Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 11»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Познание»
(раздел: развитие естественно-научных представлений)
с детьми 2 младшей группы (с 3 до 4 лет)
с использованием мультимедийной презентации
«К нам пришла весна»
Составил:
воспитатель
Сапожникова О.С.
Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Программное содержание:
Образовательный аспект
устанавливать причинно-следственные связи;
составлять из частей целое.
знания детей о природных явлениях весной;
умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.
2. Развивающий аспект
Развитие речи, внимания, памяти.
4. Воспитательный аспект:
чувство сострадания к животным, попавшим в беду;
желание оказать помощь попавшим в беду животным.
Материал: ПК, экран, мультимедийная установка, презентация к занятию в программе Power Point, фрагмент мультфильма «Дед Мазай и зайцы», музыкальный фрагмент «Шум воды» из коллекции «Музыка для релаксации», геометрические фигуры (квадраты, треугольники) на каждого ребенка.
Словарная работа: проталина, половодье, ручьи, лужок, геометрические фигуры.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в лес, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе весной, разучивание стихов о весне, подвижных игр.
Программное обеспечение: Power Point 2003, Wave Editor, Fine Reader 8, Nero Vision, ЦОР «Времена года»
Организация непосредственной образовательной деятельности
Дети сидят на стульчиках перед экраном.
- Ребята, посмотрите, какую фотографию я сделала в лесу. Как лес изменился? Что произошло со снегом? (Слайд 2) (Ответы детей) (Действие 1, 2)
- Вы правы, снег растаял. Какое же время года наступило? (Слайд 3) (Весна)
(Действие 1, 2)
- Отгадайте загадку:
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
- А что еще происходит в природе весной? ( Становится теплее, бегут ручьи, появляются почки на деревьях, люди одеваются в более легкую одежду.)
- Правильно, ребята, наступила весна,(Слайд 4), с каждым днем солнышко пригревает все сильнее и сильнее (Действие 1), тает снег, бегут ручьи, на деревьях появляются почки.
- Как вы думаете, куда бегут ручейки? (Предположения детей)
- Правильно, какие-то ручейки впитываются в землю, часть ручейков стекается в озеро, а часть - в реку. В реке воды становится так много, что она выходит из берегов и разливается. Такое явление называется половодье.
- Давайте посмотрим мультфильм. (Слайд 5)
Дети смотрят фрагмент мультфильма «Дед Мазай и зайцы»
- Ребята, что произошло с зайчатами? (Ответы детей)
- Как вы думаете, чем можно зайчишкам помочь? Как их спасти? (Предположения детей)
Если дети не называют лодку, как средство спасения:
- Ребята, а я предлагаю вам сделать лодочки, чтобы спасти зайчат. Для этого нам нужно сесть за столы.
- Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Треугольники, квадраты)
- Треугольники и квадраты это, какие фигуры? (Геометрические)
(Слайд 6)
- Попробуйте сложить лодочку из этих фигур.
Во время работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
- Посмотрите, какая лодочка получилась у меня. А у вас - такая же? (Слайд 7)
- Молодцы! Вы спасли зайчат. (Слайд 8) (Действие 1)
- Ребята, посмотрите внимательно на зайчиков и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)
- Правильно, но вот еще одно задание, скажите, сколько зайчиков смотрят вправо, а сколько влево? (Ответы детей) Что можно сказать про количество зайцев? (побуждать детей ответить, что зайцев по два и их поровну)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ручейки»
П/и «Ручейки»
Правила: Дети под музыку хаотично двигаются по группе. По команде: «Ручейки текут в реку» становятся в круг. По команде: «Река разливается» дети расширяют круг.
- Ребята, а кем вы были? (Ручейками)
- Куда ручейки стекались? (В реку)
- Что с рекой произошло? (Она разлилась)
- Как называется это явление? (Половодье)
Если дети затрудняются с ответом:
- Давайте скажем все вместе: «Половодье»
Хоровой ответ детей.
- Посмотрите, к нам прибежал спасенный зайчик. Как вы думаете, он готов к весне? (Слайд 9) (Не готов, он в белой шубке)
- Для чего зайчонку нужно поменять белую шубку на серую? (В белой шубке видно на земле, шубка очень теплая)
- Правильно, белая шубка очень теплая и заметная на земле, в ней весной зайчонку будет жарко и трудно спрятаться от волка и лисы. (Действие 2)
- Теперь зайчик годов к весне.
- Ребята, посмотрите на картинку, на что вы обратили внимание на ней? (Ответы детей)
- Молодцы, вы правильно заметили, что на горке вверху почти нет снега, в внизу горки или в низине, снег еще лежит. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей).
- Правильно, на горке снег растает быстрее, чем в низине ( Слайд 10)
- На горке снег тает быстрее, горка находится ближе к солнышку, получает больше тепла (Слайд 11, Действие 1). Место, где растаял снег, называется проталина.
- Давайте скажем все вместе: «Проталина».
(Слайд 12) На проталинах быстрее просыпаются муравьи (Действие 1), жучки (Действие 2), червячки, появляются первые цветы (Действие 3).
Итог занятия:
- Ребята, вспомните, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Правильно, на занятии мы узнали, что снег на горке тает быстрее, появляются проталины (действие 1). Ручейки стекают в реку, от большого количества воды река выходит из берегов, растекается, такое явление называется половодье (действие 2). Чтобы спасти зайчат от половодья, мы строили лодочки (действие 3). Молодцы! (действие 4) (слайд 8)
Литература:
«Жемчужины народной мудрости», составитель Г.Н. Тубельская, Е.Н. Новикова, А.Э. Лебедева, М: ООО «Издательство АСТ» 2000г.
(загадка)
Методическое пособие:
Тематический словарь в картинках: Мир животных. Домашние
и дикие животные средней полосы. Васильева С.А.,
Мирясова В.И., М.: Школьная Пресса, 2008г.
(картинки для презентации)
http://priroda77.narod.ru/animation/pogoda/pogoda1.shtml (картинки для презентации).
http://www.livegif.ru/ (картинки для презентации).
Современный толковый словарь русского языка, С.А. Кузнецов
М: Ридерз Дайджест, 2004г. |