8 класс.
Раздел. Тема урока.
| Сроки.
| Ожидаемые результаты.
| Контроль уровня обучения.
| Практические работы.
| Дом.задание.
|
Раздел 1
Введение – 6 часов.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (1):
Что изучает физическая география России?
|
| Знать главные черты природы Росси, особенности курса
|
|
| Стр. 3
|
Урок 2 (2):
Географическое положение Росси. Моря омывающие берега страны (Россия на карте мира)
|
| Уметь показывать Россию на карте мира и страны; страны соседи. Знать моря России, уметь показывать их на карте
| Определять ГП страны
| Отметить границы, моря и крайние точки России. Нанести на к/карты моря, заливы, проливы, острова и полуострова
| Пар. 1
|
Урок 3 (3):
Россия на карте часовых поясов
|
| Уметь решать практические задания с использованием карты
| Беседа в результате которой происходит развитие логического и арифметического мышления учеников, самостоятельное решение задач
| Определение времени в регионах России
| Пар. 2
|
Урок 4 (4):
Русские землепроходцы
11-17 вв.
|
| Знать имена русских путешественников, положивших начало изучению богатейшей природы русской земли и ее территории.
| Опрос и обобщение урока в виде устной беседы, возможен письменный пробный контроль усвоения знаний
| Научиться излагать историю изучения территории Руси с помощью географической карты.
| Пар.3
|
Урок 5 (5):
Как осваивали и изучали территорию России (18-20вв.)
|
| Знать открытия и основания территории России. Знать имена русских землепроходцев
| Опрос и обобщение урока в виде устной беседы
| Работа с картами и атласами
| Пар.4-5 к/карты
|
Урок 6 (6):
Обобщающее повторение темы
|
| Проверить знания и умения по теме
|
| Тестовые задания
| Повторение
|
Раздел 2
Природа Росси – 28 часов.
Тема – РЕЛЬЕФ РОССИИ – 4часа
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (7):
Геологическое летоисчесление и геологическая карта
|
| Знать о процессах изменений очертаний Земли
| Работа с геологической картой
| В тетрадях зарисовать геохронологическую таблицу
| Пар. 6
таблица
|
Урок 2 (8):
Тектоническое строение Земли
|
| Представление о строение крупнейших литосферных плит Земли
| Работа географическими картами
| С помощью атласов и геграфических карт научиться определять местонахождение и границы литосферных плит
| Пар. 7
|
Урок 3 (9):
Общие черты рельефа
|
| Знать виды рельефов страны и уметь описывать влияние различных факторов на формирование рельефа.
| Работа № 3
| Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми
| Пар. 8
|
Урок 4 (10):
Литосфера и человек. Минеральные ресурсы страны.
Обобщающее повторение темы
|
| Иметь представление об образовании современных формах рельефа. Знать
размещение полезных ископаемых страны
| Беседа и дискуссия.
| Работа с к/картами
| Пар. 9
карты
|
Тема – КЛИМАТ РОССИИ – 5 часов
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (11):
Климатообразующие факторы
|
| Знать факторы определяющие климат
| Уметь работать с климатическими картами и диаграммами
| Работа климатической таблицей и диаграммами
| Пар. 10
|
Урок 2 (12):
Распределение тепла и влаги по территории страны.
|
| Знать причины распределения влаги и тепла на Земле, от чего зависит распределение солнечной радиации на планете
| Работа с картами
| Составить таблицу
| Пар. 11
таблица
|
Урок 3 (13):
Типы климатов России и их размещение. Погода.
|
| Знать, что такое ВМ и их разновидность, их перемещение климат своей страны. Называть отличительные особенности типов климата страны.
| Работа № 4
| Закончить таблицу
| Пар. 12-13
|
Урок 4 (14):
Атмосферные вихри. Циклон и антициклон. Атмосфера и человек.
|
| Знать о причинах возникновения ветра, знать о влиянии на ветер отклоняющаяся сила вращения Земли. Знать о неблагоприятных явлениях связанных с климатом
| Беседа и дискуссии.
| Народные приметы изменения климата и научные предсказания
| Пар. 14-15
|
Урок 5 (15):
Обобщающее повторение темы
|
|
| Тестовые задания
|
| Повторение
|
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ – 4 часа
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (16):
Моря России. Разнообразие внутренних вод. Реки
|
| Представление о разнообразии внутренних вод. Знать, что такое уклон реки, паление реки
| Особенности влияния рельефа и климата на реки
| Уметь определять исток и устье рек
| Пар. 16 - 18
|
Урок 2 (17):
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
|
| Знать об особенностях происхождения, значение различных видов внутренних вод страны
| Уметь работать с картами и находить наикрупнейшие озера страны
|
| Пар. 19-21
к/к
|
Урок 3 (18):
Гидросфера и человек
Водные ресурсы страны
|
| Размещение водных ресурсов и их использование. Охрана вод
| Отметить каналы, водохранилища
| Знать причины размещения вод России
| Пар.22 карта
|
Урок 4 (19):
Обобщающее повторение темы
|
| Знать реки и озера России
| Тестовые задания
|
| Повторение
|
Тема – ПОЧВЫ РОССИИ – 3 часа
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (20):
Формирование и свойства почвы.
|
| Типы почв. Свойства почв.
Ученые почвоведения
| Работа с картами, раздаточным материалом, по которому ученики учатся определять свойства и тп почв почв.
| Знать типы почв, почвенные горизонты и ученых – почвоведов, работа с рисунками и таблицами.
| Пар. 23
|
Урок 2 (21):
Зональные типы почв
|
| Знать причины и закономерности распределения почв – Закон Докучаева В.В. : «Широтная смена почв». Почвенные ресурсы. Меры направленные
| Знать причины неоднородности почв. Работа с картой и беседа
| Работа с картами.
| Пар. 24
|
Урок 3 (22):
Обобщающее повторение
|
| Возможны изложение рефератов: « Биография В.В. Докучаева», «Значение почвы в развитии с\х» и др.
| Общие представления о науке – Почвоведении и значении изучения данного направления в естестеннонаучном направлении
| Работа с текстом учебника и тестовыми заданиями
| Повторение
|
Тема –ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ– 6 часов
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (23):
ПК России
|
| Знать природно- территориальные комплексы (ПТК)
| Обобщающий опрос. Работа с наглядным материалом.
| Зарисовки и работа с атласом.
| Пар.25
к\карта
|
Урок 2 (24):
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.
|
| Знать что такое природная зона (географическая).
| Обобщающий опрос. Работа с наглядным материалом.
| Зарисовки и работа с атласом.
| Пар.26
к\карта
|
Урок 3 (25):
Леса умеренного пояса.
|
| Знать виды лесов, уметь определять по карте материки на которых произрастают хвойные леса.
| Работа с тестами учебника.
| к\карта
| Пар.27
|
Урок 4 (26):
Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.
|
| Знать все виды безлесных зон, уметь определять отличительные особенности безлесной зоны нашей страны от данных зон других материков.
| Работа с текстом учебника и обобщающая беседа.
| к\карта
| Пар.28
|
Урок 5 (27):
Ресурсы растительного и животного мира.
|
| Знать основные заповедники страны, уметь показывать их на карте. Значение природных ресурсов в жизнедеятельности человека и живых организмов.
| Зарисовка схемы: «Биологические ресурсы». Устный диктант по данному разделу
| Работа с картой у доски
| Пар.29
|
Урок 6 (28):
Обобщающее повторение.
|
| Проверка знаний и умений по данной теме.
| Письменное тестирование. Устный опрос.
|
| к\карта
|
Тема – ОСТРОВНАЯ АРКТИКА – 1час
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (29):
Природа Арктических островов.
|
| Знать какие виды ледников бывает, их происхождение и значение. Уметь объяснять причину, почему не замерзает Баренцево море
| Стр.171 раздел для проверки усвоенного мтариала.
| Работа с к\картой.
| Пар.30
|
Тема- ВОСТОЧНО ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА – 5 часов
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (30):
Рельеф и геологическое строение.
|
| Уметь рассказывать о структурных частях древних литосферных платформ. Знать, как повлиял ледник на формирование рельефа РФ. (В какой части европейской территории страны особенно заметна работа древнего ледника).
| Ответы на вопросы стр.178 (устно).
| Карта у доски.
| Пар.31
|
Урок 2 (31):
Климат, внутренние воды и природные зоны.
|
| Знать значение и особенности влияния океанов на формирование климата страны. Аналитическим путем уметь объяснять причины изменения увлажнения европейской территории с севера на юг.
| Совместно разбираем схему на стр.179
| Работа с климатической картой у доски
| Пар.32
|
Урок 3-4 (32-33):
Природно – территориальные комплексы Русской равнины.
|
| Знать ПТК расположенные на Восточно – Европейской равнине. Влияние ледника. Месторасположение истоков крупнейших рек. Причины изменения Природных зон с севера на юг. С\х
| Устно ответы на вопросы стр.188, 192-194
| Работа с атласом и к\картой
| Пар.33-34
|
Урок 5 (34):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь определять особенности равнины. Составлять аналитическую справку данной территории.
| Тест. Беседа.
| Работа с картой у доски.
| к\карта
|
Тема – СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ _ ЮГ РОССИИ- 3 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (35):
Геологическая история и рельеф.
|
| Знать на почему разделяют Кавказ на части, на какие части, какие части Кавказа находятся в пределах территории нашей страны.
| Работа с рубриками на стр.200
| Работа с картой у доски.
| Пар.35
к\карта
|
Урок 2 (36):
Климат, внутренние воды и высотная поясность.
|
| Знать и уметь объяснять материал о высотной поясности Северного Кавказа, значение гор в формировании климата прилегающей территории.
| Рубрики на стр. 204-206
| Работа с картой у доски ,к\карта
| Пар.36
|
Урок 3 (37):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь характеризовать и составлять анализ особенностей Кавказа. С помощью карты уметь давать полный анализ Северному Кавказу и прилегающей территории.
| Тестирование, и пояснительные вопросы (письменно)
|
|
|
Тема – УРАЛ – 4 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (38):
Геологическое строение. Рельеф и полезные ископаемые.
|
| Знать к какой высотной группе относится Урал, части горной системы Урала. Наивысшая точка.
| Вопросы стр.212
| Работа с картой у доски и к\картой
| Пар.37
|
Урок 2 (39):
Климат и внутренние воды.
|
| Последовательное объяснение влияния Атлантического океана на климат Урала. Знать реки, которые берут начало с Урала. Уметь показывать на карте. Отличительные особенности западной и восточной сторон горного хребра.
| Рубрики на стр.216
| Работа с климатической картой России
| Пар.38
|
Урок 3 (40):
Природно – территориальные комплексы.
|
| Уметь подробно описывать части Урала. Знать причины определенного заселения района людьми.
| Рубрики на стр.220-222
| к\карта
| Пар.39
|
Урок 4 (41):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь характеризовать и составлять анализ особенностей горных систем. По карте уметь давать полный анализ района.
| Беседа. Тест.
| Работа с картой у доски.
| к\ карта
|
Тема – ЗАПАДНО - СИБИРСКАЯ РАВНИНА – 4 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (42):
Геологическое строение. Рельеф и полезные ископаемые.
|
| Уметь описывать рельеф равнины. Этапы формирования рельефа. Уметь давать географическое описание расположения равнины. Причины с которыми связаны затруднения в разработке полезных ископаемых данной территории.
| Ответы на вопросы стр.227. Записи в тетрадях
| к\карта
| Пар.40
|
Урок 2 (43):
Климат и внутренние воды.
|
| Знать причины формирования континентального климата территории, до какой широты расположена мерзлота, почему много озер.
| Ответы на вопросы стр.230-231
| к\карта
| Пар.41
|
Урок 3 (44):
Природно – территориальные комплексы.
|
| Знать особенности рельефа местности, причины хорошо выраженной широтной зональности на территории Западной- Сибири. Какие полуострова расположены на самом севере равнины
| С помощью рубрик на стр.235-238
| Работа с картами.
| Пар.42
|
Урок 4 (45):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь характеризовать и составлять анализ особенностей равнины. По карте уметь давать полный анализ района.
| Тест. Беседа.
| Работа с картой у доски.
| к\карта
|
Тема – СРЕДНЯЯ СИБИРЬ – 2 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (46):
Рельеф и геологическое строение.
|
| Знать названия щитов Сибирской платформы. Особенности происхождения полезных ископаемых (кимберлитовые трубки взрыва). Процесс образования траппов
| Вопросы стр.244
| На карте найти Анабарский щит и др. на геологической, тектонической и физической картах.
| Пар. 43
|
Урок 2 (47):
Климат, внутренние воды и природные зоны.
|
| Знать что такое антициклон. Уметь рассчитывать годовую амплитуду температур. Уметь объяснять причины возникновения определенных форм речных долин.
| Рубрики стр.251-252
| Работа с картами и к\ картой
| Пар.44
|
Тема – СЕВЕРО – ВОСТОК СИБИРИ- 3 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (48):
Геологическое строение, рельеф и климат
|
| Знать этапы формирования рельефа Северо – Восточной Сибири. Полезные ископаемые. Знать причины формирования определенного климата на данной территории.
| Вопросы на стр. 258 Записи в тетради
| Работа с к\картой
| Пар.45
|
Урок 2 (49):
Внутренние воды и природно- территориальные комплексы.
|
| Знать ПТК данной территории, крупные реки и уметь их показывать на карте.
| Рубрика стр.262-264
| Работа с картой
| Пар.46
|
Урок 3 (50):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь обобщать и описывать основные особенности Средней и Северо – Восточной Сибири. Уметь вести сравнительный анализ этих территорий.
| Тест. Беседа.
| Работа с картой у доски.
| к\карта
|
Тема – ГОРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ – 3 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (51):
Геологическое строение и рельеф.
|
| Знать эпохи формирования складчатой системы. Современный рельеф. Уметь называть и показывать горные хребты на карте. Полезные ископаемые.
| Вопросы на стр. 270 Записи в тетрадях.
| Работа с картой и атласом.
| Пар. 47
|
Урок 2 (52):
Климат и внутренние воды.
|
| Тектонические озера. Названия рек. Уметь их показывать на карте. БАЙКАЛ. Бриз. Объяснить причину сильного понижения температур.
| Вопросы на стр.274-275
| Работа с картой
| Пар.48
к\карта
|
Урок 3 (53):
Высотная поясность.
|
| Особенности высотной поясности. Алтай. Влияние человека на природу Южной Сибири.
| Рубрика на стр.280-282
| Записи в тетрадях. Работа со схемой в учебнике.
| Пар.49
к\карта
|
Тема – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – 5 часов.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (54):
Геологическое строение и рельеф.
|
| Особенность тектонической активности Тихоокеанского побережья. Геологические процессы. Рельеф
| Вопросы на стр.288
| Записи в тетрадях.
к\карта
| Пар.50
|
Урок 2 (55):
Климат, внутренние воды и рельеф.
|
| Особенности формирования климатических условий. Муссоны. ПТК.
| Вопросы на стр.293
Записи в тетрадях
| Карты
| Пар.51
|
Урок 3 (56):
Природно – территориальные комплексы Полуостровной и островной части
|
| Климат и природа островов.
| Вопросы на стр.298
| к\карта
| Пар.52
|
Урок 4 (57):
Природно – территориальные комплексы: Приморье и Приамурье.
|
| Климат и природа.
| Вопросы на стр.302-304
| к\карта
| Пар.53
|
Урок 5 (58):
Обобщающее повторение.
|
| Уметь давать сравнительную характеристику 2 соседствующих территорий России: Горы южной Сибири и Дальний Восток
| Тест. Беседа
| Работа с картой у доски
| к\карты
|
Тема – ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК – 2 часа.
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (59):
Природные ресурсы и природные условия.
|
| Компоненты природного комплекса. Природные ресурсы и условия
| Вопросы на стр.311
Рефераты
| Записи в тетрадях
| Пар.54
|
Урок 2 (60):
Экологические проблемы страны. Роль географии в развитии естественных наук.
|
| Прогноз. Связь географии с другими науками. Значение.
| Рефераты
| Записи в тетрадях
| Пар.55
|
Раздел 5
Природа Татарстана – 9 часов
|
|
|
|
|
|
Урок 1 (61)
Географическое положение РТ
| Апрель
27.04.12
| Место Татарстана на карте России
| Работа с картой России и РТ
| Уметь показывать границы РТ на карте
| Стр. 5-9
|
Урок 2 (62)
Рельеф Татарстана
| Май
2.05.12
| Основные формы рельефа и ресурсы
| Работа с картами
| Знать особенности рельефа и ресурсы
| Стр. 9-23
таблица
|
Урок 3 (63)
Климат Татарстана
| Май
4.05.12
| Особенности климата, времена года
| Работа с таблицей и картами
| Уметь составлять диаграммы
| Стр. 24-38
|
Урок 4 (64)
Внутренние воды Татарстана
| Май
9.05.12
| Распределение рек и озер по территории
| Работа с картами
| Знать реки и озера Татарстана
| Стр. 39-52
|
Урок 5 (65)
Природные зоны республики
| Май
11.05.12
| Размещение зон и их видовой состав
| Работа с учебником
| Знать размещение зон и их видовой состав
| Стр. 53-67
|
Урок 6 (66)
Природно-географические р-ны
| Май
16.05.12
| Характерные особенности регионов и их размещение
| Работа с картами
| Знать основные регионы и их размещение
| Стр. 68-76
|
Урок 7 (67)
Население Татарстана
| Май
18.05.12
| Численность, национальный и численный состав. Города и поселки
| Работа с картами
| Знать состав населения и его размещение. Города республики
| Стр. 77-83
|
Урок 8 (68)
Характеристика районов Татарстана
| Май
23.05.12
| Особенности природы и ее охрана
| Работа с картами
| Знать своеобразие природы разных районов РТ
| Стр.84
|
Урок 9 (69)
Обобщающее повторение
| Май
25.05.12
| Проверка знаний и умений по теме
| Тестовые задания
|
| Повторение
|
Урок 10 (70)
Резерв - 1 час
| Май
30.05.12
|
|
|
|
|