Скачать 361.21 Kb.
|
Вопрос 31 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов. Содержание внутрифирменного планирования – в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение внутрифирменного планирования (цель) – состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в состав фирмы. Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий по определению последовательности достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и фирмой в целом, таким образом, планирование обеспечивает взаимоувязку всех подразделений фирмы, охватывающих всю производственную цепочку. Задачи планирования: выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Внутрифирменное планирование тесно связано с маркетингом и контролем. Планирование включает в себя определение:
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
Виды планов:
1. НИОКР, 2. производства, 3. сбыта, 4. материально-технического снабжения, 5. финансовый.
1. производственного отделения, 2. дочерней компании Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции централизации в управлении международными компаниями и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Вопрос 32 Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели, среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование Перспективное планирование охватывает период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет), оно предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу (концепцию развития), определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе (цели):
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают: 1. долгосрочное планирование, 2. стратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. использование показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период, при этом расчет делается на то, что будущее будет лучше прошлого. Цели претворяются в программы действий, тактические планы – в бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. Затем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных. Цель стратегического планирования – дать комплексное научное обоснование проблем, с ктр может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. При разработке стратегического плана в основу кладется:
Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут также перечисляться новые проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей. Среднесрочные планы составляются, как правило, на 5 летный срок, тк он соответствует периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленные период, например: производственная, стратегия для фирмы в целом и для ее подразделений, стратегия сбыта, финансовая стратегия, кадровая политика, определение объема и структуры ресурсов и материально-технического снабжения. Среднесрочное планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (на 1 год) оперативных планов для компании и ее подразделений по программам маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основные звенья текущего плана производства – календарные планы, ктр конкретизируют цели и задачи среднесрочного плана. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов и финансовых планов, ктр составляются на год по каждому отдельному центру прибыли, а потом консолидируются в единый бюджет – финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, при его составлении учитываются главным образом показатели, разработанные в перспективных и оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка перспективного, текущего и других видов планирования. Бюджет производственного отделения представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Основу бюджета составляют прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы. Вопрос 33 Организационные формы внутрифирменного планирования В разрабатываемых фирмами планах, как стратегических, так и текущих, формируются основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные пути их решения. Методология планирования ориентируется на обеспечение увязки целей с ресурсами, определение последовательности средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразделения фирмы. Организационных процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз», т.е. плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления. Здесь определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы, а также связь звеньев производственного механизма. На низовом уровне управления эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями плана планы окончательно утверждаются высшим руководством. Такая организация процесса планирования говорит о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления материнской компании и одновременно представляет определенную самостоятельно производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы. Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование:
Организация процесса планирования в разных ТНК имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной структуре управления в целом и характере производственного процесса. Эти отличия касаются сроков плановых периодов, самóй процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами планирования. Вопрос 34 Суть и содержание функции организации Функция организации заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется через:
Орг структура – организация фирмы из отдельных подразделений с их взаимосвязями, котор. опред-ся поставленными целями и распределением ф-ций. Ф-ция организации закл-ся в установлении пост и временных взаимосвязей м/ду всеми подразделениями фирмы. распред-е между ними прав и обязанностей. Орг структуры определяются многими факторами и условиями: размеры производств деят-ти фирмы, производств профиль фирмы, характер выпускаемой продукции и технология её произв-ва, сфера деят-ти фирмы, масштабы заграничной деят-ти, хар-р объед-я фирмы. При построении орг структуры выдел: 1)горизонт связи – носят хар-р согласования, явл одноуровневыми. 2)вертик связи – подчинение, отраж иерархию упр-я, раздел-е труда. В орг структуре находят отражение: 1)пораздел-е всех уровней; 2)ф-ции, выполняемые подразделениями; 3)должности и ответ-ть управляющих; 4)ф-ции отдельных подчиненных. Орг деят-ть как процесс: 1)устан-е целей; 2)выявлен и классифик видов деят-ти, необходим для функционир-я компании; 3)группир-ка видов деят-ти, исходя из макс-го использ-я рес-в(мат, людских); 4)назначение руковод-лей и наделение их полномочиями; 5)устан-е вертик и горизонт связей. Проблемы при построении орг стр-ры: 1)налич больш кол-ва уровней – дорого; 2)уровень усложняет связь, являющ информационным фильтром; 3)усложн-ся планир-е и контроль. Фирмы могут состоять из одной фирмы или включать значительное число компаний, объединенных путем частия в акционерном капитале других фирм. Требования: 1)каждая ф-ция должна быть закреплена за конкр службой; 2) недопустимо дублирование ф-ций; 3)одному субъекту упр-я не должно подчиняться более 6-7 субъектов упр-я. 4) надо наладить информационнаые потоки. Сущ-ет количественный предел числа сотрудников. Делегирование полномочий -> появл новый уровень. Количество прямых подчиненных колеблется на Высш менеджмент – 4-8 чел, средн – 8-15, низовой – 15 и более. Вопрос 35 Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении по типам и характеристика их особенностей Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, ктр определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функциями. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы. Создание региональных структур обусловлено ростом предприятия, распространением их влияния на большие территории, как в стране, так и за рубежом. Это обстоятельство: 1. делает необходимым учет региональной специфики, 2. требует предоставления региональным отделениям относительной самостоятельности в решении многих вопросов. Основное достоинство – нет необходимости менять структуру управления организации при открытии представительства в каком-либо новом регионе. Создание продуктовых структур обусловлено ростом предприятия за счет производства новых видов продуктов. Формируются менеджерские структуры, занимающиеся производством и реализацией продукции одного вида. Основное достоинство – нет необходимости менять структуру управления при диверсификации деятельности компании. Создание структур, ориентированных на потребителя, обусловлено различием категорий потребителей, ктр предъявляют различные требования к продукции и к услугам компании (например вузы). Вопрос 36 Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки для внесения коррективов в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Важная функция управленческого контроля – разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется получение от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичных для местных и зарубежных дочерних компаний. В центре внимания оказываются такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, финансовое состояние и др. |
Содержание Предмет, цели, задачи, виды деятельности, типы и виды реализуемых программ | Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения... Назовите основные функции стратегического планирования и раскройте их содержание | ||
Цели учебной программы подготовки техника 2 Виды и задачи профессиональной... Краткое содержание дисциплин учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студента, с указанием общей... | Цели учебной программы подготовки гигиениста профилактического Виды... Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... | ||
«биология и патология пчел и рыб» Содержание дисциплины, темы дисциплины, виды занятий и количество часов по теме, содержание тем 5 | Совершенствование стратегического внутрифирменного планирования как... | ||
Планирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования? | Планирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития... | Краткое содержание дисциплины Цели и задачи дисциплины дв 03. 01 "Строительные конструкции из стальных тонкостенных профилей" | ||
Код и наименование направления подготовки Экономическое содержание и особенности банковской деятельности: понятие, цели, принципы, виды рисков. Банковские операции и сделки;... | Содержание выступлений учащихся. Бабьева Анна. Труды М. В. Ломоносова по химии Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | ||
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт | Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса Таблица позволит структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание... |