Скачать 53.79 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухов Московской области Природоведение, 5 класс. Учитель: Кочетова Наталья Петровна Тема урока: Вулканы. Цели урока: дать представление о вулканах, их строении, видах и особенностях; выявить причины возникновения вулканов; познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах. Оборудование: картины и книги о вулканах и гейзерах, пластилин, заготовки для модели, подносы, масло, мёд, «смесь для извержения вулкана», уксус, кусочки пемзы, вулканический пепел, презентация. Ход урока1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний учащихся. Слайд № 1 Учитель: Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину». - О каком природном явлении говорится? (о вулканах) Ребята, сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий связанных с одним из грозных природных явлений. 3. Изучение нового материала Слайд № 2, 3. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»). Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося) В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу… А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами. Слайд № 4, 5, 6, 7,8. Давайте соберём модель вулкана ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ВУЛКАН? По рисунку учитель знакомит уч-ся со строением вулкана. Очаг магмы – расположен в глубине земли. Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма. Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров. Лава – излившаяся на поверхность магма. Продукты извержения: вулканические бомбы, различные газы, пары воды, вулканическая пыль и тучи пепла. При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов. Что служит причиной извержения вулкана? Слайд № 9. Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью. Слайд № 10. Давайте проведём опыт: Я налью вам на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд. Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону. Какой вывод можно сделать? Слайд № 11, 12, 13. Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми. Если лава вязкая, то она медленно выдавливается на поверхность, образуя куполообразные вулканы. Слайд № 14. Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в «ранней молодости», но, быстро исчерпав запас сил, потухают. -Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.
В мире интересного Слайд № 18. Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.
От извержений вулкана Везувий пострадал и город Стабия. Извержение вулкана продолжалось 2-е суток. Когда же оно прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике». Слайд 19, 20, 21,22 Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом- пламя Широко развивалось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспаленным прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон.» Слайд № 23 Сделай модель вулкана. Возьмите заготовку и облепите её пластилином так, чтобы получилась вулканическая гора. Поставьте вулкан в коробку. На дно коробки «посадите» деревья (веточки елей), домики. В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды, сода. Раствор подкрашен пищевым красителем. Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус. Слайд № 24 А теперь посмотрим, как это происходит в действительности. Демонстрация фрагмента извержения вулкана. 4. Обобщение и закрепление знаний Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке? 5. Домашнее задание Слайд № 15
1. Извержения вулканов в 2009 году. 2. Значение вулканов |
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11... | Природоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | ||
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа | Ряскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)... Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая... | ||
Плешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных... «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | ||
Хvi международная научно-практическая конференция "экономика природопользования и природоохраны" Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая... | Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,... | ||
Проект «Информатизации системы образования» моу «Средняя общеобразовательная... Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Природоведение" основана на модульном принципе | Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,... | ||
Календарно-тематическое планирование на 2011/2012 уч год Природоведение 5 класс Планирование составлено на основе программы: Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы – М.: Вентана Граф, 2009 | Рабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,... | ||
Рабочая программа по предмету «природоведение» Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –... | Учебники и учебные пособия для учащихся № Название (автор, издательство,... Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009 | ||
Рабочая программа по предмету природоведение Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И.... | Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,... |