В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет





Скачать 172.47 Kb.
НазваниеВ. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет
Дата публикации21.06.2013
Размер172.47 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > География > Методическое письмо


Письмо подготовлено

членами федеральной предметной комиссии по географии

к.п.н. Г.П. Аксакаловой, В.В. Барабановым и С.Е. Дюковой

на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2008 года»,

размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Письмо согласовано

с председателем научно-методического совета ФИПИ по географии, д.г.н., профессором В.П.Дроновым,

утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.


Методическое письмо

Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
В 2001 году начался эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Главной целью экзамена в форме ЕГЭ стало выявление уровня достижений выпускников образовательных учреждений, освоивших программы среднего (полного) общего образования, для итоговой аттестации и отбора в высшие и средние специальные учебные заведения.

За 8 лет проведения ЕГЭ по географии он стал важным фактором совершенствования образовательного процесса. Экзамен в новом формате дает объективные данные о реальном уровне подготовки по географии выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Анализ результатов ЕГЭ позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся по предмету, определить особенности усвоения учебного материала разными группами выпускников, отличающихся уровнем образовательной подготовки по географии, создает необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии.

Экзаменационная модель по географии фиксируется в трех ежегодно утверждаемых документах: Кодификатор элементов содержания по географии для составления КИМ ЕГЭ; Спецификация экзаменационной работы по географии для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений; Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по географии.

Содержание экзаменационной работы по географии определяется Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Описание модели экзамена по географии в форме ЕГЭ

За годы проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена была проведена большая работа, направленная на повышение содержательной валидности и надежности контрольных измерительных материалов для ЕГЭ по географии. Были определены оптимальная структура экзаменационной работы, количество и типы используемых в ней заданий.

Направления совершенствования КИМ по географии в ходе эксперимента

Основные направления совершенствования КИМ определялись последовательной реализацией следующих принципов: отражение в структуре и содержании экзаменационных материалов основных целей ЕГЭ; соответствие содержания КИМ нормативным документам по предмету; стандартизация и объективизация проверки уровня подготовки выпускников по географии; адекватность используемых форм заданий проверяемым знаниям и умениям, ориентация на повышение качества географического образования.

В рамках реализации этих принципов было выделено содержание, соответствующее базовому, повышенному и высокому уровням географической подготовки выпускников; определены формы заданий, адекватные задачам проверки соответствующего содержания. Разработана типология заданий со свободным развернутым ответом по географии и система оценивания каждого типа заданий.

В результате по сравнению с КИМ 2001 г. в 2008 г. существенно изменились структура и содержание экзаменационной работы, повысилась точность и надежность измерений.

В 2001 г. экзаменационная работа ЕГЭ по географии состояла из 70 заданий, 63 из которых относились к заданиям с выбором ответа, 7 - на задания с кратким ответом.

Начиная с 2005 г. общее количество заданий в работе было сокращено до 50, количество заданий с выбором ответа сократилось двое, а количество заданий с кратким однозначным ответом и свободными развернутыми ответами увеличилось (их доля в суммарном балле за выполнение всей работы возросла до 50%).

Пропорция между заданиями, относящимися к отдельным разделам, отражает соотношение учебного времени, отводимого на их изучение в примерных программах, она не изменялась сколько-нибудь принципиально в экзаменационных работах разных лет. Вместе с тем сам характер заданий существенно корректировался.

В КИМ 2006-2008 гг. по сравнению с экзаменационными работами прошлых лет сократилась доля заданий, требующих простого воспроизведения материала, изложенного в учебниках. В настоящее время примерно в половине из 50 заданий экзаменационной работы поверяется способность применять знания в новой или измененной ситуации: проводить сравнения, объяснять географические процессы и явления, анализировать демографические и геоэкологические ситуации, аргументировать собственную точку зрения.

Так, например, если в ЕГЭ первых лет проверялось знание выпускниками способов картографического изображения, умение переводить числовой масштаб в именованный, то в современных КИМ экзаменуемым предлагается произвести реальное измерение расстояний, необходимое в контексте определенной ситуации, использовать умение не просто читать, а анализировать карту для обоснования выбора места (для размещения, например, школьной спортплощадки). Задания с развернутым ответом стали контекстно-ориентированными, в них предлагается применить знания для объяснения реальных жизненных ситуаций, для ответа на вопросы требуется умение читать и анализировать рисунки, схемы, графики и т.п.

Характеристика КИМ ЕГЭ по географии 2008 года

В контрольных измерительных материалах 2008 года не произошло существенных изменений ни по структуре, ни по содержанию. Экзаменационная работа 2008 года была во многом аналогична работам 2006 – 2007 годов.

Распределение заданий по основным содержательным блокам в КИМ 2008 г. показано в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по основным содержательным блокам

Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу

Число заданий

1. Основные источники географической информации

7

2. Природа Земли и человек

9

3. Население мира

5

4. Мировое хозяйство

6

5.Природопользование и геоэкология

4

6. Страноведение

5

7. География России

14

Итого

50

Экзаменационная работа включала 30 заданий базового, 13 – повышенного и 7 заданий высокого уровня сложности. На задания базового уровня приходилось 50% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного и высокого уровня – 27% и 23% соответственно.

Задания базового уровня проверяли овладение наиболее значимым содержанием, предусмотренным стандартом, в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации. Проверялось знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Оценивалось овладение экзаменуемыми базовыми картографическими умениями практического характера – умениями определять по картам направления, расстояния и географические координаты.

Для выполнения заданий повышенного уровня сложности от экзаменуемых требовалось владение всем содержанием предмета, необходимым для обеспечения успешности продолжения географического образования и дальнейшей профессионализации в области географии.

Задания высокого уровня выявляли способность выпускника творчески применять предметные знания и умения. При их выполнении требовалось продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения субъективно новых для учащихся географических задач.

Экзаменационная работа включала 30 заданий на воспроизведение знаний, 12 – на применение знаний в знакомой ситуации и 8 – на применение знаний в новой ситуации.

В заданиях на воспроизведение знаний требовалось показывать на карте положение важнейших географических объектов, называть основные факты и закономерности. Применение знаний в знакомой ситуации требовало овладения умениями пользоваться терминами, определять, сравнивать, классифицировать географические объекты и явления. Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривало использование учащимися умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить анализ, систематизировать и интегрировать знания, делать обобщения, формулировать выводы, давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.

Как и в предыдущие годы, экзаменационная работа 2008 г. состояла из трех частей и включала в общей сложности 50 заданий. Части работы выделялись в соответствии с типами заданий.

Часть 1 состояла из 31 задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, из них 28 заданий относились к базовому уровню, а 3 – к повышенному.

Часть 2 включала 12 заданий с кратким ответом (из них 2 базового, 9 повышенного и 1 высокого уровня). В части 2 использовались пять разновидностей заданий с кратким ответом: задания, требующие написать ответ в виде числа; задания, требующие написать ответ в виде одного слова; задания с кратким ответом на выбор из предложенного списка нескольких правильных ответов, задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях; задания на установление правильной последовательности.

Часть 3 включала 7 заданий (1 повышенного и 6 высокого уровня трудности) с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.

На выполнение экзаменационной работы отводилось 180 минут. Во время экзамена пользоваться атласами и другими справочными материалами не разрешалось.

Ответы на задания части 1 и части 2 проверялись с помощью компьютера (ответы сравнивались с эталонами). Степень полноты и правильности ответов на задания части 3 оценивалась прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляли проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания.

Задания экзаменационной работы оценивались разным числом баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение каждого из заданий части 1 и большинства заданий части 2 оценивалось в 1 балл. За выполнение некоторых заданий части 2 и всех заданий части 3 в зависимости от полноты и правильности ответа можно было получить до 3 баллов. Набранный каждым из выпускников первичный балл затем переводился в 100-балльную шкалу.

Особенности КИМ ЕГЭ по географии 2009 года

Экзаменационная работа 2009 года сохраняет преемственность с КИМ 2006- 2008 гг. Корректировка КИМ в 2009 году минимальна: не проверяются знания о распространении животных и растений на Земле, проверяются знания географических особенностей размещения населения мира и о географическом распространении мировых религий (включая ареалы распространения основных религий народов России).

При сохранении общего числа заданий (50) и числа заданий в отдельных частях экзаменационной работы 2009 г. в части 2 увеличивается число заданий, оцениваемых в два балла, соответственно, увеличивается на 1 максимальный первичный балл суммарное число первичных баллов за выполнение всех заданий работы.

С документами, регламентирующими разработку экзаменационной работы по географии 2009 г., можно познакомиться на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.
Основные результаты единого государственного экзамена

по географии в 2008 году

В июне 2008 года ЕГЭ по географии сдавало рекордное за все годы эксперимента количество выпускников – 26300 экзаменуемых (в 2007 г – 19191 чел.) Такой значительный рост участников ЕГЭ по географии объясняется не только увеличением числа регионов участвующих в эксперименте (в 2008 г. - 68, в 2007 г - 56), но и некоторым увеличением процента выпускников, выбирающих географию в качестве экзамена по выбору.

Анализ состава экзаменуемых показал, что около 95% экзаменуемых составили выпускники общеобразовательных учреждений; около 26% - выпускники сельских школ. Как и в прошлые годы, на экзамен пришло больше девушек, чем юношей.

Следует подчеркнуть, что результаты экзамена 2008 г. (как и прошлых лет), не могут отражать особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений России, поскольку процент его участников невелик (в 2008 г. ЕГЭ по географии сдавало лишь 4% всех выпускников РФ). Однако итоги ЕГЭ могут дать информацию о некоторых характерных тенденциях, связанных с преподаванием предмета, а также о типичных ошибках, которые допускают выпускники в процессе сдачи экзамена.

Общие результаты ЕГЭ по географии представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение участников экзамена (процент от общего числа) по отметкам, полученным на экзамене

Баллы


% учащихся

2006

2007

2008

«2»

15,9

16,3

8,91

«3»

40,7

38,2

40,16

«4»

32,3

34,3

39,16

«5»

11,1

11,1

11,76

Критерии выставления аттестационных отметок в 2008 г. по сравнению с 2007 г. не изменились. Для получения отметки «3» необходимо было выполнить более 50% заданий базового уровня (16 заданий)1, а для получения отметки «4» – 32 задания (в 2006 г. – 31).

В 2008 г. впервые совокупная доля выпускников, получивших отметки «4» и «5», оказалась около 50%. В целом, по сравнению с 2006 и 2007 годами в соотношении отметок, полученных выпускниками, можно отметить некоторое изменение в лучшую сторону за счет уменьшения доли «двоек» и повышения доли «четверок».

Количество участников ЕГЭ, набравших 100 баллов в 2008 году, также увеличилось до двадцати шести против одиннадцати человек в 2007 году.

Необходимо отметить значительное (до 6%) снижение количества участников ЕГЭ, не приступавших к выполнению заданий части 3 экзаменационной работы (сдающих чистые бланки ответов № 2). Данный факт свидетельствует о повышении уровня мотивированности участников ЕГЭ по географии, что может быть в какой-то степени связано с отменой в 2008 г. правила «плюс один балл при неудовлетворительных результатах экзамена», а также с увеличением количества вузов, принимающих результаты ЕГЭ по географии.

Так как содержание и уровень трудности КИМ в последние три года практически не изменялись, то по сравнению с 2006 годом можно констатировать некоторое повышение уровня подготовки выпускников, сдававших экзамен в форме ЕГЭ. Данный результат проявляется в более успешном выполнении заданий всех уровней сложности. Это повышение достигнуто в основном за счет того, что в целом выпускники стали лучше справляться с заданиями практического характера и заданиями, проверяющими способность применять полученные в школе знания и умения для решения различных задач.

В 2008 г. бòльшее количество выпускников продемонстрировало сформированность умений использовать различные источники информации, читать карту, определять азимуты и ресурсообесреченность, поясное время, применять географические знания для решения задач.

Систематическое включение подобных заданий в варианты КИМ, увеличение доли таких заданий в работе способствовали тому, что в практике обучения географии им стало уделяться больше внимания .

Однако отмеченное улучшение образовательных достижений выпускников достигнуто только за счет повышения уровня подготовки учащихся, получивших на экзамене хорошие и отличные отметки. Сравнивая уровень подготовки учащихся, получивших различные отметки на экзамене в 2008 году и в предыдущие годы, необходимо отметить устойчивую тенденцию «поляризации» сильной и слабой групп выпускников, усиление дифференциации участников экзамена по уровню подготовки. Результаты экзамена показывают, что группой «двоечников» второй год подряд не усвоены проверяемые элементы подготовки даже на базовом уровне.

Подробно ознакомиться с описанием подготовки выпускников, получивших различные отметки на экзамене, недостатками подготовки учащихся по каждому из семи разделов содержания школьной географии можно в аналитическом отчете «Результаты единого государственного экзамена 2008 года)», опубликованного на сайте ФИПИ
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания географии с учетом результатов ЕГЭ 2008 года

Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в 2008 году, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников.

Включение в экзаменационную работу наиболее значимых элементов содержания курсов школьной географии способствует повышению качества географического образования. Так, отмеченное в последнее время повышение уровня сформированности у учащихся картографических умений, а также умений работать с различными источниками информации связано с систематическим включением в ЕГЭ заданий, проверяющих эти важнейшие элементы школьного географического образования.

Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений учащихся самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений (см. рекомендации в методических письма по результатам экзаменов 2006, 2007 гг.2).

При сравнении результатов ЕГЭ 2008 и предыдущих лет наблюдается увеличение процента выпускников, у которых сформированы умения применять полученные знания для объяснения особенностей природы, населения и хозяйства конкретных территорий. Значительно повысился процент выполнения заданий, требующих применения знаний и умений в измененной или новой ситуации, хотя этот рост достигнут только за счет результатов наиболее сильной части выпускников.

Наряду с положительными тенденциями по результатам ЕГЭ 2008 г. выявлены и недостатки в географической подготовке выпускников, свидетельствующие о необходимости внесения дополнительных корректив в образовательный процесс.

Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии.

Так, еще много ошибок выпускников связано, как и прежде, с неспособностью проанализировать информацию, представленную в условии задания, особенно если информация дана на географической карте, или в предлагаемом коротком тексте, или зафиксирована в статистических материалах или климатограмме. Ответы выпускников часто сводятся к пересказу информации, представленной в условии, механическому описанию того, что показано на карте или в таблицах. Поэтому при проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижение требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с картами и другими источниками географической информации.

К числу недостатков подготовки значительной части выпускников относится непонимание сути ряда показателей, характеризующих географические процессы и явления, непонимание и недостаточная сформированность некоторых понятий, (солнечная радиация, циклон и антициклон, атмосферный фронт, международная экономическая интеграция). Выпускники затрудняются выделить характерные признаки понятий, установить причинно-следственные связи между демографическими показателями, характеризующими естественный прирост и возрастную структуру населения. Как и раньше, около 20-25% выпускников затрудняются отвечать на задания, основанные на информации СМИ, проверяющие умение использовать полученные в школе географические знания для объяснения реальных жизненных событий и ситуаций.

Много ошибок допускается выпускниками при выполнении несложных заданий, требующих привлечения знаний и умений, формируемых при изучении курсов географии в основной школе. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии мирового хозяйства, населения мира изучении отдельных регионов и стран.

Одной из важных компетентностей, которая должна формироваться в процессе обучения географии, является способность формулировать мысли с использованием географических терминов и понятий и записывать ход рассуждений при решении различных задач - как учебных, так и возникающих в окружающей действительности.

Анализ ответов на задания третьей части экзаменационной работы показывает, что даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не всегда умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Необходимо целенаправленно формировать это умение, начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися.

Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть также реализовано при изучении вопросов природопользования и геоэкологии, населения и хозяйства России и мира. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.

К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ЕГЭ заданий может стать средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. С этой целью могут быть использованы задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенные в открытом доступе на сайте ФИПИ. Все задания, используемые в ЕГЭ, проходят многоступенчатую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания географического образования, а также зафиксированным в стандартах требованиям к уровню подготовки выпускников. Опубликованные материалы открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий по географии включают подборки заданий по всем разделам и темам обязательных минимумов содержания школьного географического образования. Эти материалы стали дополнительным ориентиром для учителей при планировании глубины изучения того или иного материала, при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овладения географическими знаниями и умениями.

Опубликованные задания ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям, наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Например, многие пособия для тематического и итогового контроля включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ЕГЭ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения при решении различных задач. Использование при проведении текущего контроля заданий, апробированных в рамках ЕГЭ, позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, и одновременно – подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.

Нерешенной остается проблема, связанная с организацией подготовки выпускников к ЕГЭ по географии при отсутствии в учебных планах выпускного класса большинства школ предмета «География».

Универсального решения этой проблемы не существует. Возможна организация факультативных занятий (имеются методические пособия для учителя, включающие подробные тематические разработки для организации повторения школьного курса географии), но не в каждой школе в выпускных классах найдется достаточное количество выпускников для организации таких занятий. Заслуживает внимания в этой связи опыт московских окружных методических объединений учителей географии, организующих подготовку к ЕГЭ учащихся нескольких недалеко расположенных друг от друга школ на базе одной из школ с привлечением наиболее опытных и квалифицированных учителей.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ. Таких пособий много, но далеко не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Кроме учебников, рекомендовать ученикам можно пособия, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену» и «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ».


1 Снижение на один балл границы между «двойкой» и «тройкой» объясняется сокращением в работе 2008 года количества заданий базового уровня с 31 до 30.

2 «География в школе», 2007, №5; «География в школе», 2008, №4



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconМ. В. Вербицкой и к фил н. К. С. Махмурян на основе аналитического отчет
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconИ. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconС. А. Зининым и Л. Н. Гороховской на основе аналитического отчет
Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconАппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического...
Аналитического управления Оробец В. М, доктор юридических наук, профессор; Баринов Д. О., стажёр практикант юридического факультета...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconОтчет
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: Пункт 17 раздела I плана работы Контрольно-счетной палаты Кировской...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconПланы семинарских занятий по дисциплине «региональная экономика»
Практическое задание №1: на основе собранного аналитического материала привести примеры основных понятий региона по заданному
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconПрименение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный...
Отчет по итогам мониторинга внедрения проектов победителей Ежегодного краевого конкурса гражданских и общественных инициатив 2012...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconРеферат Отчет «Формирование мотивационной готовности жителей мегаполиса...
Содержание деятельности и результаты мероприятия 2: «Формирование мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconЗато александровск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
На ваш запрос «О подготовке аналитического отчета по итогам 2011-2012 учебного года» направляем аналитический отчет о работе учреждения...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconУрок Семинар. (9 класс) Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин»...
Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» (итоговое занятия после аналитического прочтения)
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Демонстрация — это метод обучения, который строится на основе показа обучающимся определенных объектов, явлений, научных и производственных...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка концепции...
З организационно-правовых моделей функционирования органов государственного внешнего финансового контроля в системе государственной...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconОтчет о результатах самообследования (публичный отчет)
«сош №16» ориентировано на обучение и воспитание, а также развитие физиологических, психологических, интеллектуальных и образовательных...
В. В. Барабановым и С. Е. Дюковой на основе аналитического отчет iconАналитического отчета
Целью является: обеспечение интеллектуального, личностного развития учащихся, приобщение к общечеловеческим и национально-культурным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск