Скачать 96.25 Kb.
|
Автор Гаврилова Людмила Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Домашний адрес: 453 120 Республика Башкортостан, городской округ город Стерлитамак, улица Артёма, дом 55, квартира 101, т. (3473)237513 Аннотация Образовательная система «Школа 2100» А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 1 класс «Я и мир вокруг» Тема урока Богатства природы. Урок был проведён в 1А классе МБОУ «СОШ № 29» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Данный урок является 5 уроком по разделу: Что нас окружает. Тип урока – урок овладения новыми знаниями. Основной дидактической задачей этого урока - это дать обобщённое представление о природном богатстве; учить понимать взаимосвязь в природе, и включение его в систему уже имеющихся знаний. На уроке учащиеся знакомятся с основными свойствами воды. Применение метода исследования на уроке позволяет учащимся развивать познавательные интересы, развивать логическое мышление. Применение ИКТ активизирует внимание учащихся на протяжении всего урока, повышает у детей интерес к предмету, вызывает стремление к получению знаний, способствует созданию комфортной обстановки. Компьютерная презентация позволяет образно представить красоту и разнообразие нашей природы, многообразие её богатств. Учащиеся в конце урока, работая в группе по 3 человека, выполняют компьютерное тестирование. Данное тестирование позволяет:1) проконтролировать знания, полученные на уроке в короткие сроки у всех учащихся; 2) каждому ученику сразу увидеть пробелы в знаниях; 3) разнообразить формы вопроса; 4) развивать интерес к предмету. В процессе групповой работы у учащихся развиваются коммуникативные умения. План-конспект урока Тема урока: Богатства природы. Цель урока: Дать обобщённое представление о природном богатстве; учить понимать взаимосвязь в природе Задачи урока: Обучающая: Расширить круг понятий, которые связывают жизнь каждого человека с окружающим миром; Развивающая: Развивать потребность общаться с природой; Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Оборудование. Предметные картинки по теме, таблицы «Природа и мы», карточки для групповой работы, опорные схемы, компьютерная презентация «Богатство природы», компьютерная презентация «Тест по природоведению», стаканы, чистая вода. Ход урока. 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Актуализация опорных знаний. Упражнение на развитие внимания. Игра «Да, нет». - Если согласны с утверждением, рисуют кружок, не согласны - треугольник - да, - нет. * Лес – источник чистого воздуха. (Да.) * До появления в этом виде, стакан был нефтью. (Нет.) * До появления в этом виде, книга, газета были деревом. (Да.) * До появления в этом виде, шапка, шарф были железной рудой. (Нет.) * Каждый предмет, проделывает долгий путь превращений, прежде, чем, попасть к нам в руки. (Да.) Самопроверка ( Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 2) - Нас окружает много разных предметов и вещей. Каждый предмет проделывает долгий путь превращений, прежде чем попасть к нам в руки. - Вспомните, чем была булочка-Колобок? (пшеничным зёрнышком) - Кто помогал Колобку в его пути? - Но без помощи природы он не стал бы даже пшеничным росточком. Почва, вода, солнце, воздух помогли ему вырасти. - Задумайтесь, откуда взялись из крана вода, лист бумаги, столы и стулья, железные предметы, бензин для машин и мн. др.? - Все предметы были когда-то частью природы. Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства. - О каких богатствах идёт речь? (Речь идёт о богатствах природы.) 3. Цель урока. - О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Верно о природных богатствах. - Мы узнаем, какие богатства даёт природа человеку. - Тема нашего урока «Богатство природы» 4. Изучение нового материала. - Очень многое можно узнать в энциклопедиях. И о животных, и о растениях, обо всём на свете. Мы только начали знакомиться с этими удивительными книгами. Что интересного вы нашли о природе? Что такое природа? (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 3). Выступление ученика. Природа – всё, что окружает человека, все явления, живые организмы, неживые предметы, но не сделанные руками человека. Выступление ученика. Природа – наш друг. У неё много богатств. Трава, деревья, птицы. Звери, рыбы, грибы, ягоды, подземные кладовые, почва, вода, воздух, солнечный свет, ветер, течение рек. - Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Что же нужно для жизни человеку? (проблема) - Давайте вместе попытаемся в этом разобраться. - Отгадайте загадку. Что в гору не вкатить, В решете не удержать, В руках не унести? (вода) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 4). - Чем же является вода для всего живого? (Люди и животные используют воду в пищу, растения нуждаются в поливе. Для умывания, стирки, купания. В хозяйстве человека.) - Без воды ни умыться, ни чаю попить и обед не сваришь. Без воды могут высохнуть и погибнуть леса, а поля перестанут давать урожай, ни дин зелёный листик, ни человек, ни животное не может жить без воды. Вода не только поит, но и кормит. (Рыбы, морские растения, которые люди используют в пищу.) - А сейчас мы проведём исследование и узнаем, какими свойствами обладает вода. У вас на столах стаканчики с водой. Опустите в стакан палочку и рассмотрите её. Видим мы этот предмет? - Что можете сказать о прозрачности воды? (Вода прозрачна.) - Если вода в стакане мутная – это должно вас насторожить. Значит, там есть какие-то примеси опасные для организма. В этом случае такую воду пить нельзя. - Определим вкус воды. Вспомните вкус лимона, сахара, лука. А можно назвать вкус воды? (Нет. У воды нет вкуса.) - А теперь определите запах. Вспомните, как пахнет роза, сирень. У воды есть запах? (Вода без запаха.) - Помните об этом, когда хотите выпить воды из неизвестного источника. Лучше не рисковать, а прокипятить воду. - Мы только коснулись свойств воды. А подробнее об этом мы узнаем в следующих классах. - Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь. От загрязнения воды страдает всё живое. - Вода – это богатство природы. - Без чего не сможет прожить человек? Мы его не видим, не можем изобразить. Не задумываемся о его существовании. (Без воздуха) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 5) - Для чего нам нужен воздух? - Человек не может жить без воздуха, так устроен его организм. Воздух – это тоже природное богатство. Воздух, которым мы дышим, тоже надо беречь. - Когда воздух бывает вредным для человека? Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной ведро картошки, смотришь, а осенью вместо одного ведра в кладовой двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, помидоров. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Догадались, как она называется? - Посмотрите на экран (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 6). Из почвы растения получают питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. - Почва – это тоже природное богатство. - А что же таится в подземных кладовых природы? Человек проник в них и нашёл там много полезных ископаемых. (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 7). - Почему же их назвали ископаемыми? Прежде их надо достать, ископать из подземных кладовых, и эта работа очень трудная. Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. - Найдите на карточке полезные ископаемые, обведите их. (Работа по карточке № 1. На карточке изображения различных предметов, в том числе полезных ископаемых) Драгоценные камни, руда, песок, мел – всё это полезные ископаемые. Из богатств подземных кладовых люди стали делать множество полезных вещей. Итак. Вода, почва, воздух, запасы подземных кладовых – это неживые природные богатства. - Если есть неживые природные богатства, значит, и есть.... (живые). - Люди научились выращивать полезные для себя растения. - Что получают из растений? (Получают продукты питания, одежду, бумагу.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 8). - Приручили диких животных. - Что дают животные человеку? (Продукты питания, одежду.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 9). Растения и животные – это живые природные богатства. - Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы. - Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы. И люди научились использовать силу ветра. - Как вы думаете, что было изобретено? (На экране появляется изображение ветряной мельницы, парусной лодки.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 10). - Человек изобрёл парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы. Появились ветряные мельницы. - Человек научился использовать силу воды (гидроэлектростанции), силу солнца (установки по преобразованию солнечной энергии в электрическую - солнечные батареи). Они являются самыми экологически чистыми и дешевыми агрегатами для получения электроэнергии. (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 11). Сила природы – это тоже богатство природы. Физминутка. Изобразим силу природы. Солнце спит, небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утро солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок И деревья разогнал, Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше, Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи – Ни один не виден лучик. 5. Первичное закрепление. а) - А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. Работать будете группами за компьютерами. Вам предлагается тест. (Компьютерное тестирование). - Читаете внимательно задание, обсуждаете, совещаетесь, приходите к единому мнению, выбираете правильный ответ. б) Подведём итог, о чём мы говорили на уроке. - У вас на столе схема и конверт с ответами. (Работа по карточке № 2) - Заполним схему. (По ходу заполнения схемы дети вклеивают карточки с ответами на заготовку). На экране появляется опорная схема «Богатство природы» (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 12) - Какая тема сегодняшнего урока? - На какие группы мы разделили их? - Что мы отнесли к живым природным богатствам? - Что мы отнесли к неживым природным богатствам? - Силы природы – это... Вывод. Все наши вещи были когда-то частью природы. Её богатства - живые и неживые изучает и использует человек для своей жизни. Природа – наш друг и мы должны беречь её. - Посмотрите, как красива наша Земля! (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд 13) - А теперь давайте подумаем, что надо делать, чтобы не погибли наши природные богатства? Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наше с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же люди мы вместе Мы к ней относиться добрей! 6. Итог урока. - О чём сегодня говорили на уроке? - Вам в жизни пригодятся эти знания? |