литосферным угрозам относятся:

  1. разрушение озонового слоя

  2. парниковый эффект

  3. землетрясения

  1. К атмосферным угрозам относятся:

    1. парниковый эффект

    2. глобальное потепление

    3. сели

  1. К опасным факторам, связанным с производственной средой, не относятся:

  1. химические

  2. физические

  3. психофизиологические

  1. К основным формам труда относятся:

  1. ручной и интеллектуальный труд

  2. простой и сложный труд

  3. физический и технологический труд

  1. По воздействию на человека техногенные опасности делятся на:

    1. механические, физические, химические, психофизио­логические

    2. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    3. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

  1. К абсолютным показателям оценки влияния техногенных опасностей на человека и среду обитания относятся:

      1. тя­жесть травматизма, нетрудоспособности,

      2. частота несчастных случаев с летальным исходом,

в) численность людей, получивших профессиональные заболе­вания

  1. По тяжести условия труда делятся на:

  1. технические, санитарно-гигиенические и эргономические

  2. комфортные, неблагоприятные и вредные

  3. организационные, психофизиологические и эстетические

  1. По характеру воздействия химические вещества разделяются на:

  1. общетоксические, раздражающие и канцерогенные

  2. органические, неорганические и мутагенные

  3. сенсибилизирующие, отравляющие и биологические

  1. По масштабу чрезвычайные ситуации делятся на:

  1. глобальные, континентальные и региональные

  2. техногенные, антропогенные и природные

  3. локальные, местные и трансграничные

  1. При рационной (ядерной) аварии подается сигнал оповещения:

  1. «Тревога! Радиационная опас­ность!»

  2. «Внимание всем! Радиационная опас­ность!»

  3. «Внимание всем! Радиационная авария!»

  1. Доврачебная помощь при ушибах включает:

  1. приложение грелки и наложение тугой повязки на место ушиба

  2. приложение грелки и наложение жгута на место ушиба

  3. приложение холода и наложение тугой повязки на место ушиба

ВАРИАНТ 2.

  1. К основным направлениям безопасности жизнедеятельности относится:

    1. государственная безопасность

    2. геополитическая безопасность

    3. военная безопасность

  2. К внутренним факторам безопасности человека относятся:

    1. природная среда

    2. микросоциальная среда

    3. техногенная среда

  3. По воздействию на человека техногенные опасности делятся на:

    1. механические, физические, химические, психофизио­логические

    2. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    3. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

  4. К абсолютным показателям оценки влияния техногенных опасностей на человека и среду обитания относятся:

    1. тя­жесть травматизма, нетрудоспособности,

    2. частота несчастных случаев с летальным исходом,

    3. численность людей, получивших профессиональные заболе­вания

  5. По тяжести условия труда делятся на:

    1. технические, санитарно-гигиенические и эргономические

    2. комфортные, неблагоприятные и вредные

    3. организационные, психофизиологические и эстетические

  6. По характеру воздействия химические вещества разделяются на:

    1. общетоксические, раздражающие и канцерогенные

    2. органические, неорганические и мутагенные

    3. сенсибилизирующие, отравляющие и биологические

  7. По масштабу чрезвычайные ситуации делятся на:

    1. глобальные, континентальные и региональные

    2. техногенные, антропогенные и природные

    3. локальные, местные и трансграничные

  8. При химической аварии подается сигнал оповещения:

    1. «Тревога! Химическая опас­ность!»

    2. «Внимание всем! Химическая опас­ность!»

    3. «Внимание всем! Химическая авария!»

  9. Доврачебная помощь при ушибах включает:

    1. приложение грелки и наложение тугой повязки на место ушиба

    2. приложение грелки и наложение жгута на место ушиба

в) приложение холода и наложение тугой повязки на место ушиба

  1. Доврачебная помощь при вывихах включает:

    1. обеспечить покой поврежденной конечности, наложить на нее шину

    2. обеспечить покой поврежденной конечности, наложить тугую повязку

    3. обеспечить покой поврежденной конечности, наложить на нее грелку

  2. Доврачебная помощь при переломе костей таза включает:

  1. пострадавшего укладывают на спину на мягкое покрытие (матрас)

  2. пострадавшего укладывают на спину на твердый щит (доски, фанеру)

  3. пострадавшего укладывают на живот на твердый щит (доски, фанеру)

  1. При химических ожогах пораженный участок необходимо обмыть:

  1. маслом

  2. спиртом

  3. мыльной водой

  1. Нельзя растирать пораженное место при обморожении:

  1. жиром, мазью

  2. спиртом

  3. одеколоном

  1. К региональным международным организациям занимающимся обеспечением безопасности относятся:

    1. ООН, НАТО

    2. ЮНЕСКО, ВОЗ

    3. ОБСЕ, ОДКБ,

  2. К направлениям деятельности по снижению загрязнений окружающей среды относятся:

    1. технологическое, экономическое и просветительское

    2. административное, юридическое и общественное

    3. политическое, хозяйственное и промышленное

  3. К показателям экономической безопасности не относится:

    1. уро­вень и качество жизни;

    2. темпы инфляции;

    3. степень загрязнения окружающей среды

  4. К внешним угрозам экономической безопасности предприятия относятся:

  1. промышленный шпионаж

  2. разглашение сотрудниками конфиденциальной информации

  3. низкая квалификация специалистов

  1. К основным видам гарантий безопасности предпринимательства относятся:

    1. юридические, политические и экономические

    2. нормативные, организационные и материальные

    3. экологические, общественные и правовые

  2. Опасности для человека по наносимому ущербу делятся на:

    1. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    2. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

    3. механические, физические, химические, биологические

  1. Опасности для человека по происхождению делятся на:

    1. природные, техногенные, антропоген­ные, экологические

    2. социальные, технические, экологи­ческие, экономические

    3. бытовые, дорож­но-транспортные, производственные, военные

5. Приложение к рабочей программе

5.1. Методические указания для студентов
Основным видом аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются лекции. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. При необходимости студент имеет право задать вопрос в отношении изложенного материала во время, отведенное для этих целей преподавателем.
5.1.2. По организации самостоятельной работы
Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает: изучение материала установочных занятий; работу с рекомендованной литературой и дополнительными источниками информации; выполнение контрольной работы; подготовку к сдаче зачета.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с содержанием тем. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом. Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками.

Подготовку к зачету следует начинать с выполнения следующих действий:

  • уточнить особенности методики приема зачета,

  • уточнить список вопросов (проблем), которые выносятся на зачет,

  • выяснить возможные дополнительные вопросы в рамках каждой из тем, выносимых на зачет,

  • провести идентификацию каждого вопроса с какой-либо частью конспекта лекции или самостоятельно отработанного материала учебника, учебного пособия и др.

Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на вопрос зачета. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса.

На зачете по дисциплине студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета, уметь обосновать выбор ответа на тестовый вопрос.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconКафедра общегуманитарных и естественно-математических дисциплин утверждено...
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНоу впо «Институт управления» (г. Архангельск) Ярославский филиал

Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconН. И. Константинова
Утверждено к изучению на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественных наук». Протокол №5 от 27 января...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconИнститут Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа”
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНоу впо «Институт управления» (г. Архангельск) ярославский филиал
Пк-13способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ис
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconФедеральное агенство по образованию российской федерации московский...
Социология: учебно-методический комплекс по всем специальностям и направлениям / авт сост. М. И. Ненашев. – Киров: филиал ноу впо...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...

Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сибирский федеральный университет Институт естественных и гуманитарных наук (сфу иеиГН), г. Красноярск
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНоу впо «Институт управления» (г. Архангельск) ярославский филиал
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНоу впо «Институт управления» (г. Архангельск) ярославский филиал
Изучение банковского менеджмента и маркетинга является неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит»....
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНеделя естественных наук – физика, биология, география
Неделя естественных наук проходила в школе с 3 по 7 декабря 2012 года. Цели и задачи недели естественных наук
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconНоу впо «Институт управления» (г. Архангельск) Ярославский филиал
Рабочая программа составлена Куперасовой Татьяной Вячеславовной соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconОбеспечение дисциплины основная литература: № п/п
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Учеб для асп и соиск ученой степени канд...
Ярославский филиал Кафедра гуманитарных и естественных наук утверждено протоколом заседания умс яф «Институт управления» iconАнонс объявляется всероссийский студенческий конкурс
«Национальный институт содействия устойчивому развитию и повышения качества жизни (ниур)» объявляет всероссийский конкурс на выделение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск