Скачать 0.62 Mb.
|
Лекция «Художественно-игровое пространство – среда формирования навыков безопасного движения на улицах в системе дополнительного образования детей». 30.11.2011 9.00-10.20 Цель лекции: актуализировать и расширить представления учителей общеобразовательной школы о принципах организации предметно-пространственной среды, требованиях к средствам обучения безопасному поведению на дороге, дифференциацией содержания предметно-пространственной среды в соответствие с решаемыми задачами в условиях муниципального автогородка, мобильного автогородка при образовательном учреждении и в классах для занятий по БДД. План лекции: 1. Зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге 2. Отечественный опыт организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге 3. Теоретические основы организации предметно-пространственной среды при обучении БДД 4. Проектирование предметно-пространственной среды мобильных автогородков и классов по изучению БДД при общеобразовательных учреждениях Основные понятия: предметно-пространственная среда, автогородки, городки безопасности, элементы предметно-пространственной среды, рекреационный и образовательный подходы к организации предметно-пространственной среды, структурная организация автогородков, мобильность, структурная и целевая вариативность, идентичность планировке населённого пункта; учебно-материальная база, структурные компоненты предметно-пространственной среды, принципы построения предметно-пространственной среды, средства обучения БДД, требования к средствам обучения БДД, эргономичность средств обучения. Содержание: 1. Зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге Проблема безопасности дорожного движения является одной из самых актуальных проблем современного общества. Поэтому в разных странах мира ведётся серьёзная работа по созданию условий предупреждения дорожно-транспортного травматизма. Наиболее эффективным средством преодоления данной проблемы признаны образовательные программы для детей и подростков, которые позволяют сформировать у детей культуру поведения на дорогах, вооружить знанием правил дорожного движения, научить способам безопасного поведения на улицах города и тем самым предотвратить дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Реализация таких образовательных программ требует специальной организации предметно-пространственной среды, которая позволила бы интегрировать теоретическое обучение правилам дорожного движения с формированием практических навыков правильного, безопасного поведения на дороге. Поэтому в настоящее время во многих странах Западной Европы и Америки создаются специальные автогородки, имеющие необходимое оборудование, предметно-пространственную среду для организации необходимой и интересной работы с детьми. Предметно-пространственная среда определяется как совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Проведённый анализ существующего зарубежного опыта проектирования автогородков позволил выделить различные подходы к их организации. Обобщение полученных в результате анализа данных, позволило выделить ряд классификационных признаков автогородков. По форме организации можно выделить стационрные и мобильные автогородки. Стационарные имеют специально оборудованную территорию для проведения практических занятий по безопасноти дорожного движения. Мобильные автогородки в большинстве случаев не имеют закреплённой за ними территории и могут быть установлены в различных местах, соответствующих определённым требованиям. По назначению автогородки подразделяются на рекреационные, образовательные и специализированные. Рекреационные автогородки предполагают сочетание отдыха, развлечения с освоением правил безопасного поведения на дорогах. Это учебно – развлекательные центры с детскими автогородками, расположенные в парковой зоне, в летних лагерях отдыха школьников. Такие автогородки, как правило, не предполагают обязательного систематического обучения. Здесь возможны как единичные, так и многократные посещения, в зависимости от желания посетителей. Рекреационный автогородок оснащён учебно-тренировочной площадкой, техническим корпусом, включающим гараж, мастерские, складские помещения, в его составе может быть учебный корпус. На некоторых учебно-тренирвочных площадках имеются трибуны для родителей, отдыхающих, наблюдающих за передвижением детей на электро - и веломобилях. Территория автогородков окружена ограждениями. |