Скачать 113.54 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иващенковская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС ПО ТЕМЕ «ВЕТЕР» ______________________________________________________________ Разработал: учитель географии Кравченко Н.В. Иващенково 2012 Урок по теме: Ветер. ЦЕЛЬ: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров, - создать условия для формирования представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; - создать условия для раскрытия значения ветров для природы и жизнедеятельности человека - создать условия для развития умений и навыков работаты с картами, таблицами, «розой ветров», схемами; - содействовать нравственному воспитанию, умению работать в парах, сменных группах. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; причины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их географию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ветер, пассаты, муссоны, бриз, местные ветры, шкала Боффорта, значение ветров. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении. Приборы для определения силы и скорости ветра. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы Земли. Использование энергии ветров человеком. РЕСУРСЫ Учебник: В.П. Дронов.,Л.Савельева» География.Землеведение.6класс.»; Дрофа 2011 Физическая карта Полушарий. Атлас, рабочая тетрадь, карточки, части схемы «Бриз», компьютер, презентация. ХОД УРОКА.
1.Работа с тестовыми заданиями (карточки)
1. Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, давайте отгадаем загадку: «Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет!» Отгадка: ВЕТЕР! - Верно, вот и тема нашего урока ВЕТЕР (пишет на доске). 2.Определения плана работы: Учитель: А что бы вы хотели узнать о ветре? (примерные ответы детей) - Что такое ветер. -Почему образуется ветер? -Зачем нужен ветер? И т.д. Учитель выводит на монитор План урока. 1.Что такое ветер. 2.Причины образования ветра. 3. Характеристика ветра. 4. Значение ветра. 5.Шкала Бофорта. 6. Виды ветра. 3. Вопрос на повторение.. Вспомним: А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается? Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха. 4.Работа с текстом в парах: Давайте найдем определение «Ветер» и расскажем друг другу. (учащиеся читают про себя, затем в полголоса проговаривают друг-другу определение «ветер», после чего один ученик произносит вслух Вывод: Ветер – это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область низкого давления. Стих: Прозрачен воздух и бесцветен, Но все же существует он. Мы чувствуем движенье – ветер, И знаем, воздух есть и он не сон. В науке ветер – есть движенье Невидимых воздушных масс В горизонтальном направлении. Он дует, освежая нас.
Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место. - Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть (тропосфера) очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую. 6. Характеристика ветра. (Во время рассказа учитель делает краткие записи на доске, дети в тетрадях.) • Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД —> НД). Он обладает скоростью и направлением (скорость ветра измеряется в м/с). • Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер (б разница Д —> б ветер). • Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. • На направление ветра так же влияет и отклоняющая сила полушарий, вправо - в северном, влево - в южном (вправо - СП; влево - ЮП). 7. Значение ветра.Слайды. • Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море. Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов. • Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин. • Ветер «съедает» горы, сглаживает их. Создавая причудливые формы в виде богини или истукана. • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов. • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер. . 8. Шкала Бофорта. - Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.) Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила. Направление ветра - это направление, откуда дует ветер . -Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. Ответы:Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з. Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке - 17-балльная. На доске таблица.Слайд.
На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.) Самое ветреное место на Земле в Антарктиде. 9.Работа в парах. Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.) А.С. Пушкин. И было, как видно, ему не впервые Ломать, как тростинки, дубы вековые, И, крыши срывая, врываться в жилища. Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.) С. Михалков. Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие долины полны свежей мглой, Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.) М.Ю. Лермонтов. Буря воет в саду, буря ломиться в дом Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила... (Шторм.) Н.А. Некрасов. Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли; И тростник сухой и желтый Клонит ветер до земли. (Сильный.) А.Н. Плещеев. Учитель: Какой вывод можно сделать после рассмотрения этого вопроса. 10. Характеристика типологии ветров. Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры, вызванные местными условиями (температурой, орографией); ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы. • К местным ветрам термического происхождения относятся бризы - это ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. А как он меняет направление мы попытаемся разобраться работая со схемой «Бриз» и ответив на вопрос :Что быстрее нагревается днем и остывает ночью море или суша? РАБОТА В ГРУППАХ. Сейчас мы разделимся на 2 группы, которые соберут схемы Бриз. 1-я группа дневной бриз. 2-я группа ночной бриз. Защита схем, выводы. (примерные ответы) 1-я группа: Днем быстрее нагревается суша и воздух поднимется вверх, образуется НД, море нагревается медленнее и над ним формируется область ВД. Следовательно ветер будет дуть с моря на сушу, из области ВД в область НД. 2-я группа:Ночью быстрее остывает суша, тогда как море накопило тепло, теплый воздух поднимется вверх и над ним формируется область НД, а над сушей ВД. Следовательно ветер будет дуть с суши на море. Садимся на места и работаем с рисунком. Есть сезонные ветры- МУССОНЫ Муссон в переводе (от араб. маусим) означает «сезон» Работа с рисунком учебника. Выводы.слайд. Постоянные ветра на планете это ПАССАТЫ. Давайте вспомним область какого давления находится над экватором. Правильно НД., а над тропиками ? Правильно ВД. Так откуда и куда будет дуть ветер. Совершенно верно из области ВД-тропиков, в область НД-экватора. В начале урока мы с вами говорили об отклоняющей силе полушарий, вправо - в северном, влево - в южном (вправо - СП; влево - ЮП).Какой вывод можно сделать? Пасса́т —это постоянный ветер, дующий между тропиками круглый год, в Северном полушарии с северо-восточного, в Южном — с юго-восточного направления, отделяясь друг от друга безветренной полосой. слайд 11. Рассказ учителя. А знаете ли вы? В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» - северный ветер на Дону; «бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); «самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.
1.Демонстрация готовой розы ветров. 2. За одно деление мы принимаем два дня. Работа в рабочих тетрадях. Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой. Задание: Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды . В течение месяца дул ветер: северный – 8 дней; южный – 5 дней; юго-западный – 3 дня; северо-восточный – 1 день; северо-западный – 9 дней; юго-восточный – 1 день; западный – 3 дня; штиль – 1 день. Значение ветра. Вывод.
1. Игра «Кто такой? Что такое?» 1) Ветер ____________________ 2) Самум ___________________ 3) Бриз _____________________ 4) Муссоны _________________ 5) Пассаты __________________ 6) Бофорт ___________________ 7) Штиль ____________________ 8) Фен ______________________ 9) Стоковые ветры ____________ 10) «Гнилой ветер» ___________
Сегодня я узнал …………….. Было интересно …………….. Я удивился ………………………. Теперь я умею …………………… Больше всего понравилось………………………..
– Ребята на этом наш урок закончен, оставьте свое настроение в виде смайлика на доск. Резерв. Викторина
Предлагаю сравнить правильность ответов на вопросы викторины. Проверь себя.
|
Конкурс студенческих идей Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Сценарий выпускного праздника Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Информационная среда общества Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Год российской космонавтики! Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Эффективные коммуникации и терроризм Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Сценарий праздника «день знаний» Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Итоговый тест за 1 четверть по окружающему миру Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Отзывы читателей Веды Царь Знания Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Торжественная линейка, посвященная недели науки Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Истоки славянской истории (перепечатка статей интернета) Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Частные военные компании и теория справедливых войн Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Васту и Fen-Shuy, что эффективнее и лучше? Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Физкультурно-спортивное Социально-педагогическое Художественно-эстетическое Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Сунь цзы Искусство войны (в переводе академика Н. И. Конрада) Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Тематика научных исследований турбомашины с подшипниками на газовой смазке Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | Сценарий проведения научно-практической конференции «Наука и современность 2011» Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров |