Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену





НазваниеТ. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену
страница1/13
Дата публикации21.06.2013
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Т. В. Иванова

География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену


Т. В. Иванова

География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену
От автора
В предлагаемом пособии приведены краткие ответы на билеты, которые будут вынесены на устный экзамен по географии в 9 классах общеобразовательных учреждений.

Это пособие поможет вам успешно подготовиться к устному экзамену по курсу «География», изучаемого в VI—IX классах.

Билеты к экзамену включают два теоретических вопроса и ориентированы на проверку основных географических понятий и закономерностей развития и размещения природы России, населения, хозяйства и географических районов. Третий вопрос – это практическое задание, которое проверяет умения самостоятельно проводить анализ статистического и картографического материала, сравнивать, обобщать и делать выводы.

В предлагаемых ответах на билеты учебный материал опирается на научные и последние статистические данные и изложен максимально системно. Ответы на теоретические вопросы и практические задания сопровождаются необходимыми примерами и дополнительным материалом. Такой подход показывает, как учащийся может использовать свои знания, полученные при изучении географии и других дисциплин в школе. Для логичного построения ответа учащегося в билетах даются планы ответов.

В пособии приводятся последние статистические данные по экономическим и демографическим показателям, а также географическая номенклатура, которую должны знать учащиеся.

Билет № 1
1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.
География изучает природу и природные ресурсы, которые играют большую роль в жизни и деятельности людей, служат им источником материального производства и средой обитания. Географические знания помогают обосновать выбор мест для промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, рекреационного строительства, освоения новых месторождений полезных ископаемых, решать проблемы рационального использования, сохранения и преобразования окружающей природной среды во времени и пространстве. Географические исследования направлены на оценку хозяйственной «нагрузки» на природные комплексы планеты, на выявление сильных и слабых моментов хозяйствования человека.

Цель географии обосновать пути рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества.

Таким образом, география играет очень важную роль в решении самых разнообразных задач развития любой страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий. Нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности человека. Поэтому основные направления практического использования географических исследований – это обоснование размещения хозяйства на территории страны; рациональное использование природных ресурсов; сохранение и преобразование окружающей природной среды.

Ускорение социально-экономического развития страны невозможно без глубокого и масштабного изучения природы, населения и хозяйства. Такие научные исследования должны быть регулярными, иметь комплексный и системный характер, как страны в целом, так и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

С переходом к рыночным отношениям, к сожалению, в последние годы масштабы комплексных географических исследований на территории России резко сократились. Видимо, это следствие непонимания чиновниками из нашего правительства практической ценности географии как одного из средств в повышении уровня жизни населения страны.

2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.
На начало 2004 г. в России проживали 144 млн человек. Основную массу населения – 80% составляют русские, 5% – татары и башкиры, 3% – украинцы и белорусы. Около 3% составляют народы Поволжья – чуваши, мордва, удмурды, марийцы, до 2% – народы Северного Кавказа, более 1% – Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В России проживает более 100 наций и народностей.

Народы, проживающие на территории России, относятся к европеоидной и монголоидной расам и к четырем языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральско-юкагирской и северокавказской.

Самая многочисленная семья – индоевропейская, это народы славянской (около 80% населения), германской, армянской, иранской, романской, индоарийской, балтийской групп. Представители этой семьи проживают в основном в Европейской части России, на юге Сибири и Дальнем Востоке.

Вторая по численности населения – это алтайская семья (тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская группы), народы которой в основном живут по среднему течению реки Волги, в бассейне реки Кама, на Южном Урале, в Восточной Сибири и на юге Дальнего Востока. В составе этой семьи преобладает тюркская группа. Эта группа составляет всего 15% населения – калмыки, татары.

К северокавказской семье относится 2,5% населения (нахско-дагестанская, абхазо-адыгская группы). Основная зона расселения народов этой семьи – Кавказский регион страны.

Доля уральско-юкагирской семьи составляет 1,6% (мордва, коми, карелы). Ее народы проживают на севере Европейской части России, в Западной Сибири и в Среднем Поволжье.

Самые малочисленные народы (эвенки, эвены, долганы, нганасаны и др.) России проживают на Крайнем Севере и в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока.

3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока.
Города Сочи и Владивосток расположены примерно на одной и той же широте, на побережье Черного и Японского морей соответственно. В Сочи субтропический тип климата – влажные субтропики, во Владивостоке – умеренный муссонный тип климата.

Лето в Сочи влажное и жаркое (ср. температура июля 25 °C), зимы как таковой нет (ср. температура января 4 °C). Во Владивостоке лето умеренно теплое (ср. температура июля 18 °С), зима умеренно холодная (ср. температура января –14 °C). В Сочи климат определяется регулярной сменой воздушных масс: летом влажные и теплые тропические, приходящие со стороны Средиземного моря; зимой – прохладные умеренные воздушные массы, поступающие с материка. Иногда через Кавказский хребет проходят холодные арктические массы, и тогда в Сочи устанавливаются несильные и непродолжительные морозы и выпадает обильный снег, который быстро тает.

Особенность климата Владивостока – короткие переходные сезоны года и высокая вероятность вторжения разрушительных тихоокеанских тайфунов. Климат формируется под влиянием разницы в атмосферном давлении над сушей и морем: летом приходят влажные и умереннотеплые тихоокеанские воздушные массы, которые к зиме сменяются сухими и холодными континентальными воздушными массами (влияние азиатского минимума, формирующегося над территорией Монголии).

В течение года в Сочи осадков выпадает до 1400 мм, основную массу приносят циклоны, приходящие с запада (юго-западные склоны Большого Кавказа препятствуют прохождению влажных воздушных масс); во Владивостоке – до 800 мм.


Билет № 2
1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.
Основные методы географических исследований.

Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро– и космоснимков, математическими и т. д.

Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы.

2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

4. Космические и аэрофотоснимки.

5. Географоинформационные системы (ГИС).

В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России

(привести конкретные примеры).
Следствием большой территории России явилась довольно разнообразная природа нашей страны, которая обусловила различия в хозяйственной деятельности населения.

Так, в зоне тундры основным занятием местного населения является оленеводство.

В таежной зоне коренное население занимается охотой, разведением пушных зверей, а на крупных реках – рыболовством, также в зоне тайги развиты лесные отрасли хозяйства.

Степная и лесостепная зоны – основной земледельческий район, т. к. это область распространения черноземов – самых плодородных почв. При достаточном увлажнении здесь выращиваются пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие культуры.

В сухостепной зоне и в полупустынях получило развитие овцеводство и разведение верблюдов.

В зоне влажных субтропиков Черноморского побережья Кавказа наиболее оптимальные условия для выращивания чая, винограда, цитрусовых (это самый северный район мира, где выращиваются данные культуры и особенно чай).

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий черной металлургии

(по выбору учителя).
На размещение предприятий черной металлургии оказывают влияние следующие факторы:

1) наличие сырья (железо, марганец); 2) наличие топлива (каменный уголь); 3) наличие сопутствующих материалов (легирующие металлы – хром, ванадий и т. д., доломиты, известняк).

Основным типом предприятия черной металлургии является металлургический комбинат полного цикла, на котором выплавляют чугун, сталь и делают прокат. Существует три варианта территориального размещения металлургического комбината: 1. Рядом с сырьем (месторождение железных руд), например, в Липецке, Старом Осколе (на рудах КМА), в Нижнем Тагиле (Качканарское месторождение железных руд). 2. Между месторождениями железной руды и каменного угля (Череповец – руда поступает из Карелии, Мурманской области и КМА, уголь – из Печорского бассейна), Магнитогорск (руда из КМА, Соколовско-Сарбайского месторождения в Кустанайской области Казахстана, а уголь – из Кузбасса и (или) с Экибастуза (Павлодарская область, Казахстан). Рядом с железорудными месторождениями и углем (наиболее оптимальный вариант за счет транспортной экономии). Например, Новокузнецк: уголь поступает из Кузбасского угольного бассейна, руда – из Таштагольского месторождения.


Билет № 3
1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.
Российская Федерация (Россия) является самым крупным государством в мире по площади – 17,075 млн кв. км (13% общей площади земного шара), превосходя по этому показателю Канаду (10,0 млн кв. км), Китай (9,6), США (9,4), и занимает значительную часть северо-восточной Евразии. Протяженность территории с запада на восток около 9 тыс. км, с севера на юг – от 2,5 до 4 тыс. км. В настоящее время протяженность Государственной границы РФ составляет более 60,9 тыс. км.

На севере граница проходит по водам морей Северного Ледовитого океана, на востоке – Тихого. На западе и юго-западе есть выход к морям Атлантического океана (Балтийскому, Азовскому, Черному).

Крайние материковые точки: северная – островная – мыс Флигели (о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа), материковая – мыс Челюскин; южная – гора Базардюзю (Дагестан, на границе с Азербайджаном); западная – коса Гданьского залива (близ Калининграда); восточная – островная – о. Ратманова в Беринговом проливе, материковая – мыс Дежнева.

Граничит на западе с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной. Калининградская область – как российский полуанклав – граничит с Литвой и Польшей.

На юге в Европейской части граничит с Грузией и Азербайджаном; в Азиатской части – с Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей (КНДР). Самой протяженной является граница с Казахстаном (6846 км). Протяженность границы с Китаем составляет 3605 км (на ЮВ) и 40 км (на Ю) и почти 3600 км приходится на границу по рекам и озерам. Морские границы – с Японией и США проходят по проливу Лаперуза и Берингову проливу.

Российский сектор Арктики протянулся от Варангер– фьорда (Норвегия) и острова Ратманова до Северного полюса.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации» (1993 г.) административным границам РФ с сопредельными бывшими союзными республиками был придан статус государственной границы. Большая часть пограничной линии России не прошла соответствующего международно-правового оформления и не имеет статуса государственной границы, потому что точно не определена на местности (не делимитирована) и не установлены пограничные знаки (не демаркирована). Можно сказать, что эффективно действующая система мер по охране Государственной границы России есть только там, где она совпадает с границей бывшего СССР (т. е. с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией и КНДР).

На западе Россия соседствует с экономически развитыми странами Северной Европы (Норвегией и Финляндией) и странами Восточной Европой – бывшими странами – членами Совета Экономической Взаимопомощи и бывшими республиками СССР, на юго-западе и юге – с развивающимися странами и бывшими социалистическими и «советскими» странами, на востоке – с развитыми капиталистическими странами (Японией, США и Канадой).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconЭкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники!...
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconОтветы на задания дистанционной олимпиады по биологии 9 класс
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconБилеты к экзамену по географии
Учебно-методический комплекс Рекреационная география составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconЭкзаменационные билеты по географии 9 класс Чувашская Сорма-2012 география
Охватывают основные разделы содержания курса
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconБилеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconУчебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному...
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconОтветы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс
Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии 9 класс
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconОтветы на билеты по статистике
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconИсследование. Тема: «История изучения+тема диссертации»
Реферат является допуском к устному экзамену, засчитывается отделом аспирантуры на основании отзыва научного руководителя
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconДемоверсия экзаменационной работы по биологии 9 класс (угл) зимняя сессия 2011-12 уч год Часть 1
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconБилеты к экзамену по биологии
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Т. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск