Тема: Верования древних греков Жанр: урок Учебный предмет: история Автор: Кулкаева Р.З. Дата разработки: июль 2012г. Класс: 5 Ожидаемые результаты. После занятия учащиеся смогут:
знания:
-давать определения (религия, пантеон)
-называть имена греческих богов:
-сравнивать верования греков и египтян, объяснять сходства и различия в них ;
умение и навыки:
-работать с документами;
-работать в группе;
-выступать с сообщениями;
-представлять результаты поиска исследования;
отношения, ценности, внутренние установки:
-составить себе представление о роли религии в жизни греков;
-высказывать свое отношение к героям мифов, оценивать отрицательные и положительные черты характера героев божества, их поступков. Ресурсы:
История древнего мира. Т.П. Андреевская, Вентана- Граф.
Плакат –схема «Боги Древней Греции» Презентация «Религия Древней Греции»(http:/fcior.edu.ru)
Иллюстрации http://www.hellados.ru/ill.php?page=0&letter=
Н.А.Кун. Легенды и Мифы Древней Греции.
План занятия:
Мотивация. Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги.
От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы древних греков. Вопрос:
Почему древние греки верили в существование олимпийских богов, а современные люди – нет? Почему ученые и мы изучаем мифы ?
2Постановка цели и задачи.Целеполагание осуществляют учащиеся.Учитель:сегодня мы будем изучать религию древних греков.Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем ответить в конце урока?Ученики формулируют вопросы,учитель корректирует.
3. Новый материал. Презентация «Религия Древней Греции» (2-3 слайда).
Возвышается гора Олимп-самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.Там в вышине- золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.
На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей.Рядом с ним его супруга Гера, дети. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.
Работа с классом : выписать термины и дать им определения ,внимательно рассмотреть рисунок «Боги древней Греции» и начать заполнять таблицу
4.Интерактивная часть урока.Работа в группах.
Класс делится на три группы , каждая группа получает раздаточный материал.
Задания:1. прочтите миф о Деметре и Персефоне и ответьте на вопросы: в каком мифе древних египтян отразились аналогичные явления природы? Сравните верования греков и египтян, чем объясните сходства и различия в них?(приложение №1)
2.Что можно узнать из мифа о Дионисе о жизни древних греков? (приложение №2)
3.что в поступке Прометея вызывает наибольшее уважение? (приложение №3)
5.Подведение итогов:
-назовите имена богов(заполненная таблица);
-почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона , а в религии египтян подобных богов не было?
-кто из богов или богинь нравится больше всего и почему? Каким занятиям они покровительствовали , чем прославились?
-перед вами изображены сюжеты различных мифов(иллюстрации) .Напишите названия мифов и имена их героев;
-мифы создавали многие народы мира .Почему именно мифы древних греков легли в основу общечеловеческой культуры?
Выводы по занятию, оценивание работы в группе(приложение№4): олимпийские боги, как и люди, равнодушны и безжалостны, завистливы, жестоки и коварны.От веры в олимпийских богов остались только мифы.
Изучая мифы древних греков ,ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Рефлексия: дети оценивают урок (свою работу, качество полученных знаний на уроке) с помощью цветных жетонов: белые – «неудовлетворительно» , желтые – «удовлетворительно» , зеленые – «хорошо» , красные – «отлично».
Домашнее задание.:
базовый
| повышенный
| высокий
| Называть термины и давать им определения
| Придумать рассказ о том, как грек(мореход, земледелец) обращался к богам за помощью.
| Составить сравнительную таблицу: «Боги Древней Греции и боги Древнего Египта» (найти 2-3 линии сравнения)
| Приложение 1.
Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин –жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых…………… Приложение 2.
По горным долинам под звуки флейт и свирелей движется веселое и шумное шествие. Впереди – юноша небывалой красоты. Это – бог Дионис (его другое имя Вакх). Он научил людей разводить виноград и делать вино из его гроздей. Прыгают и скачут неизменные спутники Диониса – сатиры. Это лесные боги с козлиными рогами, с лошадиными ушами, хвостами и копытами. Они проказливы, привержены к вину, весельчаки и забияки. С пением кружатся в неистовом танце юные спутницы Диониса – менады. В безумном восторге взывают они к богу……….
Приложение 3.
Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?
Приложение №4
Оценивание занятия и своего личного участия
критерии
| оценка
| Доступность изучения нового материала оценка своего личного участия на занятии и его полезность
| Низкая-1 балл
Средняя-3 балла
Высокая-5 баллов
| Объем нового материала
| Не достаточный-1 балл
Достаточный-3 балл
Можно увеличить-5 баллов
| Полученные знания
| Останутся невостребованными-1 балл
Смогу применить на занятиях-3 балла
Смогу применить на практике-5 баллов
| Свое личное участие в работе группы оцениваю как
| Не достаточное-1 балл
Достаточное-3 балла
Активное-5 баллов
| Работа в группе
| Мешала-1балл
Не имела значение-3балла
Помогала-5 баллов
| 5-9 баллов-не высокий уровень участия и полезности
10-19 баллов-средний уровень
20 и выше-высокий уровень |