Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/23
Дата публикации01.03.2014
Размер3.07 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ОТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ

Вахидов Марс Нуриевич, руководитель Ресурсного центра МАОУ лицея № 77 г. Челябинска, Почётный работник образования РФ, дважды победитель конкурса на материальное поощрение Президента РФ (2006 г., 2012 г.), победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» (2007 г.), лауреат премии «Признание» (2008 г.)

Задачи важнее их решений.

Решения устаревают.

Задачи требуют новых решений.

Нильс Бор
Учебный проект – это возможность получить гарантированный результат всем основным участникам образовательного процесса.

Ученик раскрывается как исследователь и творец, заслуживающий поощрения.

Педагог имеет возможность воплотить в жизнь самые интересные педагогические идеи, работать в формате учителя-исследователя.

Родитель получает возможность полноценно общаться с ребёнком, выступить соавтором проекта, воспитывать через совместную продуктивную деятельность, а не путём назиданий и нотаций.

Проектная деятельность всегда гарантирует успех, потому что если она правильно организована, то неизбежно приводит к значимому результату, хотя часто не к тому, который предполагался в начале работы. Важно разглядеть побочные, попутные или случайные явления (процессы, эффекты), с которыми мы встречаемся. При таком вдумчивом подходе к работе мы всегда достигнем важного, а часто и практически значимого результата. К сожалению, в педагогической практике встречается иной подход, когда изначально поставленная цель непременно должна быть достигнута, даже средствами фальсификации, подтасовок. В этом случае ни успеха в работе, ни жизненного успеха для юного творца гарантировать мы не можем. Наоборот, мы наблюдаем, как школьник разочаровывается не только в проектной деятельности, но и в тех людях, которые его к этой деятельности призвали (педагоги, родители, учёные ВУЗов). Главное условие для достижения жизненного успеха через проектную деятельность – это честность, добросовестность, основательность и отказ от лишней суеты и показушной эффективности. При этих условиях школьник не утрачивает интерес к проектной деятельности, получает значимые, иногда неожиданные результаты, завоёвывает авторитет в детско-взрослом профессиональном сообществе, что является хорошей базой для его карьеры.

Проектная деятельность естественным образом формирует и развивает такие ключевые компетенции, как информационная и коммуникационная. Эта деятельность способствует формированию прогрессивных (интеллектуальных) молодёжных сообществ, из которых вырастают корифеи высоких технологий и просто неординарные личности. У школьника, занимающегося проектной деятельностью, формируются чрезвычайно полезные привычки, которые обеспечивают ему преимущество в конкурентной среде современного мира. Это привычки: рационализировать, оптимизировать, изобретать, находить нестандартные решения, во всём находить скрытый, неиспользованный ресурс. Такой человек в любой сфере деятельности продуцирует идеи, что выводит команду, в которой он работает, на передовые позиции. Деятельность такого человека в коллективе можно сравнить с поведением катализатора в химической реакции, способного весьма сильно ускорять процессы, которые иногда кажутся вообще невозможными (столь медленно они идут).

Проектная деятельность в школе – это территория творческой свободы, потому что нельзя регламентировать исследовательскую или изобретательскую деятельность, а достигнутый результат этой деятельности сам за себя говорит и всегда оправдывает усилия ученика, учителя и родителя. Очевидно и то, что в этой деятельности тлетворное влияние всяких проходимцев от образования, якобы заботящихся о всеобщем благе, весьма мало.

Успех в жизни человека возможен, главным образом, через раскрытие его индивидуальности, через опору на его непохожесть на других. Эта идея находит своё отражение в личностно-ориентированном подходе, который в полной мере не может быть реализован на уроке, но на уроке может родиться идея того, чему школьник или группа школьников посвятят себя после уроков. Поэтому важно организовать уроки, а точнее учебные занятия, так, чтобы, изучая уже известные и очевидные факты, дети задавили себе вопросы по поводу того, что не нашло отражение в учебниках, практикумах, хрестоматиях. Педагогический опыт нас убеждает в том, что школьники часто обращают внимание на те моменты, которые у взрослых и очень компетентных людей интереса не вызывают. Именно такие моменты могут стать точками роста для учащихся, отправным моментом познания того, что ещё никем не познано. Любая идея, даже ошибочная, априори, в процессе своего развития может стать источником нового знания или основой практически значимого результата. Работа с идеями не гарантирует их немедленное воплощение, но гарантирует формирование личности, способной оказывать влияние на окружающий мир.

Для многих педагогов серьёзная проблема – это поиск темы проекта, которую он может предложить учащимся. Не менее важная проблема – условия (материальные и не только), которые необходимы для реализации проекта. Опыт работы Центра научно и технического творчества МАОУ лицея № 77 и предметной лаборатории «Химия плюс», возникший на базе этого центра, позволил нам выработать правила достижения успеха в проектной деятельности.

Во-первых, надо внимательно выслушать самих школьников. Они могут предложить вам то, что весьма актуально, например, исследования в области генной инженерии. Это сложно, но можно изучать, даже в школе активность уреазы (фермент) в генетически модифицированной и немодифицированной сое. Опыты с этим объектом вполне осуществимы в школьной лаборатории. При этом учащийся ощущает себя частью сообщества учёных, занятых в одной из передовых областей современной биологической науки. Таким образом, суть первого правила состоит в том, что дети, занимаясь относительно несложными исследованиями, чувствуют себя приобщёнными к делам большим и важным.

Во-вторых, целесообразно выбирать небольшое число тем, но таких, работа над которыми может вывести детей с разными стартовыми знаниями к ситуации успеха, позволит объединить их вокруг небольшого числа проблем, но с большим числом возможных приложений результатов исследования (проекта). Например, объединив школьников с разными предметными предпочтениями вокруг исследования гемоглобина, мы получили 11 проектов. Проекты были представлены на различных интеллектуальных состязаниях (физика, химия, биология, экология, медицина и. т. д.). Только за один учебный год по этому направлению было получено одиннадцать высших наград регионального и четыре высших награды федерального уровня.

В-третьих, для эффективной проектной деятельности мы используем формат разновозрастных и разноуровневых групп, когда каждый участвует в судьбе каждого. Такой подход исключает узости знания, но облегчает перенос приёмов, методов исследования или решения технических задач из одной работы в другую, что позволяет эффективно использовать невосполнимый ресурс – время, обеспечивает быстрое вхождение в тему новичков и быстрый прогресс знаний, умений, навыков (компетенций) всех участников школьного академического сообщества. Важно и то, что в этих условиях эффективно осуществляется внутренняя экспертиза работ, происходит частая генерация новых тем, идей, подходов на стыке наук, направлений.

В-четвёртых, для решения задач воспитания, мы ориентируем школьников на проектную деятельность по направлениям, имеющим гуманистическую направленность. Мы верим, что, занимаясь исследованиями в сфере экологии, борьбы со СПИДом, раком, по проблеме голода или нераспространения ядерного оружия, наш школьник проникнется идеями добра, человечности, сострадания к людям и животным, научится любить и поддерживать всё живое.

В-пятых, мы стараемся увязать темы исследования или проекта учащихся с их будущей деятельностью в ВУЗе, а наших выпускников, которые обучаются в ведущих университетах страны, мы рассматриваем в качестве членов школьного академического сообщества. Влияние, помощь и потенциал студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, РХТУ им. Д. И. Менделеева и других ведущих ВУЗов страны на наших юных творцов трудно переоценить. Открытость школьного академического сообщества, функционирующего на базе предметной лаборатории «Химия плюс», позволяет собрать целую армию интеллектуалов города Челябинска и из других городов вокруг идеи служения науке, прогрессу, человечеству. Примечательно и то, что в настоящее время сфера деятельности предметной лаборатории «Химия плюс» распространяется на разные регионы России, а также на страны ближнего зарубежья. Не вызывает сомнения, что наличие у школьника друзей-единомышленников далеко за пределами школы и города будет способствовать его реализации в жизни, вхождению в элитные круги творцов прогресса. Мы на это искренне надеемся.

Есть у нас проблемы? Да, есть, но это проблемы роста. Проблемы связаны с противоречиями, выходящими далеко за пределы педагогической теории и практики. Ясно, что они, эти противоречия, разрешатся со временем. На сегодняшний день важно отметить то, что в предметной лаборатории «Химия плюс, в школьном академическом сообществе лицея № 77 г. Челябинска интересно детям, учителям, родителям и люди работают не пропорционально вознаграждению, а в соответствии с потребностью разума и души к творчеству, к созиданию доброго, нужного, правильного.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ: «ЗАМЕТКИ С ПЕРЕДОВОЙ»

Усынин Максим Валерьевич, проректор по инновационному развитию РБИУ, Магистр менеджмента (специализация «Инновационный и проектный менеджмент»), сертифицированный специалист по управлению проектами (стандарт PMI)

Российская система высшего образования - лучшая в мире в части передачи фундаментальных знаний. Но, к сожалению, этим фундаментом все и ограничивается. Достаточно ли этого? Соответствует ли традиционная система подготовки потребностям рынка и самих выпускников? Конечно, нет.

В 2011 году ведущее информационное агентство России РИА «Новости» провело на своем сайте онлайн-опрос ведущих работодателей: «Какой основной критерий при приеме выпускника вуза на работу?» Среди шести вариантов ответов был предложен следующий: «Диплом вуза по специальности». Какое место он занял? Последнее, с результатом в 3,18%. То есть диплом в современных условиях не является ключевым фактором при устройстве на работу. А какие главные? Первое место – «Опыт», второе – «Личные рекомендации». Так как же за четыре года обучения в вузе студенту накопить профессиональный опыт и получить необходимые рекомендации? Каким образом вузу перераспределить свои силы и ресурсы на достижение этих целей? Ответ простой – реализация проектов, работа междисциплинарных проектных исследовательских групп студентов. Главная задача - помочь студенту за время обучения создать собственное портфолио выполненных проектов, коллекцию «бриллиантов в своей короне».

В НОУВПО РБИУ эта работа началась три года назад. За это время накоплен достаточный опыт, проанализированы ошибки, появилось четкое видение дальнейших шагов. С какими трудностями мы столкнулись и как их преодолевали? Четыре главных вопроса: «Зачем?», «Что делать?», «Как осуществить?» и «Где взять деньги?».

1. «Зачем?»

«Боязнь первого шага».

Около года ушло на дискуссии на тему: «А оно нам надо?». Это нормально. Большинство людей не хочет менять статус-кво и вообще боится перемен. Поэтому, особенно на первом шаге, критично важна роль высшего руководства. Лидеры заражают команду своей страстью и ведут за собой. В нашем случае ректор Т.В.Усынина на общеинститутском собрании объявила: «Коллеги, доверьтесь мне. За проектными неделями – будущее. Наши студенты должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Честно говоря, я сама многого не знаю. Но ведь мы учим студентов придерживаться ключевого принципа: «Чтобы что-то сделать, надо просто делать». Поэтому – не бойтесь ошибаться».

2. «Что делать?»

«Проектные недели».

В нашем институте студенты 5 недель учатся в привычном режиме – лекции, семинары; затем следует «проектная неделя», в ходе которой студенты в командах выполняют и публично защищают свой проект. Всего одна неделя есть у студентов для того, чтобы разработать и защитить реальный проект. В графике учебного процесса – 4 проектные недели: две в осеннем семестре и две в весеннем семестре. Таким образом, за четыре года обучения у каждого студента создается портфолио из 15-16 проектов. Проектная деятельность выделена в отдельную дисциплину «Проектный практикум», за которую студенты получают оценку за семестр. Инициировать проект может преподаватель, студент, представитель бизнеса, руководитель компании. На каждый проект составляется аннотация, в которой определяется цель проекта и его результат, ограничения проекта, количество участников. За каждым проектом закрепляется куратор из числа преподавателей. У куратора может быть несколько проектов в количестве от 15 до 25 студентов.

Выбор проекта и команды происходит двумя способами:

- онлайн, когда инициаторы проектов размещают на веб-портале вуза аннотации проектов и у студентов есть возможность зарегистрироваться в тот или иной проект;

- на «Ярмарке проектов»- специальном мероприятии, которое проходит за две недели до начала проектной недели, где студенты и инициаторы проектов могут встретиться лично.

По содержанию проекты могут быть учебными, социальными, творческими. 25% процентов проектов - заказы от реального бизнеса. Реализуя бизнес-проекты, студенты сотрудничают с реальными топ-менеджерами Челябинска. В рамках проектной деятельности осуществляется сотрудничество с такими компаниями, как «Аэрофлот», «Фокус», «Библио-глобус», «Суперстрой», «Инсит», Издательский дом «Налоговый лоцман», «Золотое яблоко», «KEMPINSKI» и др., что позволяет студентам вырабатывать навыки грамотного диалога с бизнесом. Для заказчика Е. Юрина («Золотое яблоко») студенты разработали маркетинговый план продвижения детских игрушек. Один из магазинов детских игрушек открылся в торгово-развлекательном комплексе «Горки». Работают команды для решения бизнес-задач и участия в открытом конкурсе «Open Innovation». Для реального заказчика - компании «Джемир» студенты-дизайнеры разрабатывали логотип на траве. Проект «Advertisement Project» предполагает разработку полиграфической продукции для австрийских отелей и ресторанов. Это совместная работа дизайнеров и менеджеров. Интересен бизнес-проект по заказу KEMPINSKI . Этот групповой проект впервые проводился в формате "The World Cafe" - одном из наиболее инновационных форматов проведения бизнес-встреч. Результат – перечень мер по улучшению сервиса в Отеле Кемпински «Гранд Отель Геленджик».

Важно, что в проектном обучении отсутствуют готовые, систематизированные знания. Студент сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире; получает оптимальную подготовку к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности на основе опыта сотрудничества в проектах.

3. «Как осуществить?»

«Говорить на одном языке».

Для многих преподавателей такие слова, как «пиэм», «паспорт проекта», «риски» были непонятными в лучшем случае, в худшем – пугающими. Поэтому первой задачей стало всеобщее обучение и преподавателей, и студентов единому стандарту выполнения проекта. Такой проектный ликбез.

Шаг первый. Создается короткий обучающий курс. Инициативная группа обкладывается книжками, использует свои наработки, спорим, обсуждаем 3 дня. Результат: методика проведения трехдневного тренинга, шаблоны проектной документации, система оценивания. Тренинг создан в виде игры, в ходе которой студенты в командах сами отрабатывают навыки выполнения проекта, реализуют инновационные кейсы.

Шаг второй. Тренинг «обкатывается» на преподавателях. Они – в шоке. Дизайнеры, художники, рестораторы, лингвисты – тренеры по проектному менеджменту? Как учить детей, если у самих нет опыта? Результат: 30 обученных преподавателей-тренеров. В настоящее время одна из главных задач руководства – выделить место, время (и его затарифицировать!) для общения преподавателей друг с другом.

Шаг третий. 30 тренеров обучают студентов в течение одной недели. В процессе тренингов осуществляется отработка проектных навыков: составление паспорта проекта, плана проекта; прогнозирование результатов; определение конкретных критериев оценки эффективности проекта; работа в команде и др. Тренинги также предоставляют возможность получить от студентов предложения по организации последующих проектных недель. Встречаемся с командами тренеров каждый день, обсуждаем, что получилось, а что надо улучшить. Никакой критики. Учимся друг у друга. Тренеры начинают чувствовать себя победителями. Результат за неделю: 1500 обученных по единому стандарту студентов. Говорим все на одном языке. Используем стандартные документы. Работаем на портале. Победа!

Основополагающим для нас является функционирование «удобных форматов» проектной деятельности: ярмарки проектов, работа в кластерах, личный кабинет студента, ВКонтакте, портал с веб-системой, Мы убедились, что главное - это не методики и технологии, а создание среды свободного общения.

Во время «Ярмарки проектов» студенты могут получить консультации о содержании проектов, формируемых компетенциях и выбрать тот проект, который вызвал интерес. По мнению руководителей проектов, те студенты, которые осознанно выбрают проект на Ярмарке, оказываются более замотивированными для работы в проектах. В период между проектными неделями организована работа студентов в 3-х кластерах: «Бизнес-проекты», «Социальные проекты и event-менеджмент», «Кросс-культурные коммуникации». Цели: закрепление проектных навыков; определение тем студенческих проектов, составление аннотаций и выбор руководителей проектов из числа студентов.

Командная и индивидуальная работа по реализации проекта представлена на портале НОУВПО РБИУ: паспорт проекта, план реализации проекта с утвержденными задачами каждого участника и конечным результатом, документы и отчеты, фото.

В личном кабинете студент регистрируется в проект, знакомится с расписанием работы проектной группы, защит, просматривает свои оценки.

4. «Где взять деньги?»

Для решения инновационных задач потребовалась существенная реорганизация учебных планов. В НОУВПО РБИУ осуществляется интеграция проектных недель в учебный процесс в рамках дисциплины «Проектный практикум (вариативная часть профессионального цикла). Дисциплины вариативной части определяются вузом и позволяют студенту получить не только углубленные знания, но прежде всего умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Проектная деятельность позволяет преобразовывать академические знания в профессиональный опыт, решать открытые задачи, постоянно развиваться, быть мобильными.

Таким образом, правильно расставив приоритеты, вуз заменил часть «устаревших» дисциплин из вариативной части на «Проектный практикум», оставаясь в рамках существующего бюджета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск