Пояснительная записка. Главная цель проведения олимпиады - существенная мотивация изучения географии, развитие познавательного интереса к географии, реализация компетентностного подхода. Исходя из цели данного этапа разрабатывается содержание олимпиады. На районном туре географической олимпиады важно обобщить знания, развить познавательные потребности и интерес к различным областям географической науки. Содержание олимпиадных заданий ориентировано на школьную программу, на более широкий кругозор учащихся, на их способность логически мыслить. Эти направления деятельности лежат в основе подбора и составления заданий. Учащимся предоставляются задания различных уровней сложности, развивающие умственную деятельность: - задания по обнаружению принципа подбора преобладающих в списке географических терминов; - понимание и нахождение причинно-следственных связей; - на моделирование; - на выявление умения проводить научный анализ проблем. В оценке выполнения каждого задания лежит суммирование баллов за каждую логическую часть работы и составляющих ее элементов ответа. При выполнении более сложных заданий, кроме определенного количества баллов, закладываются поощрительные очки за оригинальное решение проблемы, нестандартное мышление, высокий уровень эрудиции и т.д. К олимпиадным заданиям прилагаются ответы. Если написано "ответ свободный" - это означает, что надо ориентироваться на индивидуальный ответ школьника. Участникам олимпиады разрешается пользоваться атласами. Рекомендуемое время написания работы - 3 часа. Районная олимпиада по географии. 8 класс. Задания.
1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс. Оценка : 15 баллов.
2. Какой из барических максимумов - арктический или азиатский - оказывает больше влияния на формирование погоды на территории нашей страны. Оценка: 2 балла.
3. Определите, о каком районе идет речь: это горная система, представляющая собой субширотно вытянутую цепь хребтов и плато преимущественно на мезозойских складчатых структурах, высотой редко более 1 км., рассеченных глубокими (более полукилометра) крутосклонными долинами. Имеется большое количество мелких ледников, особенно в северной, самой высокой части. При средних температурах января -32 -35 oC, июля +4 +5 oС у подножия горных хребтов развиты моховые тундры с редкими зарослями полярной ивы и карликовой ольхи по речным долинам. Вершины гор практически лишены растительности. Оценка: 5 баллов.
4. Выберите единственно правильное решение: а). Россию пересекает линия перемены дат; б). Россия расположена в трех полушариях; в). Россия расположена в двенадцати часовых поясах; г). Россия расположена в одном поясе освещенности; д). В столице России в период с мая по октябрь включительно день всегда больше ночи. Оценка: 1 балл.
5. Выберите из списка топонимы, относящиеся к России: а). Роман-Кош; б). Ахтуба; в). Нямунас; г). оз. Зайсан; д). оз. Кулундинское; е). хр. Сетте-Дабан; ж). оз. Большое Медвежье; з). Медвежьи острова; и). Сухуми; к). Туапсе. Оценка: 6 баллов.
6. Этот самый глубокий континентальный водоем содержит одну пятую запасов пресных вод на Земле (без ледников). Более 300 рек впадает в озеро, а вытекает только одна. У ее истока располагается поселок, в котором еще в 1920-х г.г. был открыт стационар по изучению озера. По берегам озера расположено несколько заповедников. Один из них был основан в 1916 г. для сохранения ценного зверька, обитающего в районе хребта на восточном берегу. Хребет и вид животного получили название от реки, которая впадает в озеро. Река дала также название северо-восточному ветру. Почти всюду гористые берега покрыты хвойными лесами. Озеро находится в зоне активных тектонических движений, о чем свидетельствуют многочисленные землетрясения. В результате одного из них в 1862 г. вблизи дельты крупнейшей из рек, впадающих в озеро, погрузился под воду огромный участок суши. Вопросы: а). Определите, что это за озеро. б). Назовите два субъекта Российской федерации, в которых находится озеро. в). Назовите реку, из него вытекающую. г). Назовите поселок, где располагается институт озероведения. д). Назовите научный термин, синоним "озероведение". е). От названия какой реки получили названия хребет и зверь? Как называются хребет, зверь? ж). Назовите северо-восточный ветер, которому дала название река. з). Какое название получил образованный в результате землетрясения залив? и). У устья какой реки он находится? Оценка: 12 баллов.
7. Какие виды речной эрозии вы знаете? В каких участках реки и почему они преобладают? Оценка: 7 баллов.
наверх Районная олимпиада по географии. 8 класс. Ответы.
1. При оценке ответов необходимо учитывать: 1) наличие 2-х определений: природная зона, природный комплекс; 2) доказательства взаимосвязи компонентов внутри природной зоны (между климатом и характером растительности, между растительностью и животным миром, между природными компонентами и человеком); 3) объяснения взаимозависимости компонентов природного комплекса путем изменения одного из них.
2. Большее влияние оказывает арктический максимум, т.к. он является постоянным и оказывает воздействие в течение всего года.
3. Горы Бырранга.
4. б).
5. б), в), д), е), з), к).
6. а). озеро Байкал б). республика Бурятия и Иркутская обл. в). река Ангара г). пос. Листвянка д). лимнология е). р. Баргузин, Баргузинский хребет, Баргузинский соболь ж). Баргузин северо-восточный з). залив Провал и). р. Селенга
7. Виды эррозии: глубинная и боковая. Глубинная преобладает в верховье реки, т.к. скорость течения реки больше в верхней ее части. Боковая эррозия характерна для реки в нижнем течении, т.к. скорость течения здесь ослабевает.
наверх Районная олимпиада по географии. 9 класс. Задания.
1. Перечислены стадии производства текстильной промышленности: отделка, прядение, первичная обработка, ткачество. Составьте схему внутреотраслевых связей. Какая продукция характерна для каждой стадии? Укажите, какие из этих стадий есть на территории Ярославской области (не менее 2-х), какими они представлены предприятиями? Оценка: 13 баллов.
2. Вас пригласили на симпозиум энергетиков. Вы должны сделать доклад об особенностях различных типов электростанций, проанализировав их положительные и отрицательные особенности. Предлагаем ответ оформить в виде таблицы:
Особенности различных типов электростанций
Тип электростанций
| Строительство и эксплуатация
| Работа в энергосистеме
| Воздействие на окружающую среду
| Оценка: 35 баллов.
3. Найдите единственную ошибку в описании России: а). она граничит по суше с 14-ю странами; б). самые протяженные границы - с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной; в). омывается морями 3-х океанов; г). население России составляет около половины населения бывшего СССР; д). территория России составляет примерно ? территории бывшего СССР; е). в составе России 16 республик. Оценка: 1 балл.
4. Выберите город, расположенный на большой реке, впадающий в Каспийское море, крупный центр машиностроения, нефтепереработки и химии (производство синтетического каучука и шин), хлопчатобумажной промышленности: а). Смоленск; б). Иваново; в). Ярославль; г). Псков; д). Воронеж. Оценка: 1 балл.
5. Ваша цель - закупить партию легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Какие города России и ближнего зарубежья нужно посетить, чтобы произвести закупки на заводах, производящих все перечисленные виды продукции (выберите единственный правильный ответ): а). Минск, Рига, Мурманск; б). Нижний Новгород, Павлово, Энгельс; в). Ульяновск, Челябинск, Владивосток; г). Набережные Челны, Казань, Элиста; д). Тольятти, Ростов-на-Дону, Волгоград; е). Москва, Санкт-Петербург, Ликино-Дулево Оценка: 1 балл.
6. С возрастанием роли транспорта в хозяйственной и общественной жизни страны возрастают и требования к его работе. Дайте оценку по пятибалльной системе (относительная шкала оценок) различных видов транспорта, используя показатели таблицы:
вид транспорта
| скорость
| себестоимость
| пассажиро- оборот
| грузо- оборот
| загрязнение окружающей среды
| зависимость от погодных условий
| 1. авиационный
|
|
|
|
|
|
| 2. морской
|
|
|
|
|
|
| 3. речной
|
|
|
|
|
|
| 4. автомобильный
|
|
|
|
|
|
| 5. жел./дорожный
|
|
|
|
|
|
| 6. трубопроводный
|
|
|
|
|
|
| 7. электронный
|
|
|
|
|
|
|
Какие грузы: а). массовые виды; б). громоздкие; в). ценные; г). скоропортящиеся; д). срочные. Какими видами транспорта предпочтительно перевозить? Оценка: 60 баллов.
7. Дайте описание одного из центров народных художественных промыслов (история возникновения промысла, виды изделий, их художественная и культурная значимость, влияние природных условий на развитие промысла, влияние промысла на социально-экономическую жизнь местности и т.д.). Оценка: 15 баллов.
наверх Районная олимпиада по географии. 9 класс. Ответы.
1.
первичная обработка
|
| прядение
|
| ткачество
|
| отделка
|
|
|
|
|
|
|
| волокно
|
| пряжа
|
| суровье
|
| готовая ткань
|
2. Особенности различных типов электростанций
Тип электростанций
| Строительство и эксплуатация
| Работа в энергосистеме
| Воздействие на окружающую среду
| ТЕПЛОВЫЕ (ТЭС)
| Строятся быстро и дешево, но потребляют большое количество топлива, на которое требуются большие затраты на добычу и переработку.
| Работают в постоянном режиме, но требуют длительной остановки при ремонтах.
| Угольные ТЭС выбрасывают много твердых отходов (золы) и вредных газов в атмосферу при работе на мазуте выбросов меньше, на газе - совсем мало.
| ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ (ГЭС)
| Строятся дольше, дорогие, себестоимость энергии минимальна.
| Легко включаются и выключаются.
| Происходит затопление речных долин, загрязняются стоки рек.
| АТОМНЫЕ (АЭС)
| Строятся долго и стоят дорого, но электроэнергия дешевле, чем на ТЭС.
| Используемые топливо - уран, не зависит от источников топливных ресурсов, требуют точности и надежности оборудования, квалификации и дисциплины работников.
| При работе без происшествий воздейсвие на среду незначительно; проблема - захоронение радиоактивных отходов.
|
3. е). 4. в). 5. б).
6.
вид транспорта
| скорость
| себестоимость
| пассажиро- оборот
| грузо- оборот
| загрязнение окружающей среды
| зависимость от погодных условий
| 1. авиационный
| 5
| 5
| 3
| 1
| 4
| 5
| 2. морской
| 1
| 1
| 1
| 3
| 3
| 4
| 3. речной
| 1
| 2
| 1
| 1
| 3
| 4
| 4. автомобильный
| 2
| 4
| 5
| 1
| 5
| 3
| 5. жел./дорожный
| 4
| 3
| 5
| 5
| 1
| 2
| 6. трубопроводный
| 3
| 1
| 0
| 5
| 2
| 1
| 7. электронный
| 5
| 2
| 0
| 0
| 1
| 1
|
1. а), г), д); 2. а), б); 3. а), б); 4. а), в), г), д); 5. а), в); 6. а); 7. а), г).
7. Ответ свободный. Каждый описанный пункт плана - один балл; учитывается оригинальность ответа, знание краеведческого материала и т.д.
наверх Районная олимпиада по географии. 10 класс. Задания.
1. Женщины во всех странах мира живут дольше, чем мужчины: в США и Японии - на 6 лет; во Франции и Финляндии - на 8 лет; в России - на 12 лет. Как Вы считаете, почему возникает такая разница? Оценка: 6 баллов.
2. Район между тремя крупнейшими центрами Бразилии называют "индустриальным треугольником". Назовите эти три города. Оценка: 3 балла.
3. Из перечисленных столиц Азии выберите столицы-порты. а). Кабул б). Дели в). Янгон г). Бангкок д). Багдад е). Бейрут ж). Джакарта з). Куала-Лумпур и). Каной к). Пномпень Оценка: 4 балла.
4. Определите 2 экономически высокоразвитые и достаточно большие по территории и численности населения (свыше 50 млн. чел.) страны, имеющие общую границу по крупной реке; одна из стран - издавна унитарное государство, в котором столица - не только самый большой город страны, но и главный промышленный и культурный центр; другая страна имеет федеральное устройство, в прошлом была раздроблена на множество мелких государств, ее индустриальным центром стал старопромышленный район, в пределах которого сложилась крупная городская агломерация со скоплением больших городов, расположенных вблизи той же самой реки. Укажите названия этих стран, а также реку, по которой они граничат. Оценка: 3 балла.
5. Вы работаете в крупной туристической фирме и Вам необходимо разработать маршруты, которые учитывали бы интересы следующих групп туристов: 1) интересующихся научно-производственными комплексами и новинками техники; 2) больших любителей футбола; 3) любителей замкнутой архитектуры; 4) любителей многодневных пеших прогулок по пересеченной местности; 5) увлекающихся подводной охотой; 6) любителей экзотики и путешествий, связанных с преодолением трудностей; 7) будущих модельеров; 8) любителей сверхкомфортного отдыха; 9) желающих посетить шумные и красочные праздники. По каким странам, регионам должны пролегать маршруты для туристов перечисленных выше групп? Разработайте 1-2 маршрута, сопроводив их картосхемой. Оценка: 40 баллов.
6. В одном из докладов Римского клуба, составленном известным ученым Э. Ласло "Цели для глобального общества", был поставлен 1 из важнейших общечеловеческих вопросов: "...Согласны ли мы предпочесть материальному росту развитие духовных человеческих качеств". Как бы Вы ответили на этот вопрос? Для размышления используйте следующую схему ответа: Моя позиция ___________________________________________ Краткое обоснование____________________________________ Доказательства правильности моей позиции______________________________________________ Оценка: 10 баллов.
7. Вы - шеф-повар ресторана, в котором будут питаться участники международной конференции. Какие блюда Вы предложите на обед русским, французским, турецким, египетским, таиландским участникам конференции, учитывая их национальные особенности в питании. Оценка: 43 балла.
наверх Районная олимпиада по географии. 10 класс. Ответы.
1. - Женщины по своей природе "сильнее мужчин", что сложилось в процессе эволюции (женщина - продолжательница рода); - мужчины испытывают большие нагрузки, связанные с трудом ("мужские профессии", например, сталевары); - мужчины чаще подвержены стрессам; - большей частью для мужчин характерны пагубные привычки, влияющие на здоровье.
2. Рио-де-Жанейро; Сан-Паулу; Белу-Оризонти.
3. в); г); е); ж).
4. Франция, ФРГ, Рейн.
5. Маршруты для туристов первой группы должны пролегать по США, Германии, Великобритании, Франции, восточному побережью Японии, новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии - Республике Корея, Сингапуру, Тайваню, где получили распространение технополисы, технопарки, новейшие предприятия. Для любителей футбола маршруты по США, Латинской Америке, Западной Европе. Для любителей старых замков - по Великобритании, Чехии, Франции, странам Балтии, Германии. Те, кто увлекается пешими походами по пересеченной местности, целесообразно предложить маршрут по исходной тропе вдоль Аппалачей, по озерному краю Восточной Германии, Польше, горным туристским тропам, Словакии, а тем, кого интересует подводная охота - рифы Австралии и острова Океании. Любителям экзотики можно предложить путешествие в тропические дождевые леса, Арктику, Антарктиду, пустыни. Будущим модельерам - Париж. Для любителей отдыха с комфортом - Лазурный берег Франции, курорты Вест-Индии, Восточной Турции, Океании и других признанных курортных зон мира. Маршруты для интересующихся красочными карнавалами пройдут через страны Вест-Индии, Южной Америки.
6. Ответ свободный. Учитывается в первую очередь обоснование, доказательства позиции.
7. Русское меню: щи, каши, пельмени, квас. Турецкое меню: баранина, телятина, фаршированное котлеты, шаурма, кебаб, плов, восточные сладости. Египетское меню: розетте - кушанье из риса; рубленное мясо; бобы с лимоном и ячменной крупой. Таиландское меню: морепродукты; цыпленок, сваренный в кокосовом молоке; курица, запеченная в пальмовых листьях; крабовые рулетки; консоме с грибами; экзотические фрукты (бананы, манго, ананасы, папайя, дурсан, рамбутан, джек-фрут, помэло, розовое яблоко); чай |