Скачать 51.99 Kb.
|
Московский городской психолого-педагогический университетЦентр учебно-методического сопровождения молодых специалистов ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ, подготовленный молодым специалистом педагогом-психологом ГОУ СОШ № ______ Ф.И.О. МС _______________________ Ф.И.О. наставника: _______________ 2006 г. г. Москва ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Задачи занятия:
План проведения занятия:
6. Обсуждение (10 мин.) Общее время: 2 часа Описание упражнений:
Цель: настрой на работу, активизация положительных переживаний, создание положительного эмоционального фона. Инструкция: «Давайте сейчас вспомним какие подарки каждый из вас получил в этом году. Это могут быть какие-то материальные вещи, а может что-то совсем нематериальное, например, встречи, отношения или еще что-то…».
Цель: поиск позитивных ресурсов, повышение самооценки, развитие навыков анализа невербальной информации. Инструкция: «Разделитесь на пары. Один в паре будет слушать, а второй участник будет рассказывать о своих достижениях за год. Затем по моему сигналу вы поменяетесь ролями. Будьте внимательны когда слушаете, наблюдайте за эмоциями говорящего, за его мимикой и жестами...».
Цель: развитие временной перспективы, создание условий для осознания собственных целей и поиск способов их достижения. Материалы: бумага, вырезки из журналов, клей, карандаши, фломастеры Процедура: подростки выполняют коллаж на тему «Мои желания на следующий год». Далее следует групповое обсуждение.
Цель: активизация внутренних ресурсов личности Материалы: бумага, карандаши Инструкция: «Сейчас мы с вами немного пофантазируем. Давайте сядем удобно. Закройте глаза, чтобы вас ничего не отвлекало. «А теперь представь, что ты идешь по дороге… Видишь вдали хижину. Подходишь ближе и узнаешь старого мудреца, сидящего на крыльце. Ты хочешь получше рассмотреть его… он приветствует тебя долгим взглядом. Ты смотришь в его глаза и понимаешь, что можешь задать ему любой волнующий тебя вопрос, и мудрец ответит тебе. Ты обдумываешь, о чем же важном стоит спросить… ты задаешь ему свой вопрос. Он смотрит на тебя и неожиданно уходит в хижину. Ты напряженно ждешь. Старик возвращается с подарком для тебя. Добавляет ли он что-нибудь к этому? Если он ничего не говорит, ты понимаешь, что его подарок это и есть ответ на вопрос. Ты берешь его, благодаришь мудреца, прощаешься и уходишь… И теперь можно вернуться в эту комнату когда захочешь». А теперь вы можете нарисовать все что хотите из этого путешествия. Кто захочет, может рассказать о своем рисунке или путешествии.
Цель: создание положительного эмоционального фона Инструкция: «Давайте сядем в круг. Сейчас каждый из вас по очереди будет «дарить» каждому участнику подарок. Посмотрите внимательно друг на друга и подумайте, чему бы обрадовались окружающие вас люди, что им необходимо... Нельзя никого пропускать, все должны остаться с подарками от каждого». 6.Обсуждение. Цель: обратная связь, рефлексия. Анализ занятия: В начале занятия дети были несколько скованы. Возможно нужно было сделать одно из традиционных разминочных упражнений для группы. В основном подростки вспоминали о материальных подарках, лишь девушки упоминали о примирениях, встречах и чувствах. Но к началу второго задания уже явно повысилась включенность в работу, позитивно окрашенные воспоминания способствовали положительному настрою. Работа в парах была успешной не для всех. Некоторым участникам было сложно вспомнить свои достижения, мне приходилось включаться и помогать им, так как некоторые вещи они явно обесценивали. Тематический коллаж выполняли с удовольствием и активно делились его содержанием. Большинство желаний и целей детей касалось отдыха. И, несмотря на то, что задание предполагало четкие временные рамки (год), практически все участники дополнили коллажи мечтами на более отдаленное будущее (о семье, работе, машине). Они познакомились со схемой достижения целей, и каждый смог детально проработать по одному своему желанию. Нам удалось проанализировать цели по их реальности-нереальности, достижимости, посмотреть на них с точки зрения наличия препятствий (как внутренних, так и внешних), разобраться, кто может оказать помощь в достижении желаемого и кто несет ответственность за последствия достижения цели, и как достигнутая цель может повлиять на самоощущение себя. Визуализация «Встреча с мудрецом» удалась всем кроме двух мальчиков, которые только смеялись во время упражнения (они склонны саботировать предложенную мной деятельность, активно борются за внимание в группе). Им довольно часто очень трудно расслабиться, закрыть глаза (в силу повышенной тревожности) и мне важно было сделать так, чтобы они не мешали другим. После фантазирования ощущалась очень доверительная атмосфера. Все, кто представлял встречу с мудрецом, охотно поделились своими впечатлениями. Было заметно, что для многих произошли важные открытия. Последнее упражнение сначала вызвало затруднения, но после первых двух «дарящих» все получилось. Хотя было много повторов. На мой взгляд, занятие удалось. Все поставленные вместе с наставником задачи, были выполнены. Обратная связь от подростков подтвердила это. Трудности, испытываемые в процессе занятия, возникают периодически. Работы с группой не раз выносились на супервизии. Я думаю, что трудности работы в группе связаны с тем, что подростки стремятся к стереотипным взаимодействиям, которые не приносят им успехов в обычной жизни. Таким образом, моей целью становится помощь им в осознавании этих стереотипов. Работа усложняется еще и тем, что подросткам свойственно самоутверждение, и именно самоутверждаясь, они часто выходят из контакта с ситуацией, контактируя со своей потребностью заявить о себе и своем желании действовать независимо. Это приводит к необходимости супервизий, так как не всегда легко бывает понять, что декларирует мне тот или иной член группы, кем я для него являюсь в тот или иной момент: ровесником, мамой, нелюбимым или любимым учителем и т.д. Работа с подростковой группой является для меня трудной школой профессионализма в которой всегда есть открытые вопросы. |